Республика Узбекистан присоединилась к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса «О присоединении Республики Узбекистан к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой в Нью-Йорке 18 декабря 1979 года» от 6 мая 1995 года.

В настоящее время свыше двух третей государств мира являются участниками данной Конвенции. Права женщин признаны в качестве неотъемлемой части прав человека.

Обеспечение прав женщин – одна из 17 целей в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (ЦУР ООН). В частности, цель № 5 устойчивого развития звучит как: «Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек», а цель № 16 утверждает «содействие построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях».

Вопросы обеспечения прав женщин отражены в конституциях практически всех государств мира, закреплены в их законодательствах и занимают важное место в национальных планах и стратегиях развития. Особую значимость данный вопрос имеет и для нашей страны.

Известно, что уровень культуры и духовности любого общества зависит, прежде всего, от интеллектуального и духовного развития женщин. Как показывает история, в становлении многих великих личностей важную роль сыграли заботливые матери, мудрые жены.

При этом, наша многовековая история известна такими именами выдающихся женщин, как – Тумарис, Нодирабегим, Увайси, которые были символами уважения своей эпохи, также, известные женщины-юристы – Хадича Сулейманова, Мамлакат Восикова, Халима Мухитдинова, работавшие на таких ответственных постах, как министр юстиции и председатель Верховного суда Узбекистана.

Их благородство, подвиги и самоотверженный труд служат примером для многих женщин – лидеров Нового Узбекистана.

В последние годы в нашей стране приоритетом государственной политики стало обеспечение прав и интересов женщин, гендерного равенства, охрана семьи, материнства и детства, развитие женского предпринимательства, создание для женщин рабочих мест, улучшение условий их жизни и труда. Все больше усиливается роль женщин в государственном управлении.

В 2019 году были приняты Закон Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» и Закон Республики Узбекистан «О защите женщин от притеснения и насилия», предусматривающие право на обращение в суд в случае дискриминации или насилия.

Гендерное равенство в судебной системе

Учет гендерной проблематики должен охватывать все сферы, включая правосудие. Повышение представленности женщин в судебных органах – это международное обязательство Республики Узбекистан, от выполнения которого зависит повышение уровня доступа к правосудию для женщин, а значит, и качество правосудия в целом, что является одним из критериев оценки обеспечения гендерного равенства в стране.

Одной из рекомендаций (пункт 114) Специального докладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов ООН господина Диего Гарсия-Саяна является улучшение представленности женщин в системе правосудия.

В последние годы в нашей стране проводятся масштабные судебно-правовые реформы, в том числе, осуществляется большая работа в направлении по увеличению представленности женщин в судейском корпусе Узбекистана.

На сегодняшний день из работающих в судебной системе судей количество женщин-судей составляет более 16 процентов, а в Верховном суде Республики Узбекистан данный показатель составляет 21,1 процента. Многие женщины- судьи осуществляют свою деятельность на руководящих постах в сфере правосудия.

В частности, 5 женщин-судей занимают должности председателей и заместителей председателя областных судов, 74 женщин работают судьями Высшего судейского совета, Верховного суда Республики Узбекистан и областных судов, 20 женщин являются председателями районных, городских и межрайонных судов.

Также только за последние два года среди назначенных на должность судей – 180 или более 16 процентов составляют женщины.

Кроме того, 16 или более 23 процентов из 76 магистрантов Высшей судейской школы, обучающихся в текущем учебном году, составляют женщины. При получении сертификатов и благополучном прохождении конкурсного отбора, многие из них будут назначены на вакатные должности судей, и мы существенно увеличим свой гендерный показатель.

Следует отметить, что количество женщин в судебной системе нашей страны всегда было меньше по сравнению с мужчинами, и на сегодняшний день из действующих сотрудников судов более 31 процента составляют женщины.

Значительную разницу в количестве судей и сотрудников судов можно объяснить в первую очередь тем, что эту должность занимают женщины, считающие себя относительно свободными от семейных обязанностей и могущих посвятить себя деятельности по избранной ими профессии.

Для формирования у женщин-юристов желания в выборе должности судьи мы систематически знакомим общественность через средства массовой информации с жизнью и деятельностью женщин-судей.

В этой связи хотелось бы сказать о том, что 7 января 2021 года был создан Клуб судей Узбекистана при Высшем судейском совете, в составе которого действует Сообщество женщин-судей. То есть создана возможность к установлению тесной связи для общения женщин-судей по интересующим их вопросам и обмена мнениями.

Верховный суд тесно сотрудничает с Программой развития ООН и другими международными организациями в сфере улучшения гендерного равенства. В рамках совместного проекта гендерного равенства в судах проведены региональные тренинги для судей и работников судов по вопросам гендерного равенства, летние лагери для женщин по расширению прав и возможностей женщин.

Совместным проектом Агентства США по международному развитию (USAID), Программой развития ООН в Узбекистане «Партнерство в сфере верховенства закона в Узбекистане» подготовлены аналитические записки:

«Обзор зарубежного опыта по повышению представленности женщин в судебных системах»;

«Повышение уровня доступности правосудия для женщин: лучший мировой опыт и национальная практика»;

«Разработка и внедрение гендерных индикаторов для оценки эффективности деятельности судебных органов в сфере обеспечения и защиты женщин», также гендерный отчет «Гендерный состав судейского сообщества в Узбекистане», изданы книги и буклеты.

Все эти документы содержат обзор гендерного паритета в судебных системах зарубежных стран, а также рекомендации по улучшению представленности женщин в судах Узбекистана, внедрения передового международного опыта, гендерных индикаторов для измерения и отслеживания прогресса в обеспечении эффективного доступа к правосудию для женщин и их представленности в судебных органах.

Кроме того, были проведены конференции, семинары и другие мероприятия на тему «Роль судебной системы в обеспечении гендерного равенства» в регионах с привлечением женщин-судей, сотрудников судов и женщин-юристов всех сфер.

В этом контексте необходимо отметить, что Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан 28 мая текущего года принята Стратегиz достижения гендерного равенства в Республике Узбекистан до 2030 года.

Стратегия предусматривает комплексный подход к внедрению принципа равенства между женщинами и мужчинами во всех сферах и уровнях принятия и исполнения решений.

В частности, Стратегией определены задачи по достижению целевых показателей увеличения доли женщин во всех сферах, в том числе и в судебной.

Доступ женщин к правосудию

Одним из важных аспектов гендерного равенства является фактор доступа женщин к правосудию. Доступ к правосудию является основным принципом верховенства права, закрепленный в ряде международных договоров в области прав человека и стандартов правосудия.

При реализации данного права важно учитывать гендерные аспекты? поскольку существует множество барьеров, препятствующих доступу к правосудию для женщин, которые условно можно разделить на правовые, институциональные, социальные, культурные, экономические.

В отношении каждой группы барьеров следует принимать соответствующие меры. В частности, мировой опыт показывает, насколько важно обеспечивать гендерную чувствительность законодательства, повышать информированность женщин о своих правах, создавать соответствующие структуры и условия для получения бесплатной правовой помощи, проводить обучения для судей и адвокатов по гендерным вопросам, осуществлять мониторинг эффективности принимаемых мер.

Аналогичные меры реализуются и в Узбекистане. Как отмечалось выше, приняты два гендерных закона, созданы центры социальной адаптации и реабилитации, функционируют телефоны доверия и юридические клиники, организуются онлайн-консультации, постепенно внедряется использование гендерных индикаторов. Вместе с тем предстоит еще многое сделать.

Конечно же, не только в нашей стране, но и во многих странах мира главной проблемой, с которой сталкиваются женщины, является ненадлежащий уровень юридической грамотности и правовых знаний.

В соответствии с международным и национальным законодательством, каждый имеет право воспользоваться услугами квалифицированного адвоката при защите своих прав, чем воспользовались многие женщины.

Но другой вопрос, что не все женщины имеют возможность оплатить такие услуги, для них необходимо создать механизмы оказания бесплатной юридической помощи.

В нашей стране в этом плане проделана определенная работа:

Во-первых, с 2017 года организована работа «Народных приемных Президента Республики Узбекистан» в каждом районе страны, посредством которых можно обратиться в любые госорганы с жалобами и обращениями, в том числе, получить юридические консультации и практическую юридическую помощь;

Во-вторых, открыты негосударственные некоммерческие организации (ННО) «Мадад», специализирующееся именно на оказании бесплатной юридической консультации и практической правовой помощи населению, в юридических консультационных бюро в районах (городах);

В-третьих, при юридических вузах республики, как Ташкентский государственный юридический университет, Университет мировой экономики и дипломатии и другие созданы «юридические клиники», специализирующиеся на оказании правовой помощи;

В-четвертых, организованы учреждения юстиции в каждом районе нашей республики, посредством которых также оказывается посильная юридическая помощь женщинам.

Конечно же, в этом контексте хотелось бы вкратце остановиться на вопросах обеспечения доступа граждан, в том числе женщин к правосудию в условиях пандемии COVID-19.

Прошедшие два года, можно без преувеличения сказать, позволили нам проверить эффективность и надежность созданного механизма доступа граждан, в том числе и женщин к правосудию, а также сделать для себя выводы по его совершенствованию.

Вместе с тем пандемия COVID-19 дала свои позитивные результаты по ускоренному внедрению и развитию цифровых технологий в осуществлении правосудия, онлайн-подачи жалоб и исков, проведения судебных заседаний в онлайн-режиме через видеоконференцсвязь и т.д.

Так, с введением в республике карантина на пленуме Верховного суда Республики Узбекистан было принято Постановление «О некоторых вопросах применения судами законодательства в связи с введением на территории Республики Узбекистан мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)» от 28 апреля 2020 года, в котором судам были даны разъяснения относительно их действий по рассмотрению дел на период пандемии.

Если сказать проще, дела, касающиеся взыскания алиментов на содержание детей; по которым сторонами заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, если суд не признает обязательным участие сторон в судебном заседании; иных дел, требующих безотлагательного рассмотрения, подлежали рассмотрению без приостановления производства по делу.

Также данным документом были продлены некоторые процессуальные сроки, в том числе, исковая давность в период введения карантина в условиях пандемии COVID-19.

Более того, с целью расширения доступа граждан к правосудию были широко использованы возможности видеоконференцсвязи.

Так, с соблюдением карантинных мер судами республики только в 2020 году было рассмотрено 6 333 дела, а за 9 месяцев текущего года рассмотрено всего 8 285 дел в таком формате.

Анализ рассмотренных дел показал, что женщины беспрепятственно обращались в суд для защиты своих прав по различным категориям дел.

Данные факты свидетельствуют о том, что, несмотря на пандемию, суды исходя из требований вышеназванного постановления пленума Верховного суда, максимально сконцентрировали свою деятельность на оперативное и своевременное рассмотрение дел, дабы обеспечить восстановление нарушенных прав граждан.

Вот такие меры приняты, чтобы уменьшить и устранить проблемы препятствия доступа к правосудию женщин, и работа в данном направлении продолжается.

Всесторонняя поддержка женщин, особо нуждающихся в правовой помощи

Организованная ровно год назад, Республиканская рабочая группа изучила и выявила во всех регионах жизненные проблемы женщин. Для проведения адресной работы по их решению внедрена совершенно новая система – «Женская тетрадь».

Благодаря этому в текущем году республиканской комиссии удалось решить проблемы более 900 тысяч женщин. (Справочно: на первом этапе – 432 781 женщина, на втором этапе – 450 970 женщин).

Многим женщинам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации и нуждавшимся в социальной поддержке, оказана практическая помощь в обеспечении жильем и работой, оказана материальная помощь, многим предоставлены льготные кредиты. Осуществлена работа по оказанию бесплатной правовой помощи женщинам.

В частности, судами республики совместно с органами государственной власти на местах, прокуратуры, внутренних дел, юстиции, адвокатуры, нотариата, ННО «Мадад» и другими представителями гражданского общества на основе отдельных «дорожных карт» были проведены встречи и выездные приемы по оказанию юридической помощи женщинам, внесенным в «Женскую тетрадь».

Для этих целей каждая суббота рабочей недели была объявлена «Днем оказания правовой помощи женщинам». В результате, только в текущем году были решены свыше 74 тысяч юридических вопросов женщин, нуждавшихся в правовой помощи. (Справочно: на первом этапе – 24 664 женщины, на втором этапе – 49 362 женщины).

По вопросам оказания правовой помощи женщинам, связанным именно с судебной сферой, осуществлены следующие работы: оказана практическая помощь в составлении и подаче заявлений о взыскании алиментов, установлении отцовства и вселении в жилое помещение; наряду со своевременным и законным рассмотрением заявлений, обеспечено исполнение судебных актов, путём контроля за исполнением; в результате применения в ходе рассмотрения дел о расторжении брака примирительных мер, было достигнуто восстановления множества семей; в случае выявления в ходе рассмотрения дел по семейным и брачным вопросам лиц, склонных к домашнему насилию, установлена практика обязательного уведомления правоохранительных органов о принятии необходимых профилактических мер; права женщин защищены путем обеспечения неотвратимости ответственности за не соблюдение ограничений охранного ордера.

Также были даны правовые разъяснения и юридические консультации по обращениям многих женщин касательно взыскания алиментов, обеспечения жильем, получения гражданского паспорта, помещения ребенка в ДОУ (детсады), трудоустройства, получения студенческого кредита и других вопросов.

Эта благородная работа в следующем году будет продолжена, для этой цели правительством создана новая система всесторонней поддержки женщин на всех уровнях, вплоть до махалли.

Выступая на 46-й сессии Совета по правам человека Организации Объединенных Наций Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев заявил, что государство последовательно продолжит работу по повышению роли женщин в общественной, политической и деловой жизни страны.

В целях последовательного продолжения курса реформ разработана Стратегия Нового Узбекистана. Суть этой Стратегии – усиление роли институтов гражданского общества, защита прав человека, сокращение бедности и обеспечение каждого человека гарантированным источником дохода.

Примечательно то, что уважаемые женщины, принимают активное участие в реализации стоящих перед государством важных задач.

Ведь, в обществе, где обеспечены права и интересы женщин, обязательно будут царить мир, справедливость и благополучие. Если счастлива женщина, счастливы семья и общество.

Робахон Махмудова,

первый заместитель председателя

Верховного суда Республики Узбекистан

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Новый Узбекистан: гендерное равенство и повышение уровня доступности правосудия для женщин

Республика Узбекистан присоединилась к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса «О присоединении Республики Узбекистан к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой в Нью-Йорке 18 декабря 1979 года» от 6 мая 1995 года.

В настоящее время свыше двух третей государств мира являются участниками данной Конвенции. Права женщин признаны в качестве неотъемлемой части прав человека.

Обеспечение прав женщин – одна из 17 целей в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (ЦУР ООН). В частности, цель № 5 устойчивого развития звучит как: «Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек», а цель № 16 утверждает «содействие построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях».

Вопросы обеспечения прав женщин отражены в конституциях практически всех государств мира, закреплены в их законодательствах и занимают важное место в национальных планах и стратегиях развития. Особую значимость данный вопрос имеет и для нашей страны.

Известно, что уровень культуры и духовности любого общества зависит, прежде всего, от интеллектуального и духовного развития женщин. Как показывает история, в становлении многих великих личностей важную роль сыграли заботливые матери, мудрые жены.

При этом, наша многовековая история известна такими именами выдающихся женщин, как – Тумарис, Нодирабегим, Увайси, которые были символами уважения своей эпохи, также, известные женщины-юристы – Хадича Сулейманова, Мамлакат Восикова, Халима Мухитдинова, работавшие на таких ответственных постах, как министр юстиции и председатель Верховного суда Узбекистана.

Их благородство, подвиги и самоотверженный труд служат примером для многих женщин – лидеров Нового Узбекистана.

В последние годы в нашей стране приоритетом государственной политики стало обеспечение прав и интересов женщин, гендерного равенства, охрана семьи, материнства и детства, развитие женского предпринимательства, создание для женщин рабочих мест, улучшение условий их жизни и труда. Все больше усиливается роль женщин в государственном управлении.

В 2019 году были приняты Закон Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» и Закон Республики Узбекистан «О защите женщин от притеснения и насилия», предусматривающие право на обращение в суд в случае дискриминации или насилия.

Гендерное равенство в судебной системе

Учет гендерной проблематики должен охватывать все сферы, включая правосудие. Повышение представленности женщин в судебных органах – это международное обязательство Республики Узбекистан, от выполнения которого зависит повышение уровня доступа к правосудию для женщин, а значит, и качество правосудия в целом, что является одним из критериев оценки обеспечения гендерного равенства в стране.

Одной из рекомендаций (пункт 114) Специального докладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов ООН господина Диего Гарсия-Саяна является улучшение представленности женщин в системе правосудия.

В последние годы в нашей стране проводятся масштабные судебно-правовые реформы, в том числе, осуществляется большая работа в направлении по увеличению представленности женщин в судейском корпусе Узбекистана.

На сегодняшний день из работающих в судебной системе судей количество женщин-судей составляет более 16 процентов, а в Верховном суде Республики Узбекистан данный показатель составляет 21,1 процента. Многие женщины- судьи осуществляют свою деятельность на руководящих постах в сфере правосудия.

В частности, 5 женщин-судей занимают должности председателей и заместителей председателя областных судов, 74 женщин работают судьями Высшего судейского совета, Верховного суда Республики Узбекистан и областных судов, 20 женщин являются председателями районных, городских и межрайонных судов.

Также только за последние два года среди назначенных на должность судей – 180 или более 16 процентов составляют женщины.

Кроме того, 16 или более 23 процентов из 76 магистрантов Высшей судейской школы, обучающихся в текущем учебном году, составляют женщины. При получении сертификатов и благополучном прохождении конкурсного отбора, многие из них будут назначены на вакатные должности судей, и мы существенно увеличим свой гендерный показатель.

Следует отметить, что количество женщин в судебной системе нашей страны всегда было меньше по сравнению с мужчинами, и на сегодняшний день из действующих сотрудников судов более 31 процента составляют женщины.

Значительную разницу в количестве судей и сотрудников судов можно объяснить в первую очередь тем, что эту должность занимают женщины, считающие себя относительно свободными от семейных обязанностей и могущих посвятить себя деятельности по избранной ими профессии.

Для формирования у женщин-юристов желания в выборе должности судьи мы систематически знакомим общественность через средства массовой информации с жизнью и деятельностью женщин-судей.

В этой связи хотелось бы сказать о том, что 7 января 2021 года был создан Клуб судей Узбекистана при Высшем судейском совете, в составе которого действует Сообщество женщин-судей. То есть создана возможность к установлению тесной связи для общения женщин-судей по интересующим их вопросам и обмена мнениями.

Верховный суд тесно сотрудничает с Программой развития ООН и другими международными организациями в сфере улучшения гендерного равенства. В рамках совместного проекта гендерного равенства в судах проведены региональные тренинги для судей и работников судов по вопросам гендерного равенства, летние лагери для женщин по расширению прав и возможностей женщин.

Совместным проектом Агентства США по международному развитию (USAID), Программой развития ООН в Узбекистане «Партнерство в сфере верховенства закона в Узбекистане» подготовлены аналитические записки:

«Обзор зарубежного опыта по повышению представленности женщин в судебных системах»;

«Повышение уровня доступности правосудия для женщин: лучший мировой опыт и национальная практика»;

«Разработка и внедрение гендерных индикаторов для оценки эффективности деятельности судебных органов в сфере обеспечения и защиты женщин», также гендерный отчет «Гендерный состав судейского сообщества в Узбекистане», изданы книги и буклеты.

Все эти документы содержат обзор гендерного паритета в судебных системах зарубежных стран, а также рекомендации по улучшению представленности женщин в судах Узбекистана, внедрения передового международного опыта, гендерных индикаторов для измерения и отслеживания прогресса в обеспечении эффективного доступа к правосудию для женщин и их представленности в судебных органах.

Кроме того, были проведены конференции, семинары и другие мероприятия на тему «Роль судебной системы в обеспечении гендерного равенства» в регионах с привлечением женщин-судей, сотрудников судов и женщин-юристов всех сфер.

В этом контексте необходимо отметить, что Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан 28 мая текущего года принята Стратегиz достижения гендерного равенства в Республике Узбекистан до 2030 года.

Стратегия предусматривает комплексный подход к внедрению принципа равенства между женщинами и мужчинами во всех сферах и уровнях принятия и исполнения решений.

В частности, Стратегией определены задачи по достижению целевых показателей увеличения доли женщин во всех сферах, в том числе и в судебной.

Доступ женщин к правосудию

Одним из важных аспектов гендерного равенства является фактор доступа женщин к правосудию. Доступ к правосудию является основным принципом верховенства права, закрепленный в ряде международных договоров в области прав человека и стандартов правосудия.

При реализации данного права важно учитывать гендерные аспекты? поскольку существует множество барьеров, препятствующих доступу к правосудию для женщин, которые условно можно разделить на правовые, институциональные, социальные, культурные, экономические.

В отношении каждой группы барьеров следует принимать соответствующие меры. В частности, мировой опыт показывает, насколько важно обеспечивать гендерную чувствительность законодательства, повышать информированность женщин о своих правах, создавать соответствующие структуры и условия для получения бесплатной правовой помощи, проводить обучения для судей и адвокатов по гендерным вопросам, осуществлять мониторинг эффективности принимаемых мер.

Аналогичные меры реализуются и в Узбекистане. Как отмечалось выше, приняты два гендерных закона, созданы центры социальной адаптации и реабилитации, функционируют телефоны доверия и юридические клиники, организуются онлайн-консультации, постепенно внедряется использование гендерных индикаторов. Вместе с тем предстоит еще многое сделать.

Конечно же, не только в нашей стране, но и во многих странах мира главной проблемой, с которой сталкиваются женщины, является ненадлежащий уровень юридической грамотности и правовых знаний.

В соответствии с международным и национальным законодательством, каждый имеет право воспользоваться услугами квалифицированного адвоката при защите своих прав, чем воспользовались многие женщины.

Но другой вопрос, что не все женщины имеют возможность оплатить такие услуги, для них необходимо создать механизмы оказания бесплатной юридической помощи.

В нашей стране в этом плане проделана определенная работа:

Во-первых, с 2017 года организована работа «Народных приемных Президента Республики Узбекистан» в каждом районе страны, посредством которых можно обратиться в любые госорганы с жалобами и обращениями, в том числе, получить юридические консультации и практическую юридическую помощь;

Во-вторых, открыты негосударственные некоммерческие организации (ННО) «Мадад», специализирующееся именно на оказании бесплатной юридической консультации и практической правовой помощи населению, в юридических консультационных бюро в районах (городах);

В-третьих, при юридических вузах республики, как Ташкентский государственный юридический университет, Университет мировой экономики и дипломатии и другие созданы «юридические клиники», специализирующиеся на оказании правовой помощи;

В-четвертых, организованы учреждения юстиции в каждом районе нашей республики, посредством которых также оказывается посильная юридическая помощь женщинам.

Конечно же, в этом контексте хотелось бы вкратце остановиться на вопросах обеспечения доступа граждан, в том числе женщин к правосудию в условиях пандемии COVID-19.

Прошедшие два года, можно без преувеличения сказать, позволили нам проверить эффективность и надежность созданного механизма доступа граждан, в том числе и женщин к правосудию, а также сделать для себя выводы по его совершенствованию.

Вместе с тем пандемия COVID-19 дала свои позитивные результаты по ускоренному внедрению и развитию цифровых технологий в осуществлении правосудия, онлайн-подачи жалоб и исков, проведения судебных заседаний в онлайн-режиме через видеоконференцсвязь и т.д.

Так, с введением в республике карантина на пленуме Верховного суда Республики Узбекистан было принято Постановление «О некоторых вопросах применения судами законодательства в связи с введением на территории Республики Узбекистан мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)» от 28 апреля 2020 года, в котором судам были даны разъяснения относительно их действий по рассмотрению дел на период пандемии.

Если сказать проще, дела, касающиеся взыскания алиментов на содержание детей; по которым сторонами заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, если суд не признает обязательным участие сторон в судебном заседании; иных дел, требующих безотлагательного рассмотрения, подлежали рассмотрению без приостановления производства по делу.

Также данным документом были продлены некоторые процессуальные сроки, в том числе, исковая давность в период введения карантина в условиях пандемии COVID-19.

Более того, с целью расширения доступа граждан к правосудию были широко использованы возможности видеоконференцсвязи.

Так, с соблюдением карантинных мер судами республики только в 2020 году было рассмотрено 6 333 дела, а за 9 месяцев текущего года рассмотрено всего 8 285 дел в таком формате.

Анализ рассмотренных дел показал, что женщины беспрепятственно обращались в суд для защиты своих прав по различным категориям дел.

Данные факты свидетельствуют о том, что, несмотря на пандемию, суды исходя из требований вышеназванного постановления пленума Верховного суда, максимально сконцентрировали свою деятельность на оперативное и своевременное рассмотрение дел, дабы обеспечить восстановление нарушенных прав граждан.

Вот такие меры приняты, чтобы уменьшить и устранить проблемы препятствия доступа к правосудию женщин, и работа в данном направлении продолжается.

Всесторонняя поддержка женщин, особо нуждающихся в правовой помощи

Организованная ровно год назад, Республиканская рабочая группа изучила и выявила во всех регионах жизненные проблемы женщин. Для проведения адресной работы по их решению внедрена совершенно новая система – «Женская тетрадь».

Благодаря этому в текущем году республиканской комиссии удалось решить проблемы более 900 тысяч женщин. (Справочно: на первом этапе – 432 781 женщина, на втором этапе – 450 970 женщин).

Многим женщинам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации и нуждавшимся в социальной поддержке, оказана практическая помощь в обеспечении жильем и работой, оказана материальная помощь, многим предоставлены льготные кредиты. Осуществлена работа по оказанию бесплатной правовой помощи женщинам.

В частности, судами республики совместно с органами государственной власти на местах, прокуратуры, внутренних дел, юстиции, адвокатуры, нотариата, ННО «Мадад» и другими представителями гражданского общества на основе отдельных «дорожных карт» были проведены встречи и выездные приемы по оказанию юридической помощи женщинам, внесенным в «Женскую тетрадь».

Для этих целей каждая суббота рабочей недели была объявлена «Днем оказания правовой помощи женщинам». В результате, только в текущем году были решены свыше 74 тысяч юридических вопросов женщин, нуждавшихся в правовой помощи. (Справочно: на первом этапе – 24 664 женщины, на втором этапе – 49 362 женщины).

По вопросам оказания правовой помощи женщинам, связанным именно с судебной сферой, осуществлены следующие работы: оказана практическая помощь в составлении и подаче заявлений о взыскании алиментов, установлении отцовства и вселении в жилое помещение; наряду со своевременным и законным рассмотрением заявлений, обеспечено исполнение судебных актов, путём контроля за исполнением; в результате применения в ходе рассмотрения дел о расторжении брака примирительных мер, было достигнуто восстановления множества семей; в случае выявления в ходе рассмотрения дел по семейным и брачным вопросам лиц, склонных к домашнему насилию, установлена практика обязательного уведомления правоохранительных органов о принятии необходимых профилактических мер; права женщин защищены путем обеспечения неотвратимости ответственности за не соблюдение ограничений охранного ордера.

Также были даны правовые разъяснения и юридические консультации по обращениям многих женщин касательно взыскания алиментов, обеспечения жильем, получения гражданского паспорта, помещения ребенка в ДОУ (детсады), трудоустройства, получения студенческого кредита и других вопросов.

Эта благородная работа в следующем году будет продолжена, для этой цели правительством создана новая система всесторонней поддержки женщин на всех уровнях, вплоть до махалли.

Выступая на 46-й сессии Совета по правам человека Организации Объединенных Наций Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев заявил, что государство последовательно продолжит работу по повышению роли женщин в общественной, политической и деловой жизни страны.

В целях последовательного продолжения курса реформ разработана Стратегия Нового Узбекистана. Суть этой Стратегии – усиление роли институтов гражданского общества, защита прав человека, сокращение бедности и обеспечение каждого человека гарантированным источником дохода.

Примечательно то, что уважаемые женщины, принимают активное участие в реализации стоящих перед государством важных задач.

Ведь, в обществе, где обеспечены права и интересы женщин, обязательно будут царить мир, справедливость и благополучие. Если счастлива женщина, счастливы семья и общество.

Робахон Махмудова,

первый заместитель председателя

Верховного суда Республики Узбекистан