В этом году исполняется 10 лет проекту «Один пояс, один путь» – крупной международной инициативе, выдвинутой Китайской Народной Республикой. Основную конференцию, посвященную этой дате, – третий международный саммит высокого уровня планируется провести в Китае в середине октября.     

В преддверии конференции, в которой, как ожидается, примут участие лидеры более 70 стран Азии, Африки и Европы, общее население которых составляет 5 миллиардов человек, корреспондент знаменитой ежедневной газеты «Global Times», выходящей на английском языке в Китае и распространяющейся по всему миру тиражом 1,5 миллиона экземпляров, побеседовал с выдающимся государственным и общественным деятелем Узбекистана, дипломатом, известным ученым, профессором Саидмухтаром Саидкосимовым.

Каковы были ваши впечатления, когда вы впервые услышали о концепции «Экономического пояса Шелкового пути» и проекта ОПОП в целом? Как Узбекистан относится к этой инициативе?

– Не будет преувеличением сказать, что инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП), высказанная Председателем Китая Си Цзиньпином десять лет назад, в сентябре 2013 года, с самого начала вызвала огромный интерес во всем мире. Это был не только очень смелый, невиданный до сих пор крупномасштабный межрегиональный проект. В нем прежде всего притягивала внимание практическая, прикладная направленность, охватывающая прямые экономические интересы и выгоды десятков стран и народов. Впервые в истории был представлен беспрецедентный по масштабам план формирования и развития взаимосвязанной транспортной инфраструктуры на территории всего Евразийского континента. Его реализация открывала широкие перспективы для создания принципиально новой транспортной конфигурации на огромном пространстве нашей планеты. Вполне логично, что такая инициатива на глобальном уровне не могла остаться незамеченной. И действительно, за минувшие десять лет большое количество стран проявили свою заинтересованность в участии в этом грандиозном проекте по созданию новых торговых путей, транспортных и экономических коридоров, тесно связывающих страны Азии, Европы и Африки. Еще одна важная цель инициативы ОПОП состоит в том, что она направлена в конечном итоге на преодоление бедности, социальной неустроенности, колоссального разрыва в уровне развития немалого количества стран и регионов, являющихся питательной средой для международного терроризма, экстремизма, незаконной миграции. Все это требует устранения неравенства, стагнации, застоя в глобальном экономическом развитии. Узбекистан с самого начала высоко оценивает и поддерживает инициативу ОПОП по многим причинам, в том числе историческим. Вся многовековая история нашего края пронизана идеей активной торговли. Узбекистан, Центральная Азия издавна практически соединяли торговые отношения всей Евразии. Географически Центральная Азия веками была центром, основным маршрутом легендарного Шелкового пути, являясь стратегически важным узловым торговым регионом. Заслуживает внимания тот факт, что идея вновь объединить сотни народов и стран Евразии в единый пояс взаимовыгодного сотрудничества была провозглашена именно Китаем, откуда исторически берет свое начало Шелковый путь. Китай сам демонстрирует всему миру великий образец успешного общественного развития.

Какое влияние оказал BRI на развитие Узбекистана за последнее десятилетие?

– Узбекистан придает большое значение укреплению сотрудничества с Китаем в целях совместного развития в различных областях и постоянно соизмеряет свои планы с возможностями инициативы ОПОП. Огромное количество примеров убедительно показывают созидательную силу широкого, многогранного и постоянно растущего сотрудничества между Узбекистаном и Китаем в рамках инициативы «Пояс и путь», подтверждая реальность и обоснованность ожиданий наших народов в плане дальнейшего укрепления дружеских связей. Китай уже многие годы прочно занимает позиции одного из главных экономических партнеров Узбекистана. Целый ряд межгосударственных, межправительственных, межведомственных соглашений и договоренностей создает необходимую правовую базу для растущего инвестиционного сотрудничества. Успешно реализуются проекты в промышленной кооперации, модернизации инфраструктуры, в сферах транспорта, фармацевтики, телекоммуникаций, по созданию совместных промышленных парков высоких технологий с участием компаний обеих стран. Объемы китайских инвестиций в экономику Узбекистана за последние годы превысили 10 млрд долларов США. Продвигаются значимые совместные проекты. Все 4 ветки газопровода «Китай – Центральная Азия» проходят через территорию Узбекистана. Сдан в эксплуатацию самый протяженный в нашем регионе железнодорожный туннель через перевал Камчик. Все более раскрывается пропускной потенциал автомобильного коридора «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» и железной дороги «Китай – Казахстан – Узбекистан». Событием исторического значения стало сотрудничество по строительству железной дороги «Узбекистан – Кыргызстан – Китай», которая расширит географию торговли и перевозок из Китая через Узбекистан в Европу и в государства Персидского залива через Южный коридор, превращая Узбекистан из внутриконтинентального государства в важный узел коммуникаций в регионе. Узбекистан при помощи Китая существенно диверсифицирует экспортные направления, модернизирует инфраструктуру, переориентируя инвестиционные потоки на новые направления, увеличив их потенциал. 

– Ожидается, что Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев посетит Китай для участия в Третьем форуме международного сотрудничества «Один пояс, один путь» в октябре. Каковы ваши ожидания от этого визита?

– Предстоящий форум «Один пояс, один путь» – важное событие. Несомненно, оно вызовет огромный резонанс в мировом масштабе, поскольку речь, скорее всего, пойдет о планах по дальнейшему расширению транспортных возможностей регионального и глобального торгово-экономического сотрудничества, в чем также заинтересован Узбекистан. Не случайно Президент Ш.Мирзиёев принял активное участие и представил новые инициативы на первом форуме в 2017 году, а также на втором в апреле 2019 года. Несомненно, предстоящий визит лидера Узбекистана в Китай внесет новый вклад в стабильное и последовательное развитие всеобъемлющего стратегического партнерства и придаст мощный импульс дальнейшему расширению и углублению сотрудничества между двумя странами.

 

УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Проект «Один пояс, один путь» в интерпретации «Global Times» и эксперта из Узбекистана 

В этом году исполняется 10 лет проекту «Один пояс, один путь» – крупной международной инициативе, выдвинутой Китайской Народной Республикой. Основную конференцию, посвященную этой дате, – третий международный саммит высокого уровня планируется провести в Китае в середине октября.     

В преддверии конференции, в которой, как ожидается, примут участие лидеры более 70 стран Азии, Африки и Европы, общее население которых составляет 5 миллиардов человек, корреспондент знаменитой ежедневной газеты «Global Times», выходящей на английском языке в Китае и распространяющейся по всему миру тиражом 1,5 миллиона экземпляров, побеседовал с выдающимся государственным и общественным деятелем Узбекистана, дипломатом, известным ученым, профессором Саидмухтаром Саидкосимовым.

Каковы были ваши впечатления, когда вы впервые услышали о концепции «Экономического пояса Шелкового пути» и проекта ОПОП в целом? Как Узбекистан относится к этой инициативе?

– Не будет преувеличением сказать, что инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП), высказанная Председателем Китая Си Цзиньпином десять лет назад, в сентябре 2013 года, с самого начала вызвала огромный интерес во всем мире. Это был не только очень смелый, невиданный до сих пор крупномасштабный межрегиональный проект. В нем прежде всего притягивала внимание практическая, прикладная направленность, охватывающая прямые экономические интересы и выгоды десятков стран и народов. Впервые в истории был представлен беспрецедентный по масштабам план формирования и развития взаимосвязанной транспортной инфраструктуры на территории всего Евразийского континента. Его реализация открывала широкие перспективы для создания принципиально новой транспортной конфигурации на огромном пространстве нашей планеты. Вполне логично, что такая инициатива на глобальном уровне не могла остаться незамеченной. И действительно, за минувшие десять лет большое количество стран проявили свою заинтересованность в участии в этом грандиозном проекте по созданию новых торговых путей, транспортных и экономических коридоров, тесно связывающих страны Азии, Европы и Африки. Еще одна важная цель инициативы ОПОП состоит в том, что она направлена в конечном итоге на преодоление бедности, социальной неустроенности, колоссального разрыва в уровне развития немалого количества стран и регионов, являющихся питательной средой для международного терроризма, экстремизма, незаконной миграции. Все это требует устранения неравенства, стагнации, застоя в глобальном экономическом развитии. Узбекистан с самого начала высоко оценивает и поддерживает инициативу ОПОП по многим причинам, в том числе историческим. Вся многовековая история нашего края пронизана идеей активной торговли. Узбекистан, Центральная Азия издавна практически соединяли торговые отношения всей Евразии. Географически Центральная Азия веками была центром, основным маршрутом легендарного Шелкового пути, являясь стратегически важным узловым торговым регионом. Заслуживает внимания тот факт, что идея вновь объединить сотни народов и стран Евразии в единый пояс взаимовыгодного сотрудничества была провозглашена именно Китаем, откуда исторически берет свое начало Шелковый путь. Китай сам демонстрирует всему миру великий образец успешного общественного развития.

Какое влияние оказал BRI на развитие Узбекистана за последнее десятилетие?

– Узбекистан придает большое значение укреплению сотрудничества с Китаем в целях совместного развития в различных областях и постоянно соизмеряет свои планы с возможностями инициативы ОПОП. Огромное количество примеров убедительно показывают созидательную силу широкого, многогранного и постоянно растущего сотрудничества между Узбекистаном и Китаем в рамках инициативы «Пояс и путь», подтверждая реальность и обоснованность ожиданий наших народов в плане дальнейшего укрепления дружеских связей. Китай уже многие годы прочно занимает позиции одного из главных экономических партнеров Узбекистана. Целый ряд межгосударственных, межправительственных, межведомственных соглашений и договоренностей создает необходимую правовую базу для растущего инвестиционного сотрудничества. Успешно реализуются проекты в промышленной кооперации, модернизации инфраструктуры, в сферах транспорта, фармацевтики, телекоммуникаций, по созданию совместных промышленных парков высоких технологий с участием компаний обеих стран. Объемы китайских инвестиций в экономику Узбекистана за последние годы превысили 10 млрд долларов США. Продвигаются значимые совместные проекты. Все 4 ветки газопровода «Китай – Центральная Азия» проходят через территорию Узбекистана. Сдан в эксплуатацию самый протяженный в нашем регионе железнодорожный туннель через перевал Камчик. Все более раскрывается пропускной потенциал автомобильного коридора «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» и железной дороги «Китай – Казахстан – Узбекистан». Событием исторического значения стало сотрудничество по строительству железной дороги «Узбекистан – Кыргызстан – Китай», которая расширит географию торговли и перевозок из Китая через Узбекистан в Европу и в государства Персидского залива через Южный коридор, превращая Узбекистан из внутриконтинентального государства в важный узел коммуникаций в регионе. Узбекистан при помощи Китая существенно диверсифицирует экспортные направления, модернизирует инфраструктуру, переориентируя инвестиционные потоки на новые направления, увеличив их потенциал. 

– Ожидается, что Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев посетит Китай для участия в Третьем форуме международного сотрудничества «Один пояс, один путь» в октябре. Каковы ваши ожидания от этого визита?

– Предстоящий форум «Один пояс, один путь» – важное событие. Несомненно, оно вызовет огромный резонанс в мировом масштабе, поскольку речь, скорее всего, пойдет о планах по дальнейшему расширению транспортных возможностей регионального и глобального торгово-экономического сотрудничества, в чем также заинтересован Узбекистан. Не случайно Президент Ш.Мирзиёев принял активное участие и представил новые инициативы на первом форуме в 2017 году, а также на втором в апреле 2019 года. Несомненно, предстоящий визит лидера Узбекистана в Китай внесет новый вклад в стабильное и последовательное развитие всеобъемлющего стратегического партнерства и придаст мощный импульс дальнейшему расширению и углублению сотрудничества между двумя странами.

 

УзА