Указ Президента Республики Узбекистан
В стране проводятся последовательные реформы по повышению эффективности государственного управления в сфере водного хозяйства, модернизации и развитию водного хозяйства, управлению водными ресурсами, экономному использованию воды, а также улучшению мелиоративного состояния земель.
Наряду с этим в управлении и рациональном использовании водных ресурсов, проектировании, проведении государственной экспертизы, строительстве и реконструкции объектов водного хозяйства, особенно
в обеспечении безопасности водоемов и иных крупных объектов водного хозяйства, сохраняются существенные недостатки и серьезные проблемы.
В последние годы вследствие эксплуатации объектов водного хозяйства в течение более 30-40 лет, недостаточного внимания, уделяемого вопросам привлечения квалифицированных зарубежных экспертов и внедрения передового зарубежного опыта в их проектирование, на отдельных объектах водного хозяйства наблюдаются техногенные и аварийные ситуации.
В целях формирования эффективной системы управления водным хозяйством, совершенствования ведения учета воды и отчетности, широкого внедрения цифровых технологий в водное хозяйство, повышения безопасности и установления эффективной системы контроля за объектами водного хозяйства:
Принять к сведению, что Указом Президента Республики Узбекистан от 10 июля 2020 года № УП–6024 утверждена Концепция развития водного хозяйства Республики Узбекистан на 2020–2030 годы и определены ее приоритетные направления.
Определить основными задачами и направлениями деятельности Министерства водного хозяйства:
осуществление единой политики в сфере управления водными ресурсами, формирования учета, отчетности и баланса воды, а также координации деятельности государственных органов и иных организаций
в области рационального использования и охраны водных ресурсов, предупреждения и устранения негативного воздействия воды;
создание условий для удовлетворения непрерывно растущей потребности в воде населения республики, отраслей экономики и окружающей среды, обеспечение эффективного использования водных ресурсов;
привлечение квалифицированных зарубежных экспертов
и консалтинговых организаций к качественной организации работ по модернизации, развитию и строительству объектов водного хозяйства, разработке нормативно-правовых актов, а также работам по проектированию и экспертизе объектов водного хозяйства с высоким уровнем безопасности;
определение приоритетности и реализация каждого проекта путем проведения углубленного анализа экономической эффективности и безопасности объектов водного хозяйства на основе конкретных показателей и критериев;
научно-техническое сопровождение работ по экспертизе и реализации проектов строительства и реконструкции объектов водного хозяйства;
обеспечение безопасности и надежной эксплуатации водоемов, паводковых водохранилищ и иных объектов водного хозяйства;
принятие мер по улучшению мелиоративного состояния и обеспечению устойчивости орошаемых земель;
широкое использование ресурсосберегающих технологий, современных строительных материалов и передового зарубежного опыта в сфере водного хозяйства;
внедрение цифровых технологий в управление объектами водного хозяйства, ведение учета воды и отчетности, а также формирование соответствующей базы данных;
обеспечение прозрачности учета водных ресурсов и потребления электроэнергии, а также повышение их эффективности;
внедрение принципов рыночной экономики, механизмов государственно-частного партнерства и аутсорсинга в водное хозяйство;
организацию повышения квалификации специалистов водного хозяйства на системной основе, усиление интеграции образовательных и научно-исследовательских учреждений с организациями водного хозяйства, организацию системного внедрения на практике достижений науки и техники;
развитие межгосударственных отношений по управлению и использованию трансграничных водных ресурсов, привлечение иностранных инвестиций и средств технического содействия, а также принятие активного участия в деятельности международных организаций в сфере водного хозяйства.
Согласиться с предложением Министерства водного хозяйства, Министерства финансов и Министерства экономического развития
и сокращения бедности о введении должностей:
заместителя министра водного хозяйства, ответственного за развитие
и внедрение водосберегающих технологий;
советника министра водного хозяйства по развитию государственно-частного партнерства и цифровых технологий.
Определить Министерство водного хозяйства уполномоченным государственным органом по учету всех водных ресурсов, координации соответствующих мероприятий по повышению эффективности пользования и потребления воды, а также формированию водного баланса Республики Узбекистан.
Реорганизовать Государственную инспекцию по контролю и надзору за техническим состоянием и безопасностью работы крупных
и особо важных водохозяйственных объектов при Министерстве водного хозяйства в Государственную инспекцию по контролю за безопасностью объектов водного хозяйства при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее – Инспекция).
Установить, что Инспекция является правопреемником по правам, обязательствам и договорам Государственной инспекции по контролю
и надзору за техническим состоянием и безопасностью работы крупных и особо важных водохозяйственных объектов при Министерстве водного хозяйства.
Определить, что:
а) основными задачами и направлениями деятельности Инспекции являются:
осуществление контроля за безопасностью, надежной эксплуатацией и охраной водоемов, паводковых водохранилищ и иных объектов водного хозяйства с высоким уровнем опасности (далее – объекты водного хозяйства с высоким уровнем опасности);
согласование указаний о размещении и проектировании и правил эксплуатации объектов водного хозяйства с высоким уровнем опасности, а также разработка правил и критериев их безопасности;
принятие участия в работах по строительству, реконструкции, приеме в эксплуатацию, консервации и ликвидации, а также выдача соответствующих заключений по объектам водного хозяйства с высоким уровнем опасности;
внедрение современных технологий и передового опыта
в деятельность по определению уровня безопасности объектов водного хозяйства с высоким уровнем опасности;
принятие участия в реализации комплекса мер по смягчению негативного воздействия объектов водного хозяйства с высоким уровнем опасности на население и отрасли экономики в чрезвычайных ситуациях;
б) Инспекции предоставляется право на:
ограничение или приостановление сбора воды в случаях несоблюдения показателей и критериев безопасности при эксплуатации объектов водного хозяйства с высоким уровнем опасности;
привлечение в качестве экспертов высококвалифицированных специалистов соответствующих министерств и ведомств, проектных организаций, научно-исследовательских и образовательных учреждений, а также международных организаций и зарубежных компаний в целях обеспечения безопасности объектов водного хозяйства с высоким уровнем опасности.
Утвердить состав Рабочей группы и «Дорожную карту» по разработке проекта Закона Республики Узбекистан «О безопасности гидротехнических сооружений» в новой редакции на основе современных требований и подходов согласно приложениям №№ 1, 2.
Одобрить предложения Министерства водного хозяйства, Министерства экономического развития и сокращения бедности, Министерства инвестиций и внешней торговли и Министерства финансов о создании:
Центра по реализации проектов иностранных инвестиций в водном хозяйстве при Министерстве водного хозяйства на базе Группы реализации проектов Всемирного банка, Группы реализации проектов Азиатского банка развития и Группы реализации проектов Арабской координационной группы;
Агентства по реализации проектов капитального строительства в водном хозяйстве при Министерстве водного хозяйства.
Кабинету Министров исходя из требований настоящего Указа внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан проекты постановлений Президента Республики Узбекистан:
в недельный срок – о мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства водного хозяйства;
в двухнедельный срок – о мерах по организации деятельности Государственной инспекции по контролю за безопасностью объектов водного хозяйства при Кабинете Министров.
Внести изменения в некоторые указы Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 3.
Признать утратившими силу некоторые указы Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 4.
Ежеквартальное обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление контроля за деятельностью ведомств, ответственных
за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент
Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
6 апреля 2021 года.