В Институте стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан состоялся «круглый стол» на тему: «Перспективы развития транспортно-коммуникационных связей и формирования новых транспортных коридоров на пространстве ШОС: приоритеты и инициативы Узбекистана».


В Институте стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан состоялся «круглый стол» на тему: «Перспективы развития транспортно-коммуникационных связей и формирования новых транспортных коридоров на пространстве ШОС: приоритеты и инициативы Узбекистана».

В мероприятии приняли участие представители министерств транспорта, экономики и промышленности, иностранных дел, инвестиций и внешней торговли, Государственного таможенного комитета, ассоциаций международных автомобильных перевозчиков и международных экспедиторов Узбекистана, а также ведущие эксперты Центра экономических исследований и реформ и Информационно-аналитического центра международных отношений при МИД, преподаватели профильных высших учебных заведений.

Участники обсудили принимаемые в стране меры по развитию транспортных коммуникаций на национальном и региональном уровнях, состояние и перспективы расширения многостороннего транспортно-логистического сотрудничества в рамках ШОС. Отдельное внимание было уделено вопросам внедрения инновационных технологий в транспортно-логистическую сферу, упрощения торговых процедур, повышения эффективности трансграничных процедур, обеспечения комплексного использования транспортно-транзитного потенциала государств-членов ШОС.

Как отметили участники «круглого стола», в настоящее время в Узбекистане проводятся масштабные реформы, направленные на либерализацию и модернизацию национальной экономики, обеспечение ее устойчивого развития. Важными приоритетами в данном направлении определено повышение конкурентоспособности производимой продукции и экспортного потенциала страны. 

photo5440733273878801441.jpg

Для реализации поставленных задач, по мнению участников мероприятия, ключевое значение имеет производство товаров с высокой добавленной стоимостью. Как было отмечено, по итогам 2019 года объем экспорта увеличился на 28 процентов по сравнению с 2018 годом и составил 17,9 миллиарда долларов. При этом более 60 процентов товаров сбыта приходится на долю золота (27,5), энергоносителей и нефтепродуктов (14,1) и продовольственных товаров (8,5). В целях расширения номенклатуры экспортируемых товаров и повышения их конкурентоспособности в 12 ведущих отраслях промышленности Узбекистана реализуются программы модернизации.

На этот год запланировано освоить 23 миллиарда долларов инвестиций, организовать деятельность 206 новых крупных производственных объектов. Одной из ключевых задач является локализация производства продукции с высокой добавленной стоимостью и ее сбыт на внешних рынках.

Участники подчеркнули, что в 2019 году основными партнерами по экспорту товаров и услуг во внешнеторговом обороте Узбекистана (57,9 миллиарда долларов) стали Китай (14,1 процента от общего объема экспорта), Российская Федерация (13,9), Казахстан (8), Турция (6,7), Кыргызстан (3,8), Афганистан (3,4) и Таджикистан (1,9). На их долю приходится около 50 процентов объема экспорта. Эти показатели еще раз доказывают, что необходимо расширять географию экспорта.

photo5440733273878801437.jpg

Как подчеркнул первый заместитель директора ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан Акрамжон.Неъматов, модернизация экономики, растущий экспортный потенциал Узбекистана и необходимость расширения рынков сбыта отечественной продукции требуют принятия дополнительных опережающих мер по созданию благоприятных условий для дальнейшей диверсификации внешнеторговых маршрутов, формированию альтернативных, максимально эффективных транзитных коридоров, обеспечивающих выход экспортной продукции Республики Узбекистан на перспективные международные рынки. В этих целях Узбекистан, придавая стратегическую значимость развитию транспортной отрасли принимает масштабные меры, направленные на развитие транспортной инфраструктуры на национальном и региональном уровнях, осуществляет последовательную работу по интеграции в международную транспортную систему. В целях повышения транспортно-логистического потенциала страны укрепляется институциональная основа и нормативно-правовая база. Указом главы государства от 1 февраля 2019 года создано Министерство транспорта, которое определено в качестве органа государственного управления по выработке и реализации единой государственной политики в области развития автомобильного, железнодорожного, воздушного, речного транспорта, метрополитена, а также дорожного хозяйства. 

В рамках реализации «Комплексной программы совершенствования транспортной инфраструктуры и диверсификации внешнеторговых маршрутов перевозки грузов на 2018-2022 годы» осуществляется системная работа по совершенствованию двусторонней договорно-правовой базы и практической реализации международных договоренностей, развитию новых транспортно-транзитных коридоров и сети логистических центров, расширению парка автотранспортных средств и воздушных судов, формированию условий для эффективной перевозки и обработки грузов Республики Узбекистан в сопредельных странах.

Разрабатывается «Стратегия развития транспортной системы Республики Узбекистан до 2035 года», которая предусматривает создание условий для резкого роста объемов и качества пассажирских и грузовых перевозок, совершенствование системы управления транспортным сектором, внедрение принципиально новых подходов к подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников транспортной системы. В результате принимаемых мер наблюдается определенный рост грузоперевозок и пассажиропотока. Перевозка грузов всеми видами транспорта в 2019 году увеличилась на 6,1 процента и составила 1,31 миллиарда тонн, перевозка пассажиров всеми видами транспорта выросла на 2,7 процента, составив 6,1 миллиарда человек.

Как отметила главный научный сотрудник Информационно-аналитического центра международных отношений при МИД Республики Узбекистан К. Джуракулова, учитывая геостратегическое расположение Центральной Азии, через которую проходят кратчайшие маршруты, соединяющие крупные международные рынки, Узбекистан придает стратегическое значение активизации регионального сотрудничества в транспортно-коммуникационной сфере. В последние годы в результате нового регионального курса Узбекистана под руководством Президента Шавката Мирзиёева в данной сфере наблюдаются значительные положительные изменения. Благодаря усилиям Узбекистана и Туркменистана построены железнодорожный и автомобильный мосты Туркменабад-Фараб, которые обеспечили странам Центральной Азии кратчайший выход на рынки Ближнего и Среднего Востока. В рамках Ашхабадского соглашения начато формирование субрегионального транспортного коридора Россия-Казахстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман-Индия.

Успешно функционирует железная дорога «Хайратон – Мазари-Шариф». Достигнута договоренность по продлению этой магистрали до Герата. По мнению участников «круглого стола», построенная железная дорога «Хайратон–Мазари-Шариф» и проектируемая магистраль «Мазари-Шариф – Герат» позволят сформировать новый транспортный коридор с выходом на иранские, пакистанские и индийские железные дороги и к портам «Чахбахар» и «Гвадар» в рамках проекта «Север-Юг».

Активизирована работа по строительству железной дороги «Узбекистан-Кыргызстан-Китай», что будет способствовать дальнейшему развитию взаимной торговли и росту притока инвестиций. Как пояснили специалисты, достигнуто будет это за счет создания новых, кратчайших трансконтинентальных коридоров: «Китай-Центральная Азия-Кавказ-Европа» и «Китай-Центральная Азия-Афганистан-Иран», протяженность которых будет на 1000 километров короче действующих (п/п Хоргос – 1292 километра, п/п Достык – 1831 километр).

По мнению участников «круглого стола», транспортно-транзитный потенциал стран Центральной Азии все еще остается малоразвитым. Согласно международному Индексу эффективности логистики, транспортная инфраструктура государств Центральной Азии не соответствует современным требованиям. Согласно данным ЭСКАТО, 40 процентов всего времени, затрачиваемого на доставку товаров по маршрутам Шелкового пути, перевозчики теряют из-за несовершенства процедур пресечения границ, что препятствует увеличению объемов торговли между странами Евразийского континента. Эти проблемы обсуждались на международной конференции «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности», состоявшейся по инициативе Президента Республики Узбекистан 20-21 сентября 2018 года в Ташкенте. На этой конференции Шавкат Мирзиёев для совершенствования транспортной инфраструктуры государств региона и формирования перспективных транспортных коридоров предложил разработать Стратегию по развитию региональных транспортных коридоров Центральной Азии и на ее основе принять региональную Программу по устойчивому развитию транспортной системы, создать систему интегрированного управления транспортными перевозками, сформировать Региональный совет по транспортным коммуникациям стран Центральной Азии.

Развитие транспортных коммуникаций в регионе также было одной из центральных тем в повестке Консультативной встречи глав государств Центральной Азии, состоявшейся 29 ноября 2019 года в Ташкенте. На ней Президент Шавкат Мирзиёев вновь обратил внимание на необходимость ускорения создания регионального Совета по транспортным коммуникациям, согласования программы и соглашения по совместному развитию транспортной системы в Центральной Азии.

Как отметили участники «круглого стола», Узбекистан рассматривает ШОС в качестве перспективной площадки для наращивания взаимодействия в сфере транспорта и логистики. Было подчеркнуто, что ШОС, которая объединяет почти половину населения мира и 60 процентов евразийского континента, характеризуется огромным потребительским рынком, человеческими ресурсами, богатыми энергоресурсами, высокими технологиями и передовыми мощностями. 

Несмотря на рост взаимной торговли между государствами ШОС в 2018 году на 17 процентов, она составила всего 305 миллиардов долларов, или пять процентов от общего внешнеторгового оборота (6,3 триллиона долларов). В странах АСЕАН торговля внутри регионов достигает более 27 процентов. В качестве основных сдерживающих факторов взаимной торговли эксперты отметили слабый уровень взаимодействия в транспортно-коммуникационной сфере между государствами ШОС.

О существующих проблемах в странах ШОС также свидетельствует рейтинг логистической инфраструктуры Всемирного банка, который составляется каждые два года на основе опроса представителей логистического бизнеса из 155 стран по таким показателям, как таможенные процедуры, транспортная инфраструктура, логистические услуги, мониторинг передвижения грузов, своевременность и трудности доставки международных грузов. В соответствии с индексом, рейтинг государств-членов ШОС выглядит так: Китай – 12-е место (в 2016 году – 9-е место), Индия – 44 (36), Казахстан – 71 (77), Россия – 75 (99), Узбекистан – 99 (118), Кыргызстан – 108 (146), Пакистан – 122 (68), Таджикистан – 134 (153). По словам экспертов, несмотря на определенный успех, всем государствам-членам ШОС необходимо приложить дополнительные усилия для активизации межгосударственного сотрудничества в целях развития транспортно-коммуникационного потенциала.

Для расширения взаимовыгодной торговли между государствами-членами ШОС, создания новых и совершенствования существующих транспортно-логистических инфраструктур во имя общих интересов Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своих выступлениях в рамках заседаний Совета глав государств-членов ШОС выдвинул ряд инициатив, нацеленных на консолидацию усилий участников ШОС в транспортной сфере. На заседании Совета глав государств-членов ШОС, которое состоялось 10 июня 2018 года в Циндао, было предложено рассмотреть возможность учреждения Международной транспортно-логистической ассоциации ШОС. Кроме того, в декларации Совета глав государств-членов ШОС было поддержано проведение в Узбекистане первой встречи руководителей железнодорожных администраций государств-членов ШОС. 

На заседании Совета глав государств-членов ШОС в Бишкеке в июне прошлого года Президент Узбекистана предложил разработать Стратегию сотрудничества ШОС по развитию взаимосвязанности, эффективных экономических и транспортных коридоров. 

Все инициативы главы нашего государства находят широкую поддержку среди государств-членов ШОС. Яркий пример – утверждение в ходе заседания Совета глав правительств государств ШОС в ноябре 2019 года в Ташкенте Концепции взаимодействия железнодорожных администраций государств-членов ШОС, разработанной по инициативе Президента Шавката Мирзиёева. 

Разъясняя суть и значение инициатив, предложений Президента Узбекистана в сфере транспорта в рамках ШОС, первый заместитель директора ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан Акром Неъматов подчеркнул, что основные усилия Узбекистана в сфере логистики наравне с развитием физической инфраструктуры (автомобильные и железные дороги, порты, склады логистики и так далее) направлены на модернизацию так называемой «мягкой инфраструктуры», которая определяется совокупностью таможенных процедур, грузовых документов, технических регламентов и стандартов, инвестиционных правил, лицензий, экспортных кредитов. По его мнению, неразвитость «мягкой инфраструктуры» на пространстве ШОС сдерживает реализацию в полном объеме транспортного потенциала участников Организации. Улучшение и гармонизация «мягкой инфраструктуры» являются важным фактором развития транспортно-коммуникационных возможностей, как и привлечения инвестиций в «физическую» инфраструктуру, о чем свидетельствует опыт стран АСЕАН, Меркосур и ЕС.

Участники «круглого стола» отметили, что укрепление взаимодействия по развитию транспортной инфраструктуры и реализации крупномасштабных совместных проектов в этом направлении позволит значительно расширить взаимный товарооборот, создать новые рынки, придать существенный импульс региональному сотрудничеству и сформирует эффективную систему транспортных маршрутов в рамках ШОС.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Формируется эффективная система транспортных маршрутов страны в рамках ШОС

В Институте стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан состоялся «круглый стол» на тему: «Перспективы развития транспортно-коммуникационных связей и формирования новых транспортных коридоров на пространстве ШОС: приоритеты и инициативы Узбекистана».


В Институте стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан состоялся «круглый стол» на тему: «Перспективы развития транспортно-коммуникационных связей и формирования новых транспортных коридоров на пространстве ШОС: приоритеты и инициативы Узбекистана».

В мероприятии приняли участие представители министерств транспорта, экономики и промышленности, иностранных дел, инвестиций и внешней торговли, Государственного таможенного комитета, ассоциаций международных автомобильных перевозчиков и международных экспедиторов Узбекистана, а также ведущие эксперты Центра экономических исследований и реформ и Информационно-аналитического центра международных отношений при МИД, преподаватели профильных высших учебных заведений.

Участники обсудили принимаемые в стране меры по развитию транспортных коммуникаций на национальном и региональном уровнях, состояние и перспективы расширения многостороннего транспортно-логистического сотрудничества в рамках ШОС. Отдельное внимание было уделено вопросам внедрения инновационных технологий в транспортно-логистическую сферу, упрощения торговых процедур, повышения эффективности трансграничных процедур, обеспечения комплексного использования транспортно-транзитного потенциала государств-членов ШОС.

Как отметили участники «круглого стола», в настоящее время в Узбекистане проводятся масштабные реформы, направленные на либерализацию и модернизацию национальной экономики, обеспечение ее устойчивого развития. Важными приоритетами в данном направлении определено повышение конкурентоспособности производимой продукции и экспортного потенциала страны. 

photo5440733273878801441.jpg

Для реализации поставленных задач, по мнению участников мероприятия, ключевое значение имеет производство товаров с высокой добавленной стоимостью. Как было отмечено, по итогам 2019 года объем экспорта увеличился на 28 процентов по сравнению с 2018 годом и составил 17,9 миллиарда долларов. При этом более 60 процентов товаров сбыта приходится на долю золота (27,5), энергоносителей и нефтепродуктов (14,1) и продовольственных товаров (8,5). В целях расширения номенклатуры экспортируемых товаров и повышения их конкурентоспособности в 12 ведущих отраслях промышленности Узбекистана реализуются программы модернизации.

На этот год запланировано освоить 23 миллиарда долларов инвестиций, организовать деятельность 206 новых крупных производственных объектов. Одной из ключевых задач является локализация производства продукции с высокой добавленной стоимостью и ее сбыт на внешних рынках.

Участники подчеркнули, что в 2019 году основными партнерами по экспорту товаров и услуг во внешнеторговом обороте Узбекистана (57,9 миллиарда долларов) стали Китай (14,1 процента от общего объема экспорта), Российская Федерация (13,9), Казахстан (8), Турция (6,7), Кыргызстан (3,8), Афганистан (3,4) и Таджикистан (1,9). На их долю приходится около 50 процентов объема экспорта. Эти показатели еще раз доказывают, что необходимо расширять географию экспорта.

photo5440733273878801437.jpg

Как подчеркнул первый заместитель директора ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан Акрамжон.Неъматов, модернизация экономики, растущий экспортный потенциал Узбекистана и необходимость расширения рынков сбыта отечественной продукции требуют принятия дополнительных опережающих мер по созданию благоприятных условий для дальнейшей диверсификации внешнеторговых маршрутов, формированию альтернативных, максимально эффективных транзитных коридоров, обеспечивающих выход экспортной продукции Республики Узбекистан на перспективные международные рынки. В этих целях Узбекистан, придавая стратегическую значимость развитию транспортной отрасли принимает масштабные меры, направленные на развитие транспортной инфраструктуры на национальном и региональном уровнях, осуществляет последовательную работу по интеграции в международную транспортную систему. В целях повышения транспортно-логистического потенциала страны укрепляется институциональная основа и нормативно-правовая база. Указом главы государства от 1 февраля 2019 года создано Министерство транспорта, которое определено в качестве органа государственного управления по выработке и реализации единой государственной политики в области развития автомобильного, железнодорожного, воздушного, речного транспорта, метрополитена, а также дорожного хозяйства. 

В рамках реализации «Комплексной программы совершенствования транспортной инфраструктуры и диверсификации внешнеторговых маршрутов перевозки грузов на 2018-2022 годы» осуществляется системная работа по совершенствованию двусторонней договорно-правовой базы и практической реализации международных договоренностей, развитию новых транспортно-транзитных коридоров и сети логистических центров, расширению парка автотранспортных средств и воздушных судов, формированию условий для эффективной перевозки и обработки грузов Республики Узбекистан в сопредельных странах.

Разрабатывается «Стратегия развития транспортной системы Республики Узбекистан до 2035 года», которая предусматривает создание условий для резкого роста объемов и качества пассажирских и грузовых перевозок, совершенствование системы управления транспортным сектором, внедрение принципиально новых подходов к подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников транспортной системы. В результате принимаемых мер наблюдается определенный рост грузоперевозок и пассажиропотока. Перевозка грузов всеми видами транспорта в 2019 году увеличилась на 6,1 процента и составила 1,31 миллиарда тонн, перевозка пассажиров всеми видами транспорта выросла на 2,7 процента, составив 6,1 миллиарда человек.

Как отметила главный научный сотрудник Информационно-аналитического центра международных отношений при МИД Республики Узбекистан К. Джуракулова, учитывая геостратегическое расположение Центральной Азии, через которую проходят кратчайшие маршруты, соединяющие крупные международные рынки, Узбекистан придает стратегическое значение активизации регионального сотрудничества в транспортно-коммуникационной сфере. В последние годы в результате нового регионального курса Узбекистана под руководством Президента Шавката Мирзиёева в данной сфере наблюдаются значительные положительные изменения. Благодаря усилиям Узбекистана и Туркменистана построены железнодорожный и автомобильный мосты Туркменабад-Фараб, которые обеспечили странам Центральной Азии кратчайший выход на рынки Ближнего и Среднего Востока. В рамках Ашхабадского соглашения начато формирование субрегионального транспортного коридора Россия-Казахстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман-Индия.

Успешно функционирует железная дорога «Хайратон – Мазари-Шариф». Достигнута договоренность по продлению этой магистрали до Герата. По мнению участников «круглого стола», построенная железная дорога «Хайратон–Мазари-Шариф» и проектируемая магистраль «Мазари-Шариф – Герат» позволят сформировать новый транспортный коридор с выходом на иранские, пакистанские и индийские железные дороги и к портам «Чахбахар» и «Гвадар» в рамках проекта «Север-Юг».

Активизирована работа по строительству железной дороги «Узбекистан-Кыргызстан-Китай», что будет способствовать дальнейшему развитию взаимной торговли и росту притока инвестиций. Как пояснили специалисты, достигнуто будет это за счет создания новых, кратчайших трансконтинентальных коридоров: «Китай-Центральная Азия-Кавказ-Европа» и «Китай-Центральная Азия-Афганистан-Иран», протяженность которых будет на 1000 километров короче действующих (п/п Хоргос – 1292 километра, п/п Достык – 1831 километр).

По мнению участников «круглого стола», транспортно-транзитный потенциал стран Центральной Азии все еще остается малоразвитым. Согласно международному Индексу эффективности логистики, транспортная инфраструктура государств Центральной Азии не соответствует современным требованиям. Согласно данным ЭСКАТО, 40 процентов всего времени, затрачиваемого на доставку товаров по маршрутам Шелкового пути, перевозчики теряют из-за несовершенства процедур пресечения границ, что препятствует увеличению объемов торговли между странами Евразийского континента. Эти проблемы обсуждались на международной конференции «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности», состоявшейся по инициативе Президента Республики Узбекистан 20-21 сентября 2018 года в Ташкенте. На этой конференции Шавкат Мирзиёев для совершенствования транспортной инфраструктуры государств региона и формирования перспективных транспортных коридоров предложил разработать Стратегию по развитию региональных транспортных коридоров Центральной Азии и на ее основе принять региональную Программу по устойчивому развитию транспортной системы, создать систему интегрированного управления транспортными перевозками, сформировать Региональный совет по транспортным коммуникациям стран Центральной Азии.

Развитие транспортных коммуникаций в регионе также было одной из центральных тем в повестке Консультативной встречи глав государств Центральной Азии, состоявшейся 29 ноября 2019 года в Ташкенте. На ней Президент Шавкат Мирзиёев вновь обратил внимание на необходимость ускорения создания регионального Совета по транспортным коммуникациям, согласования программы и соглашения по совместному развитию транспортной системы в Центральной Азии.

Как отметили участники «круглого стола», Узбекистан рассматривает ШОС в качестве перспективной площадки для наращивания взаимодействия в сфере транспорта и логистики. Было подчеркнуто, что ШОС, которая объединяет почти половину населения мира и 60 процентов евразийского континента, характеризуется огромным потребительским рынком, человеческими ресурсами, богатыми энергоресурсами, высокими технологиями и передовыми мощностями. 

Несмотря на рост взаимной торговли между государствами ШОС в 2018 году на 17 процентов, она составила всего 305 миллиардов долларов, или пять процентов от общего внешнеторгового оборота (6,3 триллиона долларов). В странах АСЕАН торговля внутри регионов достигает более 27 процентов. В качестве основных сдерживающих факторов взаимной торговли эксперты отметили слабый уровень взаимодействия в транспортно-коммуникационной сфере между государствами ШОС.

О существующих проблемах в странах ШОС также свидетельствует рейтинг логистической инфраструктуры Всемирного банка, который составляется каждые два года на основе опроса представителей логистического бизнеса из 155 стран по таким показателям, как таможенные процедуры, транспортная инфраструктура, логистические услуги, мониторинг передвижения грузов, своевременность и трудности доставки международных грузов. В соответствии с индексом, рейтинг государств-членов ШОС выглядит так: Китай – 12-е место (в 2016 году – 9-е место), Индия – 44 (36), Казахстан – 71 (77), Россия – 75 (99), Узбекистан – 99 (118), Кыргызстан – 108 (146), Пакистан – 122 (68), Таджикистан – 134 (153). По словам экспертов, несмотря на определенный успех, всем государствам-членам ШОС необходимо приложить дополнительные усилия для активизации межгосударственного сотрудничества в целях развития транспортно-коммуникационного потенциала.

Для расширения взаимовыгодной торговли между государствами-членами ШОС, создания новых и совершенствования существующих транспортно-логистических инфраструктур во имя общих интересов Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своих выступлениях в рамках заседаний Совета глав государств-членов ШОС выдвинул ряд инициатив, нацеленных на консолидацию усилий участников ШОС в транспортной сфере. На заседании Совета глав государств-членов ШОС, которое состоялось 10 июня 2018 года в Циндао, было предложено рассмотреть возможность учреждения Международной транспортно-логистической ассоциации ШОС. Кроме того, в декларации Совета глав государств-членов ШОС было поддержано проведение в Узбекистане первой встречи руководителей железнодорожных администраций государств-членов ШОС. 

На заседании Совета глав государств-членов ШОС в Бишкеке в июне прошлого года Президент Узбекистана предложил разработать Стратегию сотрудничества ШОС по развитию взаимосвязанности, эффективных экономических и транспортных коридоров. 

Все инициативы главы нашего государства находят широкую поддержку среди государств-членов ШОС. Яркий пример – утверждение в ходе заседания Совета глав правительств государств ШОС в ноябре 2019 года в Ташкенте Концепции взаимодействия железнодорожных администраций государств-членов ШОС, разработанной по инициативе Президента Шавката Мирзиёева. 

Разъясняя суть и значение инициатив, предложений Президента Узбекистана в сфере транспорта в рамках ШОС, первый заместитель директора ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан Акром Неъматов подчеркнул, что основные усилия Узбекистана в сфере логистики наравне с развитием физической инфраструктуры (автомобильные и железные дороги, порты, склады логистики и так далее) направлены на модернизацию так называемой «мягкой инфраструктуры», которая определяется совокупностью таможенных процедур, грузовых документов, технических регламентов и стандартов, инвестиционных правил, лицензий, экспортных кредитов. По его мнению, неразвитость «мягкой инфраструктуры» на пространстве ШОС сдерживает реализацию в полном объеме транспортного потенциала участников Организации. Улучшение и гармонизация «мягкой инфраструктуры» являются важным фактором развития транспортно-коммуникационных возможностей, как и привлечения инвестиций в «физическую» инфраструктуру, о чем свидетельствует опыт стран АСЕАН, Меркосур и ЕС.

Участники «круглого стола» отметили, что укрепление взаимодействия по развитию транспортной инфраструктуры и реализации крупномасштабных совместных проектов в этом направлении позволит значительно расширить взаимный товарооборот, создать новые рынки, придать существенный импульс региональному сотрудничеству и сформирует эффективную систему транспортных маршрутов в рамках ШОС.