Президент Шавкат Мирзиёев 30 сентября посетил Национальный институт педагогического мастерства имени Абдуллы Авлони и ознакомился с обновленными условиями, вручил государственные награды в связи с Днем учителей и наставников, а также провел диалог с представителями сферы о проводимой работе и приоритетных задачах.
Узбекистан строит свое развитие на основе образования. В этой сфере осуществляются кардинальные реформы, реализуются масштабные программы. Важнейшим звеном, фундаментом молодежной политики является начальное и общее образование.
В нашей стране насчитывается более 37 тысяч детских садов и более 10 тысяч школ. На местах строятся новые. Но это лишь часть цели. Главный вопрос – качество образования.
Поэтому постоянно повышается квалификация педагогов и специалистов. Принятое 21 июня текущего года постановление Президента Республики Узбекистан о непрерывном профессиональном развитии работников дошкольных и школьных образовательных организаций подняло эту систему на новый уровень.
В частности, данный институт был преобразован в Национальный институт педагогического мастерства имени А.Авлони. Существующий комплекс капитально отремонтирован, построены два дополнительных здания, все они оснащены современным оборудованием. Увеличились и количество слушателей, и направления. А главное, система повышения квалификации содержательно изменилась.
Институт был открыт 90 лет назад в 1934 году. В связи с этим здесь создан музей. В экспозиции музея отражены внимание наших предков-джадидов к науке, системе образования, основанной Абдуллой Авлони, этапы развития общего образования, собраны учебники того времени. С помощью искусственного интеллекта воссоздан образ просвещенных джадидов. Здесь же находится библиотека с фондом, насчитывающим около 88 тысяч книг. Глава государства осмотрел музей и библиотеку.
В учреждении внедрены в практику традиционные, альтернативные и дуальные формы повышения квалификации и переподготовки, в том числе на основе технологий искусственного интеллекта. Ситуационная учебная комната по видеосвязи соединена с центрами педагогического мастерства Республики Каракалпакстан и областей. Внедрены такие программные платформы, как непрерывное профессиональное образование, курсы менеджерского обучения, аттестация педагогов и присвоение квалификационной категории, управление дошкольным и школьным образованием. Это позволит оперативно обучать директоров и преподавателей в регионах новым педагогическим технологиям и методам.
Сегодня директор школы должен быть не только опытным педагогом, но и хорошим управленцем, в определенном смысле стратегом. В учебной программе института этому уделено большое внимание, создана школа директоров.
В кабинетах инклюзивного образования и психолога будет повышаться квалификация дефектологов и воспитателей, работающих в этом направлении. В медиастудии снимаются видеоуроки. В институте также есть конференц-зал, компьютерные классы и кабинеты для семинаров, столовая и другие условия.
Как известно, сегодня в нашей стране уделяется особое внимание точным и естественным наукам, школы оснащаются современным оборудованием и учебными пособиями. Это требует от учителей адаптации к новым методам, освоения новых знаний и навыков. Лаборатория "STEM" служит переподготовке и повышению квалификации педагогов в этом направлении.
Исходя из современных образовательных требований количество часов обучения в институте увеличено. В целях создания достойных условий для учителей в общежитии проведен современный ремонт, увеличено количество мест.
Президент посетил эти помещения, ознакомился с новыми удобствами и возможностями.
- Институт должен не ждать, а брать инициативу на себя, вести за собой. Необходимо больше работать с учителями и директорами из регионов, повысить качество во всех школах. В школе воспитываются люди нового времени, созидатели нашего будущего. Без образования нет будущего, - сказал Шавкат Мирзиёев.
Даны указания по обучению преподавателей и наставников за рубежом, гармонизации передового мирового опыта.
За прошедший период текущего года в институте повысили квалификацию около 4300 руководителей образовательных учреждений. Также около 2 тысяч директоров и кандидатов в директора прошли обучение на курсах менеджмента. Через платформу "Непрерывное профессиональное образование" в занятиях приняли участие более 113 тысяч педагогов.
Сингапурская международная образовательная организация переподготовила 100 директоров школ, 200 учителей математики и естественных наук. В структуре института также начал работу Центр международных исследований.
В целом в нашей стране будет налажена непрерывная система переподготовки и повышения квалификации руководящих, педагогических и специализированных кадров дошкольных и школьных образовательных организаций. С 2025 года они будут повышать квалификацию один раз в пять лет с отрывом от работы. Кроме того, в учреждениях общего среднего образования будут внедрены "Часы профессионального развития" и "День профессионального развития". Передовой опыт, накопленный в Президентских школах, будет широко применяться в общеобразовательных учреждениях через систему непрерывного профессионального развития.
После этого состоялась торжественная церемония, посвященная празднованию 1 октября – Дня учителей и наставников.
В начале своего выступления Президент Шавкат Мирзиёев от имени всего народа искренне поздравил работников сферы образования и воспитания с этим важным праздником, выражая им глубокое уважение.
- Мы представители великого и просвещенного народа, который всегда почитал учителя, возвышая его, как отца. Возьмите любого из наших выдающихся предков, и вы увидите, что все они относились к своим учителям с глубочайшим уважением. Общество, которое чтит своих учителей, непременно будет процветать и развиваться. Народ, который высоко ценит своих наставников, пользуется глубоким уважением в мире, - подчеркнул глава государства.
Президент отметил, что за каждым значимым делом, каждым открытием и достижением в жизни стоит труд, терпение и любовь учителя.
- Образование – это наиболее актуальная из всех сфер, школа – важнейшее учреждение, а профессия учителя – самая благородная среди всех профессий. Лично для меня учитель – это человек, от которого исходит свет. Это люди, которые всегда на передовой нашего времени, патриоты, преданные своей Родине и своему народу. Именно поэтому наш народ доверяет учителям самое ценное, что у него есть, – воспитание своих детей, - заявил Шавкат Мирзиёев.
Глава государства также подчеркнул, что мудрость наставников, их глубокое понимание жизни вдохновляют окружающих на добрые дела и достижение успехов.
- Изменение сознания и мировоззрения человека – основа изменений в обществе. Если общество не изменится, не будет и прогресса. Но кто способен изменить мышление людей и, следовательно, все общество? Кто сможет воспитать новых Беруни, аль-Хорезми и Фергани? Только вы, учителя и наставники, способны выполнить эту великую задачу, эту поистине историческую миссию, - сказал Президент.
Президент также отметил, что сегодня молодежь нашей страны добивается высоких результатов на международных научных олимпиадах и спортивных соревнованиях. Эти победы – прежде всего результат самоотверженного труда учителей и наставников.
В соответствии с указом Президента Республики Узбекистан от 27 сентября за весомый вклад в развитие системы образования, образцовую деятельность по воспитанию здорового и гармонично развитого поколения, а также активное участие в общественной жизни группа соотечественников была удостоена почетных званий, награждена орденами и медалями.
На торжественной церемонии состоялось вручение этих наград.
- Настоящее счастье – заслужить уважение своим трудом и пользоваться почетом среди народа. Это особенно справедливо для учителей и наставников. Пусть ваше достоинство и положение в обществе всегда будут высокими, дорогие учителя, - отметил Шавкат Мирзиёев.
Выступившие от имени награжденных выразили искреннюю благодарность Президенту за внимание к сфере образования и высокий вклад в развитие учительского труда, а также за признание их скромного, но значимого вклада в будущее страны.
Затем Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев провел диалог с преподавателями и наставниками.
В нашей стране во всех сферах и отраслях поставлены грандиозные цели. Их реализация зависит от знаний, мышления, воспитания и патриотизма молодого поколения.
Чтобы эти задачи были успешно выполнены, учителя должны быть юридически, социально и финансово защищены и достаточно обеспечены. В связи с этим в обновленной Конституции Узбекистана был закреплен особый статус учителя. Также в этом году был принят Закон "О статусе педагога".
Богатства нашего государства в первую очередь инвестируются в воспитание подрастающего поколения. За последние семь лет на развитие системы образования было выделено в общей сложности 216 триллионов сумов. На укрепление материально-технической базы из бюджета было направлено 19,5 триллиона сумов, что позволило реконструировать и построить 6 тысяч государственных школ и 3,5 тысячи детских садов. В школах создано 800 тысяч дополнительных мест, а в детских садах – 535 тысяч.
Благодаря созданию широких возможностей для частного сектора образования количество частных школ увеличилось с 27 до 500, а количество негосударственных детских садов – с 250 до 30 тысяч.
Количество надбавок, выплачиваемых учителям в зависимости от их профессионального мастерства и достижений, увеличилось с 3 до 17. Шесть тысяч учителей, которые активно работали над собой и получили международные сертификаты, теперь получают зарплату более 10 миллионов сумов.
Налажена деятельность 14 Президентских школ и 9 школ творчества. На основе их учебных программ создаются современные учебники по естественным и точным наукам. Система оценивания, внедренная в Президентских школах, сейчас применяется в 500 общеобразовательных школах. Коллективы 66 школ, которые успешно организовали процесс оценивания, получают надбавку до 40 процентов.
В нашей стране налажена новая, ранее не существовавшая система отбора талантливой молодежи. В результате запуска данной системы только в этом году на международных предметных олимпиадах наши учащиеся завоевали 122 медали.
За последние семь лет охват выпускников школ высшим образованием увеличился в четыре раза. В этом году студентами стали 310 тысяч молодых людей, причем почти половина из них – девушки.
В ходе беседы глава государства отдельно остановился на вопросе качества образования.
Было отмечено, что в государственных образовательных учреждениях 46 тысяч, а в частных организациях 38 тысяч педагогов не повышали квалификацию в течение последних пяти лет. В результате аттестации, проведенной с помощью искусственного интеллекта и цифровых технологий, 21 тысяча педагогов не смогла набрать достаточное количество баллов для подтверждения квалификации. К сожалению, такие ситуации негативно сказываются на уровне знаний учащихся.
В связи с этим были определены задачи по поднятию качества образования на новый уровень, которые включают семь ключевых направлений.
Первое направление. Институт имени Абдуллы Авлони будет отвечать за повышение профессионального мастерства педагогов. На модернизацию и оснащение 12 региональных центров института в ближайшие три года из бюджета ежегодно будет выделяться 50 миллиардов сумов. Будет внедрена вертикальная система повышения квалификации, которая объединит профильное министерство, центр повышения квалификации, школу и детский сад.
Кроме того, будут отобраны 1300 опорных школ и 200 детских садов. Для молодых педагогов будут организованы "День профессионального развития" и "Час профессионального развития". Ведущим учителям, участвующим в этих программах, будет выплачиваться надбавка в размере 20 процентов к их заработной плате.
Второе направление. Будет продолжена поддержка учителей и стимулирование их профессиональной деятельности. Со следующего учебного года будет внедрена выдача квалификационного сертификата на основе международных стандартов. Педагоги, набравшие на экзаменах 86 и более баллов, получат дополнительную надбавку в размере 70 процентов.
Глава государства также объявил о проведении конкурса "Учитель года", победителям от 208 районов и городов будет предоставлено жилье.
Ежегодное количество учителей, направляемых в санатории и зоны отдыха, будет увеличено в два раза.
Год назад была введена система обучения директоров школ. На сегодняшний день 1206 директоров прошли курсы и получили сертификат менеджера. Сейчас этим директорам выплачивается надбавка в размере 3 миллионов сумов.
С 1 сентября 2025 года эта практика будет распространена и на заведующих детскими садами, которым будет выплачиваться ежемесячная надбавка в размере до 30 процентов.
Было подчеркнуто, что грамотные и самоотверженные учителя – это уникальное богатство народа. В связи с этим была указана необходимость создания книг и фильмов о них под названием "Почтение учителю".
Третье направление. В связи с ростом населения в школах ежегодно возникает потребность в 120 тысячах дополнительных мест, а в детских садах – в 30 тысячах.
В следующем году за счет выделяемых из бюджета 3 триллионов 200 миллиардов сумов будут реконструированы и построены 375 школ и 97 детских садов.
Кроме того, в ближайшие четыре года в рамках средств Исламского банка развития и Фонда ОПЕК в размере 50 миллионов долларов будет построено 200 частных детских садов, что создаст 30 тысяч новых мест.
Для увеличения количества ученических мест в частном секторе с нового года предпринимателям, желающим открыть школу, будут предоставлены кредиты в размере до 20 миллиардов сумов. Часть процентной ставки по кредитам, превышающая базовую ставку в 1,5 раза, будет покрываться из бюджета.
Также 50 процентов коммунальных расходов на строительство новых зданий частных школ будет компенсироваться из бюджета на срок до пяти лет.
Если предприниматели построят школу за свой счет, расходы на ее строительство будут вычитаться из налога на прибыль равными долями в течение двух лет.
Четвертое направление. Для обеспечения качества и конкуренции в образовании будет повышен уровень цифровизации.
За последние пять лет более 13,5 тысячи компьютерных классов оснащены 200 тысячами современных компьютеров. В следующем году будет обновлено еще 2 тысячи компьютерных классов, на что из бюджета будет выделено 400 миллиардов сумов.
Эти компьютеры будут оснащены электронными образовательными материалами, что увеличит возможности для самостоятельного обучения учащихся. Для облегчения усвоения сложных концепций будут созданы виртуальные лаборатории по точным и естественным наукам. С нового учебного года такие лаборатории будут установлены в 10 школах каждой области.
Также будет создана единая онлайн-платформа, где учителя смогут публиковать свои достижения, возможности и новые разработки.
16 экспертов из Сингапура повысят профессиональное мастерство учителей математики и естественных наук. Педагоги будут регулярно проверять свои знания на образовательной платформе, основанной на искусственном интеллекте.
Как и в частных детских садах, в 6800 государственных детских садах будут полностью цифровизированы процессы посещаемости, оплаты и формирования расходов на питание.
Пятое направление. Будет распространен опыт Президентских и специализированных школ.
Система оценки, применяемая в Президентских школах, будет внедрена еще в 1 тысяче общеобразовательных учреждений. Хокимиятам даны указания по ремонту и оснащению этих школ на должном уровне.
Для создания единой образовательной цепочки, охватывающей дошкольное, общее среднее, среднее специальное, высшее образование и повышение квалификации, будут организованы кластеры педагогического образования. В качестве эксперимента такие кластеры начнут работу в городах Андижане и Бухаре.
Шестое направление. Система отбора талантливой молодежи будет выведена на новый уровень. Для этого будет создан центр подготовки к международным предметным олимпиадам.
Количество поддерживаемых международных предметных олимпиад будет увеличено с 18 до 22. Учащимся, завоевавшим золотую медаль на престижной международной олимпиаде, будет выплачиваться 170 миллионов сумов, за серебряную медаль – 102 миллиона сумов, за бронзовую – 68 миллионов сумов.
Учителям, подготовившим этих учеников, также будут выплачиваться премии в размере от 50 до 150 миллионов сумов, а также предоставляться возможность получать 100-процентную надбавку в течение года. Руководители команд, чьи ученики впервые стали победителями международных олимпиад, также будут поощряться.
Президент выступил с инициативой об учреждении стипендии имени Абдуллы Авлони для одаренных студентов, обучающихся по направлению педагогики.
Седьмое направление. В нем было уделено внимание вопросам воспитания и нравственности, которые являются неотъемлемой частью образования. С этой целью был создан Национальный институт педагогики воспитания имени Кары-Ниязи.
Подчеркнута важность формирования у молодежи идейного иммунитета, создания цифрового контента по воспитанию для родителей, учителей и учащихся.
Также были определены задачи по использованию театрального и киноискусства, поддержке творчества молодежи, популяризации физической культуры и спорта, дальнейшему расширению читательской аудитории.
Встреча завершилась открытым диалогом. Педагоги, присутствовавшие на встрече и подключившиеся из регионов, высказали свои мнения и предложения. Президент поддержал их и поручил ответственным лицам принять меры по реализации предложений.
Зиёдулла ЖОНИБЕКОВ,
Икром АВВАЛБОЕВ,
корреспонденты УзА.