28 мая 2025 года в Ташкенте начало свою работу седьмое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, депутаты местных Кенгашей, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

В первый день седьмого пленарного заседания Сената сначала был рассмотрен Закон «Об идентификации, регистрации и прослеживаемости животных». 

Отмечалось, что в последние годы в стране особое внимание уделяется развитию животноводства, обеспечению продовольственной безопасности и государственной поддержке отрасли.

Кроме того, актуальное значение приобретают вопросы создания цепочки добавленной стоимости, эффективного использования информационно-коммуникационных технологий и достижений науки за счет широкого внедрения в отрасль современных методов производства.

Однако в настоящее время работа по идентификации животных не осуществляется в полной мере, что ограничивает возможность проведения у них профилактических прививочных мероприятий против опасных инфекционных заболеваний и гарантированного поддержания эпизоотической стабильности.

Кроме того, процессы идентификации не оцифрованы, база данных децентрализована, в результате чего сохраняются проблемы с ведением точного учета животных.

Согласно этому закону Комитет ветеринарии и развития животноводства при Министерстве сельского хозяйства определяется уполномоченным органом в области идентификации, регистрации и прослеживаемости животных. 

Четко определяются права и обязанности представителя уполномоченного государственного органа, а также владельца животных. Устанавливаются общие требования, а также сроки идентификации, регистрации и прослеживаемости животных.

Центра идентификации, регистрации и наблюдения за животными наделяется полномочиями по организации мероприятий по идентификации, регистрации, прослеживанию и снятию с учета животных, координации электронной информационной системы и обеспечению обмена информацией в режиме реального времени.

Сенаторами подчеркивалось, что благодаря принятию данного документа будет сформирована единая электронная база учета животных, содержащая данные об их породе и состоянию здоровья, а также регламентированы охрана и перемещение (миграция) животных, создана система постоянного мониторинга.

Кроме того, достигается полная профилактическая вакцинация животных от опасных инфекционных заболеваний, благодаря этому предотвращаются их заражение и гибель. В республике обеспечивается эпизоотическая и эпидемическая стабильность.

По итогам обсуждения закон одобрен сенаторами.

На пленарном заседании Сената обсуждался Закон «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан».

В последние годы в стране осуществляется широкомасштабная работа по устранению бюрократии и административных барьеров при оказании государственных услуг, в том числе по расширению возможностей населения самостоятельно пользоваться электронными государственными услугами в дистанционном режиме, а также по поддержке граждан и предпринимателей и дальнейшему совершенствованию налогового администрирования.

Вместе с тем возникает необходимость в дальнейшей поддержке самостоятельного пользования электронными государственными услугами дистанционно и широкого использования оформления необходимых документов в электронной форме, укреплении их правовых основ.

Поэтому в Налоговый кодекс вносятся изменения, касающиеся применения в электронном документе способов подтверждения, выражающих согласие лица, подписавшего документ, и позволяющих его идентифицировать.

Кроме того, срок внесения излишне взысканных налогов в счет предстоящих платежей по заявлению налогоплательщика сокращается с 15 до 3 дней. От налога на доходы освобождаются граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также их супруг (супруга).

Сенаторы в своих выступлениях отметили, что в обсужденном законе отражены поддержка дистанционного использования электронных государственных услуг, а также дальнейшее упрощение порядка учета излишне взысканной суммы налога за счет предстоящих платежей налогоплательщика по другим налогам, предоставление налоговых льгот отдельным категориям лиц.

Закон одобрен сенаторами.

После этого сенаторами обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности».

Отмечалось, что в стране проводятся системные реформы, направленные на построение гуманного демократического государства, в котором человек, его жизнь, свобода, честь и достоинство являются высшей ценностью.

В рамках этих реформ Конституцией Республики Узбекистан также закреплены гарантии прав человека, в том числе и потерпевшего.

Данный закон является логическим продолжением этих системных реформ. Сегодня некоторые административные правонарушения утратили социальную значимость и их количество резко сократилось. При этом ответственность за одно и то же административное правонарушение устанавливается несколькими статьями Кодекса об административной ответственности. Подчеркивалось, что этот закон разработан в целях их гармонизации.

Документом в кодекс вносятся соответствующие изменения, предусматривающие отмену административной ответственности за отдельные правонарушения исходя из характера деяния, с точки зрения достаточности наказания для достижения намеченной цели.

В отдельной статье также отражается ответственность, предусмотренная различными статьями данного кодекса за одно и то же деяние – потребление табачной продукции в неустановленных местах (статья 561).

Кроме того, устанавливается, что рассмотрение дел, связанных с правонарушениями, предусмотренными отдельными статьями кодекса, допускается только при наличии заявления потерпевшего.

Соответствующие изменения вносятся и в другие статьи Кодекса об административной ответственности с учетом вышеуказанных изменений и дополнений, а также программы административных реформ Нового Узбекистана.

Сенаторы подчеркнули, что благодаря принятию данного закона будет достигнуто усиление гарантий прав человека, обеспечено соблюдение принципа соразмерности при применении мер правового воздействия, снижена нагрузка на ответственные государственные органы, достигнуто досудебное урегулирование некоторых разногласий между гражданами.

По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

Также рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленные на совершенствование правоотношений в налоговой и предпринимательской сфере».

Отмечалось, что в последние годы в нашей стране проводятся последовательные реформы, направленные на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, снижение налогового бремени за счет совершенствования налоговой политики, ускорение экономического развития.

Вместе с тем реализуемые в рамках данных реформ меры обусловливают необходимость дальнейшего совершенствования правовых механизмов, направленных на предупреждение налоговых правонарушений и усиление правовой защиты субъектов предпринимательства в рамках уголовных дел.

Разработанный в этих целях закон вносит изменения и дополнения в Уголовный кодекс и Кодекс об административной ответственности, направленные на усиление ответственности за налоговые правонарушения, увеличение размера ущерба, повлекшего ответственность за уклонение от уплаты налогов или сборов, освобождение от ответственности в случае полного возмещения причиненного ущерба на стадии досудебного производства и в ходе судебного разбирательства, а также уточнение полномочий уполномоченных органов, связанных с осуществлением доследственных действий по проверке и рассмотрением дел об административных правонарушениях.

Уголовно-процессуальный кодекс дополняется положениями, предусматривающими, что представитель, назначенный Бизнес-омбудсманом или Торгово-промышленной палатой, участвует в качестве общественного защитника в процессе дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства по уголовным делам, возбужденным в отношении субъектов предпринимательства.

Кроме того, в Гражданский и Налоговый кодексы вносятся изменения, предусматривающие, что пени не начисляются по налогам и сборам, дополнительно исчисленным и взысканным в ходе расследования до вынесения судом решения, а компенсация, выплаченная за земельные участки, изъятые для государственных нужд, не облагается подоходным налогом.

Сенаторы в своих выступлениях отметили, что данный закон направлен на предупреждение правонарушений в налоговой сфере, обеспечение стабильности налоговых поступлений, создание равных конкурентных условий для развития предпринимательства, усиление гарантий надежной защиты законных интересов предпринимателей.

Данный закон одобрен сенаторами.

Кроме того, рассмотрен Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

Отмечалось, что в последние годы в нашей стране проводится системная работа, направленная на обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и предупреждение правонарушений, надежную защиту прав и законных интересов потребителей, а также профилактику и предупреждение йододефицитных заболеваний.

Вместе с тем возникает необходимость в усилении мер наказания за хищение, невыполнение законных требований сотрудника органов внутренних дел и военнослужащего (сотрудника) Национальной гвардии Республики Узбекистан, а также в создании дополнительных условий для обеспечения защиты прав потребителей в сфере торговли, принятии мер по насыщению потребительского рынка йодированной солью и йодированными пищевыми продуктами.  

В связи с этим данным законом вносятся соответствующие изменения в Кодекс об административной ответственности, Закон «О защите прав потребителей» и Закон «О профилактике йододефицитных заболеваний». 

В частности, предусматривается усиление мер наказания за правонарушения, связанные с мелкими хищениями энергоресурсов и невыполнением законных требований сотрудника органов внутренних дел и военнослужащего (сотрудника) Национальной гвардии Республики Узбекистан. 

Также в Закон «О защите прав потребителей» вносится дополнение, устанавливающее нормы, побуждающие продавцов своевременно исполнять обязательства, указанные договором купли-продажи.

Подчеркивалось, что в 2024 году из 30 070 обращений, поступивших в Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей, в 4213 выражено недовольство тем, что продавцы не доставили в согласованные сроки товары (автомобили, бытовую технику, готовую еду, мебель и т. д.).

Кроме того, в ходе системного изучения соблюдения условий, указанных в договорах купли-продажи автомобилей, в 5332 случаях выявлены нарушения продавцами сроков их поставки.

Поэтому законом четко устанавливается, что в случае неисполнения продавцом обязательства по передаче товара в срок (сроки), указанные в договоре купли-продажи, продавец уплачивает потребителю пеню в размере 0,5 процента от неисполненной части обязательства за каждую единицу времени просрочки (минута, час, день, указанные в договоре), но при этом общая сумма пени не должна превышать стоимость непереданного товара. 

Кроме того, вносятся изменения в Закон «О профилактике йододефицитных заболеваний», предусматривающие производство, ввоз и реализацию в стране только йодированной пищевой соли, обязательное использование йодированной соли при производстве пищевых продуктов, а также уточнение полномочий Министерства здравоохранения Республики Узбекистан в области установления санитарных правил, норм и гигиенических нормативов к йодированию пищевой соли и пищевых продуктов, обороту йодированной соли. 

Сенаторами подчеркивалось, что принятие данного документа служит обеспечению верховенства закона, созданию дополнительных правовых основ по обеспечению защиты прав и законных интересов потребителей, а также охране здоровья населения.

После обсуждения закон одобрен сенаторами.

Далее обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

Отмечалось, что последовательные реформы, направленные на повышение эффективности судебной деятельности и системы правосудия, позволили обеспечить открытость и прозрачность в деятельности судов. В результате реформ открытость судебной системы приведена в соответствие с передовыми международными стандартами.

Так, налажен открытый диалог с населением, растет число выездных судебных заседаний, на новый уровень выведено взаимодействие судов с общественностью и средствами массовой информации.

Всем гражданам предоставляется ​​возможность беспрепятственно участвовать в открытых судебных заседаниях. Решения судов публикуются в режиме онлайн без какой-либо секретности.

Вместе с тем в стране законодательными актами закреплена надежная защита прав и свобод личности, уважение ее чести и достоинства.

Так, статья 31 Конституции устанавливает, что каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства. Также право на защиту персональных данных закреплено на конституционном уровне.

Следует отметить, что принят ряд нормативно-правовых актов о проведении закрытых судебных заседаний, четко определены порядок и сроки их проведения.

Закон является логическим продолжением правовых реформ и предусматривает возложение на участников судебного разбирательства обязанности не разглашать сведения закрытых судебных заседаний, а также установление уголовной ответственности за нарушение Уголовного кодекса, Уголовно-процессуального кодекса, Гражданского процессуального кодекса, Экономического процессуального кодекса и Кодекса об административном судопроизводстве.

В частности, законом дополняется наименование статьи 239 Уголовного кодекса «Разглашение данных дознания, предварительного следствия или судебного заседания» и устанавливается ответственность за их разглашение лицом, на которого возложена обязанность не разглашать данные дознания, предварительного следствия или суда без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда.

Также Уголовно-процессуальный кодекс дополняется новой статьей, а статьи Гражданского процессуального и Экономического процессуального кодексов, а также Кодекса об административном судопроизводстве, касающиеся судебного заседания, дополняются новой частью, устанавливающей, что при рассмотрении дела в закрытом судебном заседании лица, в нем участвующие, предупреждаются о неразглашении без разрешения суда данных и обстоятельств судебного заседания, о чем у них должна быть взята расписка. При этом в расписке должно быть также предупреждение об ответственности за нарушение этой обязанности, предусмотренной статьей 239 Уголовного кодекса.

Сенаторы подчеркнули, что реализация данного закона способствует дальнейшему усилению гарантий защиты прав и свобод личности в судебном процессе, предотвращению разглашения сведений о частной жизни участников судебного разбирательства.

Закон одобрен сенаторами.

Наряду с этим сенаторы обсудили Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием института мер принуждения в уголовном процессе».

Отмечалось, что в последние годы в стране проводятся масштабные реформы, направленные на создание надежной системы защиты прав и свобод человека, поднятие ее на новый уровень по принципу «Во имя чести и достоинства человека», усиление гарантий защиты прав и свобод личности в деятельности судебных и правоохранительных органов, а также дальнейшее укрепление доверия населения к правоохранительной системе.

Подчеркивалось, что данный закон является логическим продолжением этих системных реформ и разработан в целях обеспечения выполнения задач, определенных Стратегией «Узбекистан-2030».

Законом вносится ряд дополнений и изменений в Уголовно-процессуальный кодекс, а также в законы «О прокуратуре» и «О судах».

Так, Уголовно-процессуальный кодекс дополняется новой главой, в которой изложены цели и основания временного ограничения права на выезд из Республики Узбекистан, а также такие нормы, как возбуждение ходатайства о временном ограничении права на выезд из Республики Узбекистан, рассмотрение такого ходатайства, определение суда, временное ограничение или отказ в ограничении права на выезд из Республики Узбекистан.

Кроме того, в законы «О судах» и «О прокуратуре» вносятся дополнения, предусматривающие рассмотрение судами ходатайства о приостановлении действия паспорта (проездного документа), а также рассмотрение прокурорами ходатайства о приостановлении действия паспорта (проездного документа) и внесение его в суды в случае их согласия. 

Сенаторы отметили, что данный закон важен тем, что направлен на обеспечение надежной защиты прав и свобод граждан, дальнейшее повышение качества правосудия.

По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

На пленарном заседании рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием налогового и бюджетного законодательства».

Отмечалось, что в стране последовательно реализуются меры по совершенствованию налогового и бюджетного законодательства, упрощению требований налогового законодательства и внедрению новых и эффективных инструментов налогового администрирования, снижению налоговой нагрузки на субъектов предпринимательства, а также совершенствованию деятельности органов государственного финансового контроля.

Документом в Бюджетный кодекс вносятся изменения и дополнения, которые предусматривают срок внесения в парламент проекта закона о Государственном бюджете Республики Узбекистан на очередной год и Бюджетного послания, размещения на официальных веб-сайтах и ​​информационном портале «Открытый бюджет» информации о финансировании мероприятий, сформированных на основе общественного мнения.

Кроме того, предусматривается также внести в Налоговый кодекс порядок взимания налогов с земельных участков, предоставленных в аренду бюджетным организациям, порядок уплаты земельного налога арендодателем или арендатором, а также предоставление налоговых льгот субъектам предпринимательства, осуществляющим деятельность в отдельных сферах, и другие вопросы.

Однако сенаторы особо отметили, что в данном законе есть некоторые вопросы, которые требуют доработки.

Так, внимание акцентировано на необходимости пересмотра вопроса оказания платных услуг по медицинскому оборудованию, приобретенному в рамках безвозмездной помощи.

Также подчеркнута необходимость установления четких сроков принятия и утверждения парламентом Государственного бюджета.

В ходе обсуждения отмечалось, что некоторые правовые нормы требуют доработки и совершенствования с учетом принятых в последнее время законодательных актов.

С учетом этого принято постановление Сената о целесообразности пересмотра закона.

На этом первый день работы седьмого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.

Информационная служба

Сената Олий Мажлиса

 Республики Узбекистан

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
ИНФОРМАЦИЯ о седьмом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

28 мая 2025 года в Ташкенте начало свою работу седьмое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, депутаты местных Кенгашей, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

В первый день седьмого пленарного заседания Сената сначала был рассмотрен Закон «Об идентификации, регистрации и прослеживаемости животных». 

Отмечалось, что в последние годы в стране особое внимание уделяется развитию животноводства, обеспечению продовольственной безопасности и государственной поддержке отрасли.

Кроме того, актуальное значение приобретают вопросы создания цепочки добавленной стоимости, эффективного использования информационно-коммуникационных технологий и достижений науки за счет широкого внедрения в отрасль современных методов производства.

Однако в настоящее время работа по идентификации животных не осуществляется в полной мере, что ограничивает возможность проведения у них профилактических прививочных мероприятий против опасных инфекционных заболеваний и гарантированного поддержания эпизоотической стабильности.

Кроме того, процессы идентификации не оцифрованы, база данных децентрализована, в результате чего сохраняются проблемы с ведением точного учета животных.

Согласно этому закону Комитет ветеринарии и развития животноводства при Министерстве сельского хозяйства определяется уполномоченным органом в области идентификации, регистрации и прослеживаемости животных. 

Четко определяются права и обязанности представителя уполномоченного государственного органа, а также владельца животных. Устанавливаются общие требования, а также сроки идентификации, регистрации и прослеживаемости животных.

Центра идентификации, регистрации и наблюдения за животными наделяется полномочиями по организации мероприятий по идентификации, регистрации, прослеживанию и снятию с учета животных, координации электронной информационной системы и обеспечению обмена информацией в режиме реального времени.

Сенаторами подчеркивалось, что благодаря принятию данного документа будет сформирована единая электронная база учета животных, содержащая данные об их породе и состоянию здоровья, а также регламентированы охрана и перемещение (миграция) животных, создана система постоянного мониторинга.

Кроме того, достигается полная профилактическая вакцинация животных от опасных инфекционных заболеваний, благодаря этому предотвращаются их заражение и гибель. В республике обеспечивается эпизоотическая и эпидемическая стабильность.

По итогам обсуждения закон одобрен сенаторами.

На пленарном заседании Сената обсуждался Закон «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан».

В последние годы в стране осуществляется широкомасштабная работа по устранению бюрократии и административных барьеров при оказании государственных услуг, в том числе по расширению возможностей населения самостоятельно пользоваться электронными государственными услугами в дистанционном режиме, а также по поддержке граждан и предпринимателей и дальнейшему совершенствованию налогового администрирования.

Вместе с тем возникает необходимость в дальнейшей поддержке самостоятельного пользования электронными государственными услугами дистанционно и широкого использования оформления необходимых документов в электронной форме, укреплении их правовых основ.

Поэтому в Налоговый кодекс вносятся изменения, касающиеся применения в электронном документе способов подтверждения, выражающих согласие лица, подписавшего документ, и позволяющих его идентифицировать.

Кроме того, срок внесения излишне взысканных налогов в счет предстоящих платежей по заявлению налогоплательщика сокращается с 15 до 3 дней. От налога на доходы освобождаются граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также их супруг (супруга).

Сенаторы в своих выступлениях отметили, что в обсужденном законе отражены поддержка дистанционного использования электронных государственных услуг, а также дальнейшее упрощение порядка учета излишне взысканной суммы налога за счет предстоящих платежей налогоплательщика по другим налогам, предоставление налоговых льгот отдельным категориям лиц.

Закон одобрен сенаторами.

После этого сенаторами обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности».

Отмечалось, что в стране проводятся системные реформы, направленные на построение гуманного демократического государства, в котором человек, его жизнь, свобода, честь и достоинство являются высшей ценностью.

В рамках этих реформ Конституцией Республики Узбекистан также закреплены гарантии прав человека, в том числе и потерпевшего.

Данный закон является логическим продолжением этих системных реформ. Сегодня некоторые административные правонарушения утратили социальную значимость и их количество резко сократилось. При этом ответственность за одно и то же административное правонарушение устанавливается несколькими статьями Кодекса об административной ответственности. Подчеркивалось, что этот закон разработан в целях их гармонизации.

Документом в кодекс вносятся соответствующие изменения, предусматривающие отмену административной ответственности за отдельные правонарушения исходя из характера деяния, с точки зрения достаточности наказания для достижения намеченной цели.

В отдельной статье также отражается ответственность, предусмотренная различными статьями данного кодекса за одно и то же деяние – потребление табачной продукции в неустановленных местах (статья 561).

Кроме того, устанавливается, что рассмотрение дел, связанных с правонарушениями, предусмотренными отдельными статьями кодекса, допускается только при наличии заявления потерпевшего.

Соответствующие изменения вносятся и в другие статьи Кодекса об административной ответственности с учетом вышеуказанных изменений и дополнений, а также программы административных реформ Нового Узбекистана.

Сенаторы подчеркнули, что благодаря принятию данного закона будет достигнуто усиление гарантий прав человека, обеспечено соблюдение принципа соразмерности при применении мер правового воздействия, снижена нагрузка на ответственные государственные органы, достигнуто досудебное урегулирование некоторых разногласий между гражданами.

По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

Также рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленные на совершенствование правоотношений в налоговой и предпринимательской сфере».

Отмечалось, что в последние годы в нашей стране проводятся последовательные реформы, направленные на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, снижение налогового бремени за счет совершенствования налоговой политики, ускорение экономического развития.

Вместе с тем реализуемые в рамках данных реформ меры обусловливают необходимость дальнейшего совершенствования правовых механизмов, направленных на предупреждение налоговых правонарушений и усиление правовой защиты субъектов предпринимательства в рамках уголовных дел.

Разработанный в этих целях закон вносит изменения и дополнения в Уголовный кодекс и Кодекс об административной ответственности, направленные на усиление ответственности за налоговые правонарушения, увеличение размера ущерба, повлекшего ответственность за уклонение от уплаты налогов или сборов, освобождение от ответственности в случае полного возмещения причиненного ущерба на стадии досудебного производства и в ходе судебного разбирательства, а также уточнение полномочий уполномоченных органов, связанных с осуществлением доследственных действий по проверке и рассмотрением дел об административных правонарушениях.

Уголовно-процессуальный кодекс дополняется положениями, предусматривающими, что представитель, назначенный Бизнес-омбудсманом или Торгово-промышленной палатой, участвует в качестве общественного защитника в процессе дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства по уголовным делам, возбужденным в отношении субъектов предпринимательства.

Кроме того, в Гражданский и Налоговый кодексы вносятся изменения, предусматривающие, что пени не начисляются по налогам и сборам, дополнительно исчисленным и взысканным в ходе расследования до вынесения судом решения, а компенсация, выплаченная за земельные участки, изъятые для государственных нужд, не облагается подоходным налогом.

Сенаторы в своих выступлениях отметили, что данный закон направлен на предупреждение правонарушений в налоговой сфере, обеспечение стабильности налоговых поступлений, создание равных конкурентных условий для развития предпринимательства, усиление гарантий надежной защиты законных интересов предпринимателей.

Данный закон одобрен сенаторами.

Кроме того, рассмотрен Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

Отмечалось, что в последние годы в нашей стране проводится системная работа, направленная на обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и предупреждение правонарушений, надежную защиту прав и законных интересов потребителей, а также профилактику и предупреждение йододефицитных заболеваний.

Вместе с тем возникает необходимость в усилении мер наказания за хищение, невыполнение законных требований сотрудника органов внутренних дел и военнослужащего (сотрудника) Национальной гвардии Республики Узбекистан, а также в создании дополнительных условий для обеспечения защиты прав потребителей в сфере торговли, принятии мер по насыщению потребительского рынка йодированной солью и йодированными пищевыми продуктами.  

В связи с этим данным законом вносятся соответствующие изменения в Кодекс об административной ответственности, Закон «О защите прав потребителей» и Закон «О профилактике йододефицитных заболеваний». 

В частности, предусматривается усиление мер наказания за правонарушения, связанные с мелкими хищениями энергоресурсов и невыполнением законных требований сотрудника органов внутренних дел и военнослужащего (сотрудника) Национальной гвардии Республики Узбекистан. 

Также в Закон «О защите прав потребителей» вносится дополнение, устанавливающее нормы, побуждающие продавцов своевременно исполнять обязательства, указанные договором купли-продажи.

Подчеркивалось, что в 2024 году из 30 070 обращений, поступивших в Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей, в 4213 выражено недовольство тем, что продавцы не доставили в согласованные сроки товары (автомобили, бытовую технику, готовую еду, мебель и т. д.).

Кроме того, в ходе системного изучения соблюдения условий, указанных в договорах купли-продажи автомобилей, в 5332 случаях выявлены нарушения продавцами сроков их поставки.

Поэтому законом четко устанавливается, что в случае неисполнения продавцом обязательства по передаче товара в срок (сроки), указанные в договоре купли-продажи, продавец уплачивает потребителю пеню в размере 0,5 процента от неисполненной части обязательства за каждую единицу времени просрочки (минута, час, день, указанные в договоре), но при этом общая сумма пени не должна превышать стоимость непереданного товара. 

Кроме того, вносятся изменения в Закон «О профилактике йододефицитных заболеваний», предусматривающие производство, ввоз и реализацию в стране только йодированной пищевой соли, обязательное использование йодированной соли при производстве пищевых продуктов, а также уточнение полномочий Министерства здравоохранения Республики Узбекистан в области установления санитарных правил, норм и гигиенических нормативов к йодированию пищевой соли и пищевых продуктов, обороту йодированной соли. 

Сенаторами подчеркивалось, что принятие данного документа служит обеспечению верховенства закона, созданию дополнительных правовых основ по обеспечению защиты прав и законных интересов потребителей, а также охране здоровья населения.

После обсуждения закон одобрен сенаторами.

Далее обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

Отмечалось, что последовательные реформы, направленные на повышение эффективности судебной деятельности и системы правосудия, позволили обеспечить открытость и прозрачность в деятельности судов. В результате реформ открытость судебной системы приведена в соответствие с передовыми международными стандартами.

Так, налажен открытый диалог с населением, растет число выездных судебных заседаний, на новый уровень выведено взаимодействие судов с общественностью и средствами массовой информации.

Всем гражданам предоставляется ​​возможность беспрепятственно участвовать в открытых судебных заседаниях. Решения судов публикуются в режиме онлайн без какой-либо секретности.

Вместе с тем в стране законодательными актами закреплена надежная защита прав и свобод личности, уважение ее чести и достоинства.

Так, статья 31 Конституции устанавливает, что каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства. Также право на защиту персональных данных закреплено на конституционном уровне.

Следует отметить, что принят ряд нормативно-правовых актов о проведении закрытых судебных заседаний, четко определены порядок и сроки их проведения.

Закон является логическим продолжением правовых реформ и предусматривает возложение на участников судебного разбирательства обязанности не разглашать сведения закрытых судебных заседаний, а также установление уголовной ответственности за нарушение Уголовного кодекса, Уголовно-процессуального кодекса, Гражданского процессуального кодекса, Экономического процессуального кодекса и Кодекса об административном судопроизводстве.

В частности, законом дополняется наименование статьи 239 Уголовного кодекса «Разглашение данных дознания, предварительного следствия или судебного заседания» и устанавливается ответственность за их разглашение лицом, на которого возложена обязанность не разглашать данные дознания, предварительного следствия или суда без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда.

Также Уголовно-процессуальный кодекс дополняется новой статьей, а статьи Гражданского процессуального и Экономического процессуального кодексов, а также Кодекса об административном судопроизводстве, касающиеся судебного заседания, дополняются новой частью, устанавливающей, что при рассмотрении дела в закрытом судебном заседании лица, в нем участвующие, предупреждаются о неразглашении без разрешения суда данных и обстоятельств судебного заседания, о чем у них должна быть взята расписка. При этом в расписке должно быть также предупреждение об ответственности за нарушение этой обязанности, предусмотренной статьей 239 Уголовного кодекса.

Сенаторы подчеркнули, что реализация данного закона способствует дальнейшему усилению гарантий защиты прав и свобод личности в судебном процессе, предотвращению разглашения сведений о частной жизни участников судебного разбирательства.

Закон одобрен сенаторами.

Наряду с этим сенаторы обсудили Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием института мер принуждения в уголовном процессе».

Отмечалось, что в последние годы в стране проводятся масштабные реформы, направленные на создание надежной системы защиты прав и свобод человека, поднятие ее на новый уровень по принципу «Во имя чести и достоинства человека», усиление гарантий защиты прав и свобод личности в деятельности судебных и правоохранительных органов, а также дальнейшее укрепление доверия населения к правоохранительной системе.

Подчеркивалось, что данный закон является логическим продолжением этих системных реформ и разработан в целях обеспечения выполнения задач, определенных Стратегией «Узбекистан-2030».

Законом вносится ряд дополнений и изменений в Уголовно-процессуальный кодекс, а также в законы «О прокуратуре» и «О судах».

Так, Уголовно-процессуальный кодекс дополняется новой главой, в которой изложены цели и основания временного ограничения права на выезд из Республики Узбекистан, а также такие нормы, как возбуждение ходатайства о временном ограничении права на выезд из Республики Узбекистан, рассмотрение такого ходатайства, определение суда, временное ограничение или отказ в ограничении права на выезд из Республики Узбекистан.

Кроме того, в законы «О судах» и «О прокуратуре» вносятся дополнения, предусматривающие рассмотрение судами ходатайства о приостановлении действия паспорта (проездного документа), а также рассмотрение прокурорами ходатайства о приостановлении действия паспорта (проездного документа) и внесение его в суды в случае их согласия. 

Сенаторы отметили, что данный закон важен тем, что направлен на обеспечение надежной защиты прав и свобод граждан, дальнейшее повышение качества правосудия.

По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

На пленарном заседании рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием налогового и бюджетного законодательства».

Отмечалось, что в стране последовательно реализуются меры по совершенствованию налогового и бюджетного законодательства, упрощению требований налогового законодательства и внедрению новых и эффективных инструментов налогового администрирования, снижению налоговой нагрузки на субъектов предпринимательства, а также совершенствованию деятельности органов государственного финансового контроля.

Документом в Бюджетный кодекс вносятся изменения и дополнения, которые предусматривают срок внесения в парламент проекта закона о Государственном бюджете Республики Узбекистан на очередной год и Бюджетного послания, размещения на официальных веб-сайтах и ​​информационном портале «Открытый бюджет» информации о финансировании мероприятий, сформированных на основе общественного мнения.

Кроме того, предусматривается также внести в Налоговый кодекс порядок взимания налогов с земельных участков, предоставленных в аренду бюджетным организациям, порядок уплаты земельного налога арендодателем или арендатором, а также предоставление налоговых льгот субъектам предпринимательства, осуществляющим деятельность в отдельных сферах, и другие вопросы.

Однако сенаторы особо отметили, что в данном законе есть некоторые вопросы, которые требуют доработки.

Так, внимание акцентировано на необходимости пересмотра вопроса оказания платных услуг по медицинскому оборудованию, приобретенному в рамках безвозмездной помощи.

Также подчеркнута необходимость установления четких сроков принятия и утверждения парламентом Государственного бюджета.

В ходе обсуждения отмечалось, что некоторые правовые нормы требуют доработки и совершенствования с учетом принятых в последнее время законодательных актов.

С учетом этого принято постановление Сената о целесообразности пересмотра закона.

На этом первый день работы седьмого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.

Информационная служба

Сената Олий Мажлиса

 Республики Узбекистан