Указ Президента Республики Узбекистан

В целях дальнейшего совершенствования гражданско-правовых отношений, отмены установленных искусственных ограничений при заключении отдельных договоров, а также создания необходимых условий для использования информационных систем в договорных отношениях:

1. Согласиться с предложением Министерства юстиции, Министерства экономического развития и сокращения бедности и Антимонопольного комитета об отмене с 1 декабря 2021 года:

запрета на прием коммерческими банками платежей за поставленную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) за счет третьих лиц;

требования об обязательном установлении предварительной оплаты в договорах на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), заключаемых хозяйствующими субъектами с долей государства
50 процентов и более;

требования об обязательном установлении аванса в договорах, заключаемых между производителями сельскохозяйственной и животноводческой продукции и заготовительными организациями.

Отметить, что предварительная оплата и аванс, предусмотренные абзацами третьим и четвертым настоящего пункта, определяются по соглашению сторон договора.

2. Разрешить физическим лицам предоставлять и погашать займы между собой в иностранной валюте путем нотариального удостоверения договоров займа.

Министерству юстиции совместно с Министерством финансов в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект закона, предусматривающий уменьшение в два раза размера государственных пошлин, взимаемых за нотариальное удостоверение договоров займа
и совершение исполнительных надписей о взыскании денежных сумм, вытекающих из договоров займа.

3. Установить порядок, в соответствии с которым начиная с 1 января 2022 года:

а) имущество, выставленное для реализации на электронный онлайн-аукцион при исполнении судебных актов и актов иных органов, передается победителю аукциона без задолженностей и со снятыми запретами, за счет денежных средств, поступивших от его реализации. В случае недостаточности денежных средств, поступивших от реализации имущества, обязательство по оплате задолженности остается за его прежним владельцем – должником.

Сумма задатка подлежит возврату в течение трех рабочих дней со дня обращения победителя аукциона в случаях непринятия имущества победителем аукциона по следующим основаниям:

несоответствие имущества, реализованного на аукционе, заявленным техническим характеристикам объекта аукциона;

переход имущества во владение третьих лиц до его реализации на аукционе и установление данного обстоятельства после окончания аукциона;

б) сторона договора, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение обязательств по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе в дальнейшем требовать признания данного договора недействительным, если такое требование противоречит принципу добросовестности;

в) в договорах, связанных с государственными закупками, заключаемых хозяйствующими субъектами, в обязательном порядке устанавливаются антикоррупционные оговорки.

При несоблюдении антикоррупционных оговорок стороной договора и лицами, привлеченными ею (субподрядными организациями, агентами и иными лицами, подконтрольными сторонам), другая сторона вправе приостановить, расторгнуть договор в одностороннем порядке и потребовать возмещения убытков;

г) в случае неуплаты юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями задолженности по налоговым и таможенным платежам налоговые или таможенные органы направляют в банк распоряжение о замораживании денежных средств на счетах плательщика в размере, равном сумме задолженности, и последующем взыскании их по истечении тридцати календарных дней с уведомлением об этом самого плательщика.

При обжаловании плательщиком данного распоряжения в суд в течение тридцати календарных дней с момента получения уведомления списание либо несписание денежных средств со счетов клиента осуществляется в соответствии с решением суда;

д) публичные договоры в сфере коммунальных услуг, энергоснабжения, услуг связи, пассажирских и грузовых перевозок и в иных подобных сферах, имеющих большое социальное значение, разработанные субъектами естественных монополий, заключаются
с потребителями после согласования с антимонопольным органом.

4. Отменить практику утверждения типовых договоров нормативно-правовыми актами, за исключением случаев, когда законом прямо предусмотрено утверждение типовых договоров, обязательных
для сторон.

5. Утвердить:

План мер по дальнейшему совершенствованию отношений при заключении договоров гражданско-правового характера и исполнении обязательств согласно приложению № 1;

«Дорожную карту» по разработке образцов договоров гражданско-правового характера согласно приложению № 2.

6. Одобрить предложение Министерства юстиции, Министерства
по развитию информационных технологий и коммуникаций, Центрального банка и Торгово-промышленной палаты о внедрении системы «эскроу» при осуществлении купли-продажи продукции через электронные торговые площадки в сфере электронной коммерции и заключении сделок в иных сферах.

7. Рекомендовать фермерским хозяйствам и заготовительным организациям заключать и регистрировать договоры контрактации
в электронной форме посредством использования информационных систем.

Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством
по развитию информационных технологий и коммуникаций в трехмесячный срок создать необходимые условия для заключения и регистрации договоров контрактации в электронной форме посредством использования информационных систем.

8. Верховному суду проводить на системной основе, но не реже одного раза в шесть месяцев, анализ судебной практики по применению судами актов законодательства при рассмотрении споров, вытекающих
из договорно-правовых отношений, и толковании условий договоров,
по результатам – направлять судам соответствующие указания для формирования единой правоприменительной практики.

9. Органам государственного управления и исполнительной власти
на местах, а также государственным предприятиям, осуществляющим поставку товаров и оказание услуг населению в коммунальной и иных подобных сферах, в двухмесячный срок разработать и утвердить мероприятия по широкому использованию информационных систем при заключении договоров с населением и субъектами предпринимательства.

10. Министерству финансов в целях дальнейшего усиления общественного контроля за закупочными процедурами на специальном информационном портале по государственным закупкам обеспечить обязательное размещение в реестре договоров, заключенных государственными заказчиками:

заключенных договоров, а также всей документации и данных по дополнительным соглашениям о внесении в них изменений;

отчетов об исполнении договоров государственными заказчиками при истечении срока действия договора, исполнении договора или его расторжении.

11. Антимонопольному комитету совместно с Министерством юстиции в трехмесячный срок провести анализ публичных договоров, разработанных субъектами естественных монополий, на предмет соблюдения прав потребителей и соответствия этих договоров принципу равноправия сторон, при необходимости – внести в Кабинет Министров предложения о пересмотре публичных договоров.

12. Министерству инвестиций и внешней торговли совместно с Министерством юстиции в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения о привлечении ведущих международных консалтинговых
и юридических компаний на этапе разработки и согласования проектов инвестиционных соглашений с правительством Республики Узбекистан
в сферах энергетики, горной металлургии и связи, а также по определению источников их финансирования.

13. Министерству высшего и среднего специального образования начиная с 2022/2023 учебного года внедрить практику заключения договоров по обучению в высших образовательных учреждениях в электронной форме посредством использования информационных систем.

14. Министерству юстиции:

совместно с Центральным банком в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров проект нормативно-правового акта, устанавливающего правила пользования системой «эскроу» в сфере электронной коммерции;

в сотрудничестве с Торгово-промышленной палатой провести мероприятия по широкому привлечению субъектов предпринимательства к сфере оказания услуг по подписанию, хранению и отправке договоров посредством информационной системы.

15. Признать утратившими силу некоторые указы Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 3.

16. Министерству юстиции:

а) совместно с Агентством по противодействию коррупции и Торгово-промышленной палатой в двухмесячный срок разработать и опубликовать антикоррупционные оговорки, имеющие рекомендательный характер, для использования хозяйствующими субъектами при заключении договоров;

б) в трехмесячный срок разместить образцы договоров на специальном информационном портале «yurxizmat.uz» и регулярно поддерживать их в контрольном состоянии исходя из изменений, вносимых в законодательство;

в) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами:

в двухмесячный срок провести инвентаризацию подзаконных актов об утверждении типовых договоров, представить соответствующие предложения о внесении изменений или отмене подзаконных актов, не соответствующих настоящему Указу, в орган, их принявший;

в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

17. Возложить на министра юстиции Давлетова Р.К. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

Обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью органов, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.

          Президент

Республики Узбекистан                  Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

14 сентября 2021 года.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О мерах по коренному совершенствованию договорных отношений

Указ Президента Республики Узбекистан

В целях дальнейшего совершенствования гражданско-правовых отношений, отмены установленных искусственных ограничений при заключении отдельных договоров, а также создания необходимых условий для использования информационных систем в договорных отношениях:

1. Согласиться с предложением Министерства юстиции, Министерства экономического развития и сокращения бедности и Антимонопольного комитета об отмене с 1 декабря 2021 года:

запрета на прием коммерческими банками платежей за поставленную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) за счет третьих лиц;

требования об обязательном установлении предварительной оплаты в договорах на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), заключаемых хозяйствующими субъектами с долей государства
50 процентов и более;

требования об обязательном установлении аванса в договорах, заключаемых между производителями сельскохозяйственной и животноводческой продукции и заготовительными организациями.

Отметить, что предварительная оплата и аванс, предусмотренные абзацами третьим и четвертым настоящего пункта, определяются по соглашению сторон договора.

2. Разрешить физическим лицам предоставлять и погашать займы между собой в иностранной валюте путем нотариального удостоверения договоров займа.

Министерству юстиции совместно с Министерством финансов в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект закона, предусматривающий уменьшение в два раза размера государственных пошлин, взимаемых за нотариальное удостоверение договоров займа
и совершение исполнительных надписей о взыскании денежных сумм, вытекающих из договоров займа.

3. Установить порядок, в соответствии с которым начиная с 1 января 2022 года:

а) имущество, выставленное для реализации на электронный онлайн-аукцион при исполнении судебных актов и актов иных органов, передается победителю аукциона без задолженностей и со снятыми запретами, за счет денежных средств, поступивших от его реализации. В случае недостаточности денежных средств, поступивших от реализации имущества, обязательство по оплате задолженности остается за его прежним владельцем – должником.

Сумма задатка подлежит возврату в течение трех рабочих дней со дня обращения победителя аукциона в случаях непринятия имущества победителем аукциона по следующим основаниям:

несоответствие имущества, реализованного на аукционе, заявленным техническим характеристикам объекта аукциона;

переход имущества во владение третьих лиц до его реализации на аукционе и установление данного обстоятельства после окончания аукциона;

б) сторона договора, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение обязательств по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе в дальнейшем требовать признания данного договора недействительным, если такое требование противоречит принципу добросовестности;

в) в договорах, связанных с государственными закупками, заключаемых хозяйствующими субъектами, в обязательном порядке устанавливаются антикоррупционные оговорки.

При несоблюдении антикоррупционных оговорок стороной договора и лицами, привлеченными ею (субподрядными организациями, агентами и иными лицами, подконтрольными сторонам), другая сторона вправе приостановить, расторгнуть договор в одностороннем порядке и потребовать возмещения убытков;

г) в случае неуплаты юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями задолженности по налоговым и таможенным платежам налоговые или таможенные органы направляют в банк распоряжение о замораживании денежных средств на счетах плательщика в размере, равном сумме задолженности, и последующем взыскании их по истечении тридцати календарных дней с уведомлением об этом самого плательщика.

При обжаловании плательщиком данного распоряжения в суд в течение тридцати календарных дней с момента получения уведомления списание либо несписание денежных средств со счетов клиента осуществляется в соответствии с решением суда;

д) публичные договоры в сфере коммунальных услуг, энергоснабжения, услуг связи, пассажирских и грузовых перевозок и в иных подобных сферах, имеющих большое социальное значение, разработанные субъектами естественных монополий, заключаются
с потребителями после согласования с антимонопольным органом.

4. Отменить практику утверждения типовых договоров нормативно-правовыми актами, за исключением случаев, когда законом прямо предусмотрено утверждение типовых договоров, обязательных
для сторон.

5. Утвердить:

План мер по дальнейшему совершенствованию отношений при заключении договоров гражданско-правового характера и исполнении обязательств согласно приложению № 1;

«Дорожную карту» по разработке образцов договоров гражданско-правового характера согласно приложению № 2.

6. Одобрить предложение Министерства юстиции, Министерства
по развитию информационных технологий и коммуникаций, Центрального банка и Торгово-промышленной палаты о внедрении системы «эскроу» при осуществлении купли-продажи продукции через электронные торговые площадки в сфере электронной коммерции и заключении сделок в иных сферах.

7. Рекомендовать фермерским хозяйствам и заготовительным организациям заключать и регистрировать договоры контрактации
в электронной форме посредством использования информационных систем.

Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством
по развитию информационных технологий и коммуникаций в трехмесячный срок создать необходимые условия для заключения и регистрации договоров контрактации в электронной форме посредством использования информационных систем.

8. Верховному суду проводить на системной основе, но не реже одного раза в шесть месяцев, анализ судебной практики по применению судами актов законодательства при рассмотрении споров, вытекающих
из договорно-правовых отношений, и толковании условий договоров,
по результатам – направлять судам соответствующие указания для формирования единой правоприменительной практики.

9. Органам государственного управления и исполнительной власти
на местах, а также государственным предприятиям, осуществляющим поставку товаров и оказание услуг населению в коммунальной и иных подобных сферах, в двухмесячный срок разработать и утвердить мероприятия по широкому использованию информационных систем при заключении договоров с населением и субъектами предпринимательства.

10. Министерству финансов в целях дальнейшего усиления общественного контроля за закупочными процедурами на специальном информационном портале по государственным закупкам обеспечить обязательное размещение в реестре договоров, заключенных государственными заказчиками:

заключенных договоров, а также всей документации и данных по дополнительным соглашениям о внесении в них изменений;

отчетов об исполнении договоров государственными заказчиками при истечении срока действия договора, исполнении договора или его расторжении.

11. Антимонопольному комитету совместно с Министерством юстиции в трехмесячный срок провести анализ публичных договоров, разработанных субъектами естественных монополий, на предмет соблюдения прав потребителей и соответствия этих договоров принципу равноправия сторон, при необходимости – внести в Кабинет Министров предложения о пересмотре публичных договоров.

12. Министерству инвестиций и внешней торговли совместно с Министерством юстиции в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения о привлечении ведущих международных консалтинговых
и юридических компаний на этапе разработки и согласования проектов инвестиционных соглашений с правительством Республики Узбекистан
в сферах энергетики, горной металлургии и связи, а также по определению источников их финансирования.

13. Министерству высшего и среднего специального образования начиная с 2022/2023 учебного года внедрить практику заключения договоров по обучению в высших образовательных учреждениях в электронной форме посредством использования информационных систем.

14. Министерству юстиции:

совместно с Центральным банком в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров проект нормативно-правового акта, устанавливающего правила пользования системой «эскроу» в сфере электронной коммерции;

в сотрудничестве с Торгово-промышленной палатой провести мероприятия по широкому привлечению субъектов предпринимательства к сфере оказания услуг по подписанию, хранению и отправке договоров посредством информационной системы.

15. Признать утратившими силу некоторые указы Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 3.

16. Министерству юстиции:

а) совместно с Агентством по противодействию коррупции и Торгово-промышленной палатой в двухмесячный срок разработать и опубликовать антикоррупционные оговорки, имеющие рекомендательный характер, для использования хозяйствующими субъектами при заключении договоров;

б) в трехмесячный срок разместить образцы договоров на специальном информационном портале «yurxizmat.uz» и регулярно поддерживать их в контрольном состоянии исходя из изменений, вносимых в законодательство;

в) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами:

в двухмесячный срок провести инвентаризацию подзаконных актов об утверждении типовых договоров, представить соответствующие предложения о внесении изменений или отмене подзаконных актов, не соответствующих настоящему Указу, в орган, их принявший;

в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

17. Возложить на министра юстиции Давлетова Р.К. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

Обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью органов, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.

          Президент

Республики Узбекистан                  Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

14 сентября 2021 года.