1 октября – День учителей и наставников

Когда речь идет о развитии страны, на первый план выходит воспитание молодого поколения. В основе воспитания лежит образование, поэтому эти понятия неразделимы. Основная обязанность учителя – суметь дать воспитание, которое закладывает почву для образования.

Каков сегодня масштаб работ по повышению статуса учителей в нашей стране и достойной оценке их труда? Этим вопросам была посвящена наша беседа с министром дошкольного и школьного образования Республики Узбекистан Хилолой УМАРОВОЙ.

– Прежде всего поздравляем вас и в вашем лице всех наших педагогов с 1 октября – Днем учителей и наставников. 

– Благодарю! Прежде чем начать нашу беседу, мне хотелось бы искренне поздравить всех учителей и наставников нашей страны с приближающимся праздником. Желаю представителям нашей благородной, но в то же время трудной профессии больших успехов в профессиональной деятельности, семейного счастья и благополучия, крепкого здоровья и неиссякаемой энергии.

– Какую работу по защите прав учителей вы можете отметить?

– Следует признать, что в недавнем прошлом имели место такие неприятные ситуации, как привлечение учителей к принудительному труду, принуждение их к выполнению работы, не входящей в их профессиональные обязанности. Благодаря твердой воле и личной инициативе главы нашего государства в последние годы подобным актам дискриминации прав человека был положен конец. Повышение статуса и авторитета педагогов рассматривается на уровне государственной политики, создаются необходимые условия для их полноценной профессиональной деятельности. В статье 52 новой редакции Конституции приведен ряд правовых оснований в части защиты чести и достоинства учителей, обеспечения их социального и материального благополучия, профессионального роста. Это создало правовую основу для повышения авторитета учителей в обществе и защиты их профессиональной деятельности государством.

Не будет ошибкой утверждать, что Закон, принятый 27 марта текущего года «О внесении дополнений и изменений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с усилением ответственности за воспрепятствование выполнению служебных обязанностей педагогическими работниками» стал логическим продолжением усилий в данном направлении. Жизнеспособность закрепленных в законе правовых норм заключается в четком и справедливом определении аспектов, связанных с нарушением трудовых прав педагогов.

Обратите внимание, что в целом привлечение лица к принудительным работам наказывается штрафом в размере до стократной базовой расчетной величины, а согласно этому закону привлечение педагогов к принудительным работам наказывается штрафом до ста пятидесяти базовых расчетных величин.

Еще один аспект: отныне административное принуждение к труду в какой-либо форме, за исключением случаев, предусмотренных законом, совершенное в отношении педагогического работника образовательной организации, после применения административного взыскания за такое же деяние наказывается штрафом от ста пятидесяти до двухсот базовых расчетных величин или лишением определенного права до трех лет либо исправительными работами до трех лет. Из этого следует, что привлечение или принуждение педагогов к принудительному труду может стать причиной не только административной, но и уголовной ответственности. Если говорить конкретнее, то должностные лица, неоднократно совершающие подобную ситуацию, могут быть приговорены к административному наказанию сроком до 15 суток.

В то же время другой проект закона Республики Узбекистан «О статусе учителя», который находится на рассмотрении Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, предусматривает ряд важных аспектов. В частности, запрещается требовать от педагога формирования и предоставления отчетов и иной информации, не входящей в его профессиональные обязанности, в том числе сведений о налогах, коммунальных платежах, кредитах и ​​других долгах населения, отчетов о трудоустройстве выпускников.

– Какая работа осуществляется в школах для увеличения ученических мест и создания благоприятных условий для учителей?

– Безусловно, со временем демографический рост населения и, соответственно, увеличение потребностей в образовании порождают необходимость постоянного обновления инфраструктуры отрасли и создания большего количества ученических мест. В этом направлении за прошедший период текущего года был проведен ряд важных работ.

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по развитию социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан в 2023–2025 годах» от 30 декабря 2022 года в этом году в нашей стране будет проведена работа по строительству, ремонту и оснащению 338 общеобразовательных школ (в том числе строительство 24 новых, реконструкция 237 и капитальный ремонт 77 школ). На эти цели из Госбюджета выделено более 2,1 триллиона сумов.

В 236 из 338 общеобразовательных учреждений, в которых запланированы строительство и ремонт (строительство 17, реконструкция 148 и капитальный ремонт 71), работы завершены, а в 102 продолжаются.

На сегодняшний день совместно с местными хокимиятами заключены договоры подряда на 2,1 триллиона сумов, выполнены работы на 1,6 триллиона сумов (82 процента), выделены средства в размере 1,4 триллиона сумов (71 процент). В этом году в результате запланированных и текущих строительно-ремонтных работ в общеобразовательных школах будет создано более 89 тысяч новых ученических мест, полностью отремонтированы имеющиеся общеобразовательные учреждения с более чем 63 тысячами ученических мест, а также будут построены 46 спортивных залов.

Завершение строительно-ремонтных работ в 236 объектах образования позволило создать 49,6 тысячи ученических мест (11,2 тысячи из них – за счет строительства новых школ, 38,4 тысячи – за счет строительства дополнительных учебных корпусов), современный облик приобрели имеющиеся здания с более чем 44,2 тысячи ученическими местами.

Вместе с тем были построены и введены в эксплуатацию новые спортивные залы в 33 школах. Следует отметить, что в 2023 году в системе дошкольного образования началось строительство 57 и реконструкция 123, предусмотрен капитальный ремонт двух объектов. В результате будет создано 19 660 новых рабочих мест. 

Из общего числа объектов, в которых были запланированы строительные и ремонтные работы, 102 завершены и введены в эксплуатацию (из них построены 34, реконструированы 66 и капитально отремонтированы две школы). За счет введенных в эксплуатацию 102 объектов в дошкольных образовательных организациях создано более 10,6 тысячи новых ученических мест.

– Указом Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года предусмотрено введение с 1 января 2024 года системы профессиональной сертификации претендентов, впервые принимаемых на работу в школы. Как осуществляются эти процессы?

– С 2023/2024 учебного года претенденты с высшим образованием, впервые принимаемые на работу на педагогические профессии, осуществляют деятельность в качестве учителей-стажеров и в течение одного года со дня принятия на работу на них возлагается обязанность получения профессионального сертификата. К учителю-стажеру до получения им профессионального сертификата применяется базовая тарифная ставка учителя с высшим образованием (без категории). 

В целях своевременной и качественной реализации данных процессов министерством подготовлен проект соответствующего законодательного акта. Такая практика создает ряд возможностей для развития профессиональной деятельности педагогов и их более эффективной работы. В частности, посредством этого процесса будут проверены знания педагогических кадров по подготовке, образовательному направлению, специальности или специализации, указанным в документе об образовании, изучены педагогические навыки и дана объективная оценка. В результате появится возможность укомплектовать средние общеобразовательные учреждения высокообразованными, грамотными, талантливыми и компетентными педагогическими кадрами. Предусматривается, что данная практика не будет распространяться на педагогический состав специализированных школ искусства и культуры, школ-интернатов и негосударственных образовательных организаций в системе Министерства культуры и Академии художеств.

– В пункте 7 рекомендации ЮНEСКО «О статусе учителей» от 5 июля 1966 года закреплен принцип свободы педагога. Поделитесь своими мнениями о задачах в международном направлении.

– Действительно, это – документ, укрепляющий на международном уровне принцип свободы педагога. 

Статья 45 Закона Республики Узбекистан «Об образовании» также включает в себя такую ​​правовую норму и гласит, что статус педагогов признается обществом и государством. В этом году нашим министерством совместно с ЮНЕСКО и Всемирным банком реализуются различные проекты в этом направлении. В частности, 21-22 сентября в Ташкенте был организован Центральноазиатский симпозиум по образованию на тему «Квалифицированные учителя – квалифицированная нация».

Вместе с тем 8-9 августа Министерством дошкольного и школьного образования совместно с ЮНЕСКО организован Второй форум учителей. На нем были определены важные задачи по повышению профессионального мастерства учителей и дальнейшему улучшению качества образования в новом учебном году. В продолжение форума во всех регионах нашей страны, в том числе 15-17 августа в Республике Каракалпакстан, городе Ташкенте и областях, 22-24 августа – районах и городах, а 28-29 августа – в общеобразовательных учреждениях были организованы семинары и тренинги, направленные на повышение квалификации учителей.

В качестве еще одного проекта были организованы трехэтапные каскадные семинары-тренинги с участием учителей математики и английского языка, направленные на внедрение современных методов обучения в общеобразовательных школах и популяризацию опыта Президентских школ. На сегодняшний день в данных тренингах приняли участие 16 021 учитель математики и 17 477 учителей английского языка.

– В чем преимущества новой системы оценки, введенной для повышения качества образования?

– Согласно указу Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года, в целях поднятия дошкольного и общего среднего образования на новый уровень, повышения его качества, совершенствования образовательных программ начиная с 2023/2024 учебного года в общеобразовательных школах постепенно введен новый порядок оценки знаний. 

В соответствии с ним знания учащихся 5-11 классов оцениваются формативным и суммативным методами. Формативное оценивание – это процесс непрерывной обратной связи между учителем и учениками. Обратная связь может быть устной или письменной, формальной или неформальной. Это непрерывный процесс получения информации об успеваемости ученика с целью корректировки его дальнейших действий.

Суммативное оценивание – это процесс официальной оценки освоения обучающимся компетенций, определенных в государственном образовательном стандарте и учебных программах в течение определенного периода обучения. Этот процесс осуществляется в тестовых, письменных, проектных работах, устной речи, презентациях, практических занятиях, лабораторных, творческих и других подобных проектах. В ходе этих оценочных процессов преподаватель вносит данные об успеваемости учащегося в электронный журнал, учащиеся, набравшие высокий балл, на определенный период освобождаются от ежеквартальной итоговой аттестации. В целях обеспечения прозрачности оценивания соответствующее суммативное оценивание по предметам проводится на основе единых требований для всех параллельных классов. По итогам экзамена баллы учащихся будут занесены в электронный журнал в течение недели. Нарушившие внутренний порядок проведения суммативного оценивания будут от него отстранены. 

– Расскажите, пожалуйста, об учителях, привлеченных в нашу страну из-за границы.

– Всем нам хорошо известно, что изучение иностранного языка с его реальными носителями очень эффективно. Поэтому с этого года мы привлекли в школы Узбекистана более 500 иностранных преподавателей. Заявки были получены от 1755 кандидатов, а 649 учителей, соответствующих квалификационным требованиям и успешно прошедших собеседование, получили первичные предложения по контракту. На сегодняшний день 38 педагогов иностранных языков, подписавших договор, имеют степень доктора наук, 180 – магистра, 166 – бакалавра. Эти специалисты – преподаватели международной категории из 36 стран, в том числе Великобритании, США, Франции, Индии, Канады, Филиппин, ЮАР, Бельгии, Египта и других.

Работа с зарубежными педагогами доставляет огромное удовольствие нашим ученикам, довольны и родители. Причина в том, что три раза в неделю организуются дополнительные курсы иностранного языка для школьников с участием преподавателей иностранного языка, а один раз в неделю – мастер-классы и тренинги для местных учителей.

В будущем в центре внимания государства будут находиться повышение авторитета и статуса учителей, посвятивших свою жизнь великому и благородному делу – воспитанию молодого поколения, проявление к ним должного почета и уважения, достойная оценка их труда. Нет сомнения, что важной основой для этого послужит закрепление статуса учителя в нашей обновленной Конституции.

Беседовал

Абдулазиз РУСТАМОВ,

корр. УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Хилола Умарова: «Права и профессиональная деятельность педагогов – под защитой государства»

1 октября – День учителей и наставников

Когда речь идет о развитии страны, на первый план выходит воспитание молодого поколения. В основе воспитания лежит образование, поэтому эти понятия неразделимы. Основная обязанность учителя – суметь дать воспитание, которое закладывает почву для образования.

Каков сегодня масштаб работ по повышению статуса учителей в нашей стране и достойной оценке их труда? Этим вопросам была посвящена наша беседа с министром дошкольного и школьного образования Республики Узбекистан Хилолой УМАРОВОЙ.

– Прежде всего поздравляем вас и в вашем лице всех наших педагогов с 1 октября – Днем учителей и наставников. 

– Благодарю! Прежде чем начать нашу беседу, мне хотелось бы искренне поздравить всех учителей и наставников нашей страны с приближающимся праздником. Желаю представителям нашей благородной, но в то же время трудной профессии больших успехов в профессиональной деятельности, семейного счастья и благополучия, крепкого здоровья и неиссякаемой энергии.

– Какую работу по защите прав учителей вы можете отметить?

– Следует признать, что в недавнем прошлом имели место такие неприятные ситуации, как привлечение учителей к принудительному труду, принуждение их к выполнению работы, не входящей в их профессиональные обязанности. Благодаря твердой воле и личной инициативе главы нашего государства в последние годы подобным актам дискриминации прав человека был положен конец. Повышение статуса и авторитета педагогов рассматривается на уровне государственной политики, создаются необходимые условия для их полноценной профессиональной деятельности. В статье 52 новой редакции Конституции приведен ряд правовых оснований в части защиты чести и достоинства учителей, обеспечения их социального и материального благополучия, профессионального роста. Это создало правовую основу для повышения авторитета учителей в обществе и защиты их профессиональной деятельности государством.

Не будет ошибкой утверждать, что Закон, принятый 27 марта текущего года «О внесении дополнений и изменений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с усилением ответственности за воспрепятствование выполнению служебных обязанностей педагогическими работниками» стал логическим продолжением усилий в данном направлении. Жизнеспособность закрепленных в законе правовых норм заключается в четком и справедливом определении аспектов, связанных с нарушением трудовых прав педагогов.

Обратите внимание, что в целом привлечение лица к принудительным работам наказывается штрафом в размере до стократной базовой расчетной величины, а согласно этому закону привлечение педагогов к принудительным работам наказывается штрафом до ста пятидесяти базовых расчетных величин.

Еще один аспект: отныне административное принуждение к труду в какой-либо форме, за исключением случаев, предусмотренных законом, совершенное в отношении педагогического работника образовательной организации, после применения административного взыскания за такое же деяние наказывается штрафом от ста пятидесяти до двухсот базовых расчетных величин или лишением определенного права до трех лет либо исправительными работами до трех лет. Из этого следует, что привлечение или принуждение педагогов к принудительному труду может стать причиной не только административной, но и уголовной ответственности. Если говорить конкретнее, то должностные лица, неоднократно совершающие подобную ситуацию, могут быть приговорены к административному наказанию сроком до 15 суток.

В то же время другой проект закона Республики Узбекистан «О статусе учителя», который находится на рассмотрении Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, предусматривает ряд важных аспектов. В частности, запрещается требовать от педагога формирования и предоставления отчетов и иной информации, не входящей в его профессиональные обязанности, в том числе сведений о налогах, коммунальных платежах, кредитах и ​​других долгах населения, отчетов о трудоустройстве выпускников.

– Какая работа осуществляется в школах для увеличения ученических мест и создания благоприятных условий для учителей?

– Безусловно, со временем демографический рост населения и, соответственно, увеличение потребностей в образовании порождают необходимость постоянного обновления инфраструктуры отрасли и создания большего количества ученических мест. В этом направлении за прошедший период текущего года был проведен ряд важных работ.

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по развитию социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан в 2023–2025 годах» от 30 декабря 2022 года в этом году в нашей стране будет проведена работа по строительству, ремонту и оснащению 338 общеобразовательных школ (в том числе строительство 24 новых, реконструкция 237 и капитальный ремонт 77 школ). На эти цели из Госбюджета выделено более 2,1 триллиона сумов.

В 236 из 338 общеобразовательных учреждений, в которых запланированы строительство и ремонт (строительство 17, реконструкция 148 и капитальный ремонт 71), работы завершены, а в 102 продолжаются.

На сегодняшний день совместно с местными хокимиятами заключены договоры подряда на 2,1 триллиона сумов, выполнены работы на 1,6 триллиона сумов (82 процента), выделены средства в размере 1,4 триллиона сумов (71 процент). В этом году в результате запланированных и текущих строительно-ремонтных работ в общеобразовательных школах будет создано более 89 тысяч новых ученических мест, полностью отремонтированы имеющиеся общеобразовательные учреждения с более чем 63 тысячами ученических мест, а также будут построены 46 спортивных залов.

Завершение строительно-ремонтных работ в 236 объектах образования позволило создать 49,6 тысячи ученических мест (11,2 тысячи из них – за счет строительства новых школ, 38,4 тысячи – за счет строительства дополнительных учебных корпусов), современный облик приобрели имеющиеся здания с более чем 44,2 тысячи ученическими местами.

Вместе с тем были построены и введены в эксплуатацию новые спортивные залы в 33 школах. Следует отметить, что в 2023 году в системе дошкольного образования началось строительство 57 и реконструкция 123, предусмотрен капитальный ремонт двух объектов. В результате будет создано 19 660 новых рабочих мест. 

Из общего числа объектов, в которых были запланированы строительные и ремонтные работы, 102 завершены и введены в эксплуатацию (из них построены 34, реконструированы 66 и капитально отремонтированы две школы). За счет введенных в эксплуатацию 102 объектов в дошкольных образовательных организациях создано более 10,6 тысячи новых ученических мест.

– Указом Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года предусмотрено введение с 1 января 2024 года системы профессиональной сертификации претендентов, впервые принимаемых на работу в школы. Как осуществляются эти процессы?

– С 2023/2024 учебного года претенденты с высшим образованием, впервые принимаемые на работу на педагогические профессии, осуществляют деятельность в качестве учителей-стажеров и в течение одного года со дня принятия на работу на них возлагается обязанность получения профессионального сертификата. К учителю-стажеру до получения им профессионального сертификата применяется базовая тарифная ставка учителя с высшим образованием (без категории). 

В целях своевременной и качественной реализации данных процессов министерством подготовлен проект соответствующего законодательного акта. Такая практика создает ряд возможностей для развития профессиональной деятельности педагогов и их более эффективной работы. В частности, посредством этого процесса будут проверены знания педагогических кадров по подготовке, образовательному направлению, специальности или специализации, указанным в документе об образовании, изучены педагогические навыки и дана объективная оценка. В результате появится возможность укомплектовать средние общеобразовательные учреждения высокообразованными, грамотными, талантливыми и компетентными педагогическими кадрами. Предусматривается, что данная практика не будет распространяться на педагогический состав специализированных школ искусства и культуры, школ-интернатов и негосударственных образовательных организаций в системе Министерства культуры и Академии художеств.

– В пункте 7 рекомендации ЮНEСКО «О статусе учителей» от 5 июля 1966 года закреплен принцип свободы педагога. Поделитесь своими мнениями о задачах в международном направлении.

– Действительно, это – документ, укрепляющий на международном уровне принцип свободы педагога. 

Статья 45 Закона Республики Узбекистан «Об образовании» также включает в себя такую ​​правовую норму и гласит, что статус педагогов признается обществом и государством. В этом году нашим министерством совместно с ЮНЕСКО и Всемирным банком реализуются различные проекты в этом направлении. В частности, 21-22 сентября в Ташкенте был организован Центральноазиатский симпозиум по образованию на тему «Квалифицированные учителя – квалифицированная нация».

Вместе с тем 8-9 августа Министерством дошкольного и школьного образования совместно с ЮНЕСКО организован Второй форум учителей. На нем были определены важные задачи по повышению профессионального мастерства учителей и дальнейшему улучшению качества образования в новом учебном году. В продолжение форума во всех регионах нашей страны, в том числе 15-17 августа в Республике Каракалпакстан, городе Ташкенте и областях, 22-24 августа – районах и городах, а 28-29 августа – в общеобразовательных учреждениях были организованы семинары и тренинги, направленные на повышение квалификации учителей.

В качестве еще одного проекта были организованы трехэтапные каскадные семинары-тренинги с участием учителей математики и английского языка, направленные на внедрение современных методов обучения в общеобразовательных школах и популяризацию опыта Президентских школ. На сегодняшний день в данных тренингах приняли участие 16 021 учитель математики и 17 477 учителей английского языка.

– В чем преимущества новой системы оценки, введенной для повышения качества образования?

– Согласно указу Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года, в целях поднятия дошкольного и общего среднего образования на новый уровень, повышения его качества, совершенствования образовательных программ начиная с 2023/2024 учебного года в общеобразовательных школах постепенно введен новый порядок оценки знаний. 

В соответствии с ним знания учащихся 5-11 классов оцениваются формативным и суммативным методами. Формативное оценивание – это процесс непрерывной обратной связи между учителем и учениками. Обратная связь может быть устной или письменной, формальной или неформальной. Это непрерывный процесс получения информации об успеваемости ученика с целью корректировки его дальнейших действий.

Суммативное оценивание – это процесс официальной оценки освоения обучающимся компетенций, определенных в государственном образовательном стандарте и учебных программах в течение определенного периода обучения. Этот процесс осуществляется в тестовых, письменных, проектных работах, устной речи, презентациях, практических занятиях, лабораторных, творческих и других подобных проектах. В ходе этих оценочных процессов преподаватель вносит данные об успеваемости учащегося в электронный журнал, учащиеся, набравшие высокий балл, на определенный период освобождаются от ежеквартальной итоговой аттестации. В целях обеспечения прозрачности оценивания соответствующее суммативное оценивание по предметам проводится на основе единых требований для всех параллельных классов. По итогам экзамена баллы учащихся будут занесены в электронный журнал в течение недели. Нарушившие внутренний порядок проведения суммативного оценивания будут от него отстранены. 

– Расскажите, пожалуйста, об учителях, привлеченных в нашу страну из-за границы.

– Всем нам хорошо известно, что изучение иностранного языка с его реальными носителями очень эффективно. Поэтому с этого года мы привлекли в школы Узбекистана более 500 иностранных преподавателей. Заявки были получены от 1755 кандидатов, а 649 учителей, соответствующих квалификационным требованиям и успешно прошедших собеседование, получили первичные предложения по контракту. На сегодняшний день 38 педагогов иностранных языков, подписавших договор, имеют степень доктора наук, 180 – магистра, 166 – бакалавра. Эти специалисты – преподаватели международной категории из 36 стран, в том числе Великобритании, США, Франции, Индии, Канады, Филиппин, ЮАР, Бельгии, Египта и других.

Работа с зарубежными педагогами доставляет огромное удовольствие нашим ученикам, довольны и родители. Причина в том, что три раза в неделю организуются дополнительные курсы иностранного языка для школьников с участием преподавателей иностранного языка, а один раз в неделю – мастер-классы и тренинги для местных учителей.

В будущем в центре внимания государства будут находиться повышение авторитета и статуса учителей, посвятивших свою жизнь великому и благородному делу – воспитанию молодого поколения, проявление к ним должного почета и уважения, достойная оценка их труда. Нет сомнения, что важной основой для этого послужит закрепление статуса учителя в нашей обновленной Конституции.

Беседовал

Абдулазиз РУСТАМОВ,

корр. УзА