Отклик
Наша страна, основываясь на своих национальных интересах, проводит открытую и конструктивную политику, которая формируется с учетом стремительно меняющейся ситуации в мире и регионе, а также масштабных внутренних преобразований.
При этом установление дружеских и взаимовыгодных связей с другими государствами является одним из важных факторов благополучной и мирной жизни нашего народа.
С этой точки зрения в Конституцию страны в новой редакции внесен ряд новых норм, воплотивших важные изменения и дополнения, касающиеся основных принципов внешней политики.

В частности, в Основном законе определяется ряд приоритетных направлений конституционного развития Узбекистана на новом этапе формирования национальной государственности. В качестве важного принципа обозначено стремление нашей страны к сотрудничеству с мировым сообществом, прежде всего, с соседними государствами, укреплению и развитию взаимной поддержки, дружеских связей на основе мира и согласия.
Кроме того, принципы внешней политики государства дополнены положением о «территориальной целостности государств», а основным вектором определена «миролюбивая внешняя политика». Таким образом, в статье 17 Конституции еще раз указывается, что Республика Узбекистан является полноправным субъектом международных отношений.
Вместе с тем в Основном законе четко определено, что внешняя политика Узбекистана основывается на принципах суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности государств, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств и иных общепризнанных принципах и нормах международного права.
При этом уместно отметить, что в Конституции Республики Узбекистан в прежней редакции глава о внешней политике состояла только из одной статьи, а в новой редакции она дополнена статьей 18, в которой определяется, что Республика Узбекистан осуществляет миролюбивую внешнюю политику, направленную на всемерное развитие двусторонних и многосторонних отношений с государствами и международными организациями.
Действительно, наша страна в настоящее время становится одним из центров мировой политики и автором глобальных инициатив. В частности, Узбекистан установил дипломатические отношения со 142 странами мира. В Ташкенте успешно функционируют 46 посольств иностранных государств, 3 генеральных консульства, 13 почетных консулов, 24 представительства международных организаций, 26 представительств иностранных государств, международных межправительственных и правительственных организаций, 1 торговое представительство.
В зарубежных странах и международных организациях действуют 59 дипломатических и консульских учреждений Республики Узбекистан.
Наша страна является членом более 100 международных организаций и имеет сложившиеся взаимные партнерские отношения с различными структурами многостороннего сотрудничества.
Также количество зарубежных стран, граждане которых могут въехать в Республику Узбекистан без визы, достигло 90.
Нынешняя эпоха требует последовательного продолжения этой политики. Потому что участие нашей страны в региональных и международных процессах значительно возросло.
В своей внешней политике Узбекистан старается развивать взаимовыгодное сотрудничество не только с ведущими странами мира, но и со странами региона, укреплять торгово-экономические связи.
Важно отметить, что сегодня гораздо больше, чем когда-либо прежде расширилось наше сотрудничество со странами Центральной Азии. Только за 2022-2023 годы было проведено более 150 мероприятий высшего и высокого уровня с государствами региона. В результате обеспечивается сплоченность народов Центральной Азии, расширяются двусторонние связи, возрастает весомость торговых отношений.
Благодаря последовательной, конструктивной и взвешенной политике Узбекистана значительно укрепились доверие и взаимопонимание с соседними странами. В связи с этим был внедрен уникальный механизм развития регионального сотрудничества – Консультативные встречи глав государств Центральной Азии.
В международных отношениях Узбекистан активно сотрудничает с СНГ, Шанхайской организацией сотрудничества, Организацией тюркских государств, Организацией исламского сотрудничества, Организацией экономического сотрудничества. Стабильно развиваются и отношения с такими странами, как Республика Корея и Япония. Страны Юго-Восточной Азии остаются важным направлением внешней политики нашей страны.
Иными словами, поправки, внесенные в Конституцию нашей страны в области внешней политики, открывают возможности для повышения благосостояния населения, установления и укрепления двусторонних отношений, взаимовыгодного сотрудничества, особенно торговых, инвестиционных, транспортно-коммуникационных связей для тех, кто занимается предпринимательством вместе с зарубежными партнерами.
Как известно, сегодня созданы новые правовые возможности для развития системы многопланового сотрудничества с ведущими странами мира и региона, продвижения международных инициатив по важным направлениям в Центральной Азии и мировой политике.
Это станет концептуальной конституционной основой укрепления статуса страны как надежного партнера перед международным сообществом, укрепления ее авторитета.
Ж.Жураев,
старший преподаватель кафедры
Университета общественной безопасности
Республики Узбекистан.
УзА