Нынешняя прагматичная региональная политика Узбекистана не только повышает международный престиж страны, но и открывает двери для больших возможностей.

Текущий год стал эффективным и активным для внешней политики нашей страны. Результаты практического международного значения достигнуты благодаря последовательности во внешней политике, стратегии защиты интересов страны в любых условиях, открытости в достижении региональных положительных изменений.

Следует отметить, новая региональная дипломатия на основе глубокого осознания всех тенденций повестки дня внешней политики и с учетом национальных интересов стала имиджем Узбекистана, как в региональном, так и глобальном масштабах.

Корреспондент УзА записал мнения экспертов о внешней политике Узбекистана и внешнеполитической ситуации в регионе Центральной Азии, формируемой в духе добрососедства.

Бахромжон Сотиболдиев, начальник отдела Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан: 

– Не будет ошибкой сказать, что во внешней политике Узбекистана период небывалой активности и изменений начался в 2016 году после прихода к власти Президента Шавката Мирзиёева. Глава государства во внешнеполитической деятельности в качестве приоритетного направления наметил установление дружеских, добрососедских отношений со странами Центральной Азии. Теперь и международное сообщество признает работу, проведенную в этом направлении в относительно короткие сроки. Действительно, организация в 2017 году по инициативе правительства Узбекистана консультационного совета послужила основой важных преобразований. Благодаря этому лидеры открыли путь для решения многих проблем в таких сферах, как экономика, определение государственных границ, безопасность, продовольственная безопасность, миграция и других. Были выдвинуты предложения о совместном решении проблем, утверждении в регионе устойчивой среды с учетом национальных интересов каждой страны, проведении эффективной внешней политики. В марте 2018 года в городе Астане состоялась первая консультационная встреча лидеров стран Центральной Азии. Затем главы государств 6 раз встречались в таком формате.

В этом аспекте возникает вопрос: почему для Узбекистана важно систематизировать отношения со странами Центральной Азии, оптимизировать подходы, сближаться и действовать совместно?

Во-первых, в Узбекистане проживает практически половина всего населения Центральной Азии. В настоящее время страны региона также экономически развиваются.

Во-вторых, во всех центральноазиатских странах наблюдаются положительные темпы в плане демографии.

В-третьих, наши народы проживают на одной территории, имеют общность в религии, истории, пьют воду из двух рек. Поэтому следует эффективно использовать возможности демонстрации в мировом сообществе экономической, политической, культурной привлекательности региона, располагающего огромным потенциалом. 

Сегодня заметны результаты практических действий, проводимых совместно с соседними странами для реализации приоритетных задач и поставленных перед собой целей.

В Центральной Азии снижен уровень напряженности, что, в свою очередь, увеличило приток иностанных инвестиций. Для реализации крупных совместных инициатив, промышленных проектов в первую очередь нужен большой рынок. И такой рынок формируется в настоящее время. К 2030 году население региона приблизится к 80 миллионам человек, среди которых большинство будет составлять молодежь в возрасте до 30 лет. У этой молодежи будет желание пользоваться хорошими технологиями, ездить на дорогостоящих машинах, строить новые дома, и молодежь будет действовать на этом пути. Почему в последние годы Узбекистан придает большое значение образованию? Потому что в экономике важен человеческий капитал, в период усиления в мире конкуренции этот вопрос приобретает все большую актуальность.  

Согласно статистике, в развитых регионах мира резко снижен рост численности населения. А мы располагаем и большими сырьевыми ресурсами, и рабочей силой. Дешевые энергетические источники, вырабатываемые посредством формирования зеленой энергетики мы намерены впоследствии экспортировать. Поэтому зарубежные инвесторы выражают серьезную заинтересованность в развитии энергетической сферы в Центральной Азии, и в частности, в Узбекистане. 

Сайфиддин Жураев, директор Центра аналитических исследований Ташкентского государственного университета востоковедения:

– Многогранная деятельность во внешней политке страны, в частности, устанавливаемые дипломатические отношения с зарубежными странми, зарубежными и региональными организациями, выдвигаемые инициативы по актуальным региональным международным вопросам, проводимые диалоги имеют важное значение своей направленностью на обеспечение мирной жизни и свободной деятельности народа,  создание условий для получения гражданами образования и профессий, занятий предпринимательством,  обеспечение защиты людей со стороны государства. 

В последние семь лет по инициативе Узбекистана Генеральной Ассамблеей ООН принято более 10 резолюций, в том числе текущих и 4 специальных. Всемирный банк прогнозирует рост ВВП нашей в 5,3 процента. Это высокий показатель. По данным Международного валютного фонда в 2023 году ВВП нашей страны впервые превысил 100 миллиардов долларов.

Известно, противостояния в складывающемся в новом международном порядке в мире в последние годы обуславливаются кризисом взаимного доверия между странами.  Не секрет, что сегодня завершается определенный исторический этап и начинается довольно сложно прогнозируемая новая эпоха. И в таких неопределенных условиях ни одна страна не способна в одиночку обойти или устранить эту глобальную ситуацию. Во взаимно связанном мире единственный путь выхода из омута опасных проблем – это эффективный диалог, всесторонне эффективное международное сотрудничество с учетом интересов всех сторон.

Процесс обеспечения внешнеполитических интересов Узбекистана сочетается с происходящими в последние годы преобразованиями и реформами в политико-правовой, социально-экономическиой сферах страны. Наше государство исходя из собственных интересов анализирует ситуацию, делая соответствующие выводы принимает стратегические решения по внешней политике, обеспечивает исполнение соответствующих задач. В сложившихся условиях Узбекистан стремится сохранить территориальную целостность, суверенитет и находить надежных партнеров.

Для этого гармонизированы интересы народа и государства, разработан план до 2030 года, и начата его реализация. Главное, действия предпринимаются на основе определенной логики исходя из правил, норм, целей, направлений и задач, связанных с обеспечением интересов страны.

Основными направлениями нашей внешней политики остаются защита мира и безопасности в стране, укрепление независимости, суверенитета и территориальной целостности, создание благоприятных внешних условий для безопасного и устойчивого развития, формирование вокруг республики дружеской, добрососедской атмосферы, повышение престижа страны на международной арене. Работа в этом направлении проводится по согласованию с органами государственной власти, общественностью, институтами гражданского общества, которые защищают интересы граждан, субъектов граждан в процессе взаимных отношений с зарубежными странами.

Заслуживает внимания тот факт, что при сотрудничестве стран Центральной Азии налаживаются реализация проектов и программ по выведению на новый этап отношений в сфере перспективной торговли, инвестиций, транспорта, энергетики и инноваций, «зеленых» технологий, расширение многогранных отношений в сфере образования, туризма, здравоохранения, науки и культуры, современный диалог в вопросе обеспечения устойчивости и безопасности в регионе. Продолжительность процесса указывает на то, что он имет место как механизм, обеспечивающий условия и возможности для принятия решений на основе определения драйверов развития, что это процесс, положительно воздействующий на развитие региона. А внедрение инициатив, выдвигаемых в рамках этой новой модели, в ближайшем будущем приведет к стратегическому развитию стран региона, повышению уровня жизни народов, предоставит возможность для пропаганды идей Третьего Ренессанса Узбекистана и усилению воздействия процесса.

В последние годы Центральная Азия активно развивается как центр экономического роста и активных инвстиций. В последние 7 лет экономика региона возросла на 6,3 процента и приблизилась к 450 миллиардам долларов. В два раза возрос внешний торговый оборот и составил почти 225 миллиардов долларов.

Региональная устойчивость, безопасность и формирование большого экономического рынка также привлекают интерес инвесторов к региону. Например, в 2016-2022 годах вливание инвестиций в Центральную Азию в общем мировом объеме возросло с 1,6 до 2,8 процента, и в 2022 году составило 40 миллиардов долларов. Это на 50 процентов больше относительно 2016 года ($26,7 млрд). По прогнозам «Boston Consulting Group», до 2030 года Центральная Азия сможет привлечь инвестиции в объеме до 170 миллиардов долларов. Из них 40-70 миллиардов будут направлены в несырьевые сферы.

Следует отметить, в настоящее время сотрудничество между странами Центральной Азии приобрело устойчивый характер. В числе важных форматов сотрудничества региональные экономические, межпарламентские, экспертные, молодежные форумы, диалог женщин-лидеров. 

В целом, внешняя политика и новая региональная дипломатия Узбекистана позволяет всесторонне обсуждать перспективные направления дальнейшего сотрудничества в политической, экономической, социальной и гуманитарной сферах. Особенностями политики диверсификации отншений с другими странами и международными  организациями являются открытость региона внешнему миру и готовность к сотрудничеству. 

Мухтор Назиров, доцент Международной исламской академии Узбекистана, доктор философии по политичским наукам:

– Активная внешняя политика, направленная на развитие открытых, практических, взаимно заинтересованных отношений со странами Центральной Азии стала своеобразной «визитной карточкой» Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева. Первые официальные визиты также совершены в страны этого региона. Стало очевидно, что регион готов к конструктивному диалогу для решения накопившихся в течение ряда лет болезненных проблем.

В результате в короткие сроки в отношениях с соседними странами была сформирована новая политическая среда, повысился уровень политического доверия. Заложены новые основы для развития двусторонних торгово-экономических связей, достигнуты делимитация и демаркация государственных границ с соседними странами, решение водно-энергетических проблем. 

В нынешний период развития наша страна заинтересована в преобразовании Центральной Азии в устойчивую, стабильно развивающуюся территорию с добрососедскими отношениями. Развитие Узбекистана неразрывно связано с общим развитием региона. 

Концепция «Центральная Азия – 2040», принятая на проводившейся в городе Астане шестой Консультативной встрече глав государств Центральной Азии подтверждает общность подходов к развитию региона. Этот документ определил формы и механизмы реализации практических планов.

По итогам регионального диалога отмечалось, что в высших политических кругах повысился уровень взаимного доверия, отмечен положительный показатель в торгово-экономическх связях, налажено взаимопонимание на приграничных территориях Узбекистана.

Размещение Центральной Азии на перекрестке интересов крупных геополитических сил не может не влиять на темпы социально-политического процесса в регионе, изменяющуюся внешнюю и внутреннюю коньюнктуру. В таких условиях требуется особо осторожный подход к развитию регионального сотрудничества. 

Историческое значение имеет принятая Генеральной Ассамблеей ООН 22 июня 2018 года резолюция «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в регионе Центральной Азии». Страны Центральной Азии отметили готовность к возложению на себя ответственности за обеспечение мира, стабильности и устойчивого развития в регионе. Это является доказательством укрепления субъектности региона на мировой арене.

Одно из важных направлений нашей внешнеполитической деятельности в Центральной Азии – это достижение мира и устойчивости на афганской земле. Так как Узбекистан рассматривает Афганистан как неразрывную часть Центральной Азии и в этом плане имеет системный и комплексный подход к этому вопросу. В специальной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН об укреплении взаимосвязи между Центральной и Южной Азией, принятой по инициативе нашей республики в 2022 году, отдельно отмечена роль Афганистана в расширении межрегиональных торгово-экономических связей.

В целом, Узбекистан, расположенный в «сердце» Центральной Азии и единственный, имеющий общие границы со всеми странами региона, сложно представить отдельно от региона в контексте общего современного развития. В этом тесно связанном процессе Узбекистан выступает как стабилизирующий фактор. 

С этой точки зрения активная внешняя политика Узбекистана имеет важное значение в обеспечении мира и устойчивого развития в регионе. Дальнейшее укрепление стратегического партнерства путем укрепления добрососедства и духа братства, активных торгово-экономических связей, реализации проектов в различных сферах становится главной тенденцией во внешней политике Узбекистана.

Абдували Сойибназаров, политический обозреватель:

– Сегодня происходят изменения глобального масштаба, на мировой арене формируется баланс новых сил. Вместе с тем возникают новые угрозы, что вынуждает страны мира искать решение по их устранению, обновлять политические и экономические стратегии. Безусловно, эти вопросы актуальны и в повестке дня внешней дипломатии Узбекистана. Определенно, мировые процессы учитываются и анализируются руководством нашей страны при определении внешнеполитического курса республики.

По инициативе Президента на качественно новый уровень выведены политические, экономические и культурные связи с ведущими странами мира и международными организациями. Генеральной Ассамблеей ООН приняты резолюции «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе», «Просвещение и религиозная толерантность», «Устойчивый туризм и устойчивое развитие в Центральной Азии»«Об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий». Впервые в нашей истории Узбекистан стал членом Совета по правам человека ООН. Под эгидой ООН в городе Термезе открыт многофункциональный центр по предоставлению гуманитарной помощи Афганистану. Все это достижения нашей внешней политики.

В результате проведения мудрой политики в Центральной Азии сформирована абсолютно новая, откратая, здоровая, дружественная социально-политическая, культурно-гуманитарная атмосфера. В первую очередь были укреплены и расширены прагматичные и стратегические отношения с соседними странами. Началось решение многолетних проблем, связанных с вопросами границ, распределения воды и энергии, свободного передвижения.

Наряду с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном активизировались отношения и с соседним Афганистаном, который всегда рассматривался мировым сообществом как очаг угроз. Стремление установить в этом государстве мир, обеспечить связь между Центральной и Южной Азией является одним из важных направлений прагматичной внешней политики руководства нашей республики, и это широко признается международным сообществом. 

Узбекистан вывел до уровня стратегического партнерства двух- и многосторонние отношения с такими странами, как Китай, Россия, США, Турция, Венгрия, Япония, Индия, арабские государства. На высоком уровне находятся связи с ООН, ШОС, Всемирным банком и многтми другими международными и региональными организациями и финансовыми институтами. 

В период осуществляемых в стране преобразований по инициативе Президента Шавката Мирзиёева принята Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022 – 2026 годы, в которой определены основные направления нынешнего дня – усиление безопасности и оборонного потенциала страны, восемь важных направлений открытой, прагматичной и активной внешней политики. Значительно, что эти цели направлены на развитие сотрудничества   с соседними из зарубежными странами в торгово-экономической сфере и сфере международной безопасности, повышение экспортного потенциала, привлечение в экономику инвестиций, передовых технологий и научных разработок, увеличение потока туристов в нашу страну, защиту прав и интересов граждан, укрепление положительного имиджа страны на международной площадке.

Повышение значимости и роли Центральной Азии в мировом сообществе можно видеть в создании различных форматов многостороннего сотрудничества с регионами и крупными государствами. К платформам «Центральная Азия – США», «Центральная Азия – Европейский союз», «Центральная Азия – Республика Корея», «Центральная Азия – Япония» в последние годы присоединились проекты «Центральная Азия – Индия»,  «Центральная Азия – Китай» и «Центральная Азия – Российская Федерация». Это в первую очередь указывает на признание лидирующими мировыми странами новой обстановки, сложившейся в результате позитивных изменений в регионе, во-вторых, на придание зарубежными странами значения развитию не только двусторонних отношений со странами региона, но и многосторонних отношений с регионом в целом. Вместе с тем новые форматы между регионом и другими странами, международными институтами формируют основу для усиления геополитической и экономической значимости Центральной Азии и обеспечивают расмотрение региона в международных отношениях в качестве целостного политико-дипломатического субъекта.

Подготовил Уткир Алимов, корр. УзА.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Узбекистан: активная внешняя политика и региональное сотрудничество

Нынешняя прагматичная региональная политика Узбекистана не только повышает международный престиж страны, но и открывает двери для больших возможностей.

Текущий год стал эффективным и активным для внешней политики нашей страны. Результаты практического международного значения достигнуты благодаря последовательности во внешней политике, стратегии защиты интересов страны в любых условиях, открытости в достижении региональных положительных изменений.

Следует отметить, новая региональная дипломатия на основе глубокого осознания всех тенденций повестки дня внешней политики и с учетом национальных интересов стала имиджем Узбекистана, как в региональном, так и глобальном масштабах.

Корреспондент УзА записал мнения экспертов о внешней политике Узбекистана и внешнеполитической ситуации в регионе Центральной Азии, формируемой в духе добрососедства.

Бахромжон Сотиболдиев, начальник отдела Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан: 

– Не будет ошибкой сказать, что во внешней политике Узбекистана период небывалой активности и изменений начался в 2016 году после прихода к власти Президента Шавката Мирзиёева. Глава государства во внешнеполитической деятельности в качестве приоритетного направления наметил установление дружеских, добрососедских отношений со странами Центральной Азии. Теперь и международное сообщество признает работу, проведенную в этом направлении в относительно короткие сроки. Действительно, организация в 2017 году по инициативе правительства Узбекистана консультационного совета послужила основой важных преобразований. Благодаря этому лидеры открыли путь для решения многих проблем в таких сферах, как экономика, определение государственных границ, безопасность, продовольственная безопасность, миграция и других. Были выдвинуты предложения о совместном решении проблем, утверждении в регионе устойчивой среды с учетом национальных интересов каждой страны, проведении эффективной внешней политики. В марте 2018 года в городе Астане состоялась первая консультационная встреча лидеров стран Центральной Азии. Затем главы государств 6 раз встречались в таком формате.

В этом аспекте возникает вопрос: почему для Узбекистана важно систематизировать отношения со странами Центральной Азии, оптимизировать подходы, сближаться и действовать совместно?

Во-первых, в Узбекистане проживает практически половина всего населения Центральной Азии. В настоящее время страны региона также экономически развиваются.

Во-вторых, во всех центральноазиатских странах наблюдаются положительные темпы в плане демографии.

В-третьих, наши народы проживают на одной территории, имеют общность в религии, истории, пьют воду из двух рек. Поэтому следует эффективно использовать возможности демонстрации в мировом сообществе экономической, политической, культурной привлекательности региона, располагающего огромным потенциалом. 

Сегодня заметны результаты практических действий, проводимых совместно с соседними странами для реализации приоритетных задач и поставленных перед собой целей.

В Центральной Азии снижен уровень напряженности, что, в свою очередь, увеличило приток иностанных инвестиций. Для реализации крупных совместных инициатив, промышленных проектов в первую очередь нужен большой рынок. И такой рынок формируется в настоящее время. К 2030 году население региона приблизится к 80 миллионам человек, среди которых большинство будет составлять молодежь в возрасте до 30 лет. У этой молодежи будет желание пользоваться хорошими технологиями, ездить на дорогостоящих машинах, строить новые дома, и молодежь будет действовать на этом пути. Почему в последние годы Узбекистан придает большое значение образованию? Потому что в экономике важен человеческий капитал, в период усиления в мире конкуренции этот вопрос приобретает все большую актуальность.  

Согласно статистике, в развитых регионах мира резко снижен рост численности населения. А мы располагаем и большими сырьевыми ресурсами, и рабочей силой. Дешевые энергетические источники, вырабатываемые посредством формирования зеленой энергетики мы намерены впоследствии экспортировать. Поэтому зарубежные инвесторы выражают серьезную заинтересованность в развитии энергетической сферы в Центральной Азии, и в частности, в Узбекистане. 

Сайфиддин Жураев, директор Центра аналитических исследований Ташкентского государственного университета востоковедения:

– Многогранная деятельность во внешней политке страны, в частности, устанавливаемые дипломатические отношения с зарубежными странми, зарубежными и региональными организациями, выдвигаемые инициативы по актуальным региональным международным вопросам, проводимые диалоги имеют важное значение своей направленностью на обеспечение мирной жизни и свободной деятельности народа,  создание условий для получения гражданами образования и профессий, занятий предпринимательством,  обеспечение защиты людей со стороны государства. 

В последние семь лет по инициативе Узбекистана Генеральной Ассамблеей ООН принято более 10 резолюций, в том числе текущих и 4 специальных. Всемирный банк прогнозирует рост ВВП нашей в 5,3 процента. Это высокий показатель. По данным Международного валютного фонда в 2023 году ВВП нашей страны впервые превысил 100 миллиардов долларов.

Известно, противостояния в складывающемся в новом международном порядке в мире в последние годы обуславливаются кризисом взаимного доверия между странами.  Не секрет, что сегодня завершается определенный исторический этап и начинается довольно сложно прогнозируемая новая эпоха. И в таких неопределенных условиях ни одна страна не способна в одиночку обойти или устранить эту глобальную ситуацию. Во взаимно связанном мире единственный путь выхода из омута опасных проблем – это эффективный диалог, всесторонне эффективное международное сотрудничество с учетом интересов всех сторон.

Процесс обеспечения внешнеполитических интересов Узбекистана сочетается с происходящими в последние годы преобразованиями и реформами в политико-правовой, социально-экономическиой сферах страны. Наше государство исходя из собственных интересов анализирует ситуацию, делая соответствующие выводы принимает стратегические решения по внешней политике, обеспечивает исполнение соответствующих задач. В сложившихся условиях Узбекистан стремится сохранить территориальную целостность, суверенитет и находить надежных партнеров.

Для этого гармонизированы интересы народа и государства, разработан план до 2030 года, и начата его реализация. Главное, действия предпринимаются на основе определенной логики исходя из правил, норм, целей, направлений и задач, связанных с обеспечением интересов страны.

Основными направлениями нашей внешней политики остаются защита мира и безопасности в стране, укрепление независимости, суверенитета и территориальной целостности, создание благоприятных внешних условий для безопасного и устойчивого развития, формирование вокруг республики дружеской, добрососедской атмосферы, повышение престижа страны на международной арене. Работа в этом направлении проводится по согласованию с органами государственной власти, общественностью, институтами гражданского общества, которые защищают интересы граждан, субъектов граждан в процессе взаимных отношений с зарубежными странами.

Заслуживает внимания тот факт, что при сотрудничестве стран Центральной Азии налаживаются реализация проектов и программ по выведению на новый этап отношений в сфере перспективной торговли, инвестиций, транспорта, энергетики и инноваций, «зеленых» технологий, расширение многогранных отношений в сфере образования, туризма, здравоохранения, науки и культуры, современный диалог в вопросе обеспечения устойчивости и безопасности в регионе. Продолжительность процесса указывает на то, что он имет место как механизм, обеспечивающий условия и возможности для принятия решений на основе определения драйверов развития, что это процесс, положительно воздействующий на развитие региона. А внедрение инициатив, выдвигаемых в рамках этой новой модели, в ближайшем будущем приведет к стратегическому развитию стран региона, повышению уровня жизни народов, предоставит возможность для пропаганды идей Третьего Ренессанса Узбекистана и усилению воздействия процесса.

В последние годы Центральная Азия активно развивается как центр экономического роста и активных инвстиций. В последние 7 лет экономика региона возросла на 6,3 процента и приблизилась к 450 миллиардам долларов. В два раза возрос внешний торговый оборот и составил почти 225 миллиардов долларов.

Региональная устойчивость, безопасность и формирование большого экономического рынка также привлекают интерес инвесторов к региону. Например, в 2016-2022 годах вливание инвестиций в Центральную Азию в общем мировом объеме возросло с 1,6 до 2,8 процента, и в 2022 году составило 40 миллиардов долларов. Это на 50 процентов больше относительно 2016 года ($26,7 млрд). По прогнозам «Boston Consulting Group», до 2030 года Центральная Азия сможет привлечь инвестиции в объеме до 170 миллиардов долларов. Из них 40-70 миллиардов будут направлены в несырьевые сферы.

Следует отметить, в настоящее время сотрудничество между странами Центральной Азии приобрело устойчивый характер. В числе важных форматов сотрудничества региональные экономические, межпарламентские, экспертные, молодежные форумы, диалог женщин-лидеров. 

В целом, внешняя политика и новая региональная дипломатия Узбекистана позволяет всесторонне обсуждать перспективные направления дальнейшего сотрудничества в политической, экономической, социальной и гуманитарной сферах. Особенностями политики диверсификации отншений с другими странами и международными  организациями являются открытость региона внешнему миру и готовность к сотрудничеству. 

Мухтор Назиров, доцент Международной исламской академии Узбекистана, доктор философии по политичским наукам:

– Активная внешняя политика, направленная на развитие открытых, практических, взаимно заинтересованных отношений со странами Центральной Азии стала своеобразной «визитной карточкой» Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева. Первые официальные визиты также совершены в страны этого региона. Стало очевидно, что регион готов к конструктивному диалогу для решения накопившихся в течение ряда лет болезненных проблем.

В результате в короткие сроки в отношениях с соседними странами была сформирована новая политическая среда, повысился уровень политического доверия. Заложены новые основы для развития двусторонних торгово-экономических связей, достигнуты делимитация и демаркация государственных границ с соседними странами, решение водно-энергетических проблем. 

В нынешний период развития наша страна заинтересована в преобразовании Центральной Азии в устойчивую, стабильно развивающуюся территорию с добрососедскими отношениями. Развитие Узбекистана неразрывно связано с общим развитием региона. 

Концепция «Центральная Азия – 2040», принятая на проводившейся в городе Астане шестой Консультативной встрече глав государств Центральной Азии подтверждает общность подходов к развитию региона. Этот документ определил формы и механизмы реализации практических планов.

По итогам регионального диалога отмечалось, что в высших политических кругах повысился уровень взаимного доверия, отмечен положительный показатель в торгово-экономическх связях, налажено взаимопонимание на приграничных территориях Узбекистана.

Размещение Центральной Азии на перекрестке интересов крупных геополитических сил не может не влиять на темпы социально-политического процесса в регионе, изменяющуюся внешнюю и внутреннюю коньюнктуру. В таких условиях требуется особо осторожный подход к развитию регионального сотрудничества. 

Историческое значение имеет принятая Генеральной Ассамблеей ООН 22 июня 2018 года резолюция «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в регионе Центральной Азии». Страны Центральной Азии отметили готовность к возложению на себя ответственности за обеспечение мира, стабильности и устойчивого развития в регионе. Это является доказательством укрепления субъектности региона на мировой арене.

Одно из важных направлений нашей внешнеполитической деятельности в Центральной Азии – это достижение мира и устойчивости на афганской земле. Так как Узбекистан рассматривает Афганистан как неразрывную часть Центральной Азии и в этом плане имеет системный и комплексный подход к этому вопросу. В специальной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН об укреплении взаимосвязи между Центральной и Южной Азией, принятой по инициативе нашей республики в 2022 году, отдельно отмечена роль Афганистана в расширении межрегиональных торгово-экономических связей.

В целом, Узбекистан, расположенный в «сердце» Центральной Азии и единственный, имеющий общие границы со всеми странами региона, сложно представить отдельно от региона в контексте общего современного развития. В этом тесно связанном процессе Узбекистан выступает как стабилизирующий фактор. 

С этой точки зрения активная внешняя политика Узбекистана имеет важное значение в обеспечении мира и устойчивого развития в регионе. Дальнейшее укрепление стратегического партнерства путем укрепления добрососедства и духа братства, активных торгово-экономических связей, реализации проектов в различных сферах становится главной тенденцией во внешней политике Узбекистана.

Абдували Сойибназаров, политический обозреватель:

– Сегодня происходят изменения глобального масштаба, на мировой арене формируется баланс новых сил. Вместе с тем возникают новые угрозы, что вынуждает страны мира искать решение по их устранению, обновлять политические и экономические стратегии. Безусловно, эти вопросы актуальны и в повестке дня внешней дипломатии Узбекистана. Определенно, мировые процессы учитываются и анализируются руководством нашей страны при определении внешнеполитического курса республики.

По инициативе Президента на качественно новый уровень выведены политические, экономические и культурные связи с ведущими странами мира и международными организациями. Генеральной Ассамблеей ООН приняты резолюции «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе», «Просвещение и религиозная толерантность», «Устойчивый туризм и устойчивое развитие в Центральной Азии»«Об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий». Впервые в нашей истории Узбекистан стал членом Совета по правам человека ООН. Под эгидой ООН в городе Термезе открыт многофункциональный центр по предоставлению гуманитарной помощи Афганистану. Все это достижения нашей внешней политики.

В результате проведения мудрой политики в Центральной Азии сформирована абсолютно новая, откратая, здоровая, дружественная социально-политическая, культурно-гуманитарная атмосфера. В первую очередь были укреплены и расширены прагматичные и стратегические отношения с соседними странами. Началось решение многолетних проблем, связанных с вопросами границ, распределения воды и энергии, свободного передвижения.

Наряду с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном активизировались отношения и с соседним Афганистаном, который всегда рассматривался мировым сообществом как очаг угроз. Стремление установить в этом государстве мир, обеспечить связь между Центральной и Южной Азией является одним из важных направлений прагматичной внешней политики руководства нашей республики, и это широко признается международным сообществом. 

Узбекистан вывел до уровня стратегического партнерства двух- и многосторонние отношения с такими странами, как Китай, Россия, США, Турция, Венгрия, Япония, Индия, арабские государства. На высоком уровне находятся связи с ООН, ШОС, Всемирным банком и многтми другими международными и региональными организациями и финансовыми институтами. 

В период осуществляемых в стране преобразований по инициативе Президента Шавката Мирзиёева принята Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022 – 2026 годы, в которой определены основные направления нынешнего дня – усиление безопасности и оборонного потенциала страны, восемь важных направлений открытой, прагматичной и активной внешней политики. Значительно, что эти цели направлены на развитие сотрудничества   с соседними из зарубежными странами в торгово-экономической сфере и сфере международной безопасности, повышение экспортного потенциала, привлечение в экономику инвестиций, передовых технологий и научных разработок, увеличение потока туристов в нашу страну, защиту прав и интересов граждан, укрепление положительного имиджа страны на международной площадке.

Повышение значимости и роли Центральной Азии в мировом сообществе можно видеть в создании различных форматов многостороннего сотрудничества с регионами и крупными государствами. К платформам «Центральная Азия – США», «Центральная Азия – Европейский союз», «Центральная Азия – Республика Корея», «Центральная Азия – Япония» в последние годы присоединились проекты «Центральная Азия – Индия»,  «Центральная Азия – Китай» и «Центральная Азия – Российская Федерация». Это в первую очередь указывает на признание лидирующими мировыми странами новой обстановки, сложившейся в результате позитивных изменений в регионе, во-вторых, на придание зарубежными странами значения развитию не только двусторонних отношений со странами региона, но и многосторонних отношений с регионом в целом. Вместе с тем новые форматы между регионом и другими странами, международными институтами формируют основу для усиления геополитической и экономической значимости Центральной Азии и обеспечивают расмотрение региона в международных отношениях в качестве целостного политико-дипломатического субъекта.

Подготовил Уткир Алимов, корр. УзА.