В последние годы наблюдается активность Узбекистана. Можно сказать, что в ее основе лежит прагматичная внутренняя и внешняя политика, проводимая в нашей стране в условиях глобальных преобразований. 

На прошлой неделе на саммите СНГ в Бишкеке Узбекистан традиционно представил ряд новых инициатив. В качестве логического продолжения активности начинается визит Президента Шавката Мирзиёева в Китай, где он примет участие в юбилейном саммите форума «Один пояс, один  путь».

Чтобы поговорить о предстоящем визите, сути и задачах саммита, мы обратились к профессору Ташкентского государственного университета востоковедения Сайфиддину Джураеву.

- Расскажите, пожалуйста, о процессах формирования инициативы «Один пояс, один путь» и ее международном значении.

- Во-первых, инициатива «Один пояс, один путь» была выдвинута президентом Китая Си Цзиньпином в 2013 году. Ее цель – выстроить экономическую цепочку в сотрудничестве с соседними странами в рамках Великого шелкового пути. Для достижения этой цели будут охвачены четыре области сотрудничества – политические консультации, дорожное сообщение, упрощение процедур торговли и денежное обращение (торговля в местной валюте).

Китайская инициатива вышла далеко за рамки своей первоначальной концепции и с географической точки зрения охватила почти все регионы мира. За 10 лет расширилось сотрудничество в использовании железных дорог, морских портов и цифровой инфраструктуры. Сотрудничество также началось в таких областях, как содействие торговле и финансовым отношениям. В целях повышения их эффективности были введены в действие Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Фонд Шелкового пути и другие механизмы кредитования в национальной валюте. В культурно-образовательной сфере сформировались и вступили на путь развития взаимные обмены и взаимовыгодные отношения.

Во-вторых, в рамках этой инициативы важнейшей задачей являются экономические, инвестиционные и торговые отношения. Например, Китай в  2013-2017 годах выделял на зарубежные проекты развития в среднем 83,5 миллиарда долларов США в год.

- Какие интересы преследует Узбекистан от участия в этой инициативе?

- Суть внешней политики Узбекистана в поддержании мира и добрососедства, с этим процессом, безусловно, созвучен принцип взаимной выгоды. Это также важно для реализации целей и задач, предусмотренных в Стратегии «Узбекистан-2030».Участие в проекте создает дополнительные возможности для увеличения экономического потенциала нашей страны, улучшения условий жизни нашего народа, обеспечения его благосостояния.

В рамках инициативы совместное использование и совершенствование торгово-экономических, инвестиционных и транспортных возможностей вносит своеобразный вклад в развитие внешнеэкономических связей современной экономической дипломатии. В будущем это направление будет все больше расширяться.

Привлекательность духа взаимного уважения, равенства и справедливости приобретает практическое значение в работе по совместному использованию имеющихся возможностей со странами на огромной территории, совместному решению проблем, устранению препятствий и координации будущих усилий на основе взаимного сотрудничества. Это поможет экономике двигаться в более открытом, инклюзивном, удобном, сбалансированном и взаимовыгодном направлении.

В  реализации Концепции взаимозависимости, которую продвигает Узбекистан и на которой постоянно акцентируется внимание, данная инициатива имеет большое значение в качестве международной площадки для разработки новых совместных проектов и продвижения новых инициатив в Центральной Азии.

Важной демонстрацией взаимозависимости в рамках инициативы является реализация транзитного потенциала Центральноазиатского региона, включая формирование экономического коридора Китай - Центральная Азия - Западная Азия. Безусловно, это создает новые условия для углубления и расширения деятельности в рамках автомобильной дороги Ташкент – Андижан – Ош – Иркештом - Кашкар.

Это также будет способствовать реализации проектов строительства железных дорог Узбекистан – Кыргызстан - Китай и Мазори-Шариф – Кабул - Пешавар и организации железнодорожных перевозок по маршруту Центральная Азия - Европа, что послужит расширению экономического сотрудничества.

Кроме того, китайскую инициативу можно рассматривать как современную платформу для ведения диалога по различным аспектам международного сотрудничества и развития новых возможностей.

Новая эра и новые цели в Центральной Азии требуют всеобъемлющей взаимосвязанности и диалога. Это поможет преодолевать современные вызовы и реализовывать программу устойчивого развития. Иными словами, инициатива отличается тем, что порождает новые условия для ее превращения в важный способ стимулирования экономического роста в  странах региона, в том числе и в Узбекистане.

Также в рамках инициативы уделяется внимание расширению свободной торговли и развитию инфраструктуры, что повышает интерес Узбекистана. Основываясь на нынешних и будущих требованиях, современное инфраструктурное строительство создаст для Узбекистана новые возможности и механизмы для полного использования своих богатых ресурсов, интеграции в международные цепочки поставок и производства.

- В чем, на ваш взгляд, проявляется участие Узбекистана в китайской инициативе? 

- На сегодняшний день Узбекистан превращается в важную страну в международном сообществе, в частности в Центральной Азии, он вступил в новый этап своего развития. В этот период, безусловно, развиваются многоплановые отношения со всеми странами мира, продвигаются разумные, обоснованные и четкие взаимные практические инициативы по некоторым направлениям международного развития в регионе.

Исходя из новых целей и задач, стоящих перед нами, а также меняющихся условий в мире, думаю, что  будут вноситься практические предложения и инициативы, направленные на развитие торговли и экономики, инноваций, цифровых технологий, обеспечение безопасности продовольственных продуктов, борьбу с изменением климата, улучшение экологической ситуации и совместное решение имеющихся в Центральной  Азии проблем. Среди них могут быть инициативы по созданию новых механизмов развития транспортных коридоров исходя из интересов каждой страны. 

Также существует высокая вероятность того, что в рамках китайской инициативы будут продвигаться инициативы, связанные с углублением и расширением культурно-гуманитарной, экономической дипломатии. На мой взгляд, также будут представлены инициативы по реализации новых возможностей и потенциала в сфере передовых технологий и цифровой инфраструктуры. Например, Китай реализует проекты для цифровой инфраструктуры примерно в 80 странах и инвестировал около 80 миллиардов долларов в проекты в рамках «Цифрового Шелкового пути» по всему миру.

На страны Центральной Азии приходится 84 проекта: 30– в Казахстане, 26 – в Узбекистане, по 10 – в Таджикистане и Кыргызстане и 8 – в Туркменистане. Китайские компании Huawei, ZTE, BeiDou, Alibaba и другие занимаются региональными проектами. На сегодняшний день в этих направлениях ожидаются серьезные изменения.

В завершение следует отметить, что участие главы Узбекистана в конференции «Один пояс, один путь» создаст новые возможности для реализации двусторонней и многосторонней внешней политики, особенно развития экономической дипломатии, поиска новых партнеров, увеличения потока инвестиций.

Беседовал Аброр Гулямов, 
обозреватель УзА.

 

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
“Один пояс, один путь”: новые инициативы, новые возможности и новая площадка для диалога

В последние годы наблюдается активность Узбекистана. Можно сказать, что в ее основе лежит прагматичная внутренняя и внешняя политика, проводимая в нашей стране в условиях глобальных преобразований. 

На прошлой неделе на саммите СНГ в Бишкеке Узбекистан традиционно представил ряд новых инициатив. В качестве логического продолжения активности начинается визит Президента Шавката Мирзиёева в Китай, где он примет участие в юбилейном саммите форума «Один пояс, один  путь».

Чтобы поговорить о предстоящем визите, сути и задачах саммита, мы обратились к профессору Ташкентского государственного университета востоковедения Сайфиддину Джураеву.

- Расскажите, пожалуйста, о процессах формирования инициативы «Один пояс, один путь» и ее международном значении.

- Во-первых, инициатива «Один пояс, один путь» была выдвинута президентом Китая Си Цзиньпином в 2013 году. Ее цель – выстроить экономическую цепочку в сотрудничестве с соседними странами в рамках Великого шелкового пути. Для достижения этой цели будут охвачены четыре области сотрудничества – политические консультации, дорожное сообщение, упрощение процедур торговли и денежное обращение (торговля в местной валюте).

Китайская инициатива вышла далеко за рамки своей первоначальной концепции и с географической точки зрения охватила почти все регионы мира. За 10 лет расширилось сотрудничество в использовании железных дорог, морских портов и цифровой инфраструктуры. Сотрудничество также началось в таких областях, как содействие торговле и финансовым отношениям. В целях повышения их эффективности были введены в действие Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Фонд Шелкового пути и другие механизмы кредитования в национальной валюте. В культурно-образовательной сфере сформировались и вступили на путь развития взаимные обмены и взаимовыгодные отношения.

Во-вторых, в рамках этой инициативы важнейшей задачей являются экономические, инвестиционные и торговые отношения. Например, Китай в  2013-2017 годах выделял на зарубежные проекты развития в среднем 83,5 миллиарда долларов США в год.

- Какие интересы преследует Узбекистан от участия в этой инициативе?

- Суть внешней политики Узбекистана в поддержании мира и добрососедства, с этим процессом, безусловно, созвучен принцип взаимной выгоды. Это также важно для реализации целей и задач, предусмотренных в Стратегии «Узбекистан-2030».Участие в проекте создает дополнительные возможности для увеличения экономического потенциала нашей страны, улучшения условий жизни нашего народа, обеспечения его благосостояния.

В рамках инициативы совместное использование и совершенствование торгово-экономических, инвестиционных и транспортных возможностей вносит своеобразный вклад в развитие внешнеэкономических связей современной экономической дипломатии. В будущем это направление будет все больше расширяться.

Привлекательность духа взаимного уважения, равенства и справедливости приобретает практическое значение в работе по совместному использованию имеющихся возможностей со странами на огромной территории, совместному решению проблем, устранению препятствий и координации будущих усилий на основе взаимного сотрудничества. Это поможет экономике двигаться в более открытом, инклюзивном, удобном, сбалансированном и взаимовыгодном направлении.

В  реализации Концепции взаимозависимости, которую продвигает Узбекистан и на которой постоянно акцентируется внимание, данная инициатива имеет большое значение в качестве международной площадки для разработки новых совместных проектов и продвижения новых инициатив в Центральной Азии.

Важной демонстрацией взаимозависимости в рамках инициативы является реализация транзитного потенциала Центральноазиатского региона, включая формирование экономического коридора Китай - Центральная Азия - Западная Азия. Безусловно, это создает новые условия для углубления и расширения деятельности в рамках автомобильной дороги Ташкент – Андижан – Ош – Иркештом - Кашкар.

Это также будет способствовать реализации проектов строительства железных дорог Узбекистан – Кыргызстан - Китай и Мазори-Шариф – Кабул - Пешавар и организации железнодорожных перевозок по маршруту Центральная Азия - Европа, что послужит расширению экономического сотрудничества.

Кроме того, китайскую инициативу можно рассматривать как современную платформу для ведения диалога по различным аспектам международного сотрудничества и развития новых возможностей.

Новая эра и новые цели в Центральной Азии требуют всеобъемлющей взаимосвязанности и диалога. Это поможет преодолевать современные вызовы и реализовывать программу устойчивого развития. Иными словами, инициатива отличается тем, что порождает новые условия для ее превращения в важный способ стимулирования экономического роста в  странах региона, в том числе и в Узбекистане.

Также в рамках инициативы уделяется внимание расширению свободной торговли и развитию инфраструктуры, что повышает интерес Узбекистана. Основываясь на нынешних и будущих требованиях, современное инфраструктурное строительство создаст для Узбекистана новые возможности и механизмы для полного использования своих богатых ресурсов, интеграции в международные цепочки поставок и производства.

- В чем, на ваш взгляд, проявляется участие Узбекистана в китайской инициативе? 

- На сегодняшний день Узбекистан превращается в важную страну в международном сообществе, в частности в Центральной Азии, он вступил в новый этап своего развития. В этот период, безусловно, развиваются многоплановые отношения со всеми странами мира, продвигаются разумные, обоснованные и четкие взаимные практические инициативы по некоторым направлениям международного развития в регионе.

Исходя из новых целей и задач, стоящих перед нами, а также меняющихся условий в мире, думаю, что  будут вноситься практические предложения и инициативы, направленные на развитие торговли и экономики, инноваций, цифровых технологий, обеспечение безопасности продовольственных продуктов, борьбу с изменением климата, улучшение экологической ситуации и совместное решение имеющихся в Центральной  Азии проблем. Среди них могут быть инициативы по созданию новых механизмов развития транспортных коридоров исходя из интересов каждой страны. 

Также существует высокая вероятность того, что в рамках китайской инициативы будут продвигаться инициативы, связанные с углублением и расширением культурно-гуманитарной, экономической дипломатии. На мой взгляд, также будут представлены инициативы по реализации новых возможностей и потенциала в сфере передовых технологий и цифровой инфраструктуры. Например, Китай реализует проекты для цифровой инфраструктуры примерно в 80 странах и инвестировал около 80 миллиардов долларов в проекты в рамках «Цифрового Шелкового пути» по всему миру.

На страны Центральной Азии приходится 84 проекта: 30– в Казахстане, 26 – в Узбекистане, по 10 – в Таджикистане и Кыргызстане и 8 – в Туркменистане. Китайские компании Huawei, ZTE, BeiDou, Alibaba и другие занимаются региональными проектами. На сегодняшний день в этих направлениях ожидаются серьезные изменения.

В завершение следует отметить, что участие главы Узбекистана в конференции «Один пояс, один путь» создаст новые возможности для реализации двусторонней и многосторонней внешней политики, особенно развития экономической дипломатии, поиска новых партнеров, увеличения потока инвестиций.

Беседовал Аброр Гулямов, 
обозреватель УзА.