Указ Президента Республики Узбекистан

Указ

Президента Республики Узбекистан

В последние годы в стране проводится последовательная работа по дальнейшему совершенствованию судебно-правовой системы, усилению мер надежной защиты прав и законных интересов граждан и предпринимателей, эффективному обеспечению правосудия, а также повышению роли органов судейского сообщества.

В результате проведенной работы защита прав человека при отправлении правосудия поднята на новый уровень.

В частности, оправданы около 2,3 тысячи несправедливо обвиненных лиц, в отношении более 3,5 тысячи молодых людей и женщин, по заблуждению вступивших на путь преступности, которые могли быть приговорены к наказанию в виде лишения свободы, на основе поручительства махалли и общественности назначены более мягкие наказания, что позволило им остаться в кругу своей семьи, 60 сотрудников органов правопорядка, грубо нарушивших права человека, привлечены к уголовной ответственности.

Наряду с этим сохраняющиеся излишние бюрократические преграды в обеспечении судебной защиты, наличие дублирующих стадий пересмотра судебных решений, не на должном уровне организованная судебная защита прав инвесторов и ряд других недостатков требуют пересмотра действующей системы судебных органов на предмет соответствия современным требованиям и международным стандартам.

В целях последовательной реализации задач в судебно-правовой сфере, определенных в Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису от 24 января 2020 года, повышения уровня доступа граждан к правосудию, улучшения качества рассмотрения дел в судах, а также расширения механизмов обеспечения на практике равенства
и состязательности сторон, способствующих принятию объективных, справедливых и законных судебных решений:

1. Принять к сведению, что Верховным судом Республики Узбекистан совместно с Высшим судейским советом и судейским сообществом в порядке законодательной инициативы разработан проект закона, предусматривающий реализацию с 1 января 2021 года следующих организационно-структурных изменений в судебной системе:

образование судов общей юрисдикции Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента на базе областных и приравненных к ним судов по гражданским делам, по уголовным делам и экономических судов с сохранением строгой специализации судей и образованием отдельных судебных коллегий по видам судопроизводства;

передачу полномочий административных судов по рассмотрению дел об административных правонарушениях судам по уголовным делам;

образование в центрах Республики Каракалпакстан и областей, городе Ташкенте межрайонных административных судов, специализирующихся на рассмотрении дел, вытекающих из административных и других публично-правовых отношений, с упразднением в этой связи районных (городских) административных судов и сохранением административных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;

упразднение Амударьинского, Нурабадского, Байсунского и Пастдаргомского районных экономических судов;

образование Янгиюльского межрайонного суда по гражданским делам, Ургутского, Сохского, Хатырчинского, Пахтакорского районных судов по гражданским делам, Пастдаргомского межрайонного экономического суда, Бузатовского, Тахиаташского, Бандиханского, Тупроккалинского районных судов по уголовным делам;

предоставление права обжалования в Высший судейский совет решений Высшей квалификационной коллегии судей Республики Узбекистан, а также квалификационных коллегий судей судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.

Верховному суду Республики Узбекистан совместно с Высшим судейским советом в двухмесячный срок внести в Олий Мажлис Республики Узбекистан соответствующий проект закона по вопросам, предусмотренным в настоящем пункте.

2. Одобрить предложения Верховного суда, Высшего судейского совета, Генеральной прокуратуры и Палаты адвокатов Республики Узбекистан, предусматривающие с 1 января 2021 года:

а) упразднение института рассмотрения судебных дел в порядке надзора, отмену права председателя Верховного суда, Генерального прокурора Республики Узбекистан и их заместителей на внесение протеста в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления суда;

б) введение стадии предварительного слушания, предоставляющей возможность оперативного выявления и устранения факторов, препятствующих рассмотрению уголовного дела на общих основаниях, определения порядка принятия решений по делу с участием сторон и соблюдением принципа состязательности на стадии назначения дела к рассмотрению в суде;

в) внедрение порядков, согласно которым:

решения межрайонных, районных (городских) судов могут быть пересмотрены в апелляционном порядке областными и приравненными к ним судами, а решения областных и приравненных к ним судов, вынесенные в качестве суда первой инстанции, – судебными коллегиями Верховного суда Республики Узбекистан;

решения судов, рассмотренные в апелляционном порядке, могут быть пересмотрены в кассационном порядке судебными коллегиями Верховного суда Республики Узбекистан;

решения, вынесенные по делам, которые были рассмотрены в кассационном порядке судебными коллегиями Верховного суда Республики Узбекистан, могут быть рассмотрены повторно в кассационном порядке по протесту председателя Верховного суда, Генерального прокурора Республики Узбекистан и их заместителей;

отказ государственного обвинителя от обвинения влечет прекращение уголовного дела по реабилитирующим основаниям;

истребование из суда и изучение прокурором дела, по которому приговор, решение, определение или постановление суда вступило в законную силу, только в случае наличия обращения сторон по данному делу;

исключение участия прокурора по его собственной инициативе в рассмотрении гражданских и экономических дел в судах, возбужденных по инициативе других лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом.

3. Одобрить предложение Верховного суда, Уполномоченного по защите прав и законных интересов предпринимателей при Президенте Республики Узбекистан, Министерства инвестиций и внешней торговли и Торгово-промышленной палаты об образовании в структуре Верховного суда Судебного состава по рассмотрению инвестиционных споров и дел о конкуренции (далее – Судебный состав).

Наделить Судебный состав полномочием по рассмотрению инвестиционных споров, возникающих между физическими или юридическими лицами, осуществившими инвестиции в размере не менее суммы в эквиваленте двадцати миллионов долларов США (далее – крупный инвестор) и государственными органами, а также дел о конкуренции.

Установить, что:

по желанию крупных инвесторов по инвестиционным спорам, сторон по делам о конкуренции дела данной категории могут быть рассмотрены непосредственно Судебным составом в качестве суда первой инстанции;

остальные инвестиционные споры по желанию инвесторов могут быть рассмотрены судами Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в качестве суда первой инстанции.

4. Согласиться с введением в структуры Верховного суда Республики Узбекистан, областных и приравненных к ним судов следующих структурных подразделений (должностей):

а) в структуру Верховного суда Республики Узбекистан:

должности руководителя аппарата Верховного суда Республики Узбекистан, подотчетного Пленуму Верховного суда Республики Узбекистан, назначаемого на должность и освобождаемого от должности Пленумом Верховного суда по представлению председателя Верховного суда, с возложением на него задачи по организации и координации деятельности управлений и отделов Верховного суда;

Управления анализа законодательства в судебно-правовой сфере;

Управления по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации;

б) пресс-служб в структуры областных и приравненных к ним судов.

5. Одобрить предложения Высшего судейского совета, Верховного суда и Министерства финансов Республики Узбекистан об упразднении Центра изучения проблем судебной практики Высшей школы судей.

Установить, что 9 штатных единиц, высвобождаемых в связи с упразднением Центра изучения проблем судебной практики Высшей школы судей при Высшем судейском совете Республики Узбекистан, направляются на формирование Управления анализа законодательства в судебно-правовой сфере, вводимого в структуру Верховного суда.

6. Распространить на руководителя аппарата и начальников управлений Верховного суда Республики Узбекистан условия оплаты труда и материального стимулирования, установленные для судей Верховного суда, а на других работников управленческого персонала Верховного суда – судей областных судов.

При этом указанные условия применяются только в отношении лиц, ранее работавших в должности судьи, а время работы данных лиц на этих должностях включается в судейский стаж и учитывается при назначении пенсии.

7. Кабинету Министров Республики Узбекистан до 1 декабря 2020 года внести предложения, предусматривающие перевод на полное финансирование за счет средств Государственного бюджета оплаты труда и дополнительных выплат, а также повышение размера заработной платы судей Конституционного суда, Высшего судейского совета, Верховного суда Республики Узбекистан, нижестоящих судов, Высшей школы судей и работников их аппаратов, работников Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде и его территориальных отделов.

Верховному суду Республики Узбекистан совместно с Министерством финансов обеспечить перерасчет пенсии лицам, которым назначена пенсия, продолжающим деятельность в качестве судьи, с учетом новых устанавливаемых условий оплаты труда судей.

8. Кабинету Министров Республики Узбекистан совместно с Верховным судом в двухмесячный срок:

внести предложения в Администрацию Президента Республики Узбекистан о программе дальнейшего расширения применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности судов;

утвердить программу строительства и реконструкции зданий и помещений судов в 2021–2025 годах.

9. Утвердить:

структуру Верховного суда Республики Узбекистан согласно приложению № 1;

типовую структуру судов общей юрисдикции Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента согласно приложению № 2;

типовую структуру административных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента согласно приложению № 3;

структуру Военного суда Республики Узбекистан и организационно-штатную структуру системы военных судов согласно приложениям №№ 4–5;

типовые структуры межрайонных, районных (городских) судов согласно приложениям №№ 6–9;

зоны юрисдикции межрайонных, районных (городских) судов по гражданским делам и межрайонных, районных (городских) экономических судов согласно приложениям №№ 10–11.

10. Определить, что укомплектование вновь образуемых судов и подразделений, а также введение дополнительных штатных единиц управленческого персонала в структуру аппарата Верховного суда Республики Узбекистан осуществляются за счет штатных единиц, высвобождаемых в результате оптимизации системы судов.

11. Верховному суду Республики Узбекистан совместно с Высшим судейским советом до 1 ноября 2020 года разработать и внести
на рассмотрение Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект Закона «О судах» в новой редакции, предусмотрев в нем:

структуру судов, пределы полномочий районных (городских), межрайонных, областных и приравненных к ним судов, Верховного суда Республики Узбекистан, судебных коллегий, Президиума и Пленума Верховного суда Республики Узбекистан;

требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи и судьям;

порядок назначения (избрания) судей, председателей и заместителей председателя судов;

усиление статуса и гарантий независимости судей;

дисциплинарную ответственность судей, предусмотрев возбуждение дисциплинарного дела в отношении судьи только соответствующими квалификационными коллегиями судей, порядок возбуждения и рассмотрения дисциплинарного дела;

основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;

материальное обеспечение судей и меры их социальной защиты.

12. Кабинету Министров Республики Узбекистан, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Верховным судом Республики Узбекистан в двухмесячный срок обеспечить размещение вновь создаваемых судов.

13. Верховному суду совместно с Высшим судейским советом, Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

14. Внести дополнения и изменения в некоторые указы Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 12.

15. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.

              Президент

Республики Узбекистан                                                                                Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

24 июля 2020 года.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия

Указ Президента Республики Узбекистан

Указ

Президента Республики Узбекистан

В последние годы в стране проводится последовательная работа по дальнейшему совершенствованию судебно-правовой системы, усилению мер надежной защиты прав и законных интересов граждан и предпринимателей, эффективному обеспечению правосудия, а также повышению роли органов судейского сообщества.

В результате проведенной работы защита прав человека при отправлении правосудия поднята на новый уровень.

В частности, оправданы около 2,3 тысячи несправедливо обвиненных лиц, в отношении более 3,5 тысячи молодых людей и женщин, по заблуждению вступивших на путь преступности, которые могли быть приговорены к наказанию в виде лишения свободы, на основе поручительства махалли и общественности назначены более мягкие наказания, что позволило им остаться в кругу своей семьи, 60 сотрудников органов правопорядка, грубо нарушивших права человека, привлечены к уголовной ответственности.

Наряду с этим сохраняющиеся излишние бюрократические преграды в обеспечении судебной защиты, наличие дублирующих стадий пересмотра судебных решений, не на должном уровне организованная судебная защита прав инвесторов и ряд других недостатков требуют пересмотра действующей системы судебных органов на предмет соответствия современным требованиям и международным стандартам.

В целях последовательной реализации задач в судебно-правовой сфере, определенных в Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису от 24 января 2020 года, повышения уровня доступа граждан к правосудию, улучшения качества рассмотрения дел в судах, а также расширения механизмов обеспечения на практике равенства
и состязательности сторон, способствующих принятию объективных, справедливых и законных судебных решений:

1. Принять к сведению, что Верховным судом Республики Узбекистан совместно с Высшим судейским советом и судейским сообществом в порядке законодательной инициативы разработан проект закона, предусматривающий реализацию с 1 января 2021 года следующих организационно-структурных изменений в судебной системе:

образование судов общей юрисдикции Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента на базе областных и приравненных к ним судов по гражданским делам, по уголовным делам и экономических судов с сохранением строгой специализации судей и образованием отдельных судебных коллегий по видам судопроизводства;

передачу полномочий административных судов по рассмотрению дел об административных правонарушениях судам по уголовным делам;

образование в центрах Республики Каракалпакстан и областей, городе Ташкенте межрайонных административных судов, специализирующихся на рассмотрении дел, вытекающих из административных и других публично-правовых отношений, с упразднением в этой связи районных (городских) административных судов и сохранением административных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;

упразднение Амударьинского, Нурабадского, Байсунского и Пастдаргомского районных экономических судов;

образование Янгиюльского межрайонного суда по гражданским делам, Ургутского, Сохского, Хатырчинского, Пахтакорского районных судов по гражданским делам, Пастдаргомского межрайонного экономического суда, Бузатовского, Тахиаташского, Бандиханского, Тупроккалинского районных судов по уголовным делам;

предоставление права обжалования в Высший судейский совет решений Высшей квалификационной коллегии судей Республики Узбекистан, а также квалификационных коллегий судей судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.

Верховному суду Республики Узбекистан совместно с Высшим судейским советом в двухмесячный срок внести в Олий Мажлис Республики Узбекистан соответствующий проект закона по вопросам, предусмотренным в настоящем пункте.

2. Одобрить предложения Верховного суда, Высшего судейского совета, Генеральной прокуратуры и Палаты адвокатов Республики Узбекистан, предусматривающие с 1 января 2021 года:

а) упразднение института рассмотрения судебных дел в порядке надзора, отмену права председателя Верховного суда, Генерального прокурора Республики Узбекистан и их заместителей на внесение протеста в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления суда;

б) введение стадии предварительного слушания, предоставляющей возможность оперативного выявления и устранения факторов, препятствующих рассмотрению уголовного дела на общих основаниях, определения порядка принятия решений по делу с участием сторон и соблюдением принципа состязательности на стадии назначения дела к рассмотрению в суде;

в) внедрение порядков, согласно которым:

решения межрайонных, районных (городских) судов могут быть пересмотрены в апелляционном порядке областными и приравненными к ним судами, а решения областных и приравненных к ним судов, вынесенные в качестве суда первой инстанции, – судебными коллегиями Верховного суда Республики Узбекистан;

решения судов, рассмотренные в апелляционном порядке, могут быть пересмотрены в кассационном порядке судебными коллегиями Верховного суда Республики Узбекистан;

решения, вынесенные по делам, которые были рассмотрены в кассационном порядке судебными коллегиями Верховного суда Республики Узбекистан, могут быть рассмотрены повторно в кассационном порядке по протесту председателя Верховного суда, Генерального прокурора Республики Узбекистан и их заместителей;

отказ государственного обвинителя от обвинения влечет прекращение уголовного дела по реабилитирующим основаниям;

истребование из суда и изучение прокурором дела, по которому приговор, решение, определение или постановление суда вступило в законную силу, только в случае наличия обращения сторон по данному делу;

исключение участия прокурора по его собственной инициативе в рассмотрении гражданских и экономических дел в судах, возбужденных по инициативе других лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом.

3. Одобрить предложение Верховного суда, Уполномоченного по защите прав и законных интересов предпринимателей при Президенте Республики Узбекистан, Министерства инвестиций и внешней торговли и Торгово-промышленной палаты об образовании в структуре Верховного суда Судебного состава по рассмотрению инвестиционных споров и дел о конкуренции (далее – Судебный состав).

Наделить Судебный состав полномочием по рассмотрению инвестиционных споров, возникающих между физическими или юридическими лицами, осуществившими инвестиции в размере не менее суммы в эквиваленте двадцати миллионов долларов США (далее – крупный инвестор) и государственными органами, а также дел о конкуренции.

Установить, что:

по желанию крупных инвесторов по инвестиционным спорам, сторон по делам о конкуренции дела данной категории могут быть рассмотрены непосредственно Судебным составом в качестве суда первой инстанции;

остальные инвестиционные споры по желанию инвесторов могут быть рассмотрены судами Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в качестве суда первой инстанции.

4. Согласиться с введением в структуры Верховного суда Республики Узбекистан, областных и приравненных к ним судов следующих структурных подразделений (должностей):

а) в структуру Верховного суда Республики Узбекистан:

должности руководителя аппарата Верховного суда Республики Узбекистан, подотчетного Пленуму Верховного суда Республики Узбекистан, назначаемого на должность и освобождаемого от должности Пленумом Верховного суда по представлению председателя Верховного суда, с возложением на него задачи по организации и координации деятельности управлений и отделов Верховного суда;

Управления анализа законодательства в судебно-правовой сфере;

Управления по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации;

б) пресс-служб в структуры областных и приравненных к ним судов.

5. Одобрить предложения Высшего судейского совета, Верховного суда и Министерства финансов Республики Узбекистан об упразднении Центра изучения проблем судебной практики Высшей школы судей.

Установить, что 9 штатных единиц, высвобождаемых в связи с упразднением Центра изучения проблем судебной практики Высшей школы судей при Высшем судейском совете Республики Узбекистан, направляются на формирование Управления анализа законодательства в судебно-правовой сфере, вводимого в структуру Верховного суда.

6. Распространить на руководителя аппарата и начальников управлений Верховного суда Республики Узбекистан условия оплаты труда и материального стимулирования, установленные для судей Верховного суда, а на других работников управленческого персонала Верховного суда – судей областных судов.

При этом указанные условия применяются только в отношении лиц, ранее работавших в должности судьи, а время работы данных лиц на этих должностях включается в судейский стаж и учитывается при назначении пенсии.

7. Кабинету Министров Республики Узбекистан до 1 декабря 2020 года внести предложения, предусматривающие перевод на полное финансирование за счет средств Государственного бюджета оплаты труда и дополнительных выплат, а также повышение размера заработной платы судей Конституционного суда, Высшего судейского совета, Верховного суда Республики Узбекистан, нижестоящих судов, Высшей школы судей и работников их аппаратов, работников Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде и его территориальных отделов.

Верховному суду Республики Узбекистан совместно с Министерством финансов обеспечить перерасчет пенсии лицам, которым назначена пенсия, продолжающим деятельность в качестве судьи, с учетом новых устанавливаемых условий оплаты труда судей.

8. Кабинету Министров Республики Узбекистан совместно с Верховным судом в двухмесячный срок:

внести предложения в Администрацию Президента Республики Узбекистан о программе дальнейшего расширения применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности судов;

утвердить программу строительства и реконструкции зданий и помещений судов в 2021–2025 годах.

9. Утвердить:

структуру Верховного суда Республики Узбекистан согласно приложению № 1;

типовую структуру судов общей юрисдикции Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента согласно приложению № 2;

типовую структуру административных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента согласно приложению № 3;

структуру Военного суда Республики Узбекистан и организационно-штатную структуру системы военных судов согласно приложениям №№ 4–5;

типовые структуры межрайонных, районных (городских) судов согласно приложениям №№ 6–9;

зоны юрисдикции межрайонных, районных (городских) судов по гражданским делам и межрайонных, районных (городских) экономических судов согласно приложениям №№ 10–11.

10. Определить, что укомплектование вновь образуемых судов и подразделений, а также введение дополнительных штатных единиц управленческого персонала в структуру аппарата Верховного суда Республики Узбекистан осуществляются за счет штатных единиц, высвобождаемых в результате оптимизации системы судов.

11. Верховному суду Республики Узбекистан совместно с Высшим судейским советом до 1 ноября 2020 года разработать и внести
на рассмотрение Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект Закона «О судах» в новой редакции, предусмотрев в нем:

структуру судов, пределы полномочий районных (городских), межрайонных, областных и приравненных к ним судов, Верховного суда Республики Узбекистан, судебных коллегий, Президиума и Пленума Верховного суда Республики Узбекистан;

требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи и судьям;

порядок назначения (избрания) судей, председателей и заместителей председателя судов;

усиление статуса и гарантий независимости судей;

дисциплинарную ответственность судей, предусмотрев возбуждение дисциплинарного дела в отношении судьи только соответствующими квалификационными коллегиями судей, порядок возбуждения и рассмотрения дисциплинарного дела;

основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;

материальное обеспечение судей и меры их социальной защиты.

12. Кабинету Министров Республики Узбекистан, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Верховным судом Республики Узбекистан в двухмесячный срок обеспечить размещение вновь создаваемых судов.

13. Верховному суду совместно с Высшим судейским советом, Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

14. Внести дополнения и изменения в некоторые указы Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 12.

15. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.

              Президент

Республики Узбекистан                                                                                Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

24 июля 2020 года.