Взятый Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым внешнеполитический курс на формирование вокруг страны пояса мира, стабильности и безопасности приносит свои плоды.
Одним из примеров эффективности такой политики стала подписанная в феврале 2021 года «дорожная карта» строительства железной дороги до Пешавара, которая откроет Узбекистану и другим государствам Центральной Азии выход к портам Индийского океана.
Путь к портам Индийского океана
Трехсторонние переговоры по вопросам транспортной взаимосвязи между Центральной и Южной Азией состоялись в Ташкенте 2 февраля 2021 года при участии высокопоставленных делегаций из Узбекистана, Афганистана и Пакистана. По итогам встречи был подписан совместный план действий по строительству железной дороги Мазари - Шариф - Кабул - Пешавар.
Реализация этого проекта будет способствовать решению одной из стратегических задач, стоящих перед Центральной Азией, - обеспечению выхода к морским портам Индийского океана, в частности к пакистанским портам «Карачи», «Касем» и «Гвадар». Дорога свяжет южноазиатскую железнодорожную систему с центральноазиатской и евразийской железнодорожными системами, будет способствовать повышению транзитного потенциала всей Центральной Азии, расширению торговли и увеличению импорта и экспорта между странами Европы, Центральной Азии, Пакистаном, Индией.
Диверсификация транспортных маршрутов, связывающих Европу с Азией и обеспечивающих выход центральноазиатских стран к морским путям, послужит укреплению позиций государств региона в глобальных цепочках поставок и производства. Улучшение социально-экономической ситуации в северных и восточных провинциях Афганистана позволит укрепить безопасность этой страны и соседних государств.
Еще одним шагом для развития регионального сотрудничества Центральной и Южной Азии обещает стать международная конференция высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности» с участием глав государств и представителей правительств, внешнеполитических и профильных ведомств стран Центральной, Южной Азии и других зарубежных государств, ведущих международных организаций, финансовых институтов, инвестиционных фондов и компаний, а также мировых научно-исследовательских и аналитических центров.
Планируется, что конференция пройдет в Ташкенте 15-16 июля. Ее целью заявлены презентация стратегического видения Узбекистана в вопросах укрепления взаимосвязанности в Центральной и Южной Азии, обсуждение конкретных предложений по реализации транспортно-транзитного потенциала стран двух регионов, выхода на перспективные рынки, расширения экспорта, привлечения инвестиций, инноваций и технологий, активизации гуманитарных и туристических обменов.
Аналитики отмечают, что активная и конструктивная региональная политика правительства Узбекистана находит широкую поддержку среди соседних стран и государств-партнеров. Это будет способствовать дальнейшему расширению и углублению взаимовыгодных торгово-экономических отношений между странами региона на долгосрочной основе и в целом придаст новый импульс развитию всего региона.
Инициативы Президента Узбекистана приносят плоды
Сразу после вступления в должность в декабре 2016 года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в качестве главного внешнеполитического приоритета определил развитие и укрепление дружественных, добрососедских и взаимовыгодных отношений с государствами Центральной Азии.
За прошедшие четыре года по инициативе главы Узбекистана состоялся обмен визитами на высшем уровне со всеми странами региона. Политическое общение между лидерами государств региона приобрело постоянный и доверительный характер. В ходе таких контактов принимаются важные совместные решения по региональным и международным вопросам, представляющим взаимный интерес в сфере безопасности, экономики, инвестиций, туризма, культуры, здравоохранения и экологии.
За исторически короткий период произошли значительные положительные изменения в отношениях Узбекистана со всеми странами региона. Многие проблемы, которые существовали в отношениях с соседями до 2016 года, решены благодаря укреплению открытого политического диалога лидеров стран региона. Реализована одна из важнейших международных инициатив Шавката Мирзиёева, впервые озвученная на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2017 года - о созыве консультативных встреч глав государств Центральной Азии. Эта инициатива получила широкое международное признание и была поддержана всеми лидерами государств региона.
Первая такая встреча состоялась в Астане в 2018 году. Второй Консультативный саммит глав государств Центральной Азии прошел в Ташкенте 29 ноября 2019 года. По его итогам приняли совместное заявление, в котором особо подчеркнуто, что «сложившаяся в Центральной Азии тенденция на региональное сближение - это исторически обусловленная реальность. Активизация регионального сотрудничества в сферах политики, безопасности, сохранения стабильности и достижения устойчивого развития в регионе отвечает коренным интересам народов центральноазиатских стран, способствует еще большему укреплению братских связей между ними, служит полноценной реализации огромного экономического и цивилизационного потенциала Центральной Азии».
Благодаря реализации Республикой Узбекистан новой открытой политики в отношении соседних стран в регионе создана благоприятная политическая атмосфера, укрепляются и развиваются взаимосвязи, основанные на дружбе и взаимной выгоде. Достигнутое за последние годы укрепление политического доверия и добрососедских отношений между Узбекистаном и странами Центральной Азии представляет собой позитивный переломный этап в современной истории региона.
Вывод отношений Узбекистана с каждым из соседних государств на уровень стратегического партнерства и развитие регионального сотрудничества снизили и практически свели на нет конфликтный потенциал в регионе, способствовали усилению его инвестиционной привлекательности.
Ташкент стал площадкой обстоятельного обмена мнениями по вопросам регионального сотрудничества в области совместного водопользования, смягчения последствий изменения климата и противодействия экологическим вызовам, в том числе по координации усилий в решении проблемы Приаралья, привлечении в регион инновационных технологий и инвестиций, внедрении принципов «зелёной экономики», предотвращении опустынивания земель.
Деловые связи укрепляются
Новую динамику приобрели торгово-экономические, промышленно-производственные связи с соседними странами. Так, за 2017-2019 годы средний годовой товарооборот со странами Центральной Азии вырос более чем вдвое и составил 5,2 млрд долларов США. По итогам 2020 года, несмотря на глобальную пандемию, общий товарооборот Узбекистана со странами Центральной Азии составил 5 миллиардов долларов. В частности, доля стран Центральной Азии в общем внешнеторговом обороте Узбекистана увеличилась с 12,4 процента в 2019 году до 13,6 процента в 2020 году, из которого на Казахстан приходится 61 процент, Кыргызстан – 18,2 процента, Туркменистан – 10,6 процента. Если самым крупным торговым партнером Узбекистана является Казахстан (три млрд долларов), то самый динамичный рост взаимной торговли наблюдался с Кыргызстаном (в пять раз по сравнению с 2016 годом).
Улучшение торгово-экономических отношений между странами Центральной Азии в целом способствовало повышению инвестиционной привлекательности региона. С 2017 по 2020 год между Узбекистаном и странами региона подписано более 300 договоров, а также контрактов и соглашений на сумму около 75 млрд долларов. С 2016 года по январь 2021 года количество совместных предприятий с участием капитала из государств Центральной Азии в Узбекистане выросло с 312 до 1451, или в 4,5 раза. Страны региона стали тесно сотрудничать в области промышленной кооперации и инвестиций. В Костанае налажено совместное производство узбекских автомобилей Ravon. ООО «Крантас групп» Узбекистана и таджикская компания «Талко» совместно создали завод по производству специальной техники.
В ходе визита Президента Кыргызстана Садыра Жапарова в Узбекистан в марте 2021 года был составлен План практических мер по расширению и углублению сотрудничества в сфере промышленной кооперации, предусматривающий реализацию 60 проектов. Достигнута договоренность о создании узбекско-кыргызского фонда развития с уставным капиталом в 50 млн долларов, затем - 200 млн долларов.
В январе текущего года правительства Узбекистана и Казахстана совместно с США запустили инициативу «Центральноазиатское инвестиционное партнерство» с целью привлечения в течение пяти лет не менее миллиарда долларов для поддержки проектов, способствующих расширению экономических связей в регионе. Эта инициатива, реализуемая через платформу «Центральная Азия - США», направлена на использование всех имеющихся возможностей для увеличения торговли, стимулирования комплексного развития и углубления многосторонних связей, укрепления и обеспечения роста экономики стран Центральной Азии
В результате открытой, продуманной и прагматичной политики Узбекистана в отношении стран Центральной Азии в 2017–2020 годах были решены такие сложные и запутанные проблемы, такие как водопользование, делимитация и демаркация государственных границ между Узбекистаном и соседними странами, использование транспортных коммуникаций, пересечение государственных границ. Если пять лет назад узбекско-кыргызскую государственную границу пересекали 200-300 человек в день, то до ограничений, введенных под влиянием глобальной пандемии, этот показатель достигал 30 тысяч человек в день, а узбекско-таджикскую границу ежедневно пересекали 20 тысяч граждан.
Ярким подтверждением проводимой Узбекистаном внешнеполитической стратегии по укреплению добрососедства, взаимопонимания и взаимовыручки между государствами Центральной Азии стало также активное региональное взаимодействие в условиях пандемии коронавируса. Страны нашего региона еще раз продемонстрировали, насколько они взаимосвязаны и нужны друг другу.
Курс на укрепление отношений с Афганистаном
Добрососедская политика Узбекистана ярко проявилась и в укреплении связей с Афганистаном - страной, являющейся частью региона Центральной Азии. Как отметил Шавкат Мирзиёев, на протяжении тысячелетий народы Узбекистана и Афганистана развивались в одном культурно-цивилизационном пространстве. На афганской земле жили и созидали Абу Райхан Беруни, Алишер Навои, Захириддин Бабур и многие другие выдающиеся узбекские ученые, поэты и мыслители. Узбекистан и Афганистан развивают тесные политические, торгово-экономические и культурно-гуманитарные отношения. Узбекистан активно участвует в поддержке и продвижении мирного процесса в Афганистане, содействуя диалогу противоборствующих сторон, а также реализует важные экономические и инфраструктурные проекты, которые помогают возрождению афганской экономики и интеграции этой страны в региональные и международные торгово-экономические связи и цепочки поставок.
Политика Узбекистана в отношении Афганистана основывается на понимании того, что перспективы стабильного развития в Центральной Азии тесно связаны с достижением мира в этой соседней стране.
Мирный процесс в Афганистане долгое время находился в тупике. По инициативе Президента Шавката Мирзиёева удалось вновь вернуть афганскую проблему в повестку дня международного сообщества. 26-27 марта 2018 года Узбекистан провел в Ташкенте международную конференцию высокого уровня по Афганистану, в которой участвовали Президент Афганистана Ашраф Гани, Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини и представители государств-членов Совета безопасности ООН. В практическом плане началу этого форума предшествовали важные личные встречи и консультации Президента Шавката Мирзиёева с главами государств США, России, Китая, лидерами стран региона - Индии, Пакистана, Ирана, стран Центральной Азии и, естественно, самого Афганистана.
Главный итог и успех конференции заключается в том, что в ее рамках удалось выработать и утвердить консолидированный международный подход к вопросу урегулирования афганского кризиса, что нашло отражение в итоговом документе конференции - Ташкентской декларации. В ней участники заявили о том, что «мир и безопасность в Афганистане имеют существенное значение для обеспечения стабильности и процветания в регионе и прекращения многолетнего насилия и страданий афганского народа». В этой связи участники признали, что «политическое урегулирование, которое будет осуществляться под руководством и усилиями самих афганцев, поддерживаемое тесным региональным сотрудничеством в области борьбы с терроризмом и контрабандой наркотиков, а также региональное экономическое сотрудничество и взаимодействие являются ключевыми для мира и процветания Афганистана и всего региона».
Ташкентская конференция и в целом политика Узбекистана в отношении Афганистана привели к активизации международных усилий по урегулированию афганского конфликта и вовлечению этой страны в региональные торгово-экономические и инфраструктурные проекты, которые должны содействовать продвижению мирного процесса.
А. Веселов, журнал «Открытый город» (Латвия).