Постановление и его исполнение
Железные дороги – важный драйвер экономического роста, они занимают особое значение в укреплении не только торгово-экономических связей между областями нашей страны, но и между регионами.
Большое значение имеют и инвестиции в направление транспорта и логистики, повышение качества обслуживания.
В постановлении главы государства «О мерах по коренному реформированию сферы железнодорожного транспорта Республики Узбекистан» от 10 октября 2023 года определены многие задачи по коренному реформированию отрасли, созданию здоровой конкурентной среды, внедрению современных методов управления, эффективному использованию транзитного потенциала.
В текущем году налажена деятельность акционерного общества «Темирйулкарго», на которое возложены задачи по содержанию и развитию хозяйства грузовых вагонов и контейнеров, созданию логистических центров и терминалов. Об осуществленной работе корреспондент УзА побеседовал с генеральным директором акционерного общества «Темирйулкарго» Абдусаматом МУМИНОВЫМ.
– Во время ознакомления с проектами в железнодорожной сфере Президент подчеркнул важность железнодорожного транспорта в географическом расположении, промышленности и экономике нашей страны, – говорит А. Муминов. – Учитывая то, что в Стратегии «Узбекистан-2030» планируется увеличить объем перевозок транзитных грузов через территорию нашей страны до 16 миллионов тонн, сократить продолжительность грузоперевозок железнодорожным транспортом в северном направлении на 40 процентов, увеличить объем услуг по грузоперевозкам в три раза, актуальным остается вопрос оказания услуг на железных дорогах.
– Каких результатов АО «Темирйулкарго» достигло с момента основания?
– Заключено почти 200 договоров на оказание услуг по грузоперевозкам, доставлено по месту назначения более 392 тысячи тонн грузов. Подписаны соглашения о предоставлении транспортно-экспедиторских услуг с Казахстаном, Туркменистаном, Таджикистаном, Азербайджаном и Россией.
Продукцию крупных акционерных компаний, таких как «Навоийский горно-металлургический комбинат», «Дехканабадский калийный завод», «Бухарский нефтеперерабатывающий завод», доставляют до места назначения без потерь примерно 2100 грузовых вагонов. Для этого действуют пять грузовых терминалов – Назарбек, Самарканд, Карши, Денау, Бухара. Грузоотправителям и получателям здесь оказывают услуги транспортной логистики, экспедирования и хранения. Планируется развитие грузовых терминалов, их модернизация, превращение в современные логистические центры, создание еще более благоприятных условий для клиентов, оказание комплексных услуг. И работа в этом направлении уже осуществляется.

– Какова роль наших железных дорог в международных железнодорожных перевозках?
– В прошлом году Узбекистан занял 88-е место в Индексе эффективности логистики, подготовленном Всемирным банком. По сравнению с предыдущим отчетом, а он был за 2018 год, показатели улучшились на 11 позиций. Наши железные дороги занимают достойное место в международных железнодорожных перевозках, строительство транспортных коридоров будет способствовать развитию экономики страны, расширению возможностей выхода на мировой рынок.
В сфере транспортно-логистических услуг следует сказать о транспортных коридорах «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» и «Узбекистан – Афганистан – Пакистан». Эти стратегические проекты изменят геоэкономическую ситуацию в регионе и превратят Центральную Азию в глобальный транзитный центр, соединяющий Север и Юг, Восток и Запад.
Проект «Узбекистан – Афганистан – Пакистан» играет важную роль в Евразийском транспортном коридоре. Страны Центральной Азии получат доступ к портам Индийского океана, что сократит сроки доставки грузов железнодорожным транспортом с 35 до 5 дней. Стоимость доставки товаров уменьшится как минимум на 40 процентов. Ожидается, что проект будет завершен к концу 2027 года.
Эксперты в свое время характеризовали коридор «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» как Суэцкий канал на суше, потому что он соединяет Восток и Запад самым коротким и выгодным путем. Маршрут из Китая в Южную Европу сократится до 900 километров, а сроки доставки грузов – до недели.
В целях повышения эффективности грузоперевозок в нашей стране было создано акционерное общество «Темирйулкарго». По мультимодальному коридору «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» перевозят контейнеры из Китая до пограничной станции «Кашгар» по железной дороге, из Кашгара – на железнодорожную станцию «Ош» в Кыргызстан на автомобиле, а оттуда – снова по железной дороге на внутренние станции Узбекистана, Афганистана и Туркменистана. Самое главное, в целях создания удобств для клиентов общество оказывает комплексные услуги, такие как предоставление местных и международных железнодорожных кодов, доставка вагонов, терминал, погрузка/разгрузка, декларирование. Только по одному маршруту с апреля перевезено более 700 контейнеров, в результате чего в страну поступило более 500 тысяч долларов. К концу года планируется довести эти показатели до 3 тысяч контейнеров и 2,5 миллиона долларов соответственно. Развитие мультимодальных перевозок через Кыргызстан показывает, насколько важно строительство железной дороги международного значения «Китай – Кыргызстан – Узбекистан». Кроме того, общество планирует осуществлять мультимодальные перевозки по коридорам «Узбекистан – Туркменистан – Иран – Турция», «Узбекистан – Туркменистан – Иран – государства Персидского залива» и «Узбекистан – Афганистан – Пакистан».
– Как происходит процесс заключения договоров с предпринимателями после создания общества?
– Договоры с предпринимателями заключаются онлайн. Из дома можно заказать доставку груза, перевести необходимую сумму денег. Это экономит время. Раньше такая работа занимала несколько часов и даже дней. Необходимо было приехать на железнодорожную станцию, получить договор на отгрузку, оформить его, посетить банк, внести оплату и взять в центре обработки документов справку об оплате, а потом вернуться на станцию и предъявить сертификат. Теперь все это делается онлайн. Несмотря на повышение всех тарифов стоимость услуг осталась неизменной. Это еще одно облегчение для клиентов.
В апреле наши вагоны импортировали более 7500 тонн муки и продукции из пшеницы, основную часть грузов доставили в Афганистан. АО руководило экспортом более 4 тысяч тонн строительных материалов. Транзитом ввезено 4500 тонн товаров, общество участвовало в экспорте более 500 тысяч тонн нефтепродуктов.
С течением времени, когда все услуги обретают глобальный характер, актуальным становится вывод грузоперевозок на современный этап.

Беседовал Абдулазиз РУСТАМОВ, корр. УзА.