Постановление Президента Республики Узбекистан

Принятие Конституции Республики Узбекистан в новой редакции и Стратегии «Узбекистан – 2030» выносит на повестку дня ряд вопросов по совершенствованию национального законодательства, повышению качества и эффективности законотворческого процесса, расширению практики принятия законов прямого действия, а также обеспечению стабильности правового регулирования.

В целях достижения обеспечения гармонизации нормотворческой деятельности с реформами и развития институциональных основ государственной правовой политики Стратегии «Узбекистан – 2030», 

в том числе дальнейшего повышения роли законов в регулировании общественных отношений, включая определение конкретных мер по восполнению правовых пробелов и реализацию отсылочных норм в законах, а также обеспечения единообразия правоприменительной практики:

1. Принять к сведению, что в принятых в 2017–2023 годах 135 целостных законах имеются всего 543 отсылочные нормы, для реализации 41 отсылочной нормы в 23 законах подзаконные акты не приняты.

2. Утвердить План мер по реализации отсылочных норм законов в сфере государственного и общественного строительства, судебно-правовой, экономической и социальной сферах (далее – План мер) согласно приложению.

3. В целях обеспечения последовательного увеличения доли законов прямого действия и своевременной реализации отсылочных норм в законах согласиться с предложением палат Олий Мажлиса и Кабинета Министров о внедрении с 1 марта 2024 года процедур, предусматривающих:

определение в обязательном порядке в самом законопроекте конкретных сроков реализации отсылочных норм и ответственных исполнителей, предусмотренных в законопроекте;

определение обязательности обсуждения возможности поднятия на уровень закона отношений, регулируемых подзаконными актами в сфере, по которой подготавливается законопроект, регулирующий соответствующую сферу, а также указание об этом в пояснительной записке к законопроекту;

внедрение практики оценки ответственным государственным органом и комитетами палат Олий Мажлиса регуляторного воздействия закона для определения его эффективности, достижения целей и ожидаемых результатов по истечении пяти лет со дня вступления в силу закона.

4. В целях расширения участия институтов гражданского общества и представителей научного сообщества в разработке проектов нормативно-правовых актов, совершенствования системы общественного обсуждения и обеспечения приближенного к народу нормотворческого процесса внедрить с 1 марта 2024 года порядок, предусматривающий:

размещение информации о подготовке проектов нормативно-правовых актов, имеющих важнейшее экономическое и общественно-политическое значение, на Портале обсуждения проектов нормативно-правовых актов перед их разработкой, опираясь на положительный опыт, накопленный в процессе разработки и принятия Конституции Республики Узбекистан в новой редакции, а также получение на начальном этапе предложений и рекомендаций общественности и разработку на их основе соответствующих проектов;

при разработке проекта о признании нормативно-правового акта утратившим силу проведение инвентаризации подзаконных нормативно-правовых актов, принятых на его основе, рассмотрение вопроса также о признании их утратившими силу. 

5. Ответственным министерствам и ведомствам обеспечить в установленные сроки, определенные Планом мер, утвержденным согласно приложению к настоящему постановлению, тщательную разработку, согласование и принятие либо внесение в установленном порядке нормативно-правовых и иных актов по итогам критического анализа законодательных актов, углубленного и всестороннего изучения национального и международного опыта.

6. Министерству юстиции:

вести мониторинг согласования в установленном порядке и внесения проектов нормативно-правовых актов в Администрацию Президента Республики Узбекистан, Олий Мажлис и Кабинет Министров;

обеспечить проведение правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, предусмотренных Планом мер, а также государственной регистрации ведомственных нормативно-правовых актов;

установить действенный контроль за реагированием разработчиками на предложения и замечания населения по проектам нормативно-правовых актов, выносимым на общественное обсуждение;

определить в качестве отдельного критерия оценки соответствия проектов нормативно-правовых актов Конституции Республики Узбекистан при проведении правовой экспертизы данных проектов исходя из конституционных норм о высшей юридической силе и прямом действии Конституции Республики Узбекистан на территории страны;

обеспечить соблюдение требований настоящего постановления при проведении правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов;

в трехмесячный срок утвердить методические рекомендации для министерств и ведомств по разработке проектов нормативно-правовых актов, имеющих важнейшее экономическое и общественно-политическое значение, на основе предложений и рекомендаций общественности исходя из требований настоящего постановления;

в трехмесячный срок внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложения о повышении эффективности мер по разъяснению правоприменителям и населению законов с целью обеспечения их конкретного и правильного применения на практике. 

7. Возложить на первых руководителей ответственных министерств и ведомств персональную ответственность за своевременную и качественную подготовку, проведение экспертизы и согласование проектов нормативно-правовых и иных актов, определенных Планом мер.

8. Рекомендовать Законодательной палате и Сенату Олий Мажлиса установить действенный парламентский контроль за реализацией отсылочных норм. 

9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.

 

                Президент 
    Республики Узбекистан                                                                                        Ш.МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

19 февраля 2024 года.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О дополнительных мерах по дальнейшему повышению роли законов в регулировании общественных отношений и качества нормотворческого процесса

Постановление Президента Республики Узбекистан

Принятие Конституции Республики Узбекистан в новой редакции и Стратегии «Узбекистан – 2030» выносит на повестку дня ряд вопросов по совершенствованию национального законодательства, повышению качества и эффективности законотворческого процесса, расширению практики принятия законов прямого действия, а также обеспечению стабильности правового регулирования.

В целях достижения обеспечения гармонизации нормотворческой деятельности с реформами и развития институциональных основ государственной правовой политики Стратегии «Узбекистан – 2030», 

в том числе дальнейшего повышения роли законов в регулировании общественных отношений, включая определение конкретных мер по восполнению правовых пробелов и реализацию отсылочных норм в законах, а также обеспечения единообразия правоприменительной практики:

1. Принять к сведению, что в принятых в 2017–2023 годах 135 целостных законах имеются всего 543 отсылочные нормы, для реализации 41 отсылочной нормы в 23 законах подзаконные акты не приняты.

2. Утвердить План мер по реализации отсылочных норм законов в сфере государственного и общественного строительства, судебно-правовой, экономической и социальной сферах (далее – План мер) согласно приложению.

3. В целях обеспечения последовательного увеличения доли законов прямого действия и своевременной реализации отсылочных норм в законах согласиться с предложением палат Олий Мажлиса и Кабинета Министров о внедрении с 1 марта 2024 года процедур, предусматривающих:

определение в обязательном порядке в самом законопроекте конкретных сроков реализации отсылочных норм и ответственных исполнителей, предусмотренных в законопроекте;

определение обязательности обсуждения возможности поднятия на уровень закона отношений, регулируемых подзаконными актами в сфере, по которой подготавливается законопроект, регулирующий соответствующую сферу, а также указание об этом в пояснительной записке к законопроекту;

внедрение практики оценки ответственным государственным органом и комитетами палат Олий Мажлиса регуляторного воздействия закона для определения его эффективности, достижения целей и ожидаемых результатов по истечении пяти лет со дня вступления в силу закона.

4. В целях расширения участия институтов гражданского общества и представителей научного сообщества в разработке проектов нормативно-правовых актов, совершенствования системы общественного обсуждения и обеспечения приближенного к народу нормотворческого процесса внедрить с 1 марта 2024 года порядок, предусматривающий:

размещение информации о подготовке проектов нормативно-правовых актов, имеющих важнейшее экономическое и общественно-политическое значение, на Портале обсуждения проектов нормативно-правовых актов перед их разработкой, опираясь на положительный опыт, накопленный в процессе разработки и принятия Конституции Республики Узбекистан в новой редакции, а также получение на начальном этапе предложений и рекомендаций общественности и разработку на их основе соответствующих проектов;

при разработке проекта о признании нормативно-правового акта утратившим силу проведение инвентаризации подзаконных нормативно-правовых актов, принятых на его основе, рассмотрение вопроса также о признании их утратившими силу. 

5. Ответственным министерствам и ведомствам обеспечить в установленные сроки, определенные Планом мер, утвержденным согласно приложению к настоящему постановлению, тщательную разработку, согласование и принятие либо внесение в установленном порядке нормативно-правовых и иных актов по итогам критического анализа законодательных актов, углубленного и всестороннего изучения национального и международного опыта.

6. Министерству юстиции:

вести мониторинг согласования в установленном порядке и внесения проектов нормативно-правовых актов в Администрацию Президента Республики Узбекистан, Олий Мажлис и Кабинет Министров;

обеспечить проведение правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, предусмотренных Планом мер, а также государственной регистрации ведомственных нормативно-правовых актов;

установить действенный контроль за реагированием разработчиками на предложения и замечания населения по проектам нормативно-правовых актов, выносимым на общественное обсуждение;

определить в качестве отдельного критерия оценки соответствия проектов нормативно-правовых актов Конституции Республики Узбекистан при проведении правовой экспертизы данных проектов исходя из конституционных норм о высшей юридической силе и прямом действии Конституции Республики Узбекистан на территории страны;

обеспечить соблюдение требований настоящего постановления при проведении правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов;

в трехмесячный срок утвердить методические рекомендации для министерств и ведомств по разработке проектов нормативно-правовых актов, имеющих важнейшее экономическое и общественно-политическое значение, на основе предложений и рекомендаций общественности исходя из требований настоящего постановления;

в трехмесячный срок внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложения о повышении эффективности мер по разъяснению правоприменителям и населению законов с целью обеспечения их конкретного и правильного применения на практике. 

7. Возложить на первых руководителей ответственных министерств и ведомств персональную ответственность за своевременную и качественную подготовку, проведение экспертизы и согласование проектов нормативно-правовых и иных актов, определенных Планом мер.

8. Рекомендовать Законодательной палате и Сенату Олий Мажлиса установить действенный парламентский контроль за реализацией отсылочных норм. 

9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.

 

                Президент 
    Республики Узбекистан                                                                                        Ш.МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

19 февраля 2024 года.