В настоящий момент многонациональный народ Узбекистана стоит на пороге политического события, которое имеет огромное значение в истории нашей страны. На предстоящем общенародном референдуме мы будем голосовать за новую Конституцию, целью которой является создание подлинно гуманного демократического государства, открытого справедливого общества, основанного на принципах демократии, свободы и равенства, социальной справедливости.
Главной особенностью нашего обновляемого Основного закона является то, что опираясь на более чем трехтысячелетний исторический опыт развития нашей государственности, а также научное, культурное и духовное наследие великих предков, внесших бесценный вклад в мировую цивилизацию, этот документ отражает наше отношение к глобальным, общечеловеческим проблемам, стоящим сегодня перед мировым сообществом.
Испокон веков права и свободы человека, включая роль женщин и мужчин в обществе, а также социальное равенство считались одними из самых актуальных. Не будет преувеличением утверждать, что проблема гендерного равенства является глобальным вопросом, определяющим будущее человеческого развития.
Следует отметить, что в Стратегии развития Нового Узбекистана повышение статуса женщин в обществе, защита их прав и возможностей в качестве ценности, обеспечение гендерного равенства в стране признано одним из приоритетных направлений государственной политики. Ведь почти половину населения нашей страны, а именно 49,7 процента составляют женщины, которые активно участвуют во всех сферах жизни общества.
Президент Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на Генеральной Ассамблее ООН затронул общечеловеческие глобальные проблемы, подчеркнув при этом, что политика гендерного равенства стала для нас приоритетным вопросом. Гендерное равенство, то есть равенство мужчин и женщин является одним из основных прав человека. Научные исследования и практика показывают, что этот фактор является основой высшего уровня экономического, социального и политического развития государства. Понятие гендера в социальных и философских науках формировалось в период теоретического развития феминизма, а позднее – непосредственно в рамках гендерных исследований. Современная социология эффективно разрабатывает это понятие как важную основу для анализа общественного развития.
По мнению специалистов, гендер – это понятие, выражающее социокультурный аспект человеческого пола. Он выражает социальную уникальность человеческого поведения и с помощью практики формируется как социальный пол. С этой точки зрения можно сказать, что гендер – это социальное условие взаимоотношений мужчин и женщин, проявляющееся во всех сферах жизни общества, включая политику, экономику, право, идеологию и культуру, образование и науку.
Испокон веков наш народ всегда проявлял подлинное уважение к матерям и женщинам. Внимание к женщине – это, прежде всего, уважение к семье и будущему общества. Из исторических источников известно, что Сахибкиран Амир Темур во время восстановления Мавераннахра провел курултай и пригласил на собрание принцев, чиновников, эмиров, военачальников, ученых и мыслителей, а также правительниц. Вместе с ними он решал все важные вопросы, связанные с жизнью государства. Эту традицию позже продолжил Джахангир, он советовался с дворцовыми дамами перед походом и считался с их мнением. Ибо женщины также играли важную роль в политической и культурной жизни Мавераннахра и внесли весомый вклад в развитие страны. Амир Темур знал и высоко ценил в восточных женщинах утонченность, упорство и человеческие качества. Вот почему Сахибкиран старался создать все возможности для женщин. Согласно источникам, в эпоху Темуридов были открыты отдельные школы для женщин, где преподавали отин-биби.
К XX веку у женщин появилась возможность работать наравне с мужчинами, получать достойную заработную плату, иметь право на получение образования, услуги здравоохранения, отдых, голосовать и быть избранными, совмещая все это с обязанностями жены и матери. Такие права женщин были гарантированы международными нормативными документами, разработанными ООН, – Всеобщей декларацией прав человека, принятой в 1948 году, и Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, вступившей в силу в 1979 году.
После обретения независимости Узбекистан как равноправный член ООН одним из первых среди стран СНГ признал эти документы и обязался не проводить политику дискриминации в отношении женщин. С этой целью приняты соответствующие законы, определяющие правовую защиту интересов женщин.
В стране было реализовано множество законов и институциональных работ для обеспечения гендерного равенства. В результате доля женщин на руководящих должностях увеличилась на 33 процента, а среди работающего населения – на 45 процентов. В частности, в последние годы были предприняты важные меры по укреплению законодательной и институциональной базы, связанной с гендерным равенством. Наше мнение подтверждают и законы «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» и «О защите женщин от притеснения и насилия», указы и постановления в этом направлении.
Сегодня в Узбекистане государственная политика в отношении защиты прав и интересов женщин, обеспечения их всестороннего участия в общественно-политической жизни страны, достижения гендерного равенства и укрепления репродуктивного здоровья высоко оцениваются международным сообществом, в том числе престижными международными структурами, такими как ООН, Международная организация труда, ЮНИСЕФ, Всемирная организация здравоохранения.
Следовательно, реальная жизнь поставила на повестку дня необходимость в обновлении Конституции Нового Узбекистана.
Следует отметить, что благодаря огромным усилиям и неустанной работе после одобрения Сенатом Президентом был подписан еще один важный закон о внесении поправок в законодательство, которые усилят защиту прав, свобод и интересов женщин и детей от насилия.
Безусловно, предстоит еще проделать путь, чтобы обеспечить реализацию этого документа на практике. В целом, принятие закона является важным фактором обеспечения гендерного равенства, обеспечения прав женщин и несовершеннолетних в нашем обществе, их защиты от различных форм дискриминации и насилия. С этой точки зрения данное событие можно расценивать как серьезное достижение в развитии общества и страны.
Обеспечение гендерного равенства никогда не давалось легко. Это трудоемкий непрерывный процесс, который требует постепенного изменения мировоззрения и отношения людей. Именно эти вопросы четко отражены в проекте новой Конституции. В частности, в статье 58 Основного закона закреплено, что «Женщины и мужчины имеют равные права. Государство обеспечивает равенство прав и возможностей женщин и мужчин в управлении делами общества и государства, а также в других сферах общественной и государственной жизни».
В завершение можно сделать вывод о том, что гендерное равенство является показателем уровня демократического развития страны. Новая Конституция Узбекистана является не только отражением основных прав человека, но и гарантией обеспечения гендерного равенства как необходимой основы для достижения мира, процветания и устойчивого развития.
Уверена, что наш народ примет активное участие в референдуме, который пройдет 30 апреля, проголосует за принятие новой Конституции и внесет достойный вклад в стремительное развитие справедливого государства и гражданского общества, в том числе в создание прочной основы для обеспечения гендерного равенства в нашей стране.
Гулшода Уразалиева,
докторант Национального университета Узбекистана,
кандидат социологических наук, доцент