Указ Президента Республики Узбекистан

Осуществленные в последние годы судебно-правовые реформы наряду с обеспечением независимости судебной власти, открытости и прозрачности судов предоставили возможность усиления гарантий защиты прав и законных интересов граждан и предпринимателей.

Вместе с тем дальнейшее расширение доступа населения к правосудию в рамках принципа «Новый Узбекистан – новый суд» требует ускорения реформирования судебно-правовой системы, внедрения передовых международных стандартов в сферу.

В соответствии с задачами, определенными в Стратегии развития нового Узбекистана на 2022–2026 годы, а также в целях обеспечения подлинной независимости судебной власти, повышения эффективности деятельности судов и качества отправления правосудия:

1. Утвердить краткосрочную Стратегию поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023–2026 годы (далее – Стратегия) согласно приложению № 1.

В рамках Стратегии приоритетными задачами обеспечения правосудия определить:

формирование подлинной справедливой судебной системы
на основе идеи «Во имя чести и достоинства человека» и направление ее деятельности на эффективную защиту интересов народа и достоинства человека;

укрепление доверия народа, в том числе предпринимателей,
к судебной системе путем достижения принятия справедливых судебных решений, утверждение в сознании каждого гражданина образа суда и судей как своих надежных защитников;

совершенствование законодательства, направленного на создание всех возможностей для граждан и предпринимателей по защите своих прав и законных интересов в судах, полную реализацию принципов состязательности и равенства сторон в судопроизводстве, обеспечение объективности судов на практике;

полную цифровизацию деятельности судов, внедрение технологий искусственного интеллекта, улучшение межведомственного обмена электронными данными, расширение возможностей дистанционного участия в судебных заседаниях;

усиление гарантий независимости и неприкосновенности судей, разработку эффективных механизмов предупреждения случаев проявления неуважения к суду и вмешательства в судебные дела;

обеспечение неукоснительного исполнения судебных решений, повышение ответственности государственных органов и местных хокимиятов в этом направлении;

формирование у каждого гражданина и предпринимателя, обратившегося в суд, чувства удовлетворенности судом, а в конечном итоге – государством путем привития высокой культуры общения судьям и работникам судов.

2. Утвердить Программу действий по реализации краткосрочной Стратегии поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023–2026 годы (далее – Программа действий) согласно приложению № 2.

Возложить на Верховный суд (Б. Исламов), Высший судейский совет (Х. Ёдгоров), Генерального прокурора (Н. Йулдошев), а также руководителей ответственных министерств и ведомств персональную ответственность за своевременное и полное исполнение мероприятий, предусмотренных Программой действий.

3. Принять к сведению, что Верховным судом совместно со Службой государственной безопасности, Генеральной прокуратурой и Министерством юстиции в целях создания удобного и упрощенного для граждан порядка проверки законности, обоснованности и справедливости принятия судебных решений по уголовным делам разработан проект закона, предусматривающий:

пересмотр дел, рассмотренных межрайонными, районными, городскими судами в первой инстанции, в областных и приравненных к ним судах в апелляционном или кассационном порядке;

пересмотр дел, рассмотренных областными и приравненными
к ним судами в апелляционном или кассационном порядке, в этих
же судах в ревизионном порядке;

пересмотр дел, рассмотренных областными и приравненными
к ним судами в ревизионном порядке, в судебных коллегиях Верховного суда в ревизионном порядке;

отмену порядка направления вышестоящими судами дел на новое рассмотрение в нижестоящие суды и возложение на вышестоящие суды ответственности за вынесение окончательного решения по делу.

Верховному суду (Б. Исламов) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами принять организационные меры, необходимые для своевременного и эффективного внедрения на практике предлагаемого нового порядка, а также подробного разъяснения населению его сути и содержания.

4. Отметить, что в целях обеспечения подлинной независимости судей государством создаются все условия для строгого наказания за любое вмешательство в деятельность судей, их безопасной работы.

Определить следующие меры по усилению независимости судов и обеспечению неприкосновенности судей:

разработку эффективных механизмов предупреждения случаев проявления неуважения к суду, для достижения этой цели – усиление мер административной ответственности и установление уголовной ответственности;

усиление мер ответственности за вмешательство в разрешение судебных дел и неисполнение судебных актов, а также внедрение действенных механизмов, направленных на обеспечение исполнения судебных актов;

внедрение порядка обязательного информирования общественности об итогах каждого уголовного дела касательно вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия через средства массовой информации;

установление проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права судей на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, курьерских отправлений и телеграфных сообщений, передаваемых по каналам связи, а также направленных на получение информации о соединениях между абонентами или абонентскими устройствами, исключительно на основании санкции Генерального прокурора;

внедрение практики рассмотрения органами юстиции обращений физических и юридических лиц непроцессуального характера касательно вопросов предоставления правовых разъяснений.

Верховному суду (Б. Исламов), Высшему судейскому совету (Х. Ёдгоров) совместно с заинтересованными министерствами
и ведомствами в двухмесячный срок разработать и внести в установленном порядке проекты законодательных актов по реализации мер, предусмотренных в настоящем пункте.

5. Одобрить предложения Генеральной прокуратуры и Верховного суда о внедрении новых механизмов, направленных на полную реализацию принципов состязательности и равенства сторон на всех стадиях судопроизводства, обеспечение беспристрастности судов на практике, в соответствии с которыми:

а) определить Корпусом специализированных прокуроров по оказанию содействия в отправлении правосудия (далее – Корпус специализированных прокуроров):

управления Генеральной прокуратуры по обеспечению полномочий прокурора при рассмотрении уголовных, гражданских, экономических, административных дел в судах;

соответствующие отделы и подразделения прокуратур Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента по обеспечению полномочий прокурора при рассмотрении уголовных, гражданских, экономических, административных дел в судах;

соответствующих заместителя и помощников прокуроров районов (городов) по вышеуказанным направлениям;

б) возложить на заместителя Генерального прокурора по соответствующему направлению ответственность за осуществление надзора и координацию деятельности Корпуса специализированных прокуроров Генеральной прокуратуры и нижестоящих прокуратур, на заместителей прокурора области и приравненных к нему прокуроров – Корпуса специализированных прокуроров прокуратур Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента и приравненных к ним прокуратур, а также районных (городских) прокуратур.

6. Определить основными задачами Корпуса специализированных прокуроров:

обеспечение полномочий прокурора при рассмотрении дел
в судах в порядке, установленном в Законе «О прокуратуре» и процессуальном законодательстве;

оказание содействия в эффективном осуществлении деятельности правосудия с использованием равных прав наряду с другими участниками судебного процесса, качественную поддержку государственного обвинения в судах по уголовным делам, основываясь исключительно на законе с сохранением беспристрастности;

достижение эффективной судебной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

оказание содействия в работе по повышению практических навыков и квалификации сотрудников органов дознания и следствия исходя из судебной практики.

7. Установить, что:

сотрудники Корпуса специализированных прокуроров осуществляют свои полномочия независимо от любого органа и должностного лица, подчиняясь только закону, не допускается какое-либо вмешательство в их деятельность, связанную с участием в судах, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

в Корпус специализированных прокуроров областных и приравненных к ним прокуратур привлекаются сотрудники, проработавшие, как правило, не менее трех лет в соответствующих направлениях районных (городских) прокуратур, в Корпус специализированных прокуроров Генеральной прокуратуры –проработавшие, как правило, не менее пяти лет;

сотрудники Корпуса специализированных прокуроров могут быть переведены на другие направления, как правило, после непрерывной трехлетней работы в сфере обеспечения полномочий прокурора в судах;

перевод сотрудников Корпуса специализированных прокуроров на другие направления осуществляется с согласия заместителя Генерального прокурора по соответствующему направлению.

8. Определить, что в целях обеспечения результативности деятельности Корпуса специализированных прокуроров:

сотрудник Корпуса специализированных прокуроров является независимым в поддержке, изменении или отказе от обвинения (гражданского иска) по делам, рассматриваемым в судах, в том числе по вопросам применения норм Уголовного кодекса, назначения вида и размера наказания, основывается на требованиях закона и исходя из всех обстоятельств дела – своем убеждении;

на каждой территории создаются Консультативные советы из числа сотрудников Корпуса специализированных прокуроров прокуратур Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента и соответствующих районных (городских) прокуратур и опытных работников, имеющих многолетний опыт работы в других направлениях;

Консультативные советы оказывают содействие в работе по поиску решений на основе взаимного обсуждения дел категории особой сложности, правильной ориентации молодых кадров и развитию у них практических навыков;

заместителям прокуроров Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, ответственным за деятельность Корпуса специализированных прокуроров, разрешается привлекать сотрудников Корпуса специализированных прокуроров, соответственно, областных, районных (городских) прокуратур по их специализации с учетом объема работы в областных, межрайонных, районных (городских) судах.

9. Генеральному прокурору (Н. Йулдошев) в месячный срок:

принять меры по формированию Корпуса специализированных прокуроров из числа опытных, профессиональных кадров, способных эффективно выполнять поставленные задачи, имеющих безупречную репутацию в органах прокуратуры;

разработать и утвердить внутренний порядок, предусматривающий эффективную организацию деятельности Корпуса специализированных прокуроров, а также действенные механизмы, направленные на предупреждение любого влияния и вмешательства заместителей прокуроров и сотрудников по другим направлениям прокуратур Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, прокуроров районов (городов), их заместителей
и сотрудников по другим направлениям, которые могут вызвать необъективность в деятельности Корпуса специализированных прокуроров;

совместно с Верховным судом и другими заинтересованными ведомствами разработать и внести в установленном порядке проекты актов законодательства, предусматривающие определение полномочий сотрудников и меры по организации деятельности Корпуса специализированных прокуроров.

10. В целях обеспечения эффективной реализации актуальных задач, стоящих перед судебной системой, усовершенствовать структуру Верховного суда в рамках ее действующей штатной численности:

а) на базе Управления анализа законодательства в судебно-правовой сфере создать Департамент анализа законодательства
в сфере правосудия (далее – Департамент) и определить его основными задачами:

осуществление нормотворческой деятельности в сфере правосудия;

разработку предложений по системному анализу проблем законодательства в сфере судебной деятельности и правосудия, дальнейшему совершенствованию законодательства в судебно-правовой сфере, судебной практики и системы судопроизводства;

анализ эффективности правосудия на основе передового зарубежного опыта и современных тенденций развития;

принятие системных и последовательных мер по улучшению позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах в сфере правосудия;

изучение общепризнанных международных принципов и норм гражданского, уголовного, экономического и административного законодательства в сфере обеспечения независимости судов, разработку предложений по их имплементации в национальное законодательство;

б) создать Ситуационный центр информационно-коммуникационного мониторинга и определить его основными задачами:

онлайн-анализ ситуации, связанной с рассмотрением дел во всех судах республики, осуществление мониторинга соблюдения процессуальных порядка и сроков при работе с обращениями населения и рассмотрении дел в судах;

анализ преступности и правонарушений с разделением дел на категории в разрезе областей, районов (городов) и махаллей, повышение правовой культуры населения, подготовку данных, направленных на решение споров;

осуществление постоянного контроля за своевременным проведением судебных заседаний, состоянием работы серверного оборудования и программ;

в) на базе Управления взаимодействия с общественностью и средствами массовой информации создать Центр взаимодействия
с общественностью (далее – PR-центр) и определить основными задачами этого центра, а также пресс-служб областных и приравненных к ним судов:

формирование и продвижение среди населения положительного имиджа судебной власти;

регулярное, полное и оперативное предоставление населению информации о судебной деятельности посредством средств массовой информации, социальных сетей, иных информационных ресурсов, в том числе путем организации пресс-конференций, брифингов и медиатуров;

осуществление постоянного мониторинга информационного пространства, анализ и прогнозирование общественного мнения по информации касательно деятельности судов, оперативное реагирование на критические и широко обсуждаемые материалы, информационные воздействия;

формирование на официальных веб-сайтах судов и регулярное обновление баз данных, состоящих из текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов касательно их деятельности.

11. Верховному суду совместно с Конституционным судом, Высшим судейским советом и Ассоциацией судей Узбекистана в двухмесячный срок разработать и утвердить Концепцию информационной политики судебной системы на 2023–2026 годы.

12. В целях обеспечения активного участия в формировании у населения положительного имиджа судебной власти рекомендовать Ассоциации судей Узбекистана:

наладить объективное и оперативное реагирование почетными представителями судебной власти на каждый случай незаконной и необоснованной публикации информации о деятельности судей в средствах массовой информации и социальных сетях;

обращаться в суды по вопросам защиты прав и интересов судей и судебной власти.

13. Верховному суду в трехмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.

14. Возложить на председателя Верховного суда Б. Исламова и Генерального прокурора Н. Йулдошева персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

Контроль за исполнением настоящего Указа и осуществление координации деятельности организаций, ответственных за его исполнение, возложить на руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Умурзакова С.У.

 

          Президент

Республики Узбекистан                                                          Ш. МИРЗИЁЕВ         

 

 Город Ташкент,

16 января 2023 года.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О дополнительных мерах по дальнейшему расширению доступа к правосудию и повышению эффективности деятельности судов

Указ Президента Республики Узбекистан

Осуществленные в последние годы судебно-правовые реформы наряду с обеспечением независимости судебной власти, открытости и прозрачности судов предоставили возможность усиления гарантий защиты прав и законных интересов граждан и предпринимателей.

Вместе с тем дальнейшее расширение доступа населения к правосудию в рамках принципа «Новый Узбекистан – новый суд» требует ускорения реформирования судебно-правовой системы, внедрения передовых международных стандартов в сферу.

В соответствии с задачами, определенными в Стратегии развития нового Узбекистана на 2022–2026 годы, а также в целях обеспечения подлинной независимости судебной власти, повышения эффективности деятельности судов и качества отправления правосудия:

1. Утвердить краткосрочную Стратегию поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023–2026 годы (далее – Стратегия) согласно приложению № 1.

В рамках Стратегии приоритетными задачами обеспечения правосудия определить:

формирование подлинной справедливой судебной системы
на основе идеи «Во имя чести и достоинства человека» и направление ее деятельности на эффективную защиту интересов народа и достоинства человека;

укрепление доверия народа, в том числе предпринимателей,
к судебной системе путем достижения принятия справедливых судебных решений, утверждение в сознании каждого гражданина образа суда и судей как своих надежных защитников;

совершенствование законодательства, направленного на создание всех возможностей для граждан и предпринимателей по защите своих прав и законных интересов в судах, полную реализацию принципов состязательности и равенства сторон в судопроизводстве, обеспечение объективности судов на практике;

полную цифровизацию деятельности судов, внедрение технологий искусственного интеллекта, улучшение межведомственного обмена электронными данными, расширение возможностей дистанционного участия в судебных заседаниях;

усиление гарантий независимости и неприкосновенности судей, разработку эффективных механизмов предупреждения случаев проявления неуважения к суду и вмешательства в судебные дела;

обеспечение неукоснительного исполнения судебных решений, повышение ответственности государственных органов и местных хокимиятов в этом направлении;

формирование у каждого гражданина и предпринимателя, обратившегося в суд, чувства удовлетворенности судом, а в конечном итоге – государством путем привития высокой культуры общения судьям и работникам судов.

2. Утвердить Программу действий по реализации краткосрочной Стратегии поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023–2026 годы (далее – Программа действий) согласно приложению № 2.

Возложить на Верховный суд (Б. Исламов), Высший судейский совет (Х. Ёдгоров), Генерального прокурора (Н. Йулдошев), а также руководителей ответственных министерств и ведомств персональную ответственность за своевременное и полное исполнение мероприятий, предусмотренных Программой действий.

3. Принять к сведению, что Верховным судом совместно со Службой государственной безопасности, Генеральной прокуратурой и Министерством юстиции в целях создания удобного и упрощенного для граждан порядка проверки законности, обоснованности и справедливости принятия судебных решений по уголовным делам разработан проект закона, предусматривающий:

пересмотр дел, рассмотренных межрайонными, районными, городскими судами в первой инстанции, в областных и приравненных к ним судах в апелляционном или кассационном порядке;

пересмотр дел, рассмотренных областными и приравненными
к ним судами в апелляционном или кассационном порядке, в этих
же судах в ревизионном порядке;

пересмотр дел, рассмотренных областными и приравненными
к ним судами в ревизионном порядке, в судебных коллегиях Верховного суда в ревизионном порядке;

отмену порядка направления вышестоящими судами дел на новое рассмотрение в нижестоящие суды и возложение на вышестоящие суды ответственности за вынесение окончательного решения по делу.

Верховному суду (Б. Исламов) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами принять организационные меры, необходимые для своевременного и эффективного внедрения на практике предлагаемого нового порядка, а также подробного разъяснения населению его сути и содержания.

4. Отметить, что в целях обеспечения подлинной независимости судей государством создаются все условия для строгого наказания за любое вмешательство в деятельность судей, их безопасной работы.

Определить следующие меры по усилению независимости судов и обеспечению неприкосновенности судей:

разработку эффективных механизмов предупреждения случаев проявления неуважения к суду, для достижения этой цели – усиление мер административной ответственности и установление уголовной ответственности;

усиление мер ответственности за вмешательство в разрешение судебных дел и неисполнение судебных актов, а также внедрение действенных механизмов, направленных на обеспечение исполнения судебных актов;

внедрение порядка обязательного информирования общественности об итогах каждого уголовного дела касательно вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия через средства массовой информации;

установление проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права судей на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, курьерских отправлений и телеграфных сообщений, передаваемых по каналам связи, а также направленных на получение информации о соединениях между абонентами или абонентскими устройствами, исключительно на основании санкции Генерального прокурора;

внедрение практики рассмотрения органами юстиции обращений физических и юридических лиц непроцессуального характера касательно вопросов предоставления правовых разъяснений.

Верховному суду (Б. Исламов), Высшему судейскому совету (Х. Ёдгоров) совместно с заинтересованными министерствами
и ведомствами в двухмесячный срок разработать и внести в установленном порядке проекты законодательных актов по реализации мер, предусмотренных в настоящем пункте.

5. Одобрить предложения Генеральной прокуратуры и Верховного суда о внедрении новых механизмов, направленных на полную реализацию принципов состязательности и равенства сторон на всех стадиях судопроизводства, обеспечение беспристрастности судов на практике, в соответствии с которыми:

а) определить Корпусом специализированных прокуроров по оказанию содействия в отправлении правосудия (далее – Корпус специализированных прокуроров):

управления Генеральной прокуратуры по обеспечению полномочий прокурора при рассмотрении уголовных, гражданских, экономических, административных дел в судах;

соответствующие отделы и подразделения прокуратур Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента по обеспечению полномочий прокурора при рассмотрении уголовных, гражданских, экономических, административных дел в судах;

соответствующих заместителя и помощников прокуроров районов (городов) по вышеуказанным направлениям;

б) возложить на заместителя Генерального прокурора по соответствующему направлению ответственность за осуществление надзора и координацию деятельности Корпуса специализированных прокуроров Генеральной прокуратуры и нижестоящих прокуратур, на заместителей прокурора области и приравненных к нему прокуроров – Корпуса специализированных прокуроров прокуратур Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента и приравненных к ним прокуратур, а также районных (городских) прокуратур.

6. Определить основными задачами Корпуса специализированных прокуроров:

обеспечение полномочий прокурора при рассмотрении дел
в судах в порядке, установленном в Законе «О прокуратуре» и процессуальном законодательстве;

оказание содействия в эффективном осуществлении деятельности правосудия с использованием равных прав наряду с другими участниками судебного процесса, качественную поддержку государственного обвинения в судах по уголовным делам, основываясь исключительно на законе с сохранением беспристрастности;

достижение эффективной судебной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

оказание содействия в работе по повышению практических навыков и квалификации сотрудников органов дознания и следствия исходя из судебной практики.

7. Установить, что:

сотрудники Корпуса специализированных прокуроров осуществляют свои полномочия независимо от любого органа и должностного лица, подчиняясь только закону, не допускается какое-либо вмешательство в их деятельность, связанную с участием в судах, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

в Корпус специализированных прокуроров областных и приравненных к ним прокуратур привлекаются сотрудники, проработавшие, как правило, не менее трех лет в соответствующих направлениях районных (городских) прокуратур, в Корпус специализированных прокуроров Генеральной прокуратуры –проработавшие, как правило, не менее пяти лет;

сотрудники Корпуса специализированных прокуроров могут быть переведены на другие направления, как правило, после непрерывной трехлетней работы в сфере обеспечения полномочий прокурора в судах;

перевод сотрудников Корпуса специализированных прокуроров на другие направления осуществляется с согласия заместителя Генерального прокурора по соответствующему направлению.

8. Определить, что в целях обеспечения результативности деятельности Корпуса специализированных прокуроров:

сотрудник Корпуса специализированных прокуроров является независимым в поддержке, изменении или отказе от обвинения (гражданского иска) по делам, рассматриваемым в судах, в том числе по вопросам применения норм Уголовного кодекса, назначения вида и размера наказания, основывается на требованиях закона и исходя из всех обстоятельств дела – своем убеждении;

на каждой территории создаются Консультативные советы из числа сотрудников Корпуса специализированных прокуроров прокуратур Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента и соответствующих районных (городских) прокуратур и опытных работников, имеющих многолетний опыт работы в других направлениях;

Консультативные советы оказывают содействие в работе по поиску решений на основе взаимного обсуждения дел категории особой сложности, правильной ориентации молодых кадров и развитию у них практических навыков;

заместителям прокуроров Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, ответственным за деятельность Корпуса специализированных прокуроров, разрешается привлекать сотрудников Корпуса специализированных прокуроров, соответственно, областных, районных (городских) прокуратур по их специализации с учетом объема работы в областных, межрайонных, районных (городских) судах.

9. Генеральному прокурору (Н. Йулдошев) в месячный срок:

принять меры по формированию Корпуса специализированных прокуроров из числа опытных, профессиональных кадров, способных эффективно выполнять поставленные задачи, имеющих безупречную репутацию в органах прокуратуры;

разработать и утвердить внутренний порядок, предусматривающий эффективную организацию деятельности Корпуса специализированных прокуроров, а также действенные механизмы, направленные на предупреждение любого влияния и вмешательства заместителей прокуроров и сотрудников по другим направлениям прокуратур Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, прокуроров районов (городов), их заместителей
и сотрудников по другим направлениям, которые могут вызвать необъективность в деятельности Корпуса специализированных прокуроров;

совместно с Верховным судом и другими заинтересованными ведомствами разработать и внести в установленном порядке проекты актов законодательства, предусматривающие определение полномочий сотрудников и меры по организации деятельности Корпуса специализированных прокуроров.

10. В целях обеспечения эффективной реализации актуальных задач, стоящих перед судебной системой, усовершенствовать структуру Верховного суда в рамках ее действующей штатной численности:

а) на базе Управления анализа законодательства в судебно-правовой сфере создать Департамент анализа законодательства
в сфере правосудия (далее – Департамент) и определить его основными задачами:

осуществление нормотворческой деятельности в сфере правосудия;

разработку предложений по системному анализу проблем законодательства в сфере судебной деятельности и правосудия, дальнейшему совершенствованию законодательства в судебно-правовой сфере, судебной практики и системы судопроизводства;

анализ эффективности правосудия на основе передового зарубежного опыта и современных тенденций развития;

принятие системных и последовательных мер по улучшению позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах в сфере правосудия;

изучение общепризнанных международных принципов и норм гражданского, уголовного, экономического и административного законодательства в сфере обеспечения независимости судов, разработку предложений по их имплементации в национальное законодательство;

б) создать Ситуационный центр информационно-коммуникационного мониторинга и определить его основными задачами:

онлайн-анализ ситуации, связанной с рассмотрением дел во всех судах республики, осуществление мониторинга соблюдения процессуальных порядка и сроков при работе с обращениями населения и рассмотрении дел в судах;

анализ преступности и правонарушений с разделением дел на категории в разрезе областей, районов (городов) и махаллей, повышение правовой культуры населения, подготовку данных, направленных на решение споров;

осуществление постоянного контроля за своевременным проведением судебных заседаний, состоянием работы серверного оборудования и программ;

в) на базе Управления взаимодействия с общественностью и средствами массовой информации создать Центр взаимодействия
с общественностью (далее – PR-центр) и определить основными задачами этого центра, а также пресс-служб областных и приравненных к ним судов:

формирование и продвижение среди населения положительного имиджа судебной власти;

регулярное, полное и оперативное предоставление населению информации о судебной деятельности посредством средств массовой информации, социальных сетей, иных информационных ресурсов, в том числе путем организации пресс-конференций, брифингов и медиатуров;

осуществление постоянного мониторинга информационного пространства, анализ и прогнозирование общественного мнения по информации касательно деятельности судов, оперативное реагирование на критические и широко обсуждаемые материалы, информационные воздействия;

формирование на официальных веб-сайтах судов и регулярное обновление баз данных, состоящих из текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов касательно их деятельности.

11. Верховному суду совместно с Конституционным судом, Высшим судейским советом и Ассоциацией судей Узбекистана в двухмесячный срок разработать и утвердить Концепцию информационной политики судебной системы на 2023–2026 годы.

12. В целях обеспечения активного участия в формировании у населения положительного имиджа судебной власти рекомендовать Ассоциации судей Узбекистана:

наладить объективное и оперативное реагирование почетными представителями судебной власти на каждый случай незаконной и необоснованной публикации информации о деятельности судей в средствах массовой информации и социальных сетях;

обращаться в суды по вопросам защиты прав и интересов судей и судебной власти.

13. Верховному суду в трехмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.

14. Возложить на председателя Верховного суда Б. Исламова и Генерального прокурора Н. Йулдошева персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

Контроль за исполнением настоящего Указа и осуществление координации деятельности организаций, ответственных за его исполнение, возложить на руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Умурзакова С.У.

 

          Президент

Республики Узбекистан                                                          Ш. МИРЗИЁЕВ         

 

 Город Ташкент,

16 января 2023 года.