Узбекистан - один из инициаторов комплексного развития транзитно-транспортных коммуникаций в важном регионе Евразийского материка Центральной Азии.
Подобная позиция является во многом созвучной со странами ЦА, поскольку регион не имеет выходов к мировым морским путям, но в тоже время находится в центре Евразийского материка и граничит с мировыми и региональными державами. ШОС является удобной площадкой для наращивания взаимодействия в области транспорта и логистики, поскольку территория стран-участников составляет более 34 миллионов км², то есть 60 процентов территории Евразии.
На обширном пространстве стран-членов ШОС существует порядка 20 процентов всех мировых магистралей и почти 250 тысяч километров железнодорожных дорог, которые являются элементами транспортной взаимосвязанности между странами и регионами. В то же время существуют препятствия, мешающие развитию взаимодействия в транспортно-коммуникационной сфере между государствами ШОС.
По оценкам специалистов, несмотря на определенные достижения, всем участникам ШОС необходимо помимо программ на государственном уровне принимать меры в рамках двусторонних и международных форматов для гармонизации внутренних транспортно-транзитных инструментов с целью развития имеющегося потенциала в транспортно-коммуникационной сфере ШОС.
Глава Узбекистана Шавкат Мирзиёев неоднократно в рамках заседаний Совета глав государств-членов ШОС выдвигал инициативы, направленные на объединение усилий участников ШОС по созданию новых и улучшения существующих транспортно-логистических инфраструктур в целях достижения общих интересов ШОС и расширения взаимовыгодной торговли между странами. 10 июня 2018 года на заседании СГГ ШОС в Циндао было предложено рассмотреть возможность учреждения Международной транспортно-логистической ассоциации ШОС.
В итоговой Декларации данного саммита поддержано проведение в Узбекистане первой встречи руководителей железнодорожных администраций государств-членов ШОС.
В Бишкеке в июне 2019 года Президент Узбекистана инициировал разработку Стратегии сотрудничества ШОС по развитию взаимосвязанности, эффективных экономических и транспортных коридоров.
По оценкам специалистов, предложения Узбекистана, выдвигаемые в том числе на площадке ШОС носят актуальный характер, поэтому находят серьезную поддержку. Наглядное доказательство – утверждение на заседании Совета глав правительств государств ШОС в Ташкенте в ноябре 2019 года Концепции взаимодействия железнодорожных администраций государств-членов ШОС, разработанной по инициативе лидера Узбекистана.
Принятие Стратегии сотрудничества ШОС по развитию взаимосвязанности, эффективных экономических и транспортных коридоров позволит ускорить создание разветвленной сети коридоров “Восток–Запад” и “Север–Юг”, соединяющих страны ШОС.
Это также позволит трансформировать регион, как это было в древности, в перекресток трансконтинентальных транспортных коридоров на пространстве Евразии. В этом случае коридор «Россия – Казахстан – Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман – Индия» способен обеспечить всем странам Центральной Азии выход на рынки Ближнего Востока и к портам Средиземного моря.
Другим перспективным проектом, который идеально дополнит существующую сеть дорог в рамках проекта «Восток-Запад», должна стать железная дорога «Узбекистан-Кыргызстан-Китай». Помимо этого, инициатива Узбекистана по прокладке железной дороги «Мазари-Шариф» через Кабул до Пешавара позволит Индии и Пакистану сформировать прямые выходы к странам Центральной Азии и Европе, а также внесет позитивный импульс в урегулирование ситуации в Афганистане и его развитие, что будет отвечать интересам не только ШОС, но и всем странам Евразийского континента.
Сергей Малков, ведущий
научный сотрудник МИЦА.