26 июня в Ташкенте продолжило свою работу восьмое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, депутаты местных Кенгашей, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.
Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.
Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.
Второй день работы пленарного заседания начался с рассмотрения Закона «О ратификации Соглашения о создании Механизма гражданской защиты Организации тюркских государств (Бишкек, 6 ноября 2024 г.)».
Отмечалось, что Соглашение разработано в рамках заседания Совета глав государств Организации тюркских государств, состоявшегося 6 ноября 2024 года в Бишкеке Кыргызской Республики под девизом «Расширение тюркского мира: экономическая интеграция, устойчивое развитие, цифровое будущее и безопасность для всех», и подписано Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Турцией и Узбекистаном.
Основной целью данного документа являются налаживание эффективного сотрудничества между органами по чрезвычайным ситуациям государств-членов Организации в области предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и укрепление дружественных отношений между членами Организации в этой области.
Соглашение предусматривает эффективную организацию совместной деятельности государств-членов для удовлетворения неотложных потребностей в механизме гражданской защиты в случае стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть на территории государств-наблюдателей и других государств.
Определены правовые основы и механизмы по таким вопросам, как налаживание эффективного сотрудничества между органами по чрезвычайным ситуациям государств-членов Организации, координация оперативных поисково-спасательных работ при стихийных бедствиях, систематизация результатов мониторинга, анализа и взаимного обмена опытом в этой области, а также поднятие на новый уровень взаимопомощи и сотрудничества.
Ратификация законом данного Соглашения позволит вывести на новый уровень международное сотрудничество в области чрезвычайных ситуаций и предупреждения, прогнозирования, мониторинга и анализа стихийных бедствий. Кроме того, документ позволит обмениваться передовым опытом эффективной организации управления и поисково-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций и положений.
По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.
Затем обсуждался Закон «О присоединении Республики Узбекистан к Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб (Вена, 21 мая 1963 г.)».
Отмечалось, что в результате присоединения Республики Узбекистан к настоящей конвенции будут применяться основные нормы, определяющие режим ответственности за вред, причиненный инцидентами на гражданских объектах использования атомной энергии, порядок, условия и принципы возмещения вреда. Режим ядерной ответственности также предусматривает выплату компенсации народу Узбекистана в случае ядерной катастрофы.
Основной целью настоящего документа является установление ответственности оператора за ядерный ущерб, вызванный инцидентами на объектах, управляемых оператором ядерного устройства, а также минимальных требований для обеспечения финансовой защиты от ядерного ущерба.
Подчеркивалось, что присоединение страны к Венской конвенции обеспечивает признанные на международном уровне правовые механизмы возмещения ущерба, усиливает защиту потерпевших, устанавливает четкие обязательства оператора ядерных установок и создает надежные финансовые гарантии возмещения возможных убытков. Это повысит доверие к национальной системе ядерной безопасности, укрепит международное сотрудничество и обеспечит соблюдение современных стандартов в области ядерной ответственности.
Присоединение Узбекистана к Венской конвенции послужит обеспечению выхода страны на международно-правовое поле в области ядерной энергетики и безопасности, гарантированию ядерной безопасности, надлежащей защите прав пострадавших от ядерного ущерба, четкому определению ответственности государства в области ядерной энергетики, а также внедрению системы страхования и компенсационных механизмов в области ядерной энергетики. Кроме того, расширится сотрудничество Узбекистана с Международным агентством по атомной энергии и активизируется работа по реализации перспективных проектов в рамках его программ.
По окончании обсуждения закон одобрен сенаторами.
На восьмом пленарном заседании Сената заслушан отчет о деятельности Центрального банка Республики Узбекистан в 2024 году.
Как было отмечено, в прошлом году в деятельности Центрального банка основное внимание было уделено ослаблению инфляционного давления совокупного спроса, стимулированию сберегательной активности населения и обеспечению достижения целевого показателя инфляции в среднесрочной перспективе.
Также приоритетными задачами в этот период были определены оптимизация показателей финансовой устойчивости банковской системы, смягчение негативного воздействия возможных рисков, предупреждение случаев киберугроз и мошенничества с банковскими услугами и расчетными операциями.
В результате реализации этих задач общий размер капитала банковской системы в 2024 году увеличился на 18 процентов, а размер уставного капитала – на 22 процента. Коэффициент достаточности капитала составил 17,4 процента (минимальное требование 13 процентов, сохранившись на уровне предыдущего года (17,5 процента).
Объем кредитов, выделенных банками на поддержку предпринимательских инициатив, финансирование инвестиционных проектов и нужд населения в отчетном году, по сравнению с 2023 годом увеличился на 35,8 триллиона сумов и составил 287,1 триллиона сумов. Общий остаток кредитных вложений в экономику составил 566,2 триллиона сумов и вырос на 14 процентов.
В результате принятых мер и благодаря уменьшению инфляционных рисков базовая ставка была снижена с 14 процентов до 13,5 процента.
Эти меры в денежно-кредитной сфере повлияли на высокие темпы роста инфляции, уровень инфляции в конце года составил 9,8 процента, а базовый уровень инфляции – 7,2 процента.
На заседании сенаторы акцентировали внимание на недостатках, которые необходимо устранить Центральному банку, и предстоящих задачах.
Так, коммерческие банки, не соблюдая требований законодательных актов, необоснованно взыскивали с субъектов предпринимательства проценты по кредиту и пени, не учитывали сроки, установленные при выделении кредитов в рамках программы развития семейного предпринимательства. Интеграция систем «НUMO» и «UZCARD» еще не завершена. Доля проблемных кредитов сохраняется на уровне прошлого года.
Заслушана информация ответственных работников о мерах, принимаемых для устранения указанных недостатков.
В ходе обсуждения отмечалась необходимость пресечения случаев хищения средств граждан с банковских карт различными способами мошенничества.
Сенаторы внесли предложения о принятии мер по снижению уровня базовой инфляции, обеспечению стабильной работы платежных систем, расширению сферы услуг. Подчеркнута необходимость усиления мер кибербезопасности и пресечения случаев незаконного взыскания средств с предпринимателей.
По завершении обсуждения с учетом высказанных предложений принято соответствующее постановление Сената.
Также сенаторы рассмотрели вопрос о направлении парламентского запроса министру занятости и сокращения бедности о соблюдении трудового законодательства.
Подчеркивалось, что на встречах членов Сената с избирателями на местах, в том числе на выездных приемах, в обращениях, поступающих в Сенат, а также в социальных сетях граждане в последнее время высказывают возражения в связи с недостаточным соблюдением государственными органами, предприятиями и организациями трудового законодательства. Принимая это во внимание, данный вопрос был изучен Комитетом Сената по судебно-правовым вопросам и противодействию коррупции.
Как показало изучение обращений, связанных с занятостью и трудовыми отношениями, поступивших в виртуальные и народные приемные Президента Республики Узбекистан в 2023–2024 годах, деятельность некоторых государственных учреждений, предприятий и организаций по работе с обращениями остается неудовлетворительной.
В государственные органы и организации, а также органы государственной власти на местах поступило 167 314 обращений по указанным вопросам. Хотя количество обращений в 2024 году (80 816) сократилось почти на 6 тысяч, или 7 процентов, по сравнению с 2023 годом (86 498), количество обращений по вопросам, связанным с оплатой труда и управлением в сфере труда и занятости, увеличилось.
Если исходить из дел, рассмотренных в судах в 2024 году, то приняты судебные решения о взыскании с работодателей заработной платы в размере 166 миллиардов сумов в пользу граждан, чьи права нарушены из-за несоблюдения на местах трудового законодательства, 22 миллиардов сумов за прогулы, 20 миллиардов сумов за моральный вред, 17 миллиардов сумов госпошлины. В результате незаконных приказов некоторых руководителей нанесен ущерб на общую сумму 225 миллиардов сумов, что по сравнению с 2023 годом больше на 86 миллиардов сумов.
Большая часть трудовых споров – споры, связанные с взысканием заработной платы и денежной компенсации, восстановлением на работе, трудовым отпуском, незаконным отказом в приеме на работу.
Сенаторы подвергли критике то, что это приводит к увеличению справедливых нареканий населения и резкому росту количества его жалоб о несправедливости.
По итогам обсуждения принято постановление Сената о направлении парламентского запроса по данному вопросу.
На пленарном заседании также обсуждался вопрос направления парламентского запроса в Кабинет Министров о принимаемых мерах по совершенствованию системы взыскания и выплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей.
Отмечалось, что в последние годы в стране проводится определенная работа по обеспечению и гарантированию прав детей и их социальной защиты, в частности, по совершенствованию системы взыскания и уплаты алиментов на содержание детей.
Так, Конституция Республики Узбекистан устанавливает, что создание наилучших условий для полноценного развития ребенка является обязанностью государства.
В законодательстве также усилены меры административной и уголовной ответственности за уклонение от уплаты алиментов.
Закреплено, что в случае неисполнения должником судебного акта по неуважительным причинам ему может быть временно ограничен выезд из страны.
Вместе с тем в Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре создан Фонд выплаты алиментов, которому выделено 50 миллиардов сумов.
Проведенные в данной сфере реформы дали положительные результаты. В частности, Бюро принудительного исполнения в течение 2024 года взыскало алиментов в размере 2,1 триллиона сумов, в том числе 46,3 миллиарда сумов авансовых платежей. По состоянию на январь 2025 года из Фонда выплаты алиментов 1723 взыскателям выплачено 40,6 миллиарда сумов.
Также в прошлом году осуществлено примирение 13 252 семей, трудоустроены 25 113 безработных должников, в том числе 8201 – через «Платформу занятости».
Во время обсуждения сенаторы отметили, что имеются некоторые проблемы и недостатки при взыскании и уплате алиментов на содержание детей. Хотя в Основном Законе закреплено, что родители обязаны содержать своих детей до их совершеннолетия, внимание обращено на то, что некоторые родители безответственно относятся к выполнению этой обязанности.
В 2023 году за уклонение от материального обеспечения к административной ответственности привлечено 5697 лиц, а в 2024 году этот показатель вырос на 35 процентов. К административной ответственности за уклонение от материального обеспечения привлечены 8833 лица, и только в прошлом году судами по уголовным делам вынесено 1109 обвинительных приговоров.
Сенаторы обратили внимание на то, что возникают некоторые проблемы при взыскании алиментов с должников, которые не имеют работы и определенного дохода. Они подвергли критике затягивание реализации задач по присоединению к Гаагской конвенции о международном порядке взыскания алиментов на детей и иных форм содержания семьи, расширению источников формирования Фонда выплаты алиментов, интеграции единой информационной системы исполнения и контроля алиментных обязательств с электронной системой Казначейства Министерства экономики и финансов.
Хотя из Фонда выплаты алиментов 1723 взыскателям выплачено 40,6 миллиарда сумов, в Фонд возвращено лишь 2 процента этих средств, то есть 849,2 миллиона сумов. Отмечалось, что необходимо принять действенные меры и в этом направлении.
Кроме того, в статье 107 Семейного кодекса закреплено, что в случае, если несовершеннолетний ребенок по решению суда отобран у родителей и помещен в детское воспитательное учреждение, алименты взыскиваются с каждого из родителей в установленных размерах в пользу этого ребенка. При этом взысканные алименты аккумулируются на банковском счете, открытом на имя данного ребенка, и выплачиваются ему по достижении совершеннолетия.
Однако, поскольку правовые основания для открытия банковского счета на имя несовершеннолетних детей не определены, алименты до настоящего времени выплачивались на другие счета.
По итогам обсуждения Сенат принял постановление о направлении в Кабинет Министров парламентского запроса, содержащего вышеуказанные актуальные вопросы.
Сенаторы также утвердили постановления Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В ходе пленарного заседания рассмотрено 13 вопросов, в том числе 8 законов, направленных на укрепление правовых основ всех сфер жизни общества и повышение эффективности осуществляемых в стране масштабных преобразований, развитие международного сотрудничества.
На этом восьмое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершилось.
Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан