Во всем мире активно идет процесс реформирования системы образования. Узбекистан как страна с богатейшей культурой, особенностями социально-экономического устройства, огромной численностью населения и многонациональным народом приводит свою систему образования в соответствие с мировыми тенденциями и национальной спецификой.

Реформы в образовании – это непрерывный процесс адаптации к меняющимся экономическим и социальным условиям. Глобализация, технологический прогресс и изменения на рынке труда требуют от образовательных систем гибкости и способности быстро адаптироваться. 

Особенно активно совершенствование узбекской системы образования началось с момента обретения страной независимости. На протяжении всех этих лет руководством республики уделяется пристальное внимание подготовке высококвалифицированных специалистов, формированию гражданской, патриотической позиции, инициативности и других качеств личности, характеризующих современного человека.  Государство сосредоточилось на повышении эффективности обучения и обеспечении его доступности.  

Именно об этом шла речь на проведенном Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым видеоселекторном совещании, посвященном реализации реформ в сфере образования и предстоящим задачам. Качественное образование, отметил глава нашего государства,  ключ к сильной экономике и будущему страны. Было отмечено, что необходимо готовить квалифицированные кадры в соответствии с инвестициями и открывающимися новыми предприятиями.  

В фокусе особого внимания должны быть специализированное образование, поддержка талантов и профессиональной ориентации учащихся, а также духовно-воспитательная работа, которая является важной частью образовательного процесса. Акцентируя внимание представителей сферы на духовно-нравственном состоянии детей, лидер страны сказал, что воспитание, заложенное в ребенка с ранних лет, обеспечит Узбекистану нравственно сильное и здоровое поколение. 

Отмечено, что несмотря на то, что образовательная сфера нашей страны демонстрирует значительные успехи, у нас нет единой системы организации досуга и раскрытия способностей учащихся.  Решению этой задачи будет способствовать утвержденная Президентом единая концепция национальной идеи, охватывающая все уровни образования – от дошкольного до высшего. 

На мой взгляд, для реализации данной концепции необходимо твердо поддерживать приоритетность науки и человеческого потенциала, совокупность которых приведет экономику нашей страны к процветанию. Узбекистан должен превратиться в крупнейшую в мире образовательную структуру, хаб, отвечающий международным стандартам. 

На сегодняшний день в соответствии с вызовами времени основной задачей является развитие экономико-технического направления сферы образования, а также широ­кое внедрение ИКТ и цифровых технологий. Это именно та область, которая предоставляет эффективный инструмент, способный обеспечить качественное реформирование отраслей экономики и сфер общественной жизни. Внедрение современных форм образования позволит увеличить аудиторию слушателей, а передовые коммуникационные возможности – усовершенствовать как учебно-образовательный процесс, так и научную активность. 

Нашей развивающейся стране необходимы инженерные кадры и специалисты по новейшим технологиям. Во многих регионах растет количество заводов и производств, которым нужны квалифицированные специалисты с техническим образованием. 

Согласно данным Национального комитета по статистике, по состоянию на 1 мая 2025 года в республике действуют 56,6 тысячи промышленных предприятий.  В перспективе данный показатель будет расти.  В ходе визита Президента Узбекистана с 31 августа по 3 сентября текущего года в Китай для участия в заседании Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества и саммите в формате «ШОС плюс», которые прошли в городе Тяньцзине, был сформирован пакет перспективных проектов на 35 миллиардов долларов с участием десятков крупных компаний в сферах энергетики, геологии, химии, транспорта, сельского и водного хозяйства.  Для реализации таких проектов нужны тысячи специалистов, владеющих технологиями и китайским языком. 

В последние годы китайско-узбекские отношения, придерживаемые стратегией Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева «Новый Узбекистан» и Председателя КНР Си Цзиньпина «Один пояс – один путь», развиваются на самом высоком уровне, углубляется сотрудничество во всех сферах взаимодействия и партнерства. Молодежь Узбекистана проявляет интерес к изучению китайского языка, а китайцы изучают узбекский, что способствует обмену знаниями и укреплению культурных связей. Например, институты Конфуция, созданные при Ташкентском государственном университете востоковедения и Самаркандском государственном институте иностранных языков, стали ключевыми центрами изучения китайской культуры и языка. В то же время в КНР проявляется интерес к изучению узбекского языка, и он успешно преподается в таких учебных заведениях, как Центральный университет национальностей и Пекинский университет иностранных языков, а Шанхайский университет международных исследований (одно из престижных учебных заведений Китая) имеет специализированную кафедру узбекского языка. Этот интерес отражается и в растущем числе студентов из Китая, обучающихся в вузах Узбекистана. 

На видеоселекторном совещании Президент сказал о том, что дополнительные условия для обучения иностранным языкам откроют молодежи новые возможности. В Узбекистане осуществляют свою деятельность около 600   техникумов, которые могут принять 450 тысяч учащихся. Также для внедрения опыта Китая в подготовку кадров поручено открыть в каждом регионе по две узбекско-китайские мастерские.

Наш древний и прекрасный край, история которого насчитывает тысячелетия, славен тем, что является родиной великих мыслителей и философов Востока. Об этом в видеообращении к участникам Второго международного форума «Диалог деклараций», прошедшего в Ташкенте, сказал шейх Абдулла бин Байя – председатель Совета фетв ОАЭ. В своей речи он отметил, что Узбекистан на протяжении веков оставался одной из ключевых цивилизационных столиц, подаривших миру такие выдающиеся центры науки и культуры, как Бухара, Самарканд и Хива. Особое внимание было уделено вкладу узбекских ученых аль-Бухари, Ибн Сины и аль-Хорезми в развитие человеческой мысли и обогащение мирового наследия. 

Для нас, жителей Узбекистана, признание и восхищение нашей страной должно стать дополнительным стимулом к достижению новых высот. На сегодняшний день сфера высшего образования включает в себя более 150 как государственных, так и частных высших учебных заведений, а также филиалы престижных зарубежных университетов, что свидетельствует о стремлении республики к интеграции в международное образовательное пространство. В перспективе – открытие в Ташкенте филиала Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, Технического университета «TashTech» и Алмалыкского государственного технического института. 

Задача представителей образовательной отрасли – прилагать все усилия для развития сферы и научной деятельности, что позволит расширить знания будущих специалистов, которые непосредственно будут вовлечены в дальнейшее становление цифровой экономики Узбекистана. 

 Каландар Абдурахманов, директор Ташкентского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.

УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Дерево прорастает из семени, духовность и сила народа – из детства

Во всем мире активно идет процесс реформирования системы образования. Узбекистан как страна с богатейшей культурой, особенностями социально-экономического устройства, огромной численностью населения и многонациональным народом приводит свою систему образования в соответствие с мировыми тенденциями и национальной спецификой.

Реформы в образовании – это непрерывный процесс адаптации к меняющимся экономическим и социальным условиям. Глобализация, технологический прогресс и изменения на рынке труда требуют от образовательных систем гибкости и способности быстро адаптироваться. 

Особенно активно совершенствование узбекской системы образования началось с момента обретения страной независимости. На протяжении всех этих лет руководством республики уделяется пристальное внимание подготовке высококвалифицированных специалистов, формированию гражданской, патриотической позиции, инициативности и других качеств личности, характеризующих современного человека.  Государство сосредоточилось на повышении эффективности обучения и обеспечении его доступности.  

Именно об этом шла речь на проведенном Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым видеоселекторном совещании, посвященном реализации реформ в сфере образования и предстоящим задачам. Качественное образование, отметил глава нашего государства,  ключ к сильной экономике и будущему страны. Было отмечено, что необходимо готовить квалифицированные кадры в соответствии с инвестициями и открывающимися новыми предприятиями.  

В фокусе особого внимания должны быть специализированное образование, поддержка талантов и профессиональной ориентации учащихся, а также духовно-воспитательная работа, которая является важной частью образовательного процесса. Акцентируя внимание представителей сферы на духовно-нравственном состоянии детей, лидер страны сказал, что воспитание, заложенное в ребенка с ранних лет, обеспечит Узбекистану нравственно сильное и здоровое поколение. 

Отмечено, что несмотря на то, что образовательная сфера нашей страны демонстрирует значительные успехи, у нас нет единой системы организации досуга и раскрытия способностей учащихся.  Решению этой задачи будет способствовать утвержденная Президентом единая концепция национальной идеи, охватывающая все уровни образования – от дошкольного до высшего. 

На мой взгляд, для реализации данной концепции необходимо твердо поддерживать приоритетность науки и человеческого потенциала, совокупность которых приведет экономику нашей страны к процветанию. Узбекистан должен превратиться в крупнейшую в мире образовательную структуру, хаб, отвечающий международным стандартам. 

На сегодняшний день в соответствии с вызовами времени основной задачей является развитие экономико-технического направления сферы образования, а также широ­кое внедрение ИКТ и цифровых технологий. Это именно та область, которая предоставляет эффективный инструмент, способный обеспечить качественное реформирование отраслей экономики и сфер общественной жизни. Внедрение современных форм образования позволит увеличить аудиторию слушателей, а передовые коммуникационные возможности – усовершенствовать как учебно-образовательный процесс, так и научную активность. 

Нашей развивающейся стране необходимы инженерные кадры и специалисты по новейшим технологиям. Во многих регионах растет количество заводов и производств, которым нужны квалифицированные специалисты с техническим образованием. 

Согласно данным Национального комитета по статистике, по состоянию на 1 мая 2025 года в республике действуют 56,6 тысячи промышленных предприятий.  В перспективе данный показатель будет расти.  В ходе визита Президента Узбекистана с 31 августа по 3 сентября текущего года в Китай для участия в заседании Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества и саммите в формате «ШОС плюс», которые прошли в городе Тяньцзине, был сформирован пакет перспективных проектов на 35 миллиардов долларов с участием десятков крупных компаний в сферах энергетики, геологии, химии, транспорта, сельского и водного хозяйства.  Для реализации таких проектов нужны тысячи специалистов, владеющих технологиями и китайским языком. 

В последние годы китайско-узбекские отношения, придерживаемые стратегией Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева «Новый Узбекистан» и Председателя КНР Си Цзиньпина «Один пояс – один путь», развиваются на самом высоком уровне, углубляется сотрудничество во всех сферах взаимодействия и партнерства. Молодежь Узбекистана проявляет интерес к изучению китайского языка, а китайцы изучают узбекский, что способствует обмену знаниями и укреплению культурных связей. Например, институты Конфуция, созданные при Ташкентском государственном университете востоковедения и Самаркандском государственном институте иностранных языков, стали ключевыми центрами изучения китайской культуры и языка. В то же время в КНР проявляется интерес к изучению узбекского языка, и он успешно преподается в таких учебных заведениях, как Центральный университет национальностей и Пекинский университет иностранных языков, а Шанхайский университет международных исследований (одно из престижных учебных заведений Китая) имеет специализированную кафедру узбекского языка. Этот интерес отражается и в растущем числе студентов из Китая, обучающихся в вузах Узбекистана. 

На видеоселекторном совещании Президент сказал о том, что дополнительные условия для обучения иностранным языкам откроют молодежи новые возможности. В Узбекистане осуществляют свою деятельность около 600   техникумов, которые могут принять 450 тысяч учащихся. Также для внедрения опыта Китая в подготовку кадров поручено открыть в каждом регионе по две узбекско-китайские мастерские.

Наш древний и прекрасный край, история которого насчитывает тысячелетия, славен тем, что является родиной великих мыслителей и философов Востока. Об этом в видеообращении к участникам Второго международного форума «Диалог деклараций», прошедшего в Ташкенте, сказал шейх Абдулла бин Байя – председатель Совета фетв ОАЭ. В своей речи он отметил, что Узбекистан на протяжении веков оставался одной из ключевых цивилизационных столиц, подаривших миру такие выдающиеся центры науки и культуры, как Бухара, Самарканд и Хива. Особое внимание было уделено вкладу узбекских ученых аль-Бухари, Ибн Сины и аль-Хорезми в развитие человеческой мысли и обогащение мирового наследия. 

Для нас, жителей Узбекистана, признание и восхищение нашей страной должно стать дополнительным стимулом к достижению новых высот. На сегодняшний день сфера высшего образования включает в себя более 150 как государственных, так и частных высших учебных заведений, а также филиалы престижных зарубежных университетов, что свидетельствует о стремлении республики к интеграции в международное образовательное пространство. В перспективе – открытие в Ташкенте филиала Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, Технического университета «TashTech» и Алмалыкского государственного технического института. 

Задача представителей образовательной отрасли – прилагать все усилия для развития сферы и научной деятельности, что позволит расширить знания будущих специалистов, которые непосредственно будут вовлечены в дальнейшее становление цифровой экономики Узбекистана. 

 Каландар Абдурахманов, директор Ташкентского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.

УзА