Взятый Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым внешнеполитический курс на формирование вокруг страны пояса мира, стабильности и безопасности приносит свои плоды.

Одним из примеров эффективности такой политики стала подписанная в феврале 2021 года «дорожная карта» строительства железной дороги до Пешавара, которая откроет Узбекистану и другим государствам Центральной Азии выход к портам Индийского океана.

Путь к портам Индийского океана

Трехсторонние переговоры по вопросам транспортной взаимосвязи между Центральной и Южной Азией состоялись в Ташкенте 2 февраля 2021 года при участии высокопоставленных делегаций из Узбекистана, Афганистана и Пакистана. По итогам встречи был подписан совместный план действий по строительству железной дороги Мазари - Шариф - Кабул - Пешавар.

Реализация этого проекта будет способствовать решению одной из стратегических задач, стоящих перед Центральной Азией, - обеспечению выхода к морским портам Индийского океана, в частности к пакистанским портам «Карачи», «Касем» и «Гвадар». Дорога свяжет южноазиатскую железнодорожную систему с центральноазиатской и евразийской железнодорожными системами, будет способствовать повышению транзитного потенциала всей Центральной Азии, расширению торговли и увеличению импорта и экспорта между странами Европы, Центральной Азии, Пакистаном, Индией.

Диверсификация транспортных маршрутов, связывающих Европу с Азией и обеспечивающих выход центральноазиатских стран к морским путям, послужит укреплению позиций государств региона в глобальных цепочках поставок и производства. Улучшение социально-экономической ситуации в северных и восточных провинциях Афганистана позволит укрепить безопасность этой страны и соседних государств.  

Еще одним шагом для развития регионального сотрудничества Центральной и Южной Азии обещает стать международная конференция высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности» с участием глав государств и представителей правительств, внешнеполитических и профильных ведомств стран Центральной, Южной Азии и других зарубежных государств, ведущих международных организаций, финансовых институтов, инвестиционных фондов и компаний, а также мировых научно-исследовательских и аналитических центров.  

Планируется, что конференция пройдет в Ташкенте 15-16 июля. Ее целью заявлены презентация стратегического видения Узбекистана в вопросах укрепления взаимосвязанности в Центральной  и Южной Азии, обсуждение конкретных предложений по реализации транспортно-транзитного потенциала стран двух регионов, выхода на перспективные рынки, расширения экспорта, привлечения инвестиций, инноваций и технологий, активизации гуманитарных и туристических обменов.

Аналитики отмечают, что активная и конструктивная региональная политика правительства Узбекистана находит широкую поддержку среди соседних стран и государств-партнеров. Это будет способствовать дальнейшему расширению и углублению взаимовыгодных торгово-экономических отношений между странами региона на долгосрочной основе и в целом придаст новый импульс развитию всего региона.

Инициативы Президента Узбекистана приносят плоды

Сразу после вступления в должность в декабре 2016 года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в качестве главного внешнеполитического приоритета определил развитие и укрепление дружественных, добрососедских и взаимовыгодных отношений с государствами Центральной Азии.

За прошедшие четыре года по инициативе главы Узбекистана состоялся обмен визитами на высшем уровне со всеми странами региона. Политическое общение между лидерами государств региона приобрело  постоянный и доверительный характер. В ходе таких контактов принимаются важные совместные решения по региональным и международным вопросам, представляющим взаимный интерес  в сфере безопасности, экономики, инвестиций, туризма, культуры, здравоохранения и экологии.

За исторически короткий период произошли значительные положительные изменения в отношениях Узбекистана со всеми странами региона. Многие проблемы, которые существовали в отношениях с соседями до 2016 года, решены благодаря укреплению открытого политического диалога лидеров стран региона. Реализована одна из важнейших международных инициатив Шавката Мирзиёева, впервые озвученная на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2017 года - о созыве консультативных встреч глав государств Центральной Азии. Эта инициатива получила широкое международное признание и была поддержана всеми лидерами государств региона.

Первая такая встреча состоялась в Астане в 2018 году. Второй Консультативный саммит глав государств Центральной Азии прошел в Ташкенте 29 ноября 2019 года.  По его итогам  приняли совместное заявление, в котором  особо подчеркнуто, что «сложившаяся в Центральной Азии тенденция на региональное сближение - это исторически обусловленная реальность. Активизация регионального сотрудничества в сферах политики, безопасности, сохранения стабильности и достижения устойчивого развития в регионе отвечает коренным интересам народов центральноазиатских стран, способствует еще большему укреплению братских связей между ними, служит полноценной реализации огромного экономического и цивилизационного потенциала Центральной Азии».

Благодаря реализации Республикой Узбекистан новой открытой политики в отношении соседних стран в регионе создана благоприятная политическая атмосфера, укрепляются и развиваются взаимосвязи, основанные на дружбе и взаимной выгоде. Достигнутое за последние годы укрепление политического доверия и добрососедских отношений между Узбекистаном и странами Центральной Азии представляет собой позитивный переломный этап в современной истории региона.

Вывод отношений Узбекистана с каждым из соседних государств на уровень стратегического партнерства и развитие регионального сотрудничества снизили и практически свели на нет конфликтный потенциал в регионе, способствовали усилению его инвестиционной привлекательности.

Ташкент стал площадкой обстоятельного обмена мнениями по вопросам регионального сотрудничества в области совместного водопользования, смягчения последствий изменения климата и противодействия экологическим вызовам, в том числе по координации усилий в решении проблемы Приаралья, привлечении в регион инновационных технологий и инвестиций, внедрении принципов «зелёной экономики», предотвращении опустынивания земель.

Деловые связи укрепляются

Новую динамику приобрели торгово-экономические, промышленно-производственные связи с соседними странами. Так, за 2017-2019 годы средний годовой товарооборот со странами Центральной Азии вырос более чем вдвое и составил 5,2 млрд долларов США. По итогам 2020 года, несмотря на глобальную пандемию, общий товарооборот Узбекистана со странами Центральной Азии составил 5 миллиардов долларов. В частности, доля стран Центральной Азии в общем внешнеторговом обороте Узбекистана увеличилась с 12,4 процента в 2019 году до 13,6 процента в 2020 году, из которого на Казахстан приходится 61 процент, Кыргызстан – 18,2 процента, Туркменистан – 10,6 процента. Если самым крупным торговым партнером Узбекистана является Казахстан (три млрд долларов), то самый динамичный рост взаимной торговли наблюдался с Кыргызстаном (в пять раз по сравнению с 2016 годом).

Улучшение торгово-экономических отношений между странами Центральной Азии в целом способствовало повышению инвестиционной привлекательности региона. С 2017 по 2020 год между Узбекистаном и странами региона  подписано более 300 договоров, а также контрактов и соглашений на сумму около 75 млрд долларов. С 2016 года по январь 2021 года количество совместных предприятий с участием капитала из государств Центральной Азии в Узбекистане выросло с 312 до 1451, или в 4,5 раза. Страны региона стали тесно сотрудничать в области промышленной кооперации и инвестиций. В Костанае налажено совместное производство узбекских автомобилей  Ravon. ООО «Крантас групп» Узбекистана и таджикская   компания «Талко» совместно создали завод по производству специальной техники.

В ходе визита Президента Кыргызстана Садыра Жапарова в Узбекистан в марте 2021 года был составлен План практических мер по расширению и углублению сотрудничества в сфере промышленной кооперации, предусматривающий реализацию 60 проектов. Достигнута договоренность о создании узбекско-кыргызского фонда развития с уставным капиталом в 50 млн долларов, затем - 200 млн долларов.

В январе текущего года правительства Узбекистана и Казахстана совместно с США запустили инициативу «Центральноазиатское инвестиционное партнерство» с целью привлечения в течение пяти лет не менее  миллиарда долларов для поддержки проектов, способствующих расширению экономических связей в регионе. Эта инициатива, реализуемая через платформу «Центральная Азия - США», направлена на использование всех имеющихся возможностей для увеличения торговли, стимулирования комплексного развития и углубления многосторонних связей, укрепления и обеспечения роста экономики стран Центральной Азии

В результате открытой, продуманной и прагматичной политики Узбекистана в отношении стран Центральной Азии в 2017–2020 годах были решены такие сложные и запутанные проблемы, такие как водопользование, делимитация и демаркация государственных границ между Узбекистаном и соседними странами, использование транспортных коммуникаций, пересечение государственных границ. Если пять лет назад узбекско-кыргызскую государственную границу пересекали 200-300 человек в день, то до ограничений, введенных под влиянием глобальной пандемии, этот показатель достигал 30 тысяч человек в день, а узбекско-таджикскую границу ежедневно пересекали 20 тысяч граждан.

Ярким подтверждением проводимой Узбекистаном внешнеполитической стратегии по укреплению добрососедства, взаимопонимания и взаимовыручки между государствами Центральной Азии стало также активное региональное взаимодействие в условиях пандемии коронавируса. Страны нашего региона еще раз продемонстрировали, насколько они взаимосвязаны и нужны друг другу.

Курс на укрепление отношений с Афганистаном

Добрососедская политика Узбекистана ярко проявилась и в укреплении связей с Афганистаном - страной, являющейся частью региона Центральной Азии. Как отметил Шавкат Мирзиёев, на протяжении тысячелетий народы Узбекистана и Афганистана развивались в одном культурно-цивилизационном пространстве. На афганской земле жили и созидали Абу Райхан Беруни, Алишер Навои, Захириддин Бабур и многие другие выдающиеся узбекские ученые, поэты и мыслители. Узбекистан и Афганистан развивают тесные политические, торгово-экономические и культурно-гуманитарные отношения. Узбекистан активно участвует в поддержке и продвижении мирного процесса в Афганистане, содействуя диалогу противоборствующих сторон, а также реализует важные экономические и инфраструктурные проекты, которые помогают возрождению афганской экономики и интеграции этой страны в региональные и международные торгово-экономические связи и цепочки поставок.

Политика Узбекистана в отношении Афганистана основывается на понимании того, что перспективы стабильного развития в Центральной Азии тесно связаны с достижением мира в этой соседней стране.

Мирный процесс в Афганистане долгое время находился в тупике. По инициативе Президента Шавката Мирзиёева удалось вновь вернуть афганскую проблему в повестку дня международного сообщества. 26-27 марта 2018 года Узбекистан провел в Ташкенте международную конференцию высокого уровня по Афганистану, в которой участвовали Президент Афганистана Ашраф Гани, Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини и представители государств-членов Совета безопасности ООН. В практическом плане началу этого форума предшествовали важные личные встречи и консультации Президента Шавката Мирзиёева с главами государств США, России, Китая, лидерами стран региона - Индии, Пакистана, Ирана, стран Центральной Азии и, естественно, самого Афганистана.

Главный итог и успех конференции заключается в том, что в ее рамках удалось выработать и утвердить консолидированный международный подход к вопросу урегулирования афганского кризиса, что нашло отражение в итоговом документе конференции - Ташкентской декларации. В ней участники заявили о том, что «мир и безопасность в Афганистане имеют существенное значение для обеспечения стабильности и процветания в регионе и прекращения многолетнего насилия и страданий афганского народа». В этой связи участники признали, что «политическое урегулирование, которое будет осуществляться под руководством и усилиями самих афганцев, поддерживаемое тесным региональным сотрудничеством в области борьбы с терроризмом и контрабандой наркотиков, а также региональное экономическое сотрудничество и взаимодействие являются ключевыми для мира и процветания Афганистана и всего региона».

Ташкентская конференция и в целом политика Узбекистана в отношении Афганистана привели к активизации международных усилий по урегулированию афганского конфликта и вовлечению этой страны в региональные торгово-экономические и инфраструктурные проекты, которые должны содействовать продвижению мирного процесса.

А. Веселов, журнал «Открытый город» (Латвия).

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Узбекистан соединяет Центральную Азию с Южной

Взятый Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым внешнеполитический курс на формирование вокруг страны пояса мира, стабильности и безопасности приносит свои плоды.

Одним из примеров эффективности такой политики стала подписанная в феврале 2021 года «дорожная карта» строительства железной дороги до Пешавара, которая откроет Узбекистану и другим государствам Центральной Азии выход к портам Индийского океана.

Путь к портам Индийского океана

Трехсторонние переговоры по вопросам транспортной взаимосвязи между Центральной и Южной Азией состоялись в Ташкенте 2 февраля 2021 года при участии высокопоставленных делегаций из Узбекистана, Афганистана и Пакистана. По итогам встречи был подписан совместный план действий по строительству железной дороги Мазари - Шариф - Кабул - Пешавар.

Реализация этого проекта будет способствовать решению одной из стратегических задач, стоящих перед Центральной Азией, - обеспечению выхода к морским портам Индийского океана, в частности к пакистанским портам «Карачи», «Касем» и «Гвадар». Дорога свяжет южноазиатскую железнодорожную систему с центральноазиатской и евразийской железнодорожными системами, будет способствовать повышению транзитного потенциала всей Центральной Азии, расширению торговли и увеличению импорта и экспорта между странами Европы, Центральной Азии, Пакистаном, Индией.

Диверсификация транспортных маршрутов, связывающих Европу с Азией и обеспечивающих выход центральноазиатских стран к морским путям, послужит укреплению позиций государств региона в глобальных цепочках поставок и производства. Улучшение социально-экономической ситуации в северных и восточных провинциях Афганистана позволит укрепить безопасность этой страны и соседних государств.  

Еще одним шагом для развития регионального сотрудничества Центральной и Южной Азии обещает стать международная конференция высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности» с участием глав государств и представителей правительств, внешнеполитических и профильных ведомств стран Центральной, Южной Азии и других зарубежных государств, ведущих международных организаций, финансовых институтов, инвестиционных фондов и компаний, а также мировых научно-исследовательских и аналитических центров.  

Планируется, что конференция пройдет в Ташкенте 15-16 июля. Ее целью заявлены презентация стратегического видения Узбекистана в вопросах укрепления взаимосвязанности в Центральной  и Южной Азии, обсуждение конкретных предложений по реализации транспортно-транзитного потенциала стран двух регионов, выхода на перспективные рынки, расширения экспорта, привлечения инвестиций, инноваций и технологий, активизации гуманитарных и туристических обменов.

Аналитики отмечают, что активная и конструктивная региональная политика правительства Узбекистана находит широкую поддержку среди соседних стран и государств-партнеров. Это будет способствовать дальнейшему расширению и углублению взаимовыгодных торгово-экономических отношений между странами региона на долгосрочной основе и в целом придаст новый импульс развитию всего региона.

Инициативы Президента Узбекистана приносят плоды

Сразу после вступления в должность в декабре 2016 года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в качестве главного внешнеполитического приоритета определил развитие и укрепление дружественных, добрососедских и взаимовыгодных отношений с государствами Центральной Азии.

За прошедшие четыре года по инициативе главы Узбекистана состоялся обмен визитами на высшем уровне со всеми странами региона. Политическое общение между лидерами государств региона приобрело  постоянный и доверительный характер. В ходе таких контактов принимаются важные совместные решения по региональным и международным вопросам, представляющим взаимный интерес  в сфере безопасности, экономики, инвестиций, туризма, культуры, здравоохранения и экологии.

За исторически короткий период произошли значительные положительные изменения в отношениях Узбекистана со всеми странами региона. Многие проблемы, которые существовали в отношениях с соседями до 2016 года, решены благодаря укреплению открытого политического диалога лидеров стран региона. Реализована одна из важнейших международных инициатив Шавката Мирзиёева, впервые озвученная на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2017 года - о созыве консультативных встреч глав государств Центральной Азии. Эта инициатива получила широкое международное признание и была поддержана всеми лидерами государств региона.

Первая такая встреча состоялась в Астане в 2018 году. Второй Консультативный саммит глав государств Центральной Азии прошел в Ташкенте 29 ноября 2019 года.  По его итогам  приняли совместное заявление, в котором  особо подчеркнуто, что «сложившаяся в Центральной Азии тенденция на региональное сближение - это исторически обусловленная реальность. Активизация регионального сотрудничества в сферах политики, безопасности, сохранения стабильности и достижения устойчивого развития в регионе отвечает коренным интересам народов центральноазиатских стран, способствует еще большему укреплению братских связей между ними, служит полноценной реализации огромного экономического и цивилизационного потенциала Центральной Азии».

Благодаря реализации Республикой Узбекистан новой открытой политики в отношении соседних стран в регионе создана благоприятная политическая атмосфера, укрепляются и развиваются взаимосвязи, основанные на дружбе и взаимной выгоде. Достигнутое за последние годы укрепление политического доверия и добрососедских отношений между Узбекистаном и странами Центральной Азии представляет собой позитивный переломный этап в современной истории региона.

Вывод отношений Узбекистана с каждым из соседних государств на уровень стратегического партнерства и развитие регионального сотрудничества снизили и практически свели на нет конфликтный потенциал в регионе, способствовали усилению его инвестиционной привлекательности.

Ташкент стал площадкой обстоятельного обмена мнениями по вопросам регионального сотрудничества в области совместного водопользования, смягчения последствий изменения климата и противодействия экологическим вызовам, в том числе по координации усилий в решении проблемы Приаралья, привлечении в регион инновационных технологий и инвестиций, внедрении принципов «зелёной экономики», предотвращении опустынивания земель.

Деловые связи укрепляются

Новую динамику приобрели торгово-экономические, промышленно-производственные связи с соседними странами. Так, за 2017-2019 годы средний годовой товарооборот со странами Центральной Азии вырос более чем вдвое и составил 5,2 млрд долларов США. По итогам 2020 года, несмотря на глобальную пандемию, общий товарооборот Узбекистана со странами Центральной Азии составил 5 миллиардов долларов. В частности, доля стран Центральной Азии в общем внешнеторговом обороте Узбекистана увеличилась с 12,4 процента в 2019 году до 13,6 процента в 2020 году, из которого на Казахстан приходится 61 процент, Кыргызстан – 18,2 процента, Туркменистан – 10,6 процента. Если самым крупным торговым партнером Узбекистана является Казахстан (три млрд долларов), то самый динамичный рост взаимной торговли наблюдался с Кыргызстаном (в пять раз по сравнению с 2016 годом).

Улучшение торгово-экономических отношений между странами Центральной Азии в целом способствовало повышению инвестиционной привлекательности региона. С 2017 по 2020 год между Узбекистаном и странами региона  подписано более 300 договоров, а также контрактов и соглашений на сумму около 75 млрд долларов. С 2016 года по январь 2021 года количество совместных предприятий с участием капитала из государств Центральной Азии в Узбекистане выросло с 312 до 1451, или в 4,5 раза. Страны региона стали тесно сотрудничать в области промышленной кооперации и инвестиций. В Костанае налажено совместное производство узбекских автомобилей  Ravon. ООО «Крантас групп» Узбекистана и таджикская   компания «Талко» совместно создали завод по производству специальной техники.

В ходе визита Президента Кыргызстана Садыра Жапарова в Узбекистан в марте 2021 года был составлен План практических мер по расширению и углублению сотрудничества в сфере промышленной кооперации, предусматривающий реализацию 60 проектов. Достигнута договоренность о создании узбекско-кыргызского фонда развития с уставным капиталом в 50 млн долларов, затем - 200 млн долларов.

В январе текущего года правительства Узбекистана и Казахстана совместно с США запустили инициативу «Центральноазиатское инвестиционное партнерство» с целью привлечения в течение пяти лет не менее  миллиарда долларов для поддержки проектов, способствующих расширению экономических связей в регионе. Эта инициатива, реализуемая через платформу «Центральная Азия - США», направлена на использование всех имеющихся возможностей для увеличения торговли, стимулирования комплексного развития и углубления многосторонних связей, укрепления и обеспечения роста экономики стран Центральной Азии

В результате открытой, продуманной и прагматичной политики Узбекистана в отношении стран Центральной Азии в 2017–2020 годах были решены такие сложные и запутанные проблемы, такие как водопользование, делимитация и демаркация государственных границ между Узбекистаном и соседними странами, использование транспортных коммуникаций, пересечение государственных границ. Если пять лет назад узбекско-кыргызскую государственную границу пересекали 200-300 человек в день, то до ограничений, введенных под влиянием глобальной пандемии, этот показатель достигал 30 тысяч человек в день, а узбекско-таджикскую границу ежедневно пересекали 20 тысяч граждан.

Ярким подтверждением проводимой Узбекистаном внешнеполитической стратегии по укреплению добрососедства, взаимопонимания и взаимовыручки между государствами Центральной Азии стало также активное региональное взаимодействие в условиях пандемии коронавируса. Страны нашего региона еще раз продемонстрировали, насколько они взаимосвязаны и нужны друг другу.

Курс на укрепление отношений с Афганистаном

Добрососедская политика Узбекистана ярко проявилась и в укреплении связей с Афганистаном - страной, являющейся частью региона Центральной Азии. Как отметил Шавкат Мирзиёев, на протяжении тысячелетий народы Узбекистана и Афганистана развивались в одном культурно-цивилизационном пространстве. На афганской земле жили и созидали Абу Райхан Беруни, Алишер Навои, Захириддин Бабур и многие другие выдающиеся узбекские ученые, поэты и мыслители. Узбекистан и Афганистан развивают тесные политические, торгово-экономические и культурно-гуманитарные отношения. Узбекистан активно участвует в поддержке и продвижении мирного процесса в Афганистане, содействуя диалогу противоборствующих сторон, а также реализует важные экономические и инфраструктурные проекты, которые помогают возрождению афганской экономики и интеграции этой страны в региональные и международные торгово-экономические связи и цепочки поставок.

Политика Узбекистана в отношении Афганистана основывается на понимании того, что перспективы стабильного развития в Центральной Азии тесно связаны с достижением мира в этой соседней стране.

Мирный процесс в Афганистане долгое время находился в тупике. По инициативе Президента Шавката Мирзиёева удалось вновь вернуть афганскую проблему в повестку дня международного сообщества. 26-27 марта 2018 года Узбекистан провел в Ташкенте международную конференцию высокого уровня по Афганистану, в которой участвовали Президент Афганистана Ашраф Гани, Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини и представители государств-членов Совета безопасности ООН. В практическом плане началу этого форума предшествовали важные личные встречи и консультации Президента Шавката Мирзиёева с главами государств США, России, Китая, лидерами стран региона - Индии, Пакистана, Ирана, стран Центральной Азии и, естественно, самого Афганистана.

Главный итог и успех конференции заключается в том, что в ее рамках удалось выработать и утвердить консолидированный международный подход к вопросу урегулирования афганского кризиса, что нашло отражение в итоговом документе конференции - Ташкентской декларации. В ней участники заявили о том, что «мир и безопасность в Афганистане имеют существенное значение для обеспечения стабильности и процветания в регионе и прекращения многолетнего насилия и страданий афганского народа». В этой связи участники признали, что «политическое урегулирование, которое будет осуществляться под руководством и усилиями самих афганцев, поддерживаемое тесным региональным сотрудничеством в области борьбы с терроризмом и контрабандой наркотиков, а также региональное экономическое сотрудничество и взаимодействие являются ключевыми для мира и процветания Афганистана и всего региона».

Ташкентская конференция и в целом политика Узбекистана в отношении Афганистана привели к активизации международных усилий по урегулированию афганского конфликта и вовлечению этой страны в региональные торгово-экономические и инфраструктурные проекты, которые должны содействовать продвижению мирного процесса.

А. Веселов, журнал «Открытый город» (Латвия).