Во всем мире активно идет процесс реформирования системы образования. Узбекистан как страна с богатейшей культурой, особенностями социально-экономического устройства, огромной численностью населения и многонациональным народом приводит свою систему образования в соответствие с мировыми тенденциями и национальной спецификой.
Реформы в образовании – это непрерывный процесс адаптации к меняющимся экономическим и социальным условиям. Глобализация, технологический прогресс и изменения на рынке труда требуют от образовательных систем гибкости и способности быстро адаптироваться.
Особенно активно совершенствование узбекской системы образования началось с момента обретения страной независимости. На протяжении всех этих лет руководством республики уделяется пристальное внимание подготовке высококвалифицированных специалистов, формированию гражданской, патриотической позиции, инициативности и других качеств личности, характеризующих современного человека. Государство сосредоточилось на повышении эффективности обучения и обеспечении его доступности.
Именно об этом шла речь на проведенном Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым видеоселекторном совещании, посвященном реализации реформ в сфере образования и предстоящим задачам. Качественное образование, отметил глава нашего государства, – ключ к сильной экономике и будущему страны. Было отмечено, что необходимо готовить квалифицированные кадры в соответствии с инвестициями и открывающимися новыми предприятиями.
В фокусе особого внимания должны быть специализированное образование, поддержка талантов и профессиональной ориентации учащихся, а также духовно-воспитательная работа, которая является важной частью образовательного процесса. Акцентируя внимание представителей сферы на духовно-нравственном состоянии детей, лидер страны сказал, что воспитание, заложенное в ребенка с ранних лет, обеспечит Узбекистану нравственно сильное и здоровое поколение.
Отмечено, что несмотря на то, что образовательная сфера нашей страны демонстрирует значительные успехи, у нас нет единой системы организации досуга и раскрытия способностей учащихся. Решению этой задачи будет способствовать утвержденная Президентом единая концепция национальной идеи, охватывающая все уровни образования – от дошкольного до высшего.
На мой взгляд, для реализации данной концепции необходимо твердо поддерживать приоритетность науки и человеческого потенциала, совокупность которых приведет экономику нашей страны к процветанию. Узбекистан должен превратиться в крупнейшую в мире образовательную структуру, хаб, отвечающий международным стандартам.
На сегодняшний день в соответствии с вызовами времени основной задачей является развитие экономико-технического направления сферы образования, а также широкое внедрение ИКТ и цифровых технологий. Это именно та область, которая предоставляет эффективный инструмент, способный обеспечить качественное реформирование отраслей экономики и сфер общественной жизни. Внедрение современных форм образования позволит увеличить аудиторию слушателей, а передовые коммуникационные возможности – усовершенствовать как учебно-образовательный процесс, так и научную активность.
Нашей развивающейся стране необходимы инженерные кадры и специалисты по новейшим технологиям. Во многих регионах растет количество заводов и производств, которым нужны квалифицированные специалисты с техническим образованием.
Согласно данным Национального комитета по статистике, по состоянию на 1 мая 2025 года в республике действуют 56,6 тысячи промышленных предприятий. В перспективе данный показатель будет расти. В ходе визита Президента Узбекистана с 31 августа по 3 сентября текущего года в Китай для участия в заседании Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества и саммите в формате «ШОС плюс», которые прошли в городе Тяньцзине, был сформирован пакет перспективных проектов на 35 миллиардов долларов с участием десятков крупных компаний в сферах энергетики, геологии, химии, транспорта, сельского и водного хозяйства. Для реализации таких проектов нужны тысячи специалистов, владеющих технологиями и китайским языком.
В последние годы китайско-узбекские отношения, придерживаемые стратегией Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева «Новый Узбекистан» и Председателя КНР Си Цзиньпина «Один пояс – один путь», развиваются на самом высоком уровне, углубляется сотрудничество во всех сферах взаимодействия и партнерства. Молодежь Узбекистана проявляет интерес к изучению китайского языка, а китайцы изучают узбекский, что способствует обмену знаниями и укреплению культурных связей. Например, институты Конфуция, созданные при Ташкентском государственном университете востоковедения и Самаркандском государственном институте иностранных языков, стали ключевыми центрами изучения китайской культуры и языка. В то же время в КНР проявляется интерес к изучению узбекского языка, и он успешно преподается в таких учебных заведениях, как Центральный университет национальностей и Пекинский университет иностранных языков, а Шанхайский университет международных исследований (одно из престижных учебных заведений Китая) имеет специализированную кафедру узбекского языка. Этот интерес отражается и в растущем числе студентов из Китая, обучающихся в вузах Узбекистана.
На видеоселекторном совещании Президент сказал о том, что дополнительные условия для обучения иностранным языкам откроют молодежи новые возможности. В Узбекистане осуществляют свою деятельность около 600 техникумов, которые могут принять 450 тысяч учащихся. Также для внедрения опыта Китая в подготовку кадров поручено открыть в каждом регионе по две узбекско-китайские мастерские.
Наш древний и прекрасный край, история которого насчитывает тысячелетия, славен тем, что является родиной великих мыслителей и философов Востока. Об этом в видеообращении к участникам Второго международного форума «Диалог деклараций», прошедшего в Ташкенте, сказал шейх Абдулла бин Байя – председатель Совета фетв ОАЭ. В своей речи он отметил, что Узбекистан на протяжении веков оставался одной из ключевых цивилизационных столиц, подаривших миру такие выдающиеся центры науки и культуры, как Бухара, Самарканд и Хива. Особое внимание было уделено вкладу узбекских ученых аль-Бухари, Ибн Сины и аль-Хорезми в развитие человеческой мысли и обогащение мирового наследия.
Для нас, жителей Узбекистана, признание и восхищение нашей страной должно стать дополнительным стимулом к достижению новых высот. На сегодняшний день сфера высшего образования включает в себя более 150 как государственных, так и частных высших учебных заведений, а также филиалы престижных зарубежных университетов, что свидетельствует о стремлении республики к интеграции в международное образовательное пространство. В перспективе – открытие в Ташкенте филиала Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, Технического университета «TashTech» и Алмалыкского государственного технического института.
Задача представителей образовательной отрасли – прилагать все усилия для развития сферы и научной деятельности, что позволит расширить знания будущих специалистов, которые непосредственно будут вовлечены в дальнейшее становление цифровой экономики Узбекистана.
Каландар Абдурахманов, директор Ташкентского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.
УзА