Узбекистан - один из инициаторов комплексного развития транзитно-транспортных коммуникаций в важном регионе Евразийского материка Центральной Азии.

Подобная позиция является во многом созвучной со странами ЦА, поскольку регион не имеет выходов к мировым морским путям, но в тоже время находится в центре Евразийского материка и граничит с мировыми и региональными державами. ШОС является удобной площадкой для наращивания взаимодействия в области транспорта и логистики, поскольку территория стран-участников составляет более 34 миллионов км², то есть 60 процентов территории Евразии.

На обширном пространстве стран-членов ШОС существует порядка 20 процентов всех мировых магистралей и почти 250 тысяч километров железнодорожных дорог, которые являются элементами транспортной взаимосвязанности между странами и регионами. В то же время существуют препятствия, мешающие развитию взаимодействия в транспортно-коммуникационной сфере между государствами ШОС.

По оценкам специалистов, несмотря на определенные достижения, всем участникам ШОС необходимо помимо программ на государственном уровне принимать меры в рамках двусторонних и международных форматов для гармонизации внутренних транспортно-транзитных инструментов с целью развития имеющегося потенциала в транспортно-коммуникационной сфере ШОС.  

Глава Узбекистана Шавкат Мирзиёев неоднократно в рамках заседаний Совета глав государств-членов ШОС выдвигал инициативы, направленные на объединение усилий участников ШОС по созданию новых и улучшения существующих транспортно-логистических инфраструктур в целях достижения общих интересов ШОС и расширения взаимовыгодной торговли между странами.  10 июня 2018 года на заседании СГГ ШОС в Циндао было предложено рассмотреть возможность учреждения Международной транспортно-логистической ассоциации ШОС.  

В итоговой Декларации данного саммита поддержано проведение в Узбекистане первой встречи руководителей железнодорожных администраций государств-членов ШОС.  

В Бишкеке в июне 2019 года Президент Узбекистана инициировал разработку Стратегии сотрудничества ШОС по развитию взаимосвязанности, эффективных экономических и транспортных коридоров.  

По оценкам специалистов, предложения Узбекистана, выдвигаемые в том числе на площадке ШОС носят   актуальный характер, поэтому находят серьезную поддержку. Наглядное доказательство – утверждение на заседании Совета глав правительств государств ШОС в   Ташкенте в ноябре 2019 года Концепции взаимодействия железнодорожных администраций государств-членов ШОС, разработанной по инициативе лидера Узбекистана.

Принятие Стратегии сотрудничества ШОС по развитию взаимосвязанности, эффективных экономических и транспортных коридоров позволит ускорить создание разветвленной сети коридоров “Восток–Запад” и “Север–Юг”, соединяющих страны ШОС.

Это также позволит трансформировать регион, как это было в древности, в перекресток трансконтинентальных транспортных коридоров на пространстве Евразии. В этом случае коридор «Россия – Казахстан – Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман – Индия» способен обеспечить всем странам Центральной Азии выход на рынки Ближнего Востока и к портам Средиземного моря.  

Другим перспективным проектом, который идеально дополнит существующую сеть дорог в рамках проекта «Восток-Запад», должна стать железная дорога «Узбекистан-Кыргызстан-Китай».  Помимо этого, инициатива Узбекистана по прокладке железной дороги «Мазари-Шариф» через Кабул до Пешавара позволит Индии и Пакистану сформировать прямые выходы к странам Центральной Азии и Европе, а также внесет позитивный импульс в урегулирование ситуации в Афганистане и его развитие, что будет отвечать интересам не только ШОС, но и всем странам Евразийского континента.

 

Сергей Малков, ведущий 

научный сотрудник МИЦА.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Развитие транспортной взаимосвязанности ускорит создание сети коридоров “Восток-Запад” и “Север-Юг”

Узбекистан - один из инициаторов комплексного развития транзитно-транспортных коммуникаций в важном регионе Евразийского материка Центральной Азии.

Подобная позиция является во многом созвучной со странами ЦА, поскольку регион не имеет выходов к мировым морским путям, но в тоже время находится в центре Евразийского материка и граничит с мировыми и региональными державами. ШОС является удобной площадкой для наращивания взаимодействия в области транспорта и логистики, поскольку территория стран-участников составляет более 34 миллионов км², то есть 60 процентов территории Евразии.

На обширном пространстве стран-членов ШОС существует порядка 20 процентов всех мировых магистралей и почти 250 тысяч километров железнодорожных дорог, которые являются элементами транспортной взаимосвязанности между странами и регионами. В то же время существуют препятствия, мешающие развитию взаимодействия в транспортно-коммуникационной сфере между государствами ШОС.

По оценкам специалистов, несмотря на определенные достижения, всем участникам ШОС необходимо помимо программ на государственном уровне принимать меры в рамках двусторонних и международных форматов для гармонизации внутренних транспортно-транзитных инструментов с целью развития имеющегося потенциала в транспортно-коммуникационной сфере ШОС.  

Глава Узбекистана Шавкат Мирзиёев неоднократно в рамках заседаний Совета глав государств-членов ШОС выдвигал инициативы, направленные на объединение усилий участников ШОС по созданию новых и улучшения существующих транспортно-логистических инфраструктур в целях достижения общих интересов ШОС и расширения взаимовыгодной торговли между странами.  10 июня 2018 года на заседании СГГ ШОС в Циндао было предложено рассмотреть возможность учреждения Международной транспортно-логистической ассоциации ШОС.  

В итоговой Декларации данного саммита поддержано проведение в Узбекистане первой встречи руководителей железнодорожных администраций государств-членов ШОС.  

В Бишкеке в июне 2019 года Президент Узбекистана инициировал разработку Стратегии сотрудничества ШОС по развитию взаимосвязанности, эффективных экономических и транспортных коридоров.  

По оценкам специалистов, предложения Узбекистана, выдвигаемые в том числе на площадке ШОС носят   актуальный характер, поэтому находят серьезную поддержку. Наглядное доказательство – утверждение на заседании Совета глав правительств государств ШОС в   Ташкенте в ноябре 2019 года Концепции взаимодействия железнодорожных администраций государств-членов ШОС, разработанной по инициативе лидера Узбекистана.

Принятие Стратегии сотрудничества ШОС по развитию взаимосвязанности, эффективных экономических и транспортных коридоров позволит ускорить создание разветвленной сети коридоров “Восток–Запад” и “Север–Юг”, соединяющих страны ШОС.

Это также позволит трансформировать регион, как это было в древности, в перекресток трансконтинентальных транспортных коридоров на пространстве Евразии. В этом случае коридор «Россия – Казахстан – Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман – Индия» способен обеспечить всем странам Центральной Азии выход на рынки Ближнего Востока и к портам Средиземного моря.  

Другим перспективным проектом, который идеально дополнит существующую сеть дорог в рамках проекта «Восток-Запад», должна стать железная дорога «Узбекистан-Кыргызстан-Китай».  Помимо этого, инициатива Узбекистана по прокладке железной дороги «Мазари-Шариф» через Кабул до Пешавара позволит Индии и Пакистану сформировать прямые выходы к странам Центральной Азии и Европе, а также внесет позитивный импульс в урегулирование ситуации в Афганистане и его развитие, что будет отвечать интересам не только ШОС, но и всем странам Евразийского континента.

 

Сергей Малков, ведущий 

научный сотрудник МИЦА.