Постановление Президента Республики Узбекистан


Постановление

Президента Республики Узбекистан

В республике реализуются долгосрочные стратегии развития нефтегазовой, электроэнергетической, угольной, химической, строительной индустрии, направленные на обеспечение динамичного роста экономики и повышение уровня благосостояния населения, бесперебойное удовлетворение спроса на топливно-энергетические ресурсы.

Вместе с тем действующие мощности топливно-энергетической отрасли не в полной мере обеспечивают растущую потребность в энергоресурсах, энергоемкость отечественной экономики значительно превышает средний показатель развитых стран.

На долю возобновляемых источников энергии, вырабатываемых в основном гидроэлектростанциями, в настоящее время приходится лишь 10 процентов от общего объема производимой электрической энергии в стране. Несмотря на имеющийся огромный потенциал, не в полной мере используются возможности таких возобновляемых источников энергии, как солнце и ветер.

В этой связи одним из актуальных направлений государственной политики на современном этапе должно стать повышение энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, широкое внедрение энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии.

В целях комплексной организации работ по повышению энергоэффективности, широкому внедрению энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии, кардинальному снижению энергоемкости отраслей экономики и социальной сферы путем вовлечения имеющихся ресурсов и незадействованного потенциала с учетом передового зарубежного опыта, а также обеспечения рационального и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов:

1. Принять к сведению, что:

а) Законом Республики Узбекистан «Об использовании возобновляемых источников энергии» предусмотрены льготы и преференции в области использования возобновляемых источников энергии, в том числе освобождение от уплаты:

всех видов налогов сроком на пять лет с даты государственной регистрации производителей установок возобновляемых источников энергии;

налога на имущество за установки возобновляемых источников энергии и земельного налога по участкам, занятым этими установками (номинальной мощностью 0,1 МВт и более), сроком на десять лет с момента ввода их в эксплуатацию;

земельного налога лицами, использующими возобновляемые источники энергии в жилых помещениях с полным отключением от действующих сетей энергоресурсов,сроком на три года, начиная с месяца использования возобновляемых источников энергии;

б) постановлением Президента Республики Узбекистан от 8 ноября 2017 года № ПП-3379 «О мерах по обеспечению рационального использования энергоресурсов» установлен порядок, в соответствии с которым с 1 января 2018 года:

при проектировании, реконструкции, строительстве и сдаче в эксплуатацию зданий и сооружений государственных органов и учреждений, а также многоквартирного жилищного фонда проводится их проверка на соответствие градостроительным нормам и правилам в части применения энергоэффективных и энергосберегающих технологий;

при проектировании, реконструкции и строительстве всех зданий и сооружений, кроме индивидуального жилищного строительства, предусматривается обязательная установка сертифицированных солнечных водонагревательных установок для горячего водоснабжения, а также энергосберегающих ламп.

2. Признать неудовлетворительной работу министерств и ведомств, предприятий и организаций отраслей экономики и социальной сферы по повышению энергоэффективности, внедрению энергосберегающих технологий и развитию возобновляемых источников энергии.

3. Указать на персональную ответственность первых руководителей органов государственного и хозяйственного управления, председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, города Ташкента, районов и городов за принятие комплексных мер по повышению энергоэффективности, широкому внедрению энергосберегающих технологий и использованию возобновляемых источников энергии в административных зданиях, населенных пунктах и на производственных объектах.

4. Одобрить разработанную Министерством энергетики, Министерством экономики и промышленности, Министерством инновационного развития и Министерством финансов Республики Узбекистан Комплексную программу дальнейшего повышения энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, внедрения энергосберегающих технологий и развития возобновляемых источников энергии в Республике Узбекистан в 2019–2022 годах (далее – Комплексная программа), предусматривающую:

а) утверждение:

целевых параметров дальнейшего развития возобновляемых источников энергии согласно приложению № 1 с доведением их доли к 2030 году до более 25 процентов от общего объема генерации электрической энергии;

«Дорожной карты» дальнейшего повышения энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, а также развития возобновляемых источников энергии согласно приложению № 2;

б) меры по бесперебойному обеспечению энергоресурсами объектов социальной сферы (образовательные учреждения, в том числе дошкольные, объекты здравоохранения) в регионах, а также снижению энергопотребления в городе Нукусе, областных центрах и городах областей за счет:

поэтапной установки современных солнечных фотоэлектрических станций и солнечных водонагревателей (за исключением объектов, подключенных к централизованным системам теплоснабжения) для обеспечения горячим водоснабжением и электрической энергией, а также энергоэффективных систем отопления, в том числе бивалентной, включая внедрение современных тепловых насосов и рекуператоров;

улучшения системы тепловой защиты зданий, установки двухкамерных и энергоэффективных оконных блоков, сенсорных датчиков, совмещенных со светодиодными источниками, а также рекуператоров воздуха и других систем;

в) установку солнечных фотоэлектрических станций (в среднем 2 кВт) и солнечных водонагревателей (в среднем 200 литров) в частных домовладениях;

г) замену нестандартных газогорелочных устройств на современные и энергоэффективные газогорелочные устройства бытовым потребителям, а также юридическим лицам;

д) утверждение Перечня административных зданий государственных органов и организаций, а также объектов инфраструктуры, которые рекомендуется оснастить солнечными фотоэлектрическими станциями и солнечными водонагревательными установками, согласно приложению № 3.

5. Определить источниками финансирования мероприятий Комплексной программы средства республиканского бюджета Республики Узбекистан, республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, собственные средства физических и юридических лиц, а также льготные кредитные ресурсы международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций, средства технического содействия (гранты) зарубежных доноров.

Министерству инвестиций и внешней торговли совместно с Министерством энергетики Республики Узбекистан в месячный срок провести переговоры с международными финансовыми институтами, иностранными правительственными финансовыми организациями и зарубежными донорами в целях привлечения кредитных ресурсов и средств технического содействия (грантов) на реализацию Комплексной программы.

6. Ввести порядок, согласно которому с 1 января 2020 года следующие мероприятия финансируются за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистанв пределах ежегодно утверждаемых параметров:

а) предоставление физическим лицам компенсаций в размере 30 процентов расходов на приобретение солнечных фотоэлектрических станций, солнечных водонагревателей, а также энергоэффективных газогорелочных устройств, но не более:

3 миллионов сумов – для солнечных фотоэлектрических станций;

1,5 миллиона сумов – для солнечных водонагревателей;

200 тысяч сумов – для газогорелочных устройств;

б) предоставление физическим и юридическим лицам компенсаций на покрытие процентных расходов по кредитам коммерческих банков на приобретение установок возобновляемых источников энергии, энергоэффективных газогорелочных устройств и котлов, а также другого энергоэффективного оборудования:

физическим лицам – по кредитам, сумма которых не превышает 500 миллионов сумов – в части, превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, но не более чем на 8 процентных пунктов;

юридическим лицам – по кредитам, сумма которых не превышает 5 миллиардов сумов – в части, превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, но не более чем на 5 процентных пунктов;

в) разработка и принятие международных стандартов, устанавливающих требования к энергоэффективным, энергосберегающим технологиям и оборудованию, а также методам их испытания.

Министерству финансов и Министерству энергетики Республики Узбекистан в двухмесячный срок определить механизм финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом.

7. Установить, что ежегодно:

до 15 сентября органы государственного и хозяйственного управления, а также территориальные комиссии по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии вносят в Министерство энергетики предложения для включения в Перечень объектов, подлежащих в предстоящем году оснащению установками возобновляемых источников энергии, другим энергоэффективным и энергосберегающим оборудованием, а также проведению работ по улучшению тепловой защиты (далее – Перечень);

до 1 октября Министерство энергетики совместно с Министерством жилищно-коммунального обслуживания, Министерством экономики и промышленности, Министерством строительства, Министерством финансов Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкентаформирует в разрезе отраслей экономики и социальной сферы, а также районов и городов Перечень с указанием конкретных объемов и источников финансирования;

до 15 октября Республиканская комиссия по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии рассматривает и утверждает Перечень;

объем предусмотренных в Перечне финансовых средств включается Министерством финансов в параметры ежегодно утверждаемого Государственного бюджета Республики Узбекистан.

8. Определить, что с 1 января 2020 года:

а) при проектировании, реконструкции и строительстве всех зданий и сооружений, кроме индивидуального жилищного строительства, в обязательном порядке предусматриваются:

обеспечение энергоэффективности зданий в соответствии со строительными нормами и правилами;

предоставление раздела показателей энергоэффективности зданий и сооружений с учетом требований строительных норм и правил при проведении экспертизы проектной документации;

б) государственные органы и организации обязаны установить в зданиях и сооружениях, находящихся на их балансе, сенсорные датчики, совмещенные со светодиодными источниками для систем освещения, энергоэффективные газогорелочные устройства;

в) определение класса или технических показателейэнергоэффективности продукции (оборудования, товаров) и технологий является обязательным при их сертификации аккредитованными органами в Республике Узбекистан.

Министерству строительства совместно с Министерством энергетики и Агентством «Узстандарт» в срок до 1 ноября 2019 года:

пересмотреть градостроительные нормы и правила на предмет кардинального повышения требований к энергоэффективности вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений;

разработать и утвердить нормативные документы по определению классов энергоэффективности зданий и сооружений (классы А, Б, В и другие).

9. Согласиться с предложением Агентства «Узстандарт», Министерства энергетики, Министерства экономики и промышленности, Министерства инновационного развития Республики Узбекистан о поэтапном внедрении с 1 декабря 2019 года до 1 января 2023 года системы энергетического менеджмента в соответствии с международным стандартом (ISO 50001) на отечественных предприятиях и организациях по перечню согласно приложению № 4, предусматривающей:

прозрачность и объективность оценки эффективности энергопотребления, снижение энергоемкости предприятий, а также уменьшение выбросов в атмосферу;

эффективность управления энергопотреблением при минимальных затратах ресурсов, в первую очередь финансовых, повышение капитализации активов предприятий;

повышение конкурентоспособности производимой продукции, оказываемых услуг.

10. Министерству энергетики Республики Узбекистан и Агентству «Узстандарт» совместно с ответственными министерствами и ведомствами:

в месячный срок провести инвентаризацию действующих нормативных документов по стандартизации, устанавливающих требования к энергоэффективным, энергосберегающим технологиям и оборудованию;

в двухмесячный срок утвердить сетевой график принятия в период 2019–2020 годов необходимых международных стандартов, устанавливающих требования к энергоэффективным, энергосберегающим технологиям, оборудованию и методам их испытания;

в двухмесячный срок разработать и утвердить «Дорожную карту» по созданию в срок до 1 августа 2020 года современных лабораторий по испытаниям энергопотребляющего оборудования на соответствие показателям энергоэффективности и энергосбережения.

11. Запретить с 1 сентября 2019 года ввоз на территорию Республики Узбекистан бывшего в употреблении генерирующего оборудования, силовых понижающих трансформаторов, электродвигателей, а также энергопотребляющего оборудования категории энергоэффективности D.

Установить, что закуп электротехнического оборудования и установок, а также комплектующих и материалов для предприятий территориальных электрических сетей осуществляется централизованно АО «Региональные электрические сети».

12. Утвердить:

обновленный состав Республиканской комиссии по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии (далее – Республиканская комиссия) согласно приложению № 5;

типовой состав территориальных комиссий по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии согласно приложению № 6.

Республиканской комиссии (Арипов А.Н.):

в срок до 15 октября 2019 года утвердить методику определения показателей повышения энергоэффективности и экономии топливно-энергетических ресурсов;

в срок до 20 октября 2019 года сформировать перечень отраслей экономики в разрезе энергоемких предприятий для дальнейшей оценки их энергоэффективности и экономии топливно-энергетических ресурсов;

в срок до 20 декабря 2019 года утвердить целевые показатели повышения энергоэффективности и экономии топливно-энергетических ресурсов по отраслям экономики, предусматривающие достижение экономии не менее 2,4 миллиарда кВт.ч электрической энергии, 2,4 миллиарда куб. м природного газа и 20 тысяч тонн нефтепродуктов в 2020–2022 годах;

вносить, при необходимости, изменения и дополнения в параметры Комплексной программы;

осуществлять эффективную организацию и координацию работ по выполнению задач, определенных настоящим постановлением.

Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок утвердить положение о Республиканской комиссии.

13. Определить, что:

а) Министерство энергетики Республики Узбекистан:

является уполномоченным органом по реализации единой государственной политики в сфере обеспечения повышения энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, внедрения энергосберегающих технологий у всех категорий потребителей независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, а также развития возобновляемой энергетики;

выступает ответственным исполнительным органом за координацию и управление проектами в сфере повышения энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, внедрения энергосберегающих технологий и развития возобновляемых источников энергии в Республике Узбекистан, а также ведение мониторинга и отчетности в период их реализации;

является рабочим органом Республиканской комиссии;

является национальным координирующим органом Республики Узбекистан в Международном агентстве по возобновляемым источникам энергии (IRENA);

б) проекты нормативно-правовых актов и программы по внедрению возобновляемых источников энергии подлежат обязательному согласованию с Министерством энергетики Республики Узбекистан.

14. Возложить на Министерство энергетики Республики Узбекистан следующие дополнительные задачи:

проведение единой государственной политики в области повышения энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, снижения энергоемкости экономики, а также стимулирование активного внедрения передовых энергосберегающих технологий;

разработку предложений по инвестиционным проектам в целях повышения энергоэффективности, в том числе путем организации и проведения научно-исследовательских работ;

выработку механизмов стимулирования внедрения современных энергоэффективных и энергосберегающих технологий в государственных органах и организациях, в производственные процессы организаций отраслей экономики, а также осуществление мониторинга эффективности потребления энергоресурсов;

организацию тренингов для повышения квалификации специалистов в области энергетического аудита и поставщиков энергетических услуг с учетом международного опыта и привлечением, при необходимости, зарубежных специалистов;

определение порядка организации деятельности энергоаудиторов, осуществление мониторинга за проведением обязательных энергетических обследований потребителей топливно-энергетических ресурсов и выполнением соответствующих рекомендаций, а также мониторинг деятельности энергосервисных компаний;

применение экономических санкций за неэффективное использование топливно-энергетических ресурсов к юридическим лицам, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

15. Создать в структуре центрального аппарата Министерства энергетики Республики УзбекистанДепартамент по энергоэффективности и энергосбережению в отраслях экономики и социальной сфере.

В целях укомплектования создаваемого подразделения выделить Министерству энергетики дополнительно 10 штатных единиц управленческого персонала, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, из которых:

2 единицы – за счет сокращения соответствующей штатной численности территориальных подразделений Инспекции по контролю за использованием нефтепродуктов и газа при Министерстве энергетики (далее – Узнефтегазинспекция);

3 единицы – за счет сокращения соответствующей штатной численности территориальных подразделений Инспекции по контролю в электроэнергетике при Министерстве энергетики (далее –Узэнергоинспекция);

5 единиц – за счет сокращения соответствующей штатной численности территориальных подразделений Инспекции по контролю за агропромышленным комплексом при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

16. Министерству энергетики в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, предусматривающих установление ответственности за невыполнение предписаний Узэнергоинспекции и Узнефтегазинспекции, а также непроведение обязательных энергетических обследований и экспертиз.

17. Ассоциации «Узэлтехсаноат» совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством инновационного развития и отраслевыми предприятиями принять меры по освоению производства компенсирующих устройств (конденсаторных батарей) реактивной мощности, микропроцессорных блоков релейной защиты, частотных преобразователей, устройств плавного пуска и другой энергосберегающей продукции до конца 2020 года.

18. Национальной телерадиокомпании Узбекистана и Министерству энергетики Республики Узбекистан в недельный срок утвердить медиаплан по широкому освещению среди населения преимуществ солнечных водонагревателей, энергоэффективных газогорелочных устройств и других видов энергосберегающего оборудования, в том числе сведений о мерах государственной поддержки, стоимости оборудования и экономии средств потребителей.

19. Внести изменения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 7.

20. Министерству энергетики в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

21. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., заместителя Премьер-министра Кучкарова Д.А., советника Президента Республики Узбекистан Гулямова Р.А.

Президент

Республики Узбекистан                                                                            Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

22 августа 2019 года.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Об ускоренных мерах по повышению энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, внедрению энергосберегающих технологий и развитию возобновляемых источников энергии

Постановление Президента Республики Узбекистан


Постановление

Президента Республики Узбекистан

В республике реализуются долгосрочные стратегии развития нефтегазовой, электроэнергетической, угольной, химической, строительной индустрии, направленные на обеспечение динамичного роста экономики и повышение уровня благосостояния населения, бесперебойное удовлетворение спроса на топливно-энергетические ресурсы.

Вместе с тем действующие мощности топливно-энергетической отрасли не в полной мере обеспечивают растущую потребность в энергоресурсах, энергоемкость отечественной экономики значительно превышает средний показатель развитых стран.

На долю возобновляемых источников энергии, вырабатываемых в основном гидроэлектростанциями, в настоящее время приходится лишь 10 процентов от общего объема производимой электрической энергии в стране. Несмотря на имеющийся огромный потенциал, не в полной мере используются возможности таких возобновляемых источников энергии, как солнце и ветер.

В этой связи одним из актуальных направлений государственной политики на современном этапе должно стать повышение энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, широкое внедрение энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии.

В целях комплексной организации работ по повышению энергоэффективности, широкому внедрению энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии, кардинальному снижению энергоемкости отраслей экономики и социальной сферы путем вовлечения имеющихся ресурсов и незадействованного потенциала с учетом передового зарубежного опыта, а также обеспечения рационального и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов:

1. Принять к сведению, что:

а) Законом Республики Узбекистан «Об использовании возобновляемых источников энергии» предусмотрены льготы и преференции в области использования возобновляемых источников энергии, в том числе освобождение от уплаты:

всех видов налогов сроком на пять лет с даты государственной регистрации производителей установок возобновляемых источников энергии;

налога на имущество за установки возобновляемых источников энергии и земельного налога по участкам, занятым этими установками (номинальной мощностью 0,1 МВт и более), сроком на десять лет с момента ввода их в эксплуатацию;

земельного налога лицами, использующими возобновляемые источники энергии в жилых помещениях с полным отключением от действующих сетей энергоресурсов,сроком на три года, начиная с месяца использования возобновляемых источников энергии;

б) постановлением Президента Республики Узбекистан от 8 ноября 2017 года № ПП-3379 «О мерах по обеспечению рационального использования энергоресурсов» установлен порядок, в соответствии с которым с 1 января 2018 года:

при проектировании, реконструкции, строительстве и сдаче в эксплуатацию зданий и сооружений государственных органов и учреждений, а также многоквартирного жилищного фонда проводится их проверка на соответствие градостроительным нормам и правилам в части применения энергоэффективных и энергосберегающих технологий;

при проектировании, реконструкции и строительстве всех зданий и сооружений, кроме индивидуального жилищного строительства, предусматривается обязательная установка сертифицированных солнечных водонагревательных установок для горячего водоснабжения, а также энергосберегающих ламп.

2. Признать неудовлетворительной работу министерств и ведомств, предприятий и организаций отраслей экономики и социальной сферы по повышению энергоэффективности, внедрению энергосберегающих технологий и развитию возобновляемых источников энергии.

3. Указать на персональную ответственность первых руководителей органов государственного и хозяйственного управления, председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, города Ташкента, районов и городов за принятие комплексных мер по повышению энергоэффективности, широкому внедрению энергосберегающих технологий и использованию возобновляемых источников энергии в административных зданиях, населенных пунктах и на производственных объектах.

4. Одобрить разработанную Министерством энергетики, Министерством экономики и промышленности, Министерством инновационного развития и Министерством финансов Республики Узбекистан Комплексную программу дальнейшего повышения энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, внедрения энергосберегающих технологий и развития возобновляемых источников энергии в Республике Узбекистан в 2019–2022 годах (далее – Комплексная программа), предусматривающую:

а) утверждение:

целевых параметров дальнейшего развития возобновляемых источников энергии согласно приложению № 1 с доведением их доли к 2030 году до более 25 процентов от общего объема генерации электрической энергии;

«Дорожной карты» дальнейшего повышения энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, а также развития возобновляемых источников энергии согласно приложению № 2;

б) меры по бесперебойному обеспечению энергоресурсами объектов социальной сферы (образовательные учреждения, в том числе дошкольные, объекты здравоохранения) в регионах, а также снижению энергопотребления в городе Нукусе, областных центрах и городах областей за счет:

поэтапной установки современных солнечных фотоэлектрических станций и солнечных водонагревателей (за исключением объектов, подключенных к централизованным системам теплоснабжения) для обеспечения горячим водоснабжением и электрической энергией, а также энергоэффективных систем отопления, в том числе бивалентной, включая внедрение современных тепловых насосов и рекуператоров;

улучшения системы тепловой защиты зданий, установки двухкамерных и энергоэффективных оконных блоков, сенсорных датчиков, совмещенных со светодиодными источниками, а также рекуператоров воздуха и других систем;

в) установку солнечных фотоэлектрических станций (в среднем 2 кВт) и солнечных водонагревателей (в среднем 200 литров) в частных домовладениях;

г) замену нестандартных газогорелочных устройств на современные и энергоэффективные газогорелочные устройства бытовым потребителям, а также юридическим лицам;

д) утверждение Перечня административных зданий государственных органов и организаций, а также объектов инфраструктуры, которые рекомендуется оснастить солнечными фотоэлектрическими станциями и солнечными водонагревательными установками, согласно приложению № 3.

5. Определить источниками финансирования мероприятий Комплексной программы средства республиканского бюджета Республики Узбекистан, республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, собственные средства физических и юридических лиц, а также льготные кредитные ресурсы международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций, средства технического содействия (гранты) зарубежных доноров.

Министерству инвестиций и внешней торговли совместно с Министерством энергетики Республики Узбекистан в месячный срок провести переговоры с международными финансовыми институтами, иностранными правительственными финансовыми организациями и зарубежными донорами в целях привлечения кредитных ресурсов и средств технического содействия (грантов) на реализацию Комплексной программы.

6. Ввести порядок, согласно которому с 1 января 2020 года следующие мероприятия финансируются за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистанв пределах ежегодно утверждаемых параметров:

а) предоставление физическим лицам компенсаций в размере 30 процентов расходов на приобретение солнечных фотоэлектрических станций, солнечных водонагревателей, а также энергоэффективных газогорелочных устройств, но не более:

3 миллионов сумов – для солнечных фотоэлектрических станций;

1,5 миллиона сумов – для солнечных водонагревателей;

200 тысяч сумов – для газогорелочных устройств;

б) предоставление физическим и юридическим лицам компенсаций на покрытие процентных расходов по кредитам коммерческих банков на приобретение установок возобновляемых источников энергии, энергоэффективных газогорелочных устройств и котлов, а также другого энергоэффективного оборудования:

физическим лицам – по кредитам, сумма которых не превышает 500 миллионов сумов – в части, превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, но не более чем на 8 процентных пунктов;

юридическим лицам – по кредитам, сумма которых не превышает 5 миллиардов сумов – в части, превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, но не более чем на 5 процентных пунктов;

в) разработка и принятие международных стандартов, устанавливающих требования к энергоэффективным, энергосберегающим технологиям и оборудованию, а также методам их испытания.

Министерству финансов и Министерству энергетики Республики Узбекистан в двухмесячный срок определить механизм финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом.

7. Установить, что ежегодно:

до 15 сентября органы государственного и хозяйственного управления, а также территориальные комиссии по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии вносят в Министерство энергетики предложения для включения в Перечень объектов, подлежащих в предстоящем году оснащению установками возобновляемых источников энергии, другим энергоэффективным и энергосберегающим оборудованием, а также проведению работ по улучшению тепловой защиты (далее – Перечень);

до 1 октября Министерство энергетики совместно с Министерством жилищно-коммунального обслуживания, Министерством экономики и промышленности, Министерством строительства, Министерством финансов Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкентаформирует в разрезе отраслей экономики и социальной сферы, а также районов и городов Перечень с указанием конкретных объемов и источников финансирования;

до 15 октября Республиканская комиссия по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии рассматривает и утверждает Перечень;

объем предусмотренных в Перечне финансовых средств включается Министерством финансов в параметры ежегодно утверждаемого Государственного бюджета Республики Узбекистан.

8. Определить, что с 1 января 2020 года:

а) при проектировании, реконструкции и строительстве всех зданий и сооружений, кроме индивидуального жилищного строительства, в обязательном порядке предусматриваются:

обеспечение энергоэффективности зданий в соответствии со строительными нормами и правилами;

предоставление раздела показателей энергоэффективности зданий и сооружений с учетом требований строительных норм и правил при проведении экспертизы проектной документации;

б) государственные органы и организации обязаны установить в зданиях и сооружениях, находящихся на их балансе, сенсорные датчики, совмещенные со светодиодными источниками для систем освещения, энергоэффективные газогорелочные устройства;

в) определение класса или технических показателейэнергоэффективности продукции (оборудования, товаров) и технологий является обязательным при их сертификации аккредитованными органами в Республике Узбекистан.

Министерству строительства совместно с Министерством энергетики и Агентством «Узстандарт» в срок до 1 ноября 2019 года:

пересмотреть градостроительные нормы и правила на предмет кардинального повышения требований к энергоэффективности вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений;

разработать и утвердить нормативные документы по определению классов энергоэффективности зданий и сооружений (классы А, Б, В и другие).

9. Согласиться с предложением Агентства «Узстандарт», Министерства энергетики, Министерства экономики и промышленности, Министерства инновационного развития Республики Узбекистан о поэтапном внедрении с 1 декабря 2019 года до 1 января 2023 года системы энергетического менеджмента в соответствии с международным стандартом (ISO 50001) на отечественных предприятиях и организациях по перечню согласно приложению № 4, предусматривающей:

прозрачность и объективность оценки эффективности энергопотребления, снижение энергоемкости предприятий, а также уменьшение выбросов в атмосферу;

эффективность управления энергопотреблением при минимальных затратах ресурсов, в первую очередь финансовых, повышение капитализации активов предприятий;

повышение конкурентоспособности производимой продукции, оказываемых услуг.

10. Министерству энергетики Республики Узбекистан и Агентству «Узстандарт» совместно с ответственными министерствами и ведомствами:

в месячный срок провести инвентаризацию действующих нормативных документов по стандартизации, устанавливающих требования к энергоэффективным, энергосберегающим технологиям и оборудованию;

в двухмесячный срок утвердить сетевой график принятия в период 2019–2020 годов необходимых международных стандартов, устанавливающих требования к энергоэффективным, энергосберегающим технологиям, оборудованию и методам их испытания;

в двухмесячный срок разработать и утвердить «Дорожную карту» по созданию в срок до 1 августа 2020 года современных лабораторий по испытаниям энергопотребляющего оборудования на соответствие показателям энергоэффективности и энергосбережения.

11. Запретить с 1 сентября 2019 года ввоз на территорию Республики Узбекистан бывшего в употреблении генерирующего оборудования, силовых понижающих трансформаторов, электродвигателей, а также энергопотребляющего оборудования категории энергоэффективности D.

Установить, что закуп электротехнического оборудования и установок, а также комплектующих и материалов для предприятий территориальных электрических сетей осуществляется централизованно АО «Региональные электрические сети».

12. Утвердить:

обновленный состав Республиканской комиссии по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии (далее – Республиканская комиссия) согласно приложению № 5;

типовой состав территориальных комиссий по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии согласно приложению № 6.

Республиканской комиссии (Арипов А.Н.):

в срок до 15 октября 2019 года утвердить методику определения показателей повышения энергоэффективности и экономии топливно-энергетических ресурсов;

в срок до 20 октября 2019 года сформировать перечень отраслей экономики в разрезе энергоемких предприятий для дальнейшей оценки их энергоэффективности и экономии топливно-энергетических ресурсов;

в срок до 20 декабря 2019 года утвердить целевые показатели повышения энергоэффективности и экономии топливно-энергетических ресурсов по отраслям экономики, предусматривающие достижение экономии не менее 2,4 миллиарда кВт.ч электрической энергии, 2,4 миллиарда куб. м природного газа и 20 тысяч тонн нефтепродуктов в 2020–2022 годах;

вносить, при необходимости, изменения и дополнения в параметры Комплексной программы;

осуществлять эффективную организацию и координацию работ по выполнению задач, определенных настоящим постановлением.

Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок утвердить положение о Республиканской комиссии.

13. Определить, что:

а) Министерство энергетики Республики Узбекистан:

является уполномоченным органом по реализации единой государственной политики в сфере обеспечения повышения энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, внедрения энергосберегающих технологий у всех категорий потребителей независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, а также развития возобновляемой энергетики;

выступает ответственным исполнительным органом за координацию и управление проектами в сфере повышения энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, внедрения энергосберегающих технологий и развития возобновляемых источников энергии в Республике Узбекистан, а также ведение мониторинга и отчетности в период их реализации;

является рабочим органом Республиканской комиссии;

является национальным координирующим органом Республики Узбекистан в Международном агентстве по возобновляемым источникам энергии (IRENA);

б) проекты нормативно-правовых актов и программы по внедрению возобновляемых источников энергии подлежат обязательному согласованию с Министерством энергетики Республики Узбекистан.

14. Возложить на Министерство энергетики Республики Узбекистан следующие дополнительные задачи:

проведение единой государственной политики в области повышения энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, снижения энергоемкости экономики, а также стимулирование активного внедрения передовых энергосберегающих технологий;

разработку предложений по инвестиционным проектам в целях повышения энергоэффективности, в том числе путем организации и проведения научно-исследовательских работ;

выработку механизмов стимулирования внедрения современных энергоэффективных и энергосберегающих технологий в государственных органах и организациях, в производственные процессы организаций отраслей экономики, а также осуществление мониторинга эффективности потребления энергоресурсов;

организацию тренингов для повышения квалификации специалистов в области энергетического аудита и поставщиков энергетических услуг с учетом международного опыта и привлечением, при необходимости, зарубежных специалистов;

определение порядка организации деятельности энергоаудиторов, осуществление мониторинга за проведением обязательных энергетических обследований потребителей топливно-энергетических ресурсов и выполнением соответствующих рекомендаций, а также мониторинг деятельности энергосервисных компаний;

применение экономических санкций за неэффективное использование топливно-энергетических ресурсов к юридическим лицам, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

15. Создать в структуре центрального аппарата Министерства энергетики Республики УзбекистанДепартамент по энергоэффективности и энергосбережению в отраслях экономики и социальной сфере.

В целях укомплектования создаваемого подразделения выделить Министерству энергетики дополнительно 10 штатных единиц управленческого персонала, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, из которых:

2 единицы – за счет сокращения соответствующей штатной численности территориальных подразделений Инспекции по контролю за использованием нефтепродуктов и газа при Министерстве энергетики (далее – Узнефтегазинспекция);

3 единицы – за счет сокращения соответствующей штатной численности территориальных подразделений Инспекции по контролю в электроэнергетике при Министерстве энергетики (далее –Узэнергоинспекция);

5 единиц – за счет сокращения соответствующей штатной численности территориальных подразделений Инспекции по контролю за агропромышленным комплексом при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

16. Министерству энергетики в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, предусматривающих установление ответственности за невыполнение предписаний Узэнергоинспекции и Узнефтегазинспекции, а также непроведение обязательных энергетических обследований и экспертиз.

17. Ассоциации «Узэлтехсаноат» совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством инновационного развития и отраслевыми предприятиями принять меры по освоению производства компенсирующих устройств (конденсаторных батарей) реактивной мощности, микропроцессорных блоков релейной защиты, частотных преобразователей, устройств плавного пуска и другой энергосберегающей продукции до конца 2020 года.

18. Национальной телерадиокомпании Узбекистана и Министерству энергетики Республики Узбекистан в недельный срок утвердить медиаплан по широкому освещению среди населения преимуществ солнечных водонагревателей, энергоэффективных газогорелочных устройств и других видов энергосберегающего оборудования, в том числе сведений о мерах государственной поддержки, стоимости оборудования и экономии средств потребителей.

19. Внести изменения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 7.

20. Министерству энергетики в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

21. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., заместителя Премьер-министра Кучкарова Д.А., советника Президента Республики Узбекистан Гулямова Р.А.

Президент

Республики Узбекистан                                                                            Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

22 августа 2019 года.