Общая тюркская судьба сближает Узбекистан и Азербайджан уже не одно столетие: поэзия Навои и Физули звучит на двух языках, а традиционные Дни культуры обеих стран напоминают о духовном родстве двух народов.
Узбекистан и Азербайджан прошли путь от установления дипломатических отношений в 1995 году до подписания и ратификации Договора о союзнических отношениях, который вывел взаимодействие двух братских государств на высший юридически закреплённый уровень. Этот документ — подписан 23 августа 2024 года в Ташкенте и утверждён Законом Президента Узбекистана 19 мая 2025 года — фиксирует координацию сотрудничества по 20 ключевым направлениям.
Дипломатическая основа сотрудничества
Дипломатические отношения между Республикой Узбекистан и Азербайджанской Республикой установлены 2 октября 1995 года. Уже к 1997-1998 годам в Ташкенте и Баку открылись посольства, что придало устойчивость политическому диалогу и развитию гуманитарных связей.
За четверть века стороны подписали свыше пятидесяти соглашений и создали механизмы регулярного межправительственного и межпарламентского взаимодействия.
23 августа 2024 года президенты Шавкат Мирзиёев и Ильхам Алиев подписали в Ташкенте Договор о союзнических отношениях. Документ закрепил переход от стратегического партнёрства к полноценному союзничеству, подчеркнув приоритеты — независимость, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие двух государств.
Закон о ратификации Президент Узбекистана подписал 19 мая текущего года.
Цели и принципы союзничества:
- координация по 20 направлениям — от экономики и высоких технологий до «зелёной» энергетики и культурных обменов;
- отказ от враждебных блоков и обязательство не поддерживать союзы, способные нанести ущерб двусторонним отношениям;
- совместная внешнеполитическая линия по ключевым международным вопросам, включая поддержку друг друга в рамках ООН и Организации тюркских государств.
Оценки лидеров
«Сегодня мы стали официально союзниками. Это на самом деле, соглашусь, исторический момент. Договор о союзнических отношениях – это высший международный документ, который только могут подписать две страны. И сегодня в Ташкенте мы на самом деле пишем новую, даже не главу, а книгу наших отношений. Думаю, что возрадуются души всех наших предков, которые, уверен, витают над нами и благословляют нас на это. Сегодня два братских народа, два независимых мощных, суверенных, достойных государства стали официальными союзниками. Это важнейший внешнеполитический шаг, который будет определять на все последующие годы и наши отношения, и во многом региональную политику», — подчеркнул Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев на совместной пресс-конференции в Ташкенте.
«Это важнейший внешнеполитический шаг, который будет определять на все последующие годы и наши отношения, и во многом региональную политику. Сегодня регион Центральной Азии и Южного Кавказа, Каспия превращается в единый геополитический регион, и от эффективного сотрудничества между Узбекистаном и Азербайджаном во многом зависят позитивные процессы в наших регионах», — заявил Президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Эти заявления отражают обоюдную политическую волю Ташкента и Баку укреплять партнёрство и совместно формировать позитивную повестку в Центральной Азии и на Южном Кавказе.
Торгово-экономическое партнёрство
За последние два года экономические связи Узбекистана и Азербайджана вышли на впечатляющую траекторию роста. По итогам 2024 года совокупный товарооборот превысил 252 млн долларов, что на 41 % больше, чем в 2023 году.
Министр экономики Азербайджана Микаил Джаббаров на III Азербайджано-узбекском межрегиональном форуме отметил, что в текущем году объем двустороннего товарооборота составил более 200 миллионов долларов, и это примерно в три раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Согласована амбициозная цель: к 2030 году довести этот показатель до миллиарда долларов.
В узбекском экспорте лидируют курительный табак, медные провода, кузова для автомобилей и двигатели внутреннего сгорания. Азербайджан поставляет в Узбекистан алюминиевые сплавы, яблоки и фундук. Укрепление этой номенклатуры дополняется активным поиском новых товарных позиций — химической продукции и пищевых ингредиентов.
Особое место в экономической кооперации занимает логистический фактор. Азербайджан предоставляет Ташкенту кратчайший сухопутно-морской выход к рынкам Европы через Транскаспийский международный транспортный маршрут и железную дорогу «Баку-Тбилиси-Карс», ежегодная пропускная способность которой уже доведена до пяти миллионов тонн. В соответствии с «дорожной картой» Министерство транспорта Узбекистана рассчитывает увеличить транзит экспортно-импортных грузов через азербайджанскую инфраструктуру до 1,5 млн тонн в год и создать собственный терминал в порту Алят.
Инвестиции и промышленная кооперация

Фундаментом для крупных проектов стал Азербайджано-Узбекский инвестиционный фонд с уставным капиталом 500 млн долларов, созданный в 2023 году. Уже прорабатывается более 100 инициатив, 15 из которых проходят углублённую экспертизу, а шесть — общей стоимостью более 80 млн долларов — одобрены. Портфель охватывает четыре промышленных проекта, финтех-стартап и строительство международной школы в Новом Ташкенте.

Ключевым промышленным драйвером остаётся автокластер в Гаджигабульском промышленном парке. С 2021 года UzAuto Motors и «Азермаш» выпускают здесь пять моделей Chevrolet. К концу 2023-го с конвейера сошло около 8900 автомобилей. В 2024-м заложен фундамент второго завода мощностью 30 000 авто в год.
Не менее значимым символом нового уровня партнёрства стала совместная швейная фабрика в Ханкенди, открытая 13 ноября 2024 года при участии глав государств. Создано 300 рабочих мест, планируется увеличить штат до 800 сотрудников. В текущем году намечен выпуск 924 000 футболок, 80 % из которых будут экспортированы.
Если говорить о новых направлениях, то стороны обсуждают совместное выращивание хлопка и глубокую переработку плодоовощной продукции с использованием узбекских агротехнологий.
Авиационное сообщение

Главы государств договорились увеличить частоту полётов и открыть прямые рейсы «Баку-Самарканд», «Баку-Фергана» и «Баку-Ургенч», что расширит туристический и деловой обмен между регионами обеих стран. Уже действует код-шеринговое соглашение AZAL и Uzbekistan Airways, предусматривающее до девяти рейсов в неделю на маршруте «Баку-Ташкент» и стыковочные рейсы в Самарканд.
Энергетика и «зелёная» трансформация

На климатическом саммите COP29 13 ноября 2024 года Узбекистан, Казахстан и Азербайджан подписали стратегическое соглашение о партнёрстве в сфере производства и передачи чистой энергии, зафиксировав курс на совместный экспорт «зелёной» электроэнергии в Европу.
Документ предусматривает прокладку подводного кабеля протяжённостью свыше 2 500 км по дну Каспия и выход через Чёрное море на европейские сети. Это позволит ежегодно поставлять до 4 гВт возобновляемой энергии. Азербайджан берёт на себя роль узлового транзитного хаба, обеспечивая интеграцию линий электропередачи и доступ к инфраструктуре своей энергетической биржи.
Национальные цели Узбекистана
В энергетической стратегии Узбекистана заложено повышение к 2030 году доли возобновляемых источников энергии до 40 % и ввод систем накопления ёмкостью 4,2 ГВт для сглаживания суточных колебаний генерации. Эти ориентиры подкреплены введением солнечных и ветровых парков суммарной мощностью 8 ГВт и созданием кластеров по производству «зелёного» водорода.
Роль Азербайджана
Баку обеспечивает транспортную «перемычку» между Средней Азией и европейской энергосистемой: его высоковольтные коридоры, порт Алят и будущий подводный кабель превращают страну в ключевой транзитный узел для экспортной электроэнергии Узбекистана.
Совместные инициативы в международных организациях
Узбекистан и Азербайджан последовательно продвигают общие приоритеты в Организации тюркских государств, СНГ и Движении неприсоединения.
На неформальном саммите ОТГ в Шуше (6 июля 2024 г.) лидеры стран подписали Карабахскую декларацию, сконцентрированную на транспорте, взаимной связности и климатической повестке. Узбекистан поддержал все положения декларации и предложил сформировать рабочую группу по «зелёным» коридорам для торговли внутри ОТГ. В рамках СНГ Ташкент и Баку координируют позиции по цифровизации процедур трансграничной торговли, а опыт председательства Узбекистана в Содружестве (2020 г.) по укреплению транспортно-логистического сектора используется сторонами при подготовке к совету глав правительств в 2025 году.
Активность двух стран в Движении неприсоединения усиливается: Баку продолжает председательство до конца текущего года, а Узбекистан публично заявил о намерении возглавить Движение в 2027–2029 годы, подчеркнув готовность вносить вклад в устойчивое развитие стран-участниц.
Стратегические «мосты»
Партнёры взаимно дополняют геоэкономические амбиции друг друга: Узбекистан выступает «входными воротами» для азербайджанского бизнеса на рынок Центральной Азии и Афганистана, а Азербайджан обеспечивает кратчайший выход узбекских товаров и электроэнергии в Европу. Это снижает зависимость обеих стран от перегружённых традиционных маршрутов и укрепляет их переговорные позиции на евразийских энергетических и транспортных площадках.
В условиях повышенной турбулентности мировой экономики союзнические отношения Ташкента и Баку формируют дополнительный «якорь стабильности»: совместные проекты в сфере ВИЭ, логистики и военного сотрудничества (план взаимодействия оборонных ведомств на 2024 год) показывают способность быстро адаптироваться к меняющимся рискам и поддерживать баланс интересов в Евразии.
Укрепляющаяся союзническая модель, опирающаяся на синергетическое сочетание экономических, энергетических, транспортных и культурно-гуманитарных проектов, подтверждает обоюдную политическую волю лидеров двух стран вывести двустороннее сотрудничество на максимальный уровень доверия и взаимной выгоды.
Прогноз экспертов сводится к тому, что в ближайшие пять лет стороны институционализируют достигнутые договорённости в форме новых отраслевых «дорожных карт», углубят координацию в рамках ОТГ и Движения неприсоединения и обеспечат запуск дополнительных инициатив. Эти меры будут способствовать устойчивому развитию Центральной Азии и Южного Кавказа.
Абдуазиз Хидиров, обозреватель УзА.