Указ Президента Республики Узбекистан

В целях эффективного обеспечения исполнения Стратегии «Узбекистан – 2030», широкого использования методов «умного регулирования» в процессе нормотворчества, обеспечения стабильности правового регулирования общественных отношений, а также совершенствования организационно-правовых механизмов оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов и ведения мониторинга результативности актов законодательства:

1. Принять к сведению, что Министерством юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами проведена экспертиза 1 860 актов законодательства, в 243 из них выявлено 350 норм и правовых пробелов, утративших свою актуальность, не обеспеченных механизмами реализации, а также разработаны соответствующие предложения по их устранению.

Утвердить:

Изменения и дополнения, вносимые в некоторые акты Президента Республики Узбекистан, направленные на совершенствование законодательства в финансовой, кредитной, банковской сферах, сферах предпринимательской деятельности, социальной защиты, внешнеэкономических связей и таможенного дела, согласно приложению № 1;

«Дорожную карту» по устранению утративших свою актуальность и не обеспеченных механизмами реализации норм и правовых пробелов в актах законодательства согласно приложению № 2.

Признать утратившими силу некоторые акты Президента Республики Узбекистан и правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 3.

Кабинету Министров в месячный срок утвердить «Дорожную карту» по устранению в актах законодательства норм, утративших свою актуальность и не обеспеченных механизмами реализации, а также правовых пробелов и коррупционных факторов.

2. Ввести с 1 октября 2024 года упрощенный и расширенный порядок оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов (далее – оценка). При этом:

а) в упрощенном порядке перед разработкой проекта оцениваются следующие регуляторные инструменты, и по результатам оценки получается предварительное заключение Министерства юстиции:

определение обязанностей, требований, запретов, ответственности или иных ограничений (далее – требования) физическим и юридическим лицам, их изменение или применение мер воздействия, связанных с соблюдением требований или обеспечением их исполнения;

введение льгот, преференций и других видов государственной поддержки, предоставляемых субъектам предпринимательства, расширение или сокращение сферы их применения;

б) в расширенном порядке оцениваются следующие проекты нормативно-правовых актов:

проекты, признанные по результатам упрощенной оценки имеющими высокий уровень экономического и социального воздействия, а также воздействия на окружающую среду;

проекты, признанные подлежащими расширенной оценке по поручениям палат Олий Мажлиса, Администрации Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров, а также по предложениям уполномоченных органов в сфере оценки, общественности и других заинтересованных сторон.

Министерству юстиции в двухмесячный срок утвердить методологию проведения упрощенной и расширенной оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов.

3. В целях комплексной организации деятельности по анализу и оценке эффективности применения действующих актов законодательства, повышения взаимосвязанности и действенности введенных институтов в данном направлении внедрить начиная с 2025 года порядок, предусматривающий:

а) после вступления в силу нормативно-правового акта, регулирующего общественные отношения, устанавливающего правовые нормы:

в целях анализа достижения целей принятия нормативно-правового акта, обеспечения его исполнения и сбора статистических данных для оценки ежегодно ответственным государственным органом проводится мониторинг;

в целях определения достижения целей и эффективности принятия нормативно-правового акта каждые три года ответственным государственным органом проводится оценка подзаконных актов;

в принятом нормативно-правовом акте указывается государственный орган, ответственный за проведение его мониторинга и оценки;

результаты мониторинга и оценки принятого нормативно-правового акта в обязательном порядке предоставляются Министерству юстиции и публикуются на официальном веб-сайте ответственного государственного органа;

б) правовой мониторинг актов законодательства проводится в рамках оценки регуляторного воздействия;

в) комплексный план по проведению оценки регуляторного воздействия и антикоррупционной экспертизы актов законодательства (далее – комплексный план) ежегодно разрабатывается Министерством юстиции и утверждается Кабинетом Министров;

г) отчет Министерства юстиции об исполнении комплексного плана представляется Кабинету Министров и Администрации Президента Республики Узбекистан.

4. В целях обеспечения разработки проектов нормативно-правовых актов с их широким обсуждением с участием экспертов:

а) при разработке проектов нормативно-правовых актов, в том числе их оценке, к процессам сбора данных (опросам, обсуждениям в фокус-группах и другим) широко привлекаются научные организации и негосударственные некоммерческие организации;

б) с 1 октября 2024 года:

по проектам законов государственные органы в обязательном порядке получают заключения государственных экспертных научно-исследовательских учреждений в данной области, за исключением проектов, предусматривающих внесение изменений и дополнений, направленных на взаимное приведение в соответствие актов законодательства, а также признание их утратившими силу;

заключения государственных экспертных научно-исследовательских учреждений и материалы по результатам обсуждений в обязательном порядке прилагаются при внесении проекта в Министерство юстиции и органы, принимающие данный акт.

5. Министерству юстиции совместно с Институтом законодательства и правовой политики в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров порядок проведения научной экспертизы проектов нормативно-правовых актов.

6. В целях координации деятельности республиканских и местных органов исполнительной власти при оценке и антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов образовать в составе Секретариата Премьер-министра в исполнительной структуре Кабинета Министров Отдел оценки регуляторного воздействия и антикоррупционной экспертизы (далее – Отдел), состоящий из 3 штатных единиц.

При этом штатные единицы Отдела формируются за счет оптимизации 2 штатных единиц из системы Министерства юстиции и 1 штатной единицы из системы Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей.

Определить основными задачами Отдела:

координацию деятельности республиканских и местных органов исполнительной власти в сфере оценки и антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;

проведение оценки и осуществление антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативно-правовых актов;

осуществление совместно с заинтересованными государственными органами и организациями критического анализа состояния исполнения принятых нормативно-правовых актов и выработку по результатам предложений по совершенствованию нормативно-правовых актов;

осуществление мониторинга проведения общественного обсуждения на всех этапах подготовки и оценки проектов нормативно-правовых актов республиканскими и местными органами исполнительной власти;

разработку предложений по повышению качества и эффективности системы выявления и устранения норм, создающих условия для коррупции, в актах законодательства.

7. Определить основными задачами Института анализа законодательства и оценки регуляторного воздействия при Министерстве юстиции (далее – Институт):

проведение научных исследований в области обеспечения стабильности регулирования общественных отношений, разработку направлений эффективной реализации политики оценки регуляторного воздействия;

разработку предложений, направленных на эффективное и устойчивое регулирование общественных отношений и снижение регуляторной нагрузки посредством оценки актов законодательства;

разработку методических пособий по проведению оценки, научной, правовой, антикоррупционной и иных видов экспертизы актов законодательства и их проектов, организацию учебных курсов в данных направлениях;

проведение анализа проблем законодательства, мониторинга взаимосвязи, комплексности и гармоничности правовых норм, определение направлений систематизации актов законодательства;

ускорение сотрудничества с ведущими зарубежными научно-исследовательскими организациями, привлечение технической поддержки и грантов международных финансовых институтов и зарубежных доноров;

оказание на договорной основе услуг по разработке и проведению оценки, научной, правовой и антикоррупционной экспертизы проектов актов законодательства.

Установить, что по условиям оплаты труда и материального поощрения работники Института приравниваются к работникам центрального аппарата Министерства юстиции.

Министерству юстиции в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект постановления правительства, предусматривающий эффективную организацию деятельности Института.

8. Возложить на структурные подразделения по стратегическому планированию и методологии, созданные в центральных аппаратах министерств и ведомств, следующие дополнительные задачи:

широкое внедрение инструментов «умного регулирования» в нормотворческую деятельность организации;

формирование сведений о проектах актов законодательства, планируемых к разработке организацией, и включение их в Программу планирования;

обеспечение проведения оценки нормативно-правовых актов и их проектов, а также оказание методической поддержки нормотворческой деятельности организации, в том числе касательно оценки;

мониторинг исполнения актов законодательства, в том числе изучение и анализ правоприменительной практики, разработку предложений по обеспечению ее стабильности.

9. Структурные подразделения по стратегическому планированию и методологии, как правило, комплектуются специалистами соответствующей сферы, работниками по специальностям «экономист», «юрист», а также внедряется порядок обязательного повышения их квалификации не реже одного раза в каждые два года.

Организация повышения квалификации работников структурных подразделений по стратегическому планированию и методологии осуществляется Министерством юстиции.

10. Установить, что следующие расходы осуществляются за счет внебюджетных средств республиканских и местных органов исполнительной власти и иных источников, не запрещенных законодательством:

расходы, связанные с привлечением научных организаций, организаций, оказывающих консультационные услуги, и экспертов сферы
к процессу проведения оценки проектов нормативно-правовых актов;

расходы, связанные с повышением квалификации работников республиканских и местных органов исполнительной власти, ответственных за оценку.

11. Внедрить Рейтинг оценки регуляторного воздействия проектов актов законодательства (далее – Рейтинг), направленный на анализ, оценку эффективности деятельности государственных органов по оценке проектов актов законодательства, а также поощрение работников и устранение недостатков.

Рейтинг ведется согласно Методике определения рейтинга оценки проектов актов законодательства государственных органов и организаций, утверждаемой Министерством юстиции на основе критериев оценки, приведенных в приложении № 4 к настоящему Указу.

12. Установить порядок, в соответствии с которым:

Министерством юстиции ежегодно по итогам года определяется Рейтинг, который публикуется в средствах массовой информации;

ответственным за оценку работникам государственных органов, занявшим первые три места в Рейтинге, будет предоставлено единовременное материальное вознаграждение в размере не менее трехкратного месячного фонда оплаты труда за счет внебюджетных средств соответствующего государственного органа;

будут определены меры по улучшению деятельности государственных органов с низким Рейтингом.

13. Министерству юстиции (Ташкулов А.):

оказывать ответственным министерствам и ведомствам практическую и методическую помощь в реализации требований настоящего Указа;

до 1 ноября 2024 года обеспечить усовершенствование Единой электронной системы разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов на основе требований настоящего Указа;

в месячный срок совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами принять меры по инвентаризации и признанию утратившими силу ведомственных нормативно-правовых актов, принятых на основе актов, утративших силу согласно приложению № 2 к настоящему Указу;

в трехмесячный срок внести предложение об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

Определить Министерство юстиции (Ташкулов А.) ответственным за оценку регуляторного воздействия и мониторинг исполнения настоящего Указа.

14. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.

 

             Президент

Республики Узбекистан                                                                                         Ш.МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

16 августа 2024 года.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О мерах по обеспечению стабильности, повышению качества и эффективности правового регулирования общественных отношений

Указ Президента Республики Узбекистан

В целях эффективного обеспечения исполнения Стратегии «Узбекистан – 2030», широкого использования методов «умного регулирования» в процессе нормотворчества, обеспечения стабильности правового регулирования общественных отношений, а также совершенствования организационно-правовых механизмов оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов и ведения мониторинга результативности актов законодательства:

1. Принять к сведению, что Министерством юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами проведена экспертиза 1 860 актов законодательства, в 243 из них выявлено 350 норм и правовых пробелов, утративших свою актуальность, не обеспеченных механизмами реализации, а также разработаны соответствующие предложения по их устранению.

Утвердить:

Изменения и дополнения, вносимые в некоторые акты Президента Республики Узбекистан, направленные на совершенствование законодательства в финансовой, кредитной, банковской сферах, сферах предпринимательской деятельности, социальной защиты, внешнеэкономических связей и таможенного дела, согласно приложению № 1;

«Дорожную карту» по устранению утративших свою актуальность и не обеспеченных механизмами реализации норм и правовых пробелов в актах законодательства согласно приложению № 2.

Признать утратившими силу некоторые акты Президента Республики Узбекистан и правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 3.

Кабинету Министров в месячный срок утвердить «Дорожную карту» по устранению в актах законодательства норм, утративших свою актуальность и не обеспеченных механизмами реализации, а также правовых пробелов и коррупционных факторов.

2. Ввести с 1 октября 2024 года упрощенный и расширенный порядок оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов (далее – оценка). При этом:

а) в упрощенном порядке перед разработкой проекта оцениваются следующие регуляторные инструменты, и по результатам оценки получается предварительное заключение Министерства юстиции:

определение обязанностей, требований, запретов, ответственности или иных ограничений (далее – требования) физическим и юридическим лицам, их изменение или применение мер воздействия, связанных с соблюдением требований или обеспечением их исполнения;

введение льгот, преференций и других видов государственной поддержки, предоставляемых субъектам предпринимательства, расширение или сокращение сферы их применения;

б) в расширенном порядке оцениваются следующие проекты нормативно-правовых актов:

проекты, признанные по результатам упрощенной оценки имеющими высокий уровень экономического и социального воздействия, а также воздействия на окружающую среду;

проекты, признанные подлежащими расширенной оценке по поручениям палат Олий Мажлиса, Администрации Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров, а также по предложениям уполномоченных органов в сфере оценки, общественности и других заинтересованных сторон.

Министерству юстиции в двухмесячный срок утвердить методологию проведения упрощенной и расширенной оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов.

3. В целях комплексной организации деятельности по анализу и оценке эффективности применения действующих актов законодательства, повышения взаимосвязанности и действенности введенных институтов в данном направлении внедрить начиная с 2025 года порядок, предусматривающий:

а) после вступления в силу нормативно-правового акта, регулирующего общественные отношения, устанавливающего правовые нормы:

в целях анализа достижения целей принятия нормативно-правового акта, обеспечения его исполнения и сбора статистических данных для оценки ежегодно ответственным государственным органом проводится мониторинг;

в целях определения достижения целей и эффективности принятия нормативно-правового акта каждые три года ответственным государственным органом проводится оценка подзаконных актов;

в принятом нормативно-правовом акте указывается государственный орган, ответственный за проведение его мониторинга и оценки;

результаты мониторинга и оценки принятого нормативно-правового акта в обязательном порядке предоставляются Министерству юстиции и публикуются на официальном веб-сайте ответственного государственного органа;

б) правовой мониторинг актов законодательства проводится в рамках оценки регуляторного воздействия;

в) комплексный план по проведению оценки регуляторного воздействия и антикоррупционной экспертизы актов законодательства (далее – комплексный план) ежегодно разрабатывается Министерством юстиции и утверждается Кабинетом Министров;

г) отчет Министерства юстиции об исполнении комплексного плана представляется Кабинету Министров и Администрации Президента Республики Узбекистан.

4. В целях обеспечения разработки проектов нормативно-правовых актов с их широким обсуждением с участием экспертов:

а) при разработке проектов нормативно-правовых актов, в том числе их оценке, к процессам сбора данных (опросам, обсуждениям в фокус-группах и другим) широко привлекаются научные организации и негосударственные некоммерческие организации;

б) с 1 октября 2024 года:

по проектам законов государственные органы в обязательном порядке получают заключения государственных экспертных научно-исследовательских учреждений в данной области, за исключением проектов, предусматривающих внесение изменений и дополнений, направленных на взаимное приведение в соответствие актов законодательства, а также признание их утратившими силу;

заключения государственных экспертных научно-исследовательских учреждений и материалы по результатам обсуждений в обязательном порядке прилагаются при внесении проекта в Министерство юстиции и органы, принимающие данный акт.

5. Министерству юстиции совместно с Институтом законодательства и правовой политики в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров порядок проведения научной экспертизы проектов нормативно-правовых актов.

6. В целях координации деятельности республиканских и местных органов исполнительной власти при оценке и антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов образовать в составе Секретариата Премьер-министра в исполнительной структуре Кабинета Министров Отдел оценки регуляторного воздействия и антикоррупционной экспертизы (далее – Отдел), состоящий из 3 штатных единиц.

При этом штатные единицы Отдела формируются за счет оптимизации 2 штатных единиц из системы Министерства юстиции и 1 штатной единицы из системы Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей.

Определить основными задачами Отдела:

координацию деятельности республиканских и местных органов исполнительной власти в сфере оценки и антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;

проведение оценки и осуществление антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативно-правовых актов;

осуществление совместно с заинтересованными государственными органами и организациями критического анализа состояния исполнения принятых нормативно-правовых актов и выработку по результатам предложений по совершенствованию нормативно-правовых актов;

осуществление мониторинга проведения общественного обсуждения на всех этапах подготовки и оценки проектов нормативно-правовых актов республиканскими и местными органами исполнительной власти;

разработку предложений по повышению качества и эффективности системы выявления и устранения норм, создающих условия для коррупции, в актах законодательства.

7. Определить основными задачами Института анализа законодательства и оценки регуляторного воздействия при Министерстве юстиции (далее – Институт):

проведение научных исследований в области обеспечения стабильности регулирования общественных отношений, разработку направлений эффективной реализации политики оценки регуляторного воздействия;

разработку предложений, направленных на эффективное и устойчивое регулирование общественных отношений и снижение регуляторной нагрузки посредством оценки актов законодательства;

разработку методических пособий по проведению оценки, научной, правовой, антикоррупционной и иных видов экспертизы актов законодательства и их проектов, организацию учебных курсов в данных направлениях;

проведение анализа проблем законодательства, мониторинга взаимосвязи, комплексности и гармоничности правовых норм, определение направлений систематизации актов законодательства;

ускорение сотрудничества с ведущими зарубежными научно-исследовательскими организациями, привлечение технической поддержки и грантов международных финансовых институтов и зарубежных доноров;

оказание на договорной основе услуг по разработке и проведению оценки, научной, правовой и антикоррупционной экспертизы проектов актов законодательства.

Установить, что по условиям оплаты труда и материального поощрения работники Института приравниваются к работникам центрального аппарата Министерства юстиции.

Министерству юстиции в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект постановления правительства, предусматривающий эффективную организацию деятельности Института.

8. Возложить на структурные подразделения по стратегическому планированию и методологии, созданные в центральных аппаратах министерств и ведомств, следующие дополнительные задачи:

широкое внедрение инструментов «умного регулирования» в нормотворческую деятельность организации;

формирование сведений о проектах актов законодательства, планируемых к разработке организацией, и включение их в Программу планирования;

обеспечение проведения оценки нормативно-правовых актов и их проектов, а также оказание методической поддержки нормотворческой деятельности организации, в том числе касательно оценки;

мониторинг исполнения актов законодательства, в том числе изучение и анализ правоприменительной практики, разработку предложений по обеспечению ее стабильности.

9. Структурные подразделения по стратегическому планированию и методологии, как правило, комплектуются специалистами соответствующей сферы, работниками по специальностям «экономист», «юрист», а также внедряется порядок обязательного повышения их квалификации не реже одного раза в каждые два года.

Организация повышения квалификации работников структурных подразделений по стратегическому планированию и методологии осуществляется Министерством юстиции.

10. Установить, что следующие расходы осуществляются за счет внебюджетных средств республиканских и местных органов исполнительной власти и иных источников, не запрещенных законодательством:

расходы, связанные с привлечением научных организаций, организаций, оказывающих консультационные услуги, и экспертов сферы
к процессу проведения оценки проектов нормативно-правовых актов;

расходы, связанные с повышением квалификации работников республиканских и местных органов исполнительной власти, ответственных за оценку.

11. Внедрить Рейтинг оценки регуляторного воздействия проектов актов законодательства (далее – Рейтинг), направленный на анализ, оценку эффективности деятельности государственных органов по оценке проектов актов законодательства, а также поощрение работников и устранение недостатков.

Рейтинг ведется согласно Методике определения рейтинга оценки проектов актов законодательства государственных органов и организаций, утверждаемой Министерством юстиции на основе критериев оценки, приведенных в приложении № 4 к настоящему Указу.

12. Установить порядок, в соответствии с которым:

Министерством юстиции ежегодно по итогам года определяется Рейтинг, который публикуется в средствах массовой информации;

ответственным за оценку работникам государственных органов, занявшим первые три места в Рейтинге, будет предоставлено единовременное материальное вознаграждение в размере не менее трехкратного месячного фонда оплаты труда за счет внебюджетных средств соответствующего государственного органа;

будут определены меры по улучшению деятельности государственных органов с низким Рейтингом.

13. Министерству юстиции (Ташкулов А.):

оказывать ответственным министерствам и ведомствам практическую и методическую помощь в реализации требований настоящего Указа;

до 1 ноября 2024 года обеспечить усовершенствование Единой электронной системы разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов на основе требований настоящего Указа;

в месячный срок совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами принять меры по инвентаризации и признанию утратившими силу ведомственных нормативно-правовых актов, принятых на основе актов, утративших силу согласно приложению № 2 к настоящему Указу;

в трехмесячный срок внести предложение об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

Определить Министерство юстиции (Ташкулов А.) ответственным за оценку регуляторного воздействия и мониторинг исполнения настоящего Указа.

14. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.

 

             Президент

Республики Узбекистан                                                                                         Ш.МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

16 августа 2024 года.