Профессия учителя востребована всегда. При этом первыми неформальными наставниками в жизни ребенка во все времена остаемся мы – родители и другие значимые взрослые. Поэтому вопрос состояния системы образования касается всех без исключения в обществе. С развитием технологий образование все больше стандартизируется, становясь универсальным для всех, что приводит к постоянному изменению образовательных подходов.

Сегодня учитель занимается не просто передачей общих или предметных навыков. Он непрерывно совмещает это с воспитательной работой, к нему идут за советом, просят о дополнительных занятиях. Иногда учителя благодаря своей чуткости помогают разрешить семейные конфликты.

Опыт передовых стран мира наглядно показывает, что сфера образования – это, по сути, инвестиции, необходимые для того, чтобы дать своим гражданам возможность в полной мере реализовать свой потенциал. Именно поэтому в рамках концепции «Новый Узбекистан» под руководством Президента Шавката Мирзиёева в стране системно реализуются масштабные реформы системы образования, охватывающие все уровни. 

В 2019 году были утверждены такие ключевые документы, как Концепция развития системы народного образования до 2030 года и Концепция развития системы высшего образования до 2030 года. Целью этих концепций является вхождение Узбекистана в число 30 ведущих стран по рейтингу PISA, обновление содержания образования, внедрение цифровых технологий, повышение квалификации кадров и развитие государственно-частного партнерства в сфере образования.

Все это позволит наладить систему формирования профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей высоким чувством ответственности и стремлением к созиданию. Таким образом, перед каждым преподавателем стоит задача всестороннего воспитания молодого специалиста, нравственно и профессионально подготовленного к работе по избранной специальности.

Система образования в нашей стране должна ориентироваться на подготовку детей и молодежи к взрослой жизни и соответствовать высоким стандартам, установленным в рамках развития Нового Узбекистана. Образование должно быть основано на духовно-нравственных ценностях, правилах и нормах поведения, принятых в узбекском обществе. 

Тогда система образования будет осуществляться в интересах молодежи, семьи, общества и государства. Воспитание необходимо направлять на формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к старшим, закону и правопорядку, труду, бережного отношения к окружающей среде, культурному наследию, традициям многонационального народа Узбекистана.

Таким образом, молодое поколение страны будет активно участвовать в процессе приобретения знаний, навыков и компетенций, накопления практического опыта и применения знаний в повседневной жизни, а также в формировании привычки учиться на протяжении всей жизни. 

Глава нашего государства системно проводит политику обеспечения равного и инклюзивного доступа к образованию для всех граждан с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Президент Шавкат Мирзиёев отмечал: «Развитие любого государства зависит от здорового и образованного поколения. Поэтому на пути построения Нового Узбекистана мы должны создать все условия для воспитания здоровой, образованной, интеллектуальной и патриотичной молодежи». 

Большой положительный общественный резонанс вызвало видеоселекторное совещание, которое на днях прошло под руководством Президента, посвященное реформам в системе школьного образования в рамках концепции «Новый Узбекистан». На нем были отмечены достижения и поставлены задачи по устранению имеющихся недостатков. 

Так, за последние 7 лет финансирование дошкольного и школьного образования увеличено в 7 раз. В текущем году выделено 60 триллионов сумов. В школах создано около 1 миллиона, а в детских садах – 1,5 миллиона новых мест.

По критериям квалификации, знания языков, новой системы оценки, участия в предметных олимпиадах учителям введено более 10 видов доплат. 60 тысяч педагогов, воспользовавшись этим, сегодня получают зарплату в размере 8–12 миллионов сумов. В свою очередь, заработная плата воспитателей детских садов выросла на 65 процентов и достигла уровня зарплаты школьных учителей. С нового учебного года зарплаты директоров школ, их заместителей и заведующих детскими садами превысят 7–10 миллионов сумов.

В нашей стране образовательные программы адаптируются к передовому международному опыту, обновляются учебники, в школы поставляется современное оборудование. Все это является необходимым условием того, что учителя, опираясь на соответствующую учебную базу, и на основе владения новыми методиками будут давать детям качественные знания. То есть повышение квалификации учителей объективно приведет к улучшению системы образования в целом. Государство должно создать все условия для того, чтобы учитель с душой относился к своей работе.

Также в рамках дальнейшего повышения системы подготовки и квалификации педагогов реорганизованы Национально-исследовательский институт имени Абдуллы Авлони и 13 его региональных центров. Университет имени Низами преобразован в Национальный педагогический университет, а его ректор одновременно стал заместителем министра по подготовке кадров. Также создан Центр педагогического мастерства и международной оценки.

Теперь на основе этих возможностей деятельность всех педагогических вузов будет кардинально изменена. Например, в Термезском педагогическом институте вместо нынешних факультетов будут созданы 6 высших школ по точным, естественным, социальным, филологическим, прикладным наукам, дошкольному и начальному образованию. Количество предметов будет оптимизировано с 20 до 15, направлений обучения – с 31 до 17, учебная нагрузка сократится на 20 процентов. Близлежащие школы станут практической базой института.

20 преподавателей института, имеющих сертификаты по иностранным языкам, уже в этом году будут направлены на стажировку в такие страны, как Великобритания, Германия и Сингапур. В течение трех лет будет обеспечено прохождение обучения всех преподавателей за рубежом. При этом повышение квалификации и получение образовательных услуг в топ-100 вузах мира будет осуществляться на основе прямых контрактов.

Будет также расширена деятельность региональных центров повышения квалификации. Преподаватели будут переобучаться на основе передовых программ США, Великобритании, Сингапура и Германии. Кроме того, по каждому из 17 предметов среднего образования будут определены опорные школы. Преподаватель опорной школы будет проходить углубленную подготовку по своему направлению в центре повышения квалификации на основе международных программ и получит статус тренера. 

Затем эти тренеры будут обучать 25 ведущих педагогов в своем регионе. А ведущие педагоги, в свою очередь, будут повышать квалификацию других учителей в своей школе. При этом преподаватели университетов, центров и школ будут направляться за рубеж для повышения квалификации. Учитывая требования времени и потребности национальной экономики особое внимание будет уделено подготовке учителей по химии, биологии и физике, а также решению проблемы дефицита в образовательных учреждениях преподавателей по точным и естественным наукам.

Глава государства уделил особое внимание обучению одаренных детей в престижных зарубежных университетах. Отмечено, что наши дети очень талантливы, важно лишь правильно направлять их и целенаправленно готовить. С этой целью будет запущена национальная программа «Одаренная президентская молодежь», создана Международная школа имени Аль-Беруни. Очень перспективно выглядит механизм, согласно которому из выпускников 8-х классов будет отобрано 60 человек, которых начнут целенаправленно готовить к поступлению в вузы с высоким рейтингом.

Теперь на основе передового зарубежного опыта программы подготовки к школе и начального образования будут синхронизированы. Для этого будут разработаны программы, обучающие дошкольников критическому и креативному мышлению в направлениях математики, естественных наук и технологий.

Также поставлены задачи по привлечению детей к летнему отдыху и полезным занятиям, организации спортивных соревнований, интеллектуальных игр и вечеров искусства. Так, в рамках организации содержательного досуга учащихся учреждения «Баркамол авлод», спортивное общество «Ёшлик» и Центр ученической молодежи будут объединены в единую систему. Они будут отремонтированы, оснащены в соответствии с современными требованиями, в них будут открыты кружки по иностранным языкам, искусственному интеллекту, программированию и анимации.

Вместе с тем будет внедрена новая система развития туризма среди школьников. В центрах «Баркамол авлод» в Каракалпакстане, Хорезме, Самарканде, Бухаре и столице будут организованы детские туристические базы на 100 мест каждая. Ежегодно для 1 миллиона школьников будут организованы путешествия по Узбекистану.

Защита детей от деструктивной информации – проблема, волнующая всех. Информация, которая распространяется посредством СМИ, рекламной продукции, компьютерных игр и иных аудиовизуальных материалов, все больше оказывает на подростков негативное влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, антиобщественному поведению, способствует их виктимизации, облегчает их вовлечение в преступления, что, в свою очередь, обуславливает необходимость надлежащего регулирования.

В этой связи, согласно указанию Президента, при Министерстве дошкольного и школьного образования создан Центр развития детского контента, который будет заказывать национальный контент у местных авторов и организовывать подготовку кадров в этой сфере. 

Подводя итог, отметим, что глава государства акцентировал внимание на высокой значимости образования и непрерывного профессионального развития как ключевых компонентов общественного благосостояния. Это связано как с качеством образования внутри страны, так и важностью активизации международного сотрудничества в интересах осуществления инвестиций в образование. Нынешняя государственная политика нашей страны в области образования нацелена на практическое улучшение благосостояния и защиту молодежи нашей страны. 

Н. Рашидова,

член фракции СДП «Адолат»

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Новый Узбекистан начинается с эффективной системы образования

Профессия учителя востребована всегда. При этом первыми неформальными наставниками в жизни ребенка во все времена остаемся мы – родители и другие значимые взрослые. Поэтому вопрос состояния системы образования касается всех без исключения в обществе. С развитием технологий образование все больше стандартизируется, становясь универсальным для всех, что приводит к постоянному изменению образовательных подходов.

Сегодня учитель занимается не просто передачей общих или предметных навыков. Он непрерывно совмещает это с воспитательной работой, к нему идут за советом, просят о дополнительных занятиях. Иногда учителя благодаря своей чуткости помогают разрешить семейные конфликты.

Опыт передовых стран мира наглядно показывает, что сфера образования – это, по сути, инвестиции, необходимые для того, чтобы дать своим гражданам возможность в полной мере реализовать свой потенциал. Именно поэтому в рамках концепции «Новый Узбекистан» под руководством Президента Шавката Мирзиёева в стране системно реализуются масштабные реформы системы образования, охватывающие все уровни. 

В 2019 году были утверждены такие ключевые документы, как Концепция развития системы народного образования до 2030 года и Концепция развития системы высшего образования до 2030 года. Целью этих концепций является вхождение Узбекистана в число 30 ведущих стран по рейтингу PISA, обновление содержания образования, внедрение цифровых технологий, повышение квалификации кадров и развитие государственно-частного партнерства в сфере образования.

Все это позволит наладить систему формирования профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей высоким чувством ответственности и стремлением к созиданию. Таким образом, перед каждым преподавателем стоит задача всестороннего воспитания молодого специалиста, нравственно и профессионально подготовленного к работе по избранной специальности.

Система образования в нашей стране должна ориентироваться на подготовку детей и молодежи к взрослой жизни и соответствовать высоким стандартам, установленным в рамках развития Нового Узбекистана. Образование должно быть основано на духовно-нравственных ценностях, правилах и нормах поведения, принятых в узбекском обществе. 

Тогда система образования будет осуществляться в интересах молодежи, семьи, общества и государства. Воспитание необходимо направлять на формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к старшим, закону и правопорядку, труду, бережного отношения к окружающей среде, культурному наследию, традициям многонационального народа Узбекистана.

Таким образом, молодое поколение страны будет активно участвовать в процессе приобретения знаний, навыков и компетенций, накопления практического опыта и применения знаний в повседневной жизни, а также в формировании привычки учиться на протяжении всей жизни. 

Глава нашего государства системно проводит политику обеспечения равного и инклюзивного доступа к образованию для всех граждан с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Президент Шавкат Мирзиёев отмечал: «Развитие любого государства зависит от здорового и образованного поколения. Поэтому на пути построения Нового Узбекистана мы должны создать все условия для воспитания здоровой, образованной, интеллектуальной и патриотичной молодежи». 

Большой положительный общественный резонанс вызвало видеоселекторное совещание, которое на днях прошло под руководством Президента, посвященное реформам в системе школьного образования в рамках концепции «Новый Узбекистан». На нем были отмечены достижения и поставлены задачи по устранению имеющихся недостатков. 

Так, за последние 7 лет финансирование дошкольного и школьного образования увеличено в 7 раз. В текущем году выделено 60 триллионов сумов. В школах создано около 1 миллиона, а в детских садах – 1,5 миллиона новых мест.

По критериям квалификации, знания языков, новой системы оценки, участия в предметных олимпиадах учителям введено более 10 видов доплат. 60 тысяч педагогов, воспользовавшись этим, сегодня получают зарплату в размере 8–12 миллионов сумов. В свою очередь, заработная плата воспитателей детских садов выросла на 65 процентов и достигла уровня зарплаты школьных учителей. С нового учебного года зарплаты директоров школ, их заместителей и заведующих детскими садами превысят 7–10 миллионов сумов.

В нашей стране образовательные программы адаптируются к передовому международному опыту, обновляются учебники, в школы поставляется современное оборудование. Все это является необходимым условием того, что учителя, опираясь на соответствующую учебную базу, и на основе владения новыми методиками будут давать детям качественные знания. То есть повышение квалификации учителей объективно приведет к улучшению системы образования в целом. Государство должно создать все условия для того, чтобы учитель с душой относился к своей работе.

Также в рамках дальнейшего повышения системы подготовки и квалификации педагогов реорганизованы Национально-исследовательский институт имени Абдуллы Авлони и 13 его региональных центров. Университет имени Низами преобразован в Национальный педагогический университет, а его ректор одновременно стал заместителем министра по подготовке кадров. Также создан Центр педагогического мастерства и международной оценки.

Теперь на основе этих возможностей деятельность всех педагогических вузов будет кардинально изменена. Например, в Термезском педагогическом институте вместо нынешних факультетов будут созданы 6 высших школ по точным, естественным, социальным, филологическим, прикладным наукам, дошкольному и начальному образованию. Количество предметов будет оптимизировано с 20 до 15, направлений обучения – с 31 до 17, учебная нагрузка сократится на 20 процентов. Близлежащие школы станут практической базой института.

20 преподавателей института, имеющих сертификаты по иностранным языкам, уже в этом году будут направлены на стажировку в такие страны, как Великобритания, Германия и Сингапур. В течение трех лет будет обеспечено прохождение обучения всех преподавателей за рубежом. При этом повышение квалификации и получение образовательных услуг в топ-100 вузах мира будет осуществляться на основе прямых контрактов.

Будет также расширена деятельность региональных центров повышения квалификации. Преподаватели будут переобучаться на основе передовых программ США, Великобритании, Сингапура и Германии. Кроме того, по каждому из 17 предметов среднего образования будут определены опорные школы. Преподаватель опорной школы будет проходить углубленную подготовку по своему направлению в центре повышения квалификации на основе международных программ и получит статус тренера. 

Затем эти тренеры будут обучать 25 ведущих педагогов в своем регионе. А ведущие педагоги, в свою очередь, будут повышать квалификацию других учителей в своей школе. При этом преподаватели университетов, центров и школ будут направляться за рубеж для повышения квалификации. Учитывая требования времени и потребности национальной экономики особое внимание будет уделено подготовке учителей по химии, биологии и физике, а также решению проблемы дефицита в образовательных учреждениях преподавателей по точным и естественным наукам.

Глава государства уделил особое внимание обучению одаренных детей в престижных зарубежных университетах. Отмечено, что наши дети очень талантливы, важно лишь правильно направлять их и целенаправленно готовить. С этой целью будет запущена национальная программа «Одаренная президентская молодежь», создана Международная школа имени Аль-Беруни. Очень перспективно выглядит механизм, согласно которому из выпускников 8-х классов будет отобрано 60 человек, которых начнут целенаправленно готовить к поступлению в вузы с высоким рейтингом.

Теперь на основе передового зарубежного опыта программы подготовки к школе и начального образования будут синхронизированы. Для этого будут разработаны программы, обучающие дошкольников критическому и креативному мышлению в направлениях математики, естественных наук и технологий.

Также поставлены задачи по привлечению детей к летнему отдыху и полезным занятиям, организации спортивных соревнований, интеллектуальных игр и вечеров искусства. Так, в рамках организации содержательного досуга учащихся учреждения «Баркамол авлод», спортивное общество «Ёшлик» и Центр ученической молодежи будут объединены в единую систему. Они будут отремонтированы, оснащены в соответствии с современными требованиями, в них будут открыты кружки по иностранным языкам, искусственному интеллекту, программированию и анимации.

Вместе с тем будет внедрена новая система развития туризма среди школьников. В центрах «Баркамол авлод» в Каракалпакстане, Хорезме, Самарканде, Бухаре и столице будут организованы детские туристические базы на 100 мест каждая. Ежегодно для 1 миллиона школьников будут организованы путешествия по Узбекистану.

Защита детей от деструктивной информации – проблема, волнующая всех. Информация, которая распространяется посредством СМИ, рекламной продукции, компьютерных игр и иных аудиовизуальных материалов, все больше оказывает на подростков негативное влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, антиобщественному поведению, способствует их виктимизации, облегчает их вовлечение в преступления, что, в свою очередь, обуславливает необходимость надлежащего регулирования.

В этой связи, согласно указанию Президента, при Министерстве дошкольного и школьного образования создан Центр развития детского контента, который будет заказывать национальный контент у местных авторов и организовывать подготовку кадров в этой сфере. 

Подводя итог, отметим, что глава государства акцентировал внимание на высокой значимости образования и непрерывного профессионального развития как ключевых компонентов общественного благосостояния. Это связано как с качеством образования внутри страны, так и важностью активизации международного сотрудничества в интересах осуществления инвестиций в образование. Нынешняя государственная политика нашей страны в области образования нацелена на практическое улучшение благосостояния и защиту молодежи нашей страны. 

Н. Рашидова,

член фракции СДП «Адолат»