24 января 2025 года в Ташкенте продолжило свою работу третье пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, депутаты местных Кенгашей, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.
Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.
Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.
Во второй день работы пленарного заседания сенаторы сначала рассмотрели Закон «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с совершенствованием системы безопасности дорожного движения».
Данный закон обсуждался 16 августа 2024 года на 55-м пленарном заседании Сената прошлого созыва. В ходе предыдущих обсуждений сенаторы высказали мнения о том, что несмотря на принимаемые в нашей стране в последние годы меры по повышению культуры соблюдения участниками дорожного движения соответствующих правил, совершенствованию системы подготовки и переподготовки водителей, происходят дорожно-транспортные происшествия, в результате которых причиняется тяжкий вред жизни и здоровью граждан.
Закон содержит новые нормы, служащие предупреждению негативных последствий несоблюдения правил дорожного движения.
Так, путем внесения соответствующих изменений в Уголовный кодекс устанавливается уголовная ответственность за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения, то есть предусматривается назначение наказания в виде исправительных работ от двух до трех лет с лишением определенного права до трех лет или лишением свободы от двух до трех лет. Кроме того, Уголовный кодекс предусматривает уголовную ответственность за нарушение порядка подготовки и переподготовки водителей транспортных средств, а также проведения экзаменов и выдачи водительских удостоверений, управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортным средством, а также нарушение правил безопасности при эксплуатации транспортных средств, работающих на сжатом природном газе, сжиженном нефтяном газе или смеси дизельного и газообразного топлива.
В Кодексе об административной ответственности также предусматривается административная ответственность за такие правонарушения, как дорожное хулиганство, то есть за несоблюдение культуры вождения некоторыми водителями, за агрессивное вождение, дрифт, «шахматное» вождение и создание препятствий на дорогах.
В связи с тем, что некоторые нормы закона не соответствовали сегодняшним реалиям и требованиям действующего законодательства, на 55-м пленарном заседании Сената было принято решение о создании согласительной комиссии в составе членов Сената и депутатов Законодательной палаты. После этого высказанные Сенатом предложения и замечания были подробно рассмотрены на заседании согласительной комиссии, все вопросы были обсуждены и закон был доработан.
В частности, законом устанавливается ответственность путем применения административного наказания за нарушения правил дорожного движения, за которые начислены штрафные баллы. Устанавливается, что при применении административного наказания за превышение установленного размера штрафных баллов за нарушение правил дорожного движения минимальный срок лишения права управления транспортным средством не может быть менее шести месяцев.
Кроме того, полностью пересмотрена и новая статья 1952, которой дополняется Кодекс об административной ответственности. Так, сохранено право граждан делать и распространять фото, видеоизображения сотрудников правоохранительных органов. Общественный контроль за деятельностью сотрудников правоохранительных органов сохраняется в полной мере. В отличие от предыдущей редакции не предусматривается ответственность за размещение в социальных сетях того, что было.
Закон лишь требует, чтобы изображение сотрудника не искажалось таким образом, чтобы это могло его дискредитировать, то есть не искажало его действия, слова или произошедший случай и не осуществлялся монтаж с этой целью.
Пересмотрены также штрафные санкции, предусмотренные в данной статье. Так, строго установленный штраф в размере 50 базовых расчетных величин (БРВ) определяется в размере от 20 до 50 БРВ, административный арест сроком на 15 суток сокращается до 10 суток. То есть исходя из обстоятельств, судья может определить и меньший срок.
Исходя из этого в данной статье устанавливается административная ответственность за «распространение, в том числе во всемирной информационной сети Интернет, фото- и (или) видеоизображения сотрудников правоохранительных органов, сделанных во время исполнения ими служебных обязанностей по обеспечению общественной безопасности, с искажением, приводящим к их дискредитации».
По мнению сенаторов, принятие данного закона служит повышению культуры дорожного движения, обеспечению соблюдения при движении участниками дорожного движения установленных правил и в конечном итоге снижению количества дорожно-транспортных происшествий.
После обсуждения закон одобрен сенаторами.
На пленарном заседании также обсуждался Закон «О гарантиях защиты вкладов в банках».
В ходе обсуждения отмечалось, что в последние годы в стране ведется системная работа по обеспечению финансовой стабильности, развитию конкурентной среды для ведения бизнеса в банковской сфере, а также созданию правовых основ, соответствующих международным стандартам.
В частности, совершенствование системы гарантирования банковских вкладов служит обеспечению долгосрочной стабильности банковско-финансовой сферы республики, приведению ее в соответствие с передовым зарубежным опытом и международными стандартами.
В законе раскрыты такие понятия, как гарантийный случай и объект гарантирования, гарантированный вклад, компенсация по гарантированным вкладам.
Законом определяются уполномоченный орган в области гарантирования защиты вкладов в банках – Агентство по гарантированию вкладов, его статус, права, обязанности и порядок осуществления его деятельности.
Также устанавливается выплата компенсации Агентством по гарантированию вкладов при наступлении гарантийного случая, при этом размер компенсации, выплачиваемой одному вкладчику в одном банке, составляет полный объем остатка объекта гарантирования, если его размер составляет 200 миллионов сумов или менее.
Предусматривается поэтапное сокращение периода выплаты Агентством вкладчикам компенсации при ликвидации банка до 7 рабочих дней. Так, выплата компенсации осуществляется с 1 января 2025 года в течение 20 рабочих дней, с 1 января 2026 года – в течение 15 рабочих дней, с 1 января 2027 года – в течение 7 рабочих дней.
Принимая во внимание, что в случае банкротства банка Агентство возмещает средства вкладчиков, право требования вкладчиков к банку переходит к Агентству.
Принятие закона служит обеспечению сохранности средств населения и предпринимателей путем укрепления стабильности банковской системы и выплаты средств вкладчикам в короткие сроки при наступлении гарантийного случая.
После обсуждения закон одобрен сенаторами.
Затем сенаторы рассмотрели Закон «Об экологической экспертизе, оценке воздействия на окружающую среду и стратегической экологической оценке».
В стране реализуется комплекс мер по обеспечению экологической безопасности, рациональному использованию природных ресурсов, улучшению санитарно-экологического состояния населенных пунктов, совершенствованию экологической экспертизы.
Однако действующие правовые акты, касающиеся экологической экспертизы, разрознены, ряд норм носит ссылочный характер, а соответствующие международным требованиям правовые механизмы регулирования отрасли не внедрены.
Это в свою очередь негативно сказывается на имидже страны, препятствуя притоку международных инвесторов, что сегодня имеет ключевое значение.
В ходе обсуждения сенаторы отметили, что закон, который разработан в целях систематизации норм действующих законов, обеспечения последовательности процессов, способствует регулированию отношений в сфере экологической экспертизы, оценки воздействия на окружающую среду и стратегической экологической оценки.
В законе отражены понятия, цели, основные принципы экологической экспертизы, оценки воздействия на окружающую среду и стратегической экологической оценки, специально уполномоченный государственный орган и его полномочия, виды, объекты, субъекты экологической экспертизы, вопросы разработки и оформления проектов экологических нормативов.
Также закрепляются нормы об участии общественности в оценке воздействия на окружающую среду.
В целях приведения системы оценки воздействия стратегических проектов на окружающую среду в соответствие с принятыми международными нормами предусматривается внедрение системы стратегической экологической оценки.
Закон содействует обеспечению права граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ней, служит основой для внедрения в практику норм, эффективно и непосредственно регулирующих процедуры выдачи заключения экологической экспертизы.
Кроме того, обеспечивается надежная и прозрачная система экологической оценки для иностранных инвесторов и предпринимателей, создание привлекательного инвестиционного климата.
По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.
После этого обсуждался также Закон «О регистрации по месту жительства и месту пребывания граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства».
Некоторые ограничения, установленные действующим Законом «О Перечне категорий лиц – граждан Республики Узбекистан, подлежащих постоянной прописке в городе Ташкенте и Ташкентской области», приводят к тому, что граждане не могут в полной мере реализовать свои конституционные права на свободное передвижение, выбор места жительства и места пребывания на территории республики.
Кроме того, порядок регистрации по месту постоянного жительства или временного пребывания не действует одинаково по всей республике, что создает бюрократические препятствия для постоянной или временной регистрации граждан в городе Ташкенте и Ташкентской области.
Так, за 11 месяцев 2024 года в городе Ташкенте по месту постоянного жительства зарегистрированы 243 197 граждан, а в Ташкентской области – 271 541.
Граждане для постоянной регистрации предоставляют дополнительные документы, подтверждающие их принадлежность к категориям, приведенным в Перечне, утвержденном действующим законом, а именно свидетельство о рождении, браке, опеке и прочие.
Данные о постоянном проживании и временной регистрации граждан широко используются при формировании статистики численности населения и инфраструктуры территорий, поддержке граждан в системах образования и здравоохранения, а также в сфере социальной защиты, при предупреждении и противодействии преступности и правонарушениям.
В законе, активно обсужденном сенаторами, закрепляются регистрация по месту жительства и уведомление по месту жительства граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства, основные принципы и понятия в сфере их регистрации по месту жительства и пребывания.
Также определяются полномочия МВД в сфере регистрации по месту жительства и месту пребывания.
Гражданам, а также постоянно проживающим иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется возможность онлайн-обращения для регистрации по месту пребывания лично через удобные для них подразделения миграции и оформления гражданства органов внутренних дел, центры государственных услуг, а также через Единый портал интерактивных государственных услуг.
Внедряется система «Е-xabar berish». Устанавливается, что регистрация и ведение учета постоянно проживающих в Республике Узбекистан иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся за регистрацией по месту жительства, осуществляется через данную систему.
Срок пребывания граждан без регистрации по месту жительства сокращается с 15 до 10 рабочих дней, повышается ответственность граждан и собственников жилого помещения за своевременную регистрацию по месту жительства и месту пребывания.
Штрафы за нарушение правил паспортной системы оптимизируются исходя из уровня общественной опасности правонарушений, устанавливается их конкретный размер.
Помимо этого, законом вводится новая норма, согласно которой лица в возрасте до 18 лет и старше 60 лет не могут привлекаться к ответственности за нарушение правил паспортной системы.
Вместе с тем устанавливаются также штрафы в сумме десяти базовых расчетных величин за незаконное изъятие у лиц паспорта или идентификационной ID-карты.
Принятие закона обеспечивает конституционное право населения на свободное передвижение. Закон служит предупреждению излишней бюрократии и коррупционных явлений в правоприменительной практике.
После обсуждения закон одобрен сенаторами.
На пленарном заседании сенаторами рассмотрен Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием микрофинансовой деятельности».
Реформы, осуществляемые в последние годы в стране в сфере микрофинансирования, положительно влияют на повышение доступности микрофинансовых услуг для населения и субъектов предпринимательства.
Однако некоторые ограничения, установленные в отношении деятельности небанковских кредитных организаций, включая ограниченные возможности привлечения дополнительных финансовых ресурсов, препятствуют предоставлению этими организациями микрофинансовых услуг широкому кругу потребителей.
Вместе с тем отсутствие возможности для поэтапного «роста» микрофинансовых организаций с достаточным потенциалом до уровня коммерческих банков требует пересмотра законодательных актов, регулирующих данную сферу.
Поэтому вносятся дополнения и изменения в законы «О Центральном банке Республики Узбекистан», «О банках и банковской деятельности», «О государственной пошлине», «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах» и «О небанковских кредитных организациях и микрофинансовой деятельности».
В целях формирования связующей «цепочки» между микрофинансовыми организациями и коммерческими банками, а также создания возможности для микрофинансовых организаций привлекать дополнительные финансовые ресурсы, в том числе депозиты, законом создается правовая основа для внедрения института микрофинансового банка, уполномоченного оказывать банковские услуги на разрешенных условиях, а также для трансформации микрофинансовых организаций в микрофинансовые банки и микрофинансовых банков в коммерческие банки и наоборот.
Законом закрепляются понятие микрофинансового банка, минимальный размер уставного капитала микрофинансового банка, соблюдение микрофинансовым банком установленных пруденциальных нормативов, особенности изменения деятельности кредитных организаций.
Кроме того, использование фирменных наименований, сходных до степени их смешения с фирменными наименованиями ранее созданных или создаваемых на территории республики банков либо небанковских кредитных организаций, запрещается.
Принятие закона служит популяризации микрофинансовых услуг, поддержке предпринимательских инициатив широких слоев населения, расширению масштабов их использования в регионах.
После обсуждения закон одобрен сенаторами.
На пленарном заседании Сената обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы противодействия экономическим преступлениям».
В стране совершенствуется законодательство на основе принципа защиты интересов личности, общества и государства от преступных посягательств, обеспечения верховенства закона и неотвратимости наказания за содеянное, в этой связи проводятся широкомасштабные реформы.
В качестве логического продолжения осуществляемых реформ в этом направлении Указом Президента Республики Узбекистан от 16 января 2024 года № УП–11 «О мерах по совершенствованию механизмов государственного контроля в сфере противодействия теневой экономике» на Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан возложены дополнительные задачи в сфере обеспечения профилактики нарушений бюджетного законодательства, своевременного раскрытия, всестороннего, полного и объективного расследования экономических преступлений.
Законом закрепляются задачи и полномочия, возложенные указом Президента на Департамент по борьбе с экономическими преступлениями.
В частности, на Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан возлагаются дополнительные задачи в области обеспечения профилактики нарушений бюджетного законодательства, своевременного раскрытия экономических преступлений, всестороннего, полного и беспристрастного расследования.
В свою очередь, в Уголовно-процессуальный кодекс и Закон «О противодействии коррупции» вносятся изменения и дополнения, предусматривающие уточнение полномочий Департамента по производству следствия по уголовным делам.
Кроме того, законом в Кодекс об административной ответственности и Бюджетный кодекс вносятся изменения, предусматривающие возложение полномочий органов Государственного финансового контроля Министерства экономики и финансов на Инспекцию государственного финансового контроля Департамента по борьбе с экономическими преступлениями.
В ходе обсуждения сенаторы отметили, что принятие закона способствует обеспечению законности, точного и единообразного применения норм законов, а также правовому обеспечению реформ, осуществляемых в судебно-правовой сфере.
Закон одобрен сенаторами.
На третьем пленарном заседании Сената Олий Мажлиса рассмотрен также Закон «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Узбекистан «О государственной пошлине».
Отмечалось, что в стране осуществляются реформы, направленные на рациональное и эффективное использование энергетических ресурсов, стабилизацию производства и потребления энергии, необходимой для ускоренного развития экономики, а также упрощение аккредитации представительств иностранных коммерческих организаций.
Однако низкий уровень платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов оказывает негативное влияние на финансовые показатели поставщиков тепловой и электрической энергии. Ограничиваются возможности погашения в кратчайшие сроки возникшей дебиторской задолженности и предоставления качественных услуг населению.
В этой связи законом вносятся нормы, предусматривающие освобождение от уплаты государственной пошлины при обращении в суды с исками, заявлениями и жалобами о взыскании задолженности по оплате за услуги, оказанные предприятиями тепловой и электрической энергии.
Помимо этого, законом вносятся изменения, предусматривающие совершенствование порядка взимания государственной пошлины за аккредитацию представительств иностранных коммерческих организаций Министерством инвестиций, промышленности и торговли.
При этом устанавливается, что уплата государственной пошлины за аккредитацию представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан и продление сроков ее действия осуществляется за каждый год.
Принятие закона служит укреплению платежной дисциплины потребителей энергоресурсов, положительно скажется на финансовых показателях предприятий тепловой и электрической энергии.
После обсуждения закон был одобрен сенаторами.
Также сенаторы обсудили Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее развитие искусства живого исполнения».
Настоящим законом вносятся изменения и дополнения в законы «О защите прав потребителей», «О культурной деятельности и организациях культуры» и «О рекламе».
Министерству культуры предоставляется ряд полномочий, связанных с развитием искусства живого исполнения и поддержкой деятелей искусств, творческих работников и исполнителей.
В частности, предусматривается реализовать меры по определению степени и способов использования живого исполнения или фонограмм при организации и проведении государственных культурных концертно-зрелищных мероприятий, по контролю за соблюдением исполнителями действующего законодательства при использовании фонограмм и авторских произведений, а также поддержке творческих работников, способствующих повышению престижа национального искусства и культуры.
Внедрение новых норм служит дальнейшему развитию музыкальной сферы, открытию новых талантов, широкому стимулированию деятельности певцов и музыкантов, обладающих действительно живым голосом.
Кроме того, законом вносятся дополнения и изменения, обязывающие указывать информацию о степени использования фонограммы в рекламе концертно-зрелищного мероприятия, которая должна составлять не менее десяти процентов от общей рекламной площади (пространства).
Это поможет зрителям сделать осознанный выбор. Какой певец поет, кто написал музыку, насколько вживую он исполняет, сколько фонограммы – все будет ясно и прозрачно.
Принятие данного закона создаст основу для повышения эффективности организации концертно-зрелищных мероприятий, развития искусства живого исполнения, дальнейшего закрепления прав потребителей.
Закон одобрен сенаторами.
На этом второй день работы третьего пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.
Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан