Правительство страны уделяет большое внимание совершенствованию образовательной системы, модернизации учебных программ и повышению квалификации учителей.

11 сентября 2023 года Президент страны принял Указ «О Стратегии «Узбекистан – 2030», которая была разработана на основе накопленного опыта, результатов международной экспертизы и общественного обсуждения. Одной из главных идей стратегии является создание системы качественного образования. 

Важно отметить, что в последнее время в образовательной сфере произошли значимые изменения. За пять лет охват детей дошкольным образованием увеличился с 27 до 72 процентов, количество дошкольных образовательных учреждений выросло с 5 211 до 29 420. В рамках проводимых масштабных реформ в соответствии со Стратегией «Узбекистан – 2030» и другими важными программными документами планируется вывести систему дошкольного образования на новый уровень и достичь 100-процентного охвата.

В прошлом году ЮНИСЕФ поддержал правительство Узбекистана в разработке «дорожной карты» для реформы образования. На эти цели планируется привлечь более 600 миллионов долларов в течение ближайших трех лет. Приоритетом должны стать научно обоснованные решения для безопасной, защищенной и инклюзивной среды обучения всех детей.

Руководитель отдела образования представительства ЮНИСЕФ в Узбекистане Альберто Бьянколи отмечает, что инклюзивное образование ориентировано на ребенка, а не на учебную программу. Такой подход обеспечивает лучшие результаты обучения для всех детей путем применения педагогики, которая отвечает потребностям каждого ребенка, включая детей с инвалидностью, и тех, кто нуждается в дополнительной поддержке.

XXI век – время расцвета информационных технологий и цифровизацииНашему обществу нужна молодежь, которая может свободно коммуницировать, мыслить, находить креативные решения каких-либо вопросов и задач в жизни, а также умеет работать в команде. Этот фундамент дает школа и новая программа учебников.

Как считает заместитель директора Республиканского научно-методического центра развития образования Юлия Рысюкова, самое главное в «новом поколении учебников» – это контент, тот учебный материал, который доносится до учащегося, и методика. Новые учебники базируются на модели «4К» (коммуникация, коллаборация, критическое мышление и креативность).

Если раньше упор делался на то, чтобы сформировать у ученика предметные компетенции, то есть определенный набор академических знаний, то сейчас школьник еще и должен развить, например,  читательскую и функциональную грамотность.

В «Глобальных рамках передаваемых навыков» (Global Framework on Transferable Skills) ЮНИСЕФ обращает внимание на острую необходимость расширения, переосмысления и трансформации образовательных систем, с тем чтобы они могли обеспечить детей качественным образованием, включающим навыки, которые необходимы им для успеха в школе, на работе и в жизни. В документе отмечается, что «передаваемые навыки» (или «мягкие навыки», «навыки XXI века», «жизненные навыки») являются центральными и служат основой для овладения другими навыками. К «передаваемым навыкам» относятся когнитивные навыки (умение решать проблемы, принимать обоснованные решения, планировать, ставить цели), социальные навыки (коммуникация, коллаборация, решение конфликтов, умение договариваться) и эмоциональные навыки (понимание своих и чужих эмоций, эмпатия, умение справляться со стрессом).

Исходя из задач, поставленных Президентом Шавкатом Мирзиёевым, в 2023 году особое внимание уделялось повышению качества школьного образования и авторитета учителей в обществе, улучшению условий их труда и жизни. Статус учителя, гарантии защиты его чести и достоинства были закреплены в обновленной Конституции.

– Мы чувствуем, что отношение к нам, преподавателям, меняется. Эта профессия вновь становится авторитетной. Нас освободили от работы, не связанной с педагогической деятельностью, бумажной волокиты. Теперь появилась возможность уделять больше времени подготовке к урокам, творческим занятиям с детьми, отмечает учитель начальных классов школы № 300 Малика Насирова.  К тому же, внедрение цифровой образовательной программы Кундалик –emaktab.uz позволило обеспечить прозрачность процесса обучения.

Несмотря на большие достижения в сфере образования, некоторые проблемы все еще остаются нерешенными. Работая над недостатками, продолжая расти и развиваться, наша страна достигнет тех целей, которые были поставлены в начале пути.

Азиза Алимова, УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Какие изменения произошли в образовательной сфере Узбекистана?

Правительство страны уделяет большое внимание совершенствованию образовательной системы, модернизации учебных программ и повышению квалификации учителей.

11 сентября 2023 года Президент страны принял Указ «О Стратегии «Узбекистан – 2030», которая была разработана на основе накопленного опыта, результатов международной экспертизы и общественного обсуждения. Одной из главных идей стратегии является создание системы качественного образования. 

Важно отметить, что в последнее время в образовательной сфере произошли значимые изменения. За пять лет охват детей дошкольным образованием увеличился с 27 до 72 процентов, количество дошкольных образовательных учреждений выросло с 5 211 до 29 420. В рамках проводимых масштабных реформ в соответствии со Стратегией «Узбекистан – 2030» и другими важными программными документами планируется вывести систему дошкольного образования на новый уровень и достичь 100-процентного охвата.

В прошлом году ЮНИСЕФ поддержал правительство Узбекистана в разработке «дорожной карты» для реформы образования. На эти цели планируется привлечь более 600 миллионов долларов в течение ближайших трех лет. Приоритетом должны стать научно обоснованные решения для безопасной, защищенной и инклюзивной среды обучения всех детей.

Руководитель отдела образования представительства ЮНИСЕФ в Узбекистане Альберто Бьянколи отмечает, что инклюзивное образование ориентировано на ребенка, а не на учебную программу. Такой подход обеспечивает лучшие результаты обучения для всех детей путем применения педагогики, которая отвечает потребностям каждого ребенка, включая детей с инвалидностью, и тех, кто нуждается в дополнительной поддержке.

XXI век – время расцвета информационных технологий и цифровизацииНашему обществу нужна молодежь, которая может свободно коммуницировать, мыслить, находить креативные решения каких-либо вопросов и задач в жизни, а также умеет работать в команде. Этот фундамент дает школа и новая программа учебников.

Как считает заместитель директора Республиканского научно-методического центра развития образования Юлия Рысюкова, самое главное в «новом поколении учебников» – это контент, тот учебный материал, который доносится до учащегося, и методика. Новые учебники базируются на модели «4К» (коммуникация, коллаборация, критическое мышление и креативность).

Если раньше упор делался на то, чтобы сформировать у ученика предметные компетенции, то есть определенный набор академических знаний, то сейчас школьник еще и должен развить, например,  читательскую и функциональную грамотность.

В «Глобальных рамках передаваемых навыков» (Global Framework on Transferable Skills) ЮНИСЕФ обращает внимание на острую необходимость расширения, переосмысления и трансформации образовательных систем, с тем чтобы они могли обеспечить детей качественным образованием, включающим навыки, которые необходимы им для успеха в школе, на работе и в жизни. В документе отмечается, что «передаваемые навыки» (или «мягкие навыки», «навыки XXI века», «жизненные навыки») являются центральными и служат основой для овладения другими навыками. К «передаваемым навыкам» относятся когнитивные навыки (умение решать проблемы, принимать обоснованные решения, планировать, ставить цели), социальные навыки (коммуникация, коллаборация, решение конфликтов, умение договариваться) и эмоциональные навыки (понимание своих и чужих эмоций, эмпатия, умение справляться со стрессом).

Исходя из задач, поставленных Президентом Шавкатом Мирзиёевым, в 2023 году особое внимание уделялось повышению качества школьного образования и авторитета учителей в обществе, улучшению условий их труда и жизни. Статус учителя, гарантии защиты его чести и достоинства были закреплены в обновленной Конституции.

– Мы чувствуем, что отношение к нам, преподавателям, меняется. Эта профессия вновь становится авторитетной. Нас освободили от работы, не связанной с педагогической деятельностью, бумажной волокиты. Теперь появилась возможность уделять больше времени подготовке к урокам, творческим занятиям с детьми, отмечает учитель начальных классов школы № 300 Малика Насирова.  К тому же, внедрение цифровой образовательной программы Кундалик –emaktab.uz позволило обеспечить прозрачность процесса обучения.

Несмотря на большие достижения в сфере образования, некоторые проблемы все еще остаются нерешенными. Работая над недостатками, продолжая расти и развиваться, наша страна достигнет тех целей, которые были поставлены в начале пути.

Азиза Алимова, УзА