Указ Президента Республики Узбекистан
Указ
Президента Республики Узбекистан
За последние годы в стране последовательно реализуются реформы в сфере водопользования, в том числе водоснабжения и водоотведения, с принятием комплексных мер по рациональному использованию воды, обеспечению ее качества и безопасности, а также внедрению современных инновационных систем учета водопотребления.
Созданы новые структуры управления водными ресурсами для обеспечения эффективного регулирования водопользования, активно проводится работа по привлечению частного сектора в сферу водоснабжения и водоотведения.
Однако в связи с глобальными климатическими изменениями в республике увеличивается продолжительность засушливых сезонов, снижаются площади запасов снега в горах, повышается повторяемость маловодья, что приводит к увеличению риска возникновения дефицита воды.
Наряду с этим не осуществляется на должном уровне координация деятельности уполномоченных государственных органов при управлении водным балансом страны, а также не налажена эффективная система осуществления мониторинга качества и безопасности водных ресурсов.
В целях обеспечения рационального использования воды, удовлетворения потребностей населения и отраслей экономики в безопасных и качественных водных ресурсах, создания эффективной системы управления водным балансом, а также в соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах:
1. Принять к сведению, что Министерством жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан (далее – Министерство) с привлечением ведущих зарубежных экспертов разрабатывается концепция Стратегии развития водоснабжения и водоотведения Республики Узбекистан, предусматривающая:
создание единой централизованной системы учета, мониторинга, обеспечения безопасности и качества вод Единого государственного водного фонда республики, а также формирование единого водного баланса;
организацию на базе предприятий водоснабжения республики отдельной корпоративной структуры, осуществляющей выполнение функции единого оператора при эксплуатации объектов систем водоснабжения и водоотведения;
внедрение системы «Цифровой водоканал», обеспечивающей автоматизацию системы управления водными ресурсами республики и перевод в цифровой формат всех бизнес-процессов в данной сфере;
привлечение инвестиций, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, с целью осуществления модернизации и технического перевооружения предприятий отрасли;
кардинальное совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов отрасли с учетом современных требований и стандартов.
2. Определить Министерство уполномоченным государственным органом в области координации учета, мониторинга, обеспечения безопасности и качества вод Единого государственного водного фонда, а также формирования единого водного баланса, возложив на него следующие дополнительные задачи:
организацию формирования единого водного баланса республики путем сбора, обобщения и систематизации информации уполномоченных органов и организаций о количественных и качественных показателях вод Единого государственного водного фонда с созданием единой информационной системы водного баланса;
проведение мониторинга достоверности предоставляемой уполномоченными органами и организациями информации о состоянии учета воды, обеспечении ее безопасности и качества с выработкой, при необходимости, мер по устранению выявленных недостатков;
координацию деятельности уполномоченных органов и организаций по учету, мониторингу, обеспечению безопасности и качества вод Единого государственного водного фонда;
организацию создания стратегических резервов пресной питьевой воды, в том числе строительства крупнотоннажных резервных источников;
координацию внедрения в сферу водопользования современных инновационных технологий, в том числе автоматизированной системы учета количества и качества воды, с обеспечением их интеграции в единую информационную систему водного баланса республики.
3. Ввести в структуру центрального аппарата Министерства должность первого заместителя министра, ответственного за организацию и координацию учета, мониторинга, обеспечения безопасности и качества вод Единого государственного водного фонда, формирование единого водного баланса республики, а также внедрение современных технологий в системы водоснабжения и водоотведения.
4. Создать в структуре центрального аппарата Министерства:
Главное управление формирования и мониторинга единого водного баланса;
Управление обеспечения безопасности и качества вод Единого государственного водного фонда;
Управление внедрения современных технологий в системы водоснабжения и водоотведения.
Определить, что штатная численность вновь создаваемых управлений Министерства формируется за счет сокращения соответствующего количества штатных единиц центрального аппарата и территориальных подразделений Министерства.
5. Согласиться с предложениями Министерства, Министерства экономики и промышленности, Министерства финансов, Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан о:
передаче в структуру Министерства Государственной инспекции по контролю за использованием питьевой воды при Кабинете Министров Республики Узбекистан с преобразованием ее в Инспекцию по контролю за использованием питьевой воды при Министерстве жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан и сохранением действующих задач и функций, а также порядка финансирования;
создании акционерного общества «Узсувтаъминот» и формировании его уставного капитала за счет передачи активов и долей государства в уставных капиталах государственных унитарных предприятий Министерства, указанных в приложении № 1 к настоящему Указу, а также преобразовании данных предприятий в общества с ограниченной ответственностью;
передаче с 1 января 2020 года функции Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан по обеспечению полноты и своевременности платежей, сокращению задолженности потребителей за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения АО «Узсувтаъминот» и организациям, входящим в его состав.
6. Установить порядок, в соответствии с которым:
Министерством ведется единая информационная система водного баланса республики, отражающая данные о количественных и качественных показателях в отношении всех видов вод Единого государственного водного фонда;
Министерство водного хозяйства, Государственный комитет по геологии и минеральным ресурсам, Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Государственный комитет промышленной безопасности и Центр гидрометеорологической службы при Кабинете Министров Республики Узбекистан на систематической основе представляют в Министерство учетную информацию о количественных и качественных показателях в отношении всех видов вод Единого государственного водного фонда;
Министерство проводит мониторинг достоверности учета воды, состояния ее безопасности и качества с внесением подтвержденных и обновленных сведений в единую базу данных, а также вырабатывает меры по устранению выявленных недостатков с направлением их в уполномоченные органы и организации в области регулирования использования вод;
Министерство систематически представляет в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров отчет о состоянии учета воды, обеспечении ее безопасности и качества, а также формирования единого водного баланса республики с конкретными предложениями.
7. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок утвердить Положение об Инспекции по контролю за использованием питьевой воды при Министерстве жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан и «Дорожную карту» по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения населения республики услугами водоснабжения и водоотведения.
8. Министерству финансов совместно с Министерством в месячный срок провести инвентаризацию задолженности предприятий водоснабжения перед международными финансовыми институтами и внести в Кабинет Министров предложения по ее погашению с уменьшением финансовой нагрузки на Государственный бюджет Республики Узбекистан.
9. Министерству инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан совместно с Министерством в месячный срок обеспечить формирование перечня проектов на предстоящие годы по улучшению систем водоснабжения и водоотведения, реализуемых за счет кредитных средств международных финансовых институтов, а также разработку по ним технико-экономических обоснований с недопущением реализации низкорентабельных проектов и проектов, по которым покрытие кредитов за счет оказываемых услуг составляет менее 50 процентов.
10. Министерству совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли, Агентством по развитию государственно-частного партнерства при Министерстве финансов Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей в месячный срок принять меры по реализации проектов на условиях государственно-частного партнерства по модернизации и управлению системами водоснабжения и водоотведения Республики Каракалпакстан и областей с привлечением зарубежных консультантов.
11. Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с иными заинтересованными ведомствами в трехмесячный срок обеспечить выработку стратегических направлений, единого подхода, механизмов и этапов автоматизации и перевода в цифровой формат всех процессов использования воды.
12. Внести дополнения и изменения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 2.
13. Министерству совместно с заинтересованными ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров:
проект постановления Президента Республики Узбекистан о дальнейшем совершенствовании системы водоснабжения республики;
предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
14. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Гулямова Р.А.
Президент
Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
26 ноября 2019 года