В современном стремительно меняющемся мире Республика Узбекистан уверенно занимает позицию одного из ключевых игроков на международной арене. Внешнеполитический курс страны, получивший новый импульс с избранием в качестве Президента Шавката Мирзиёева в 2016 году, демонстрирует впечатляющие результаты, превращая республику в значимый центр региональной и глобальной дипломатии.

Так, внешняя политика Нового Узбекистана демонстрирует значительную многогранность и динамичность. Она строится на принципах миролюбия, взаимовыгодного сотрудничества и открытости миру. Ключевыми аспектами в этой сфере являются следующие направления:

– региональное сотрудничество: активно развиваются отношения со всеми странами Центральной Азии, укрепляются региональная безопасность и экономическая интеграция.

– глобальное партнерство: расширяется связи с ведущими мировыми державами, такими как США, Россия, Китай, Европейский союз, а также с международными организациями и финансовыми институтами – ООН, ШОС, СНГ, ОТГ, БРИКС, ВБ, АБР, ЕБРР.

– экономическая дипломатия: особое внимание уделяется развитию торгово-экономических отношений, привлечению иностранных инвестиций и модернизации экономики.

– культурные и гуманитарные связи: страна активно участвует в международных культурных мероприятиях, способствуя укреплению межцивилизационного диалога.

Внешняя политика Узбекистана основывается на нормах Конституции, соответствующих законов, на принципах Организации Объединенных Наций, а также обязательствах, вытекающих из международных договоров и соглашений, ратифицированных Олий Мажлисом.

В 2016 году под руководством Президента сформулирована новая целостная Доктрина внешней политики. Она определяет видение и подходы к актуальным проблемам международной и региональной безопасности, современным вызовам и угрозам, формированию нового мирового порядка. Предусматривает развитие многопланового сотрудничества с развитыми странами мира на основе равноправия, взаимного уважения, доверия и учета интересов друг друга.

Системный анализ базовых принципов и характерных черт современной внешнеполитической стратегии Узбекистана демонстрирует глубокую продуманность проводимой внешней политики, которая сегодня могла бы служить в качестве образцовой модели для многих стран, особенно в условиях, когда международные отношения переживают кризис доверия, дефицит диалога и взаимовыгодного сотрудничества.

К этим отличительным особенностям нового внешнего курса страны относятся следующие базовые принципы.

Во-первых, характерной чертой современной внешней политики республики является прагматизм в выстраивании взаимоотношений со всеми традиционными парт­нерами, а также странами ближнего и дальнего зарубежья.

Во-вторых, неизменно продвигается принцип многосторонности во внешней политике. Страна выступает за развитие созидательных процессов глобализации, налаживание взаимовыгодного и равноправного международного сотрудничества, основанного на диалоге, взаимном доверии и уважении интересов друг друга.

В-третьих, страна делает ставку на проактивность и дистанцируется от роли пассивного наблюдателя за происходящими процессами в регионе и мире.

В-четвертых, важной отличительной чертой внешнеполитической стратегии Нового Узбекистана стала открытость. А диалог с народом, который объявлен ключевым принципом деятельности органов государственной власти и управления, привел к активизации участия населения в политической жизни.

При этом значительно возросла роль общественности при формировании внешнеполитической повестки, расширяется круг субъектов, вовлеченных в ее реализацию. В частности, растет активность парламентской и народной дипломатии.

Парламентарии, а в их лице народ, сегодня определяют вектор и ориентиры внешней политики, берут на себя роль активных проводников внешнеполитических приоритетов и выразителей интересов страны на международной арене.

За последние годы наша страна стала членом Межпарламентского союза, Межпарламентской ассамблеи ОБСЕ и Межпарламентской ассамблеи стран СНГ.  Одновременно во внешнюю политику активно вовлекаются международные неправительственные организации.

В-пятых, еще один значимый принцип – конструктивизм. В Узбекистане убеждены, что конфронтационное отстаивание национальных интересов во внешних делах, особенно с соседями, не даст ожидаемого долгосрочного эффекта.

Важен поиск разумных компромиссов и взаимоприемлемого баланса интересов при решении острых вопросов двустороннего и многостороннего взаимодействия. При этом любой спорный вопрос должен быть предметом обсуждений, а не препятствием к политическому диалогу.

В основе такого подхода лежат другие принципы внешней политики нашей страны. Это миролюбие и добрососедство, которые отражают особенности менталитета народов, проживающих в республике.

Практическое воплощение вышеуказанных принципов привело к урегулированию накопившихся в Центральной Азии проблем, которые многие годы считались системными раздражителями, сдерживающими развитие регионального сотрудничества. И теперь Новая Центральная Азия – это регион, который за довольно короткий промежуток времени полностью перевернул представление о себе в позитивном русле.

Сегодня, по сути, новая региональная политика Узбекистана создала условия не только для кардинального улучшения межгосударственных отношений с соседями, но и заложила основы для дальнейшей консолидации, интеграции региона в новом формате.

Как результат, в 2018 году по инициативе Президента Шавката Мизиёева был запущен механизм Консультативных встреч глав государств Центральной Азии. Данный формат стал не только диалоговой площадкой, но и местом принятия важных политических решений, которые задали магистральные векторы взаимодействия братских стран.

Иными словами, сегодня благодаря политической воле и совместным усилиям лидеров стран региона удалось изменить современный облик Центральной Азии, трансформировать ее в пространство добрососедства, взаимного доверия и сотрудничества. Наши государства создали уникальную региональную модель, устойчивую к внешним вызовам, демонстрируя готовность брать на себя ответственность за общее будущее, обеспечение безопасности и стабильности. В итоге, Узбекистан повысил статус отношений со всеми странами региона: до уровня стратегического с Туркменистаном, всеобъемлющего стратегического партнерства с Кыргызстаном и союзничества с Казахстаном и Таджикистаном.

Сегодня Центральная Азия представляет собой емкий потребительский рынок, имеет в своем арсенале мощный ресурсно-сырьевой потенциал и богатый человеческий капитал. Об этом ярко свидетельствует активная динамика экономических показателей региона. Экономика региона в последние десять лет демонстрирует устойчивый рост (6,2%), вдвое превышая среднемировые показатели (2,6%). Начиная с 2016 года, совокупный региональный ВВП увеличился на 60%, достигнув по итогам 2023 года 450 миллиардов долларов.

Одновременно регион становится важным участником мирохозяйственных связей: объем внешней торговли за последние 7 лет вырос более чем в 2 раза, достигнув около 225 миллиардов долларов. При этом внутрирегиональная торговля увеличилась в 4,5 раза – с 2,4 до 11 миллиардов долларов.

В совокупности данные обстоятельства повышают интерес внерегиональных партнеров к Центральной Азии, превращая регион в точку притяжения мировых держав и ведущих государств. Отражением этого также являются созданные форматы диалога «ЦА плюс». Сегодня функционируют более 10 подобных диалоговых площадок, из них 6 были созданы за последние 5 лет. При этом, начиная с 2022 года, многие из этих форматов проводятся на уровне глав государств – с Китаем, США, Германией, ЕС. В следующем году их число пополнит и Южная Корея.

Новый внешнеполитический курс проявляется в активизации взаимодействия, укрепления позиций Узбекистана в региональных и международных организациях. Страна традиционно придает важное значение развитию диалога и сотрудничества с Организацией Объединенных Наций. В последние годы удалось повысить уровень взаимодействия с ООН и ее институтами. В результате успешно реализуются 140 совместных программ и проектов. За последние несколько лет инициативы Узбекистана были признаны посредством принятия 10 специальных резолюций Генеральной Ассамблеи ООН.

Визиты пяти заместителей генерального секретаря ООН, и избрание в такие органы, как Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) и Руководящий Совет Международной организации труда (МОТ), подчеркивают это сотрудничество. Недавнее открытие представительства Международного фонда сельскохозяйственного развития (IFAD) в Ташкенте активизирует усилия по развитию сельских регионов.

Шанхайская организация сотрудничества является еще одной важной платформой, на которой Узбекистан сотрудничает по вопросам региональной безопасности, экономического взаимодействия и культурного обмена. Государство активно участвует в деятельности ШОС и уже четыре раза председательствовал в организации.

С 2017 года лидер Узбекистана предложил 91 инициативу для повышения эффективности сотрудничества в политических, торгово-экономических секторах, транспорте и логистике, инновациях и других областях. Из них уже реализовано 75 инициатив, 16 находятся в процессе.

Торгово-экономическое сотрудничество в рамках ШОС стремительно развивается: в 2023 году товарооборот Узбекистана с другими странами-участниками увеличился на 18,5% по сравнению с 2022 годом и достиг 31,36 миллиарда долларов.

Узбекистан принимает участие в работе всех уставных органов СНГ, присоединившись к каждому органу отраслевого сотрудничества, проводит проактивную и инициативную политику в рамках Содружества. В частности, с 2017 года республика выдвинула в рамках СНГ 90 практических предложений, направленных на дальнейшее развитие сотрудничества по самому широкому спектру вопросов в политической, экономической и культурно-гуманитарной сферах, а также в области безопасности.

По сути, в последние годы Узбекистан превратился в дипломатический центр Содружества, где регулярно проводятся заседания уставных органов и структур отраслевого сотрудничества. Не случайно в 2024 году Ташкент был объявлен Молодежной столицей, а Самарканд культурной столицей Содружества.

Стремительно расщиряются торгово-экономические связи – к концу 2023 года внешнеторговый оборот Узбекистана со странами СНГ составил 20,6 миллиарда долларов, что составляет 32,9% от общего объема. В январе-июне 2024 года этот показатель достиг 11 миллиардов долларов. Треть внешнеторгового оборота страны или 34,4% приходится на страны СНГ.

Узбекистан стал полноправным членом Организации тюркских государств в 2019 году и с тех пор активно участвует в региональных, международных форумах, оказывая значительное влияние на принятие решений и формирование общей политической повестки дня организации.

На саммитах с 2019 по 2023 год Президент Узбекистана предложил 58 конкретных инициатив, направленных на расширение многостороннего сотрудничества в рамках ОТГ. Культурное и гуманитарное сотрудничество значительно расширилось, о чем свидетельствуют объявление в 2022 году Коканда столицей туризма, а Бухары первой молодежной столицей тюркского мира.

Активно развиваются и торгово-экономические обмены. За последние 7 лет внешняя торговля республики в рамках ОТГ выросла почти в 3 раза. В 2023 году этот показатель достиг 10 миллиардов долларов, показав рост на 4,6%. Одновременно растет количество иностранных предприятий с капиталом тюркских стран, действующих на территории страны, число которых увеличилось на 50%. В 2017-2022 годах страны ОТГ инвестировали в экономику Республики Узбекистан более 4 миллиардов долларов, что составляет 8% от общего объема иностранных инвестиций за указанный период.

Сотрудничество со странами Европы и Европейским союзом является одним из приоритетов новой проактивной внешней политики Узбекистана.

В торговле между Узбекистаном и странами ЕС установлен режим наибольшего благоприятствования. За последние годы благодаря представленным европейской стороной условиям «GSP+» наблюдается динамичный рост объемов взаимной торговли и числа успешных инвестиционных проектов. Кроме того, проводятся значимые мероприятия в области культурно-гуманитарного обмена.

Сегодня Организация исламского сотрудничества является одной из крупнейших международных организаций в мире, объединяющей 57 стран-членов с населением 1,7 миллиарда человек.

ОИС полностью поддерживает проекты и программы, инициированные Узбекистаном, который занимает значительное место в структуре.

В 2022 году министры туризма стран ОИС объявили Хиву столицей туризма исламского мира в 2024 году. 12-я сессия Исламской конференции министров туризма состоялась в Хиве в июне этого года под лозунгом «Хива – туристический город исламского мира 2024 года».

С 2017 года Узбекистан активизировал сотрудничество в рамках Организации экономического сотрудничества. В 2022 году страна впервые приняла на себя председательство под девизом «Год укрепления взаимосвязанности в ОЭС». В ноябре прошлого года в Ташкенте состоялся 16-й саммит ОЭС на тему «Вместе к экономической стабильности и развитию».

Развивая отношений с государствами-членами, Узбекистан продвигает предложения и инициативы по увеличению торгового оборота, устранению торговых барьеров, упрощению движения товаров, услуг. Кроме того, одной из ключевых целей деятельности в ОЭС является развитие транспортных и коммуникационных связей, расширение транзитного потенциала региона. Важно отметить и расширение промышленного сотрудничества, взаимодействие в области энергетики, туризма, изменения климата и охраны окружающей среды, а также культурное и гуманитарное сотрудничество. В каждой из этих областей страна предлагает реализовать конкретные программы, дорожные карты, которые укрепят связи в зоне ОЭС.

В целом, внешняя политика Нового Узбекистана демонстрирует успешную реализацию стратегии открытости, прагматичного сотрудничества, основанную на принципах многовекторности и взаимной выгоды. Достигнутые результаты не только укрепили международные позиции страны, но и создали надежную платформу для дальнейшего процветания республики как современного динамично развивающегося государства, играющего важную роль в региональной и международной политике.

Гайрат Хонназаров, УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Многогранность внешней политики Нового Узбекистана

В современном стремительно меняющемся мире Республика Узбекистан уверенно занимает позицию одного из ключевых игроков на международной арене. Внешнеполитический курс страны, получивший новый импульс с избранием в качестве Президента Шавката Мирзиёева в 2016 году, демонстрирует впечатляющие результаты, превращая республику в значимый центр региональной и глобальной дипломатии.

Так, внешняя политика Нового Узбекистана демонстрирует значительную многогранность и динамичность. Она строится на принципах миролюбия, взаимовыгодного сотрудничества и открытости миру. Ключевыми аспектами в этой сфере являются следующие направления:

– региональное сотрудничество: активно развиваются отношения со всеми странами Центральной Азии, укрепляются региональная безопасность и экономическая интеграция.

– глобальное партнерство: расширяется связи с ведущими мировыми державами, такими как США, Россия, Китай, Европейский союз, а также с международными организациями и финансовыми институтами – ООН, ШОС, СНГ, ОТГ, БРИКС, ВБ, АБР, ЕБРР.

– экономическая дипломатия: особое внимание уделяется развитию торгово-экономических отношений, привлечению иностранных инвестиций и модернизации экономики.

– культурные и гуманитарные связи: страна активно участвует в международных культурных мероприятиях, способствуя укреплению межцивилизационного диалога.

Внешняя политика Узбекистана основывается на нормах Конституции, соответствующих законов, на принципах Организации Объединенных Наций, а также обязательствах, вытекающих из международных договоров и соглашений, ратифицированных Олий Мажлисом.

В 2016 году под руководством Президента сформулирована новая целостная Доктрина внешней политики. Она определяет видение и подходы к актуальным проблемам международной и региональной безопасности, современным вызовам и угрозам, формированию нового мирового порядка. Предусматривает развитие многопланового сотрудничества с развитыми странами мира на основе равноправия, взаимного уважения, доверия и учета интересов друг друга.

Системный анализ базовых принципов и характерных черт современной внешнеполитической стратегии Узбекистана демонстрирует глубокую продуманность проводимой внешней политики, которая сегодня могла бы служить в качестве образцовой модели для многих стран, особенно в условиях, когда международные отношения переживают кризис доверия, дефицит диалога и взаимовыгодного сотрудничества.

К этим отличительным особенностям нового внешнего курса страны относятся следующие базовые принципы.

Во-первых, характерной чертой современной внешней политики республики является прагматизм в выстраивании взаимоотношений со всеми традиционными парт­нерами, а также странами ближнего и дальнего зарубежья.

Во-вторых, неизменно продвигается принцип многосторонности во внешней политике. Страна выступает за развитие созидательных процессов глобализации, налаживание взаимовыгодного и равноправного международного сотрудничества, основанного на диалоге, взаимном доверии и уважении интересов друг друга.

В-третьих, страна делает ставку на проактивность и дистанцируется от роли пассивного наблюдателя за происходящими процессами в регионе и мире.

В-четвертых, важной отличительной чертой внешнеполитической стратегии Нового Узбекистана стала открытость. А диалог с народом, который объявлен ключевым принципом деятельности органов государственной власти и управления, привел к активизации участия населения в политической жизни.

При этом значительно возросла роль общественности при формировании внешнеполитической повестки, расширяется круг субъектов, вовлеченных в ее реализацию. В частности, растет активность парламентской и народной дипломатии.

Парламентарии, а в их лице народ, сегодня определяют вектор и ориентиры внешней политики, берут на себя роль активных проводников внешнеполитических приоритетов и выразителей интересов страны на международной арене.

За последние годы наша страна стала членом Межпарламентского союза, Межпарламентской ассамблеи ОБСЕ и Межпарламентской ассамблеи стран СНГ.  Одновременно во внешнюю политику активно вовлекаются международные неправительственные организации.

В-пятых, еще один значимый принцип – конструктивизм. В Узбекистане убеждены, что конфронтационное отстаивание национальных интересов во внешних делах, особенно с соседями, не даст ожидаемого долгосрочного эффекта.

Важен поиск разумных компромиссов и взаимоприемлемого баланса интересов при решении острых вопросов двустороннего и многостороннего взаимодействия. При этом любой спорный вопрос должен быть предметом обсуждений, а не препятствием к политическому диалогу.

В основе такого подхода лежат другие принципы внешней политики нашей страны. Это миролюбие и добрососедство, которые отражают особенности менталитета народов, проживающих в республике.

Практическое воплощение вышеуказанных принципов привело к урегулированию накопившихся в Центральной Азии проблем, которые многие годы считались системными раздражителями, сдерживающими развитие регионального сотрудничества. И теперь Новая Центральная Азия – это регион, который за довольно короткий промежуток времени полностью перевернул представление о себе в позитивном русле.

Сегодня, по сути, новая региональная политика Узбекистана создала условия не только для кардинального улучшения межгосударственных отношений с соседями, но и заложила основы для дальнейшей консолидации, интеграции региона в новом формате.

Как результат, в 2018 году по инициативе Президента Шавката Мизиёева был запущен механизм Консультативных встреч глав государств Центральной Азии. Данный формат стал не только диалоговой площадкой, но и местом принятия важных политических решений, которые задали магистральные векторы взаимодействия братских стран.

Иными словами, сегодня благодаря политической воле и совместным усилиям лидеров стран региона удалось изменить современный облик Центральной Азии, трансформировать ее в пространство добрососедства, взаимного доверия и сотрудничества. Наши государства создали уникальную региональную модель, устойчивую к внешним вызовам, демонстрируя готовность брать на себя ответственность за общее будущее, обеспечение безопасности и стабильности. В итоге, Узбекистан повысил статус отношений со всеми странами региона: до уровня стратегического с Туркменистаном, всеобъемлющего стратегического партнерства с Кыргызстаном и союзничества с Казахстаном и Таджикистаном.

Сегодня Центральная Азия представляет собой емкий потребительский рынок, имеет в своем арсенале мощный ресурсно-сырьевой потенциал и богатый человеческий капитал. Об этом ярко свидетельствует активная динамика экономических показателей региона. Экономика региона в последние десять лет демонстрирует устойчивый рост (6,2%), вдвое превышая среднемировые показатели (2,6%). Начиная с 2016 года, совокупный региональный ВВП увеличился на 60%, достигнув по итогам 2023 года 450 миллиардов долларов.

Одновременно регион становится важным участником мирохозяйственных связей: объем внешней торговли за последние 7 лет вырос более чем в 2 раза, достигнув около 225 миллиардов долларов. При этом внутрирегиональная торговля увеличилась в 4,5 раза – с 2,4 до 11 миллиардов долларов.

В совокупности данные обстоятельства повышают интерес внерегиональных партнеров к Центральной Азии, превращая регион в точку притяжения мировых держав и ведущих государств. Отражением этого также являются созданные форматы диалога «ЦА плюс». Сегодня функционируют более 10 подобных диалоговых площадок, из них 6 были созданы за последние 5 лет. При этом, начиная с 2022 года, многие из этих форматов проводятся на уровне глав государств – с Китаем, США, Германией, ЕС. В следующем году их число пополнит и Южная Корея.

Новый внешнеполитический курс проявляется в активизации взаимодействия, укрепления позиций Узбекистана в региональных и международных организациях. Страна традиционно придает важное значение развитию диалога и сотрудничества с Организацией Объединенных Наций. В последние годы удалось повысить уровень взаимодействия с ООН и ее институтами. В результате успешно реализуются 140 совместных программ и проектов. За последние несколько лет инициативы Узбекистана были признаны посредством принятия 10 специальных резолюций Генеральной Ассамблеи ООН.

Визиты пяти заместителей генерального секретаря ООН, и избрание в такие органы, как Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) и Руководящий Совет Международной организации труда (МОТ), подчеркивают это сотрудничество. Недавнее открытие представительства Международного фонда сельскохозяйственного развития (IFAD) в Ташкенте активизирует усилия по развитию сельских регионов.

Шанхайская организация сотрудничества является еще одной важной платформой, на которой Узбекистан сотрудничает по вопросам региональной безопасности, экономического взаимодействия и культурного обмена. Государство активно участвует в деятельности ШОС и уже четыре раза председательствовал в организации.

С 2017 года лидер Узбекистана предложил 91 инициативу для повышения эффективности сотрудничества в политических, торгово-экономических секторах, транспорте и логистике, инновациях и других областях. Из них уже реализовано 75 инициатив, 16 находятся в процессе.

Торгово-экономическое сотрудничество в рамках ШОС стремительно развивается: в 2023 году товарооборот Узбекистана с другими странами-участниками увеличился на 18,5% по сравнению с 2022 годом и достиг 31,36 миллиарда долларов.

Узбекистан принимает участие в работе всех уставных органов СНГ, присоединившись к каждому органу отраслевого сотрудничества, проводит проактивную и инициативную политику в рамках Содружества. В частности, с 2017 года республика выдвинула в рамках СНГ 90 практических предложений, направленных на дальнейшее развитие сотрудничества по самому широкому спектру вопросов в политической, экономической и культурно-гуманитарной сферах, а также в области безопасности.

По сути, в последние годы Узбекистан превратился в дипломатический центр Содружества, где регулярно проводятся заседания уставных органов и структур отраслевого сотрудничества. Не случайно в 2024 году Ташкент был объявлен Молодежной столицей, а Самарканд культурной столицей Содружества.

Стремительно расщиряются торгово-экономические связи – к концу 2023 года внешнеторговый оборот Узбекистана со странами СНГ составил 20,6 миллиарда долларов, что составляет 32,9% от общего объема. В январе-июне 2024 года этот показатель достиг 11 миллиардов долларов. Треть внешнеторгового оборота страны или 34,4% приходится на страны СНГ.

Узбекистан стал полноправным членом Организации тюркских государств в 2019 году и с тех пор активно участвует в региональных, международных форумах, оказывая значительное влияние на принятие решений и формирование общей политической повестки дня организации.

На саммитах с 2019 по 2023 год Президент Узбекистана предложил 58 конкретных инициатив, направленных на расширение многостороннего сотрудничества в рамках ОТГ. Культурное и гуманитарное сотрудничество значительно расширилось, о чем свидетельствуют объявление в 2022 году Коканда столицей туризма, а Бухары первой молодежной столицей тюркского мира.

Активно развиваются и торгово-экономические обмены. За последние 7 лет внешняя торговля республики в рамках ОТГ выросла почти в 3 раза. В 2023 году этот показатель достиг 10 миллиардов долларов, показав рост на 4,6%. Одновременно растет количество иностранных предприятий с капиталом тюркских стран, действующих на территории страны, число которых увеличилось на 50%. В 2017-2022 годах страны ОТГ инвестировали в экономику Республики Узбекистан более 4 миллиардов долларов, что составляет 8% от общего объема иностранных инвестиций за указанный период.

Сотрудничество со странами Европы и Европейским союзом является одним из приоритетов новой проактивной внешней политики Узбекистана.

В торговле между Узбекистаном и странами ЕС установлен режим наибольшего благоприятствования. За последние годы благодаря представленным европейской стороной условиям «GSP+» наблюдается динамичный рост объемов взаимной торговли и числа успешных инвестиционных проектов. Кроме того, проводятся значимые мероприятия в области культурно-гуманитарного обмена.

Сегодня Организация исламского сотрудничества является одной из крупнейших международных организаций в мире, объединяющей 57 стран-членов с населением 1,7 миллиарда человек.

ОИС полностью поддерживает проекты и программы, инициированные Узбекистаном, который занимает значительное место в структуре.

В 2022 году министры туризма стран ОИС объявили Хиву столицей туризма исламского мира в 2024 году. 12-я сессия Исламской конференции министров туризма состоялась в Хиве в июне этого года под лозунгом «Хива – туристический город исламского мира 2024 года».

С 2017 года Узбекистан активизировал сотрудничество в рамках Организации экономического сотрудничества. В 2022 году страна впервые приняла на себя председательство под девизом «Год укрепления взаимосвязанности в ОЭС». В ноябре прошлого года в Ташкенте состоялся 16-й саммит ОЭС на тему «Вместе к экономической стабильности и развитию».

Развивая отношений с государствами-членами, Узбекистан продвигает предложения и инициативы по увеличению торгового оборота, устранению торговых барьеров, упрощению движения товаров, услуг. Кроме того, одной из ключевых целей деятельности в ОЭС является развитие транспортных и коммуникационных связей, расширение транзитного потенциала региона. Важно отметить и расширение промышленного сотрудничества, взаимодействие в области энергетики, туризма, изменения климата и охраны окружающей среды, а также культурное и гуманитарное сотрудничество. В каждой из этих областей страна предлагает реализовать конкретные программы, дорожные карты, которые укрепят связи в зоне ОЭС.

В целом, внешняя политика Нового Узбекистана демонстрирует успешную реализацию стратегии открытости, прагматичного сотрудничества, основанную на принципах многовекторности и взаимной выгоды. Достигнутые результаты не только укрепили международные позиции страны, но и создали надежную платформу для дальнейшего процветания республики как современного динамично развивающегося государства, играющего важную роль в региональной и международной политике.

Гайрат Хонназаров, УзА