Как известно, дипломатические отношения между Узбекистаном и Азербайджаном были установлены 2 октября 1995 года, положив начало поступательному развитию двустороннего взаимодействия, и в этом году стороны отмечают 30-летие установления дипломатического сотрудничества. За прошедшие десятилетия между двумя странами сложились устойчивые партнерские отношения, опирающиеся на культурную и историческую близость, взаимное уважение и сходство позиций по ключевым вопросам международной повестки.

Баку и Ташкент последовательно укрепляют сотрудничество в рамках авторитетных международных и региональных структур, таких как ООН, СНГ, Организация тюркских государств и другие. Важное место в повестке занимает взаимодействие в сферах экономики, энергетики, транспорта, образования и культуры.

23 августа 2024 года в рамках визита президента Азербайджанской Республики в Ташкент между главами государств был подписан Договор о союзнических отношениях. Подписание документа стало важным шагом в направлении укрепления суверенитета, обеспечения территориальной целостности и устойчивого социально-экономического развития обеих стран.

Договор предусматривает взаимные обязательства сторон не вступать в союзы и альянсы, направленные друг против друга, а также воздерживаться от любых действий, способных нанести ущерб стратегическому сотрудничеству и союзническим отношениям.

В конце апреля 2025 года Сенат Олий Мажлиса Узбекистана одобрил закон о ратификации данного документа. Ратификация соглашения является основой для дальнейшего укрепления политического диалога, развития торгово-экономических связей и гуманитарного обмена между сторонами. Договор открывает дополнительные возможности для реализации совместных инициатив в сферах логистики, энергетики, промышленности, образования, туризма и межрегионального взаимодействия.

Ключевыми аспектами, подчеркивающими важность ратификации вышеупомянутого договора, являются укрепление политического доверия и координации между сторонами, закрепление формата союзнического взаимодействия, развитие сотрудничества в сфере экономики и инвестиций, развитие взаимодействия на платформе международных организаций, укрепление сотрудничества в гуманитарной сфере, а также развитие совместных отраслевых проектов.

Ратификация договора создает правовую базу для регулярного политического диалога, согласования позиций по международным вопросам и совместного реагирования на региональные вызовы. Помимо этого, вступление в силу документа предполагает более высокий уровень ответственности и координации в рамках сотрудничества между сторонами. Также, договор позволяет обеспечить благоприятную среду для долгосрочного экономического сотрудничества, открывая новые возможности перед сторонами.

На фоне растущей геополитической турбулентности в мире, а также возникающих в различных частях Евразии конфликтов, ратификация Договора о союзническом взаимодействии между Азербайджаном и Узбекистаном приобретает особую значимость в контексте обеспечения региональной стабильности.

Для региона Центральной Азии, где сохраняются риски, связанные с трансграничной безопасностью, нелегальной миграцией, угрозами экстремизма и экологическими вызовами, согласованные действия двух государств в рамках союзнических обязательств создают предпосылки для более устойчивой и предсказуемой архитектуры взаимодействия. Такого рода сотрудничество приобретает особую актуальность в условиях, когда многие традиционные механизмы региональной безопасности утрачивают эффективность.

В свою очередь, Южный Кавказ остаётся зоной сложного постконфликтного урегулирования, в которой Азербайджан играет ключевую роль. Поддержка со стороны Узбекистана – страны, не вовлечённой в локальные конфликты, но обладающей высоким международным авторитетом, укрепляет дипломатические позиции Баку и служит сигналом в пользу политического баланса и независимого курса.

Формирование устойчивых двусторонних связей между странами, разделёнными географически, но объединёнными общими интересами и стратегическим видением, может стать моделью для более широкого регионального сотрудничества. При этом союзнический формат позволяет сохранить гибкость и независимость внешнеполитических решений без привязки к жёстким военно-политическим блокам.

Таким образом, подписанный договор выполняет не только политико-правовую функцию, но и представляет собой важный инструмент формирования новой региональной реальности, в которой приоритет отдается безопасности, устойчивому развитию и взаимоуважению.

Помимо этого, Договор о союзническом взаимодействии может создать условия для процесса институализации двустороннего сотрудничества. В данном контексте, помимо взаимодействия на высшем уровне, может быть создана система рабочих механизмов, которая поможет усилению координации сотрудничества в различных отраслях. Так, по данному направлению могут быть созданы постоянно действующие рабочие группы и межправительственные комиссии, отвечающие за развитие сотрудничества в сферах логистики, промышленности, энергетики, цифровизации и так далее. Актуальным направлением сотрудничества может быть также сфера образования и науки, где могут быть разработаны совместные инициативы и программы. 

В этой связи формирование устойчивых механизмов взаимодействия представляет собой ключевой шаг на пути к наполнению союзнических отношений конкретным содержанием и выстраиванию надёжной основы для долгосрочного и системного партнёрства между двумя государствами.

Одним из основных направлений союзнического сотрудничества между Узбекистаном и Азербайджаном становится развитие совместных инфраструктурных и транспортных проектов. Географическое расположение стран позволяет им сыграть роль стратегически важных игроков в обеспечении грузопотока между Востоком и Западом.

В первую очередь стоит отметить значение Транскаспийского международного транспортного маршрута (Срединного коридора). Союзнический формат взаимодействия придаёт дополнительную политическую устойчивость совместным усилиям по развитию этого направления, включая модернизацию портов, улучшение мультимодальной логистики и синхронизацию таможенных процедур.

Не менее важным направлением является совместное использование логистических узлов, железнодорожных терминалов и перевалочных пунктов, как на территории Азербайджана, так и Узбекистана. В долгосрочной перспективе это создаёт предпосылки для интеграции железнодорожных операторов, унификации тарифной политики и повышения эффективности цепочек поставок.

Таким образом, развитие транспортной инфраструктуры становится неотъемлемой частью союзнической повестки, обеспечивая не только экономическую выгоду, но и укрепляя взаимную зависимость, устойчивость и стратегическую связанность между двумя государствами.

Подписание и ратификация Договора о союзнических отношениях между Узбекистаном и Азербайджаном отражают общий курс двух государств на углубление двустороннего взаимодействия и укрепление стратегического партнёрства. Этот документ стал логичным продолжением последовательной политики доверия и взаимной поддержки, проводимой обеими странами на протяжении последних десятилетий.

Союзнический формат создаёт дополнительные условия для расширения сотрудничества в ключевых сферах — от политического диалога до логистики, энергетики, образования и культуры. Одновременно он способствует повышению устойчивости региона в условиях внешних вызовов и усиливающейся глобальной конкуренции.

Формируя основы долгосрочного и всестороннего взаимодействия, Узбекистан и Азербайджан не только укрепляют собственные позиции, но и подают пример конструктивного партнёрства, основанного на уважении суверенитета, прагматизме и ориентире на устойчивое развитие. Всё это придаёт двусторонним отношениям новое качество, открывая пространство для реализации совместных инициатив в рамках как региональной, так и глобальной повестки.

Роза Байрамлы,

ведущий советник

Центра анализа международных отношений

(Азербайджан) 

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Значение ратификации союзнического соглашения между Азербайджаном и Узбекистаном

Как известно, дипломатические отношения между Узбекистаном и Азербайджаном были установлены 2 октября 1995 года, положив начало поступательному развитию двустороннего взаимодействия, и в этом году стороны отмечают 30-летие установления дипломатического сотрудничества. За прошедшие десятилетия между двумя странами сложились устойчивые партнерские отношения, опирающиеся на культурную и историческую близость, взаимное уважение и сходство позиций по ключевым вопросам международной повестки.

Баку и Ташкент последовательно укрепляют сотрудничество в рамках авторитетных международных и региональных структур, таких как ООН, СНГ, Организация тюркских государств и другие. Важное место в повестке занимает взаимодействие в сферах экономики, энергетики, транспорта, образования и культуры.

23 августа 2024 года в рамках визита президента Азербайджанской Республики в Ташкент между главами государств был подписан Договор о союзнических отношениях. Подписание документа стало важным шагом в направлении укрепления суверенитета, обеспечения территориальной целостности и устойчивого социально-экономического развития обеих стран.

Договор предусматривает взаимные обязательства сторон не вступать в союзы и альянсы, направленные друг против друга, а также воздерживаться от любых действий, способных нанести ущерб стратегическому сотрудничеству и союзническим отношениям.

В конце апреля 2025 года Сенат Олий Мажлиса Узбекистана одобрил закон о ратификации данного документа. Ратификация соглашения является основой для дальнейшего укрепления политического диалога, развития торгово-экономических связей и гуманитарного обмена между сторонами. Договор открывает дополнительные возможности для реализации совместных инициатив в сферах логистики, энергетики, промышленности, образования, туризма и межрегионального взаимодействия.

Ключевыми аспектами, подчеркивающими важность ратификации вышеупомянутого договора, являются укрепление политического доверия и координации между сторонами, закрепление формата союзнического взаимодействия, развитие сотрудничества в сфере экономики и инвестиций, развитие взаимодействия на платформе международных организаций, укрепление сотрудничества в гуманитарной сфере, а также развитие совместных отраслевых проектов.

Ратификация договора создает правовую базу для регулярного политического диалога, согласования позиций по международным вопросам и совместного реагирования на региональные вызовы. Помимо этого, вступление в силу документа предполагает более высокий уровень ответственности и координации в рамках сотрудничества между сторонами. Также, договор позволяет обеспечить благоприятную среду для долгосрочного экономического сотрудничества, открывая новые возможности перед сторонами.

На фоне растущей геополитической турбулентности в мире, а также возникающих в различных частях Евразии конфликтов, ратификация Договора о союзническом взаимодействии между Азербайджаном и Узбекистаном приобретает особую значимость в контексте обеспечения региональной стабильности.

Для региона Центральной Азии, где сохраняются риски, связанные с трансграничной безопасностью, нелегальной миграцией, угрозами экстремизма и экологическими вызовами, согласованные действия двух государств в рамках союзнических обязательств создают предпосылки для более устойчивой и предсказуемой архитектуры взаимодействия. Такого рода сотрудничество приобретает особую актуальность в условиях, когда многие традиционные механизмы региональной безопасности утрачивают эффективность.

В свою очередь, Южный Кавказ остаётся зоной сложного постконфликтного урегулирования, в которой Азербайджан играет ключевую роль. Поддержка со стороны Узбекистана – страны, не вовлечённой в локальные конфликты, но обладающей высоким международным авторитетом, укрепляет дипломатические позиции Баку и служит сигналом в пользу политического баланса и независимого курса.

Формирование устойчивых двусторонних связей между странами, разделёнными географически, но объединёнными общими интересами и стратегическим видением, может стать моделью для более широкого регионального сотрудничества. При этом союзнический формат позволяет сохранить гибкость и независимость внешнеполитических решений без привязки к жёстким военно-политическим блокам.

Таким образом, подписанный договор выполняет не только политико-правовую функцию, но и представляет собой важный инструмент формирования новой региональной реальности, в которой приоритет отдается безопасности, устойчивому развитию и взаимоуважению.

Помимо этого, Договор о союзническом взаимодействии может создать условия для процесса институализации двустороннего сотрудничества. В данном контексте, помимо взаимодействия на высшем уровне, может быть создана система рабочих механизмов, которая поможет усилению координации сотрудничества в различных отраслях. Так, по данному направлению могут быть созданы постоянно действующие рабочие группы и межправительственные комиссии, отвечающие за развитие сотрудничества в сферах логистики, промышленности, энергетики, цифровизации и так далее. Актуальным направлением сотрудничества может быть также сфера образования и науки, где могут быть разработаны совместные инициативы и программы. 

В этой связи формирование устойчивых механизмов взаимодействия представляет собой ключевой шаг на пути к наполнению союзнических отношений конкретным содержанием и выстраиванию надёжной основы для долгосрочного и системного партнёрства между двумя государствами.

Одним из основных направлений союзнического сотрудничества между Узбекистаном и Азербайджаном становится развитие совместных инфраструктурных и транспортных проектов. Географическое расположение стран позволяет им сыграть роль стратегически важных игроков в обеспечении грузопотока между Востоком и Западом.

В первую очередь стоит отметить значение Транскаспийского международного транспортного маршрута (Срединного коридора). Союзнический формат взаимодействия придаёт дополнительную политическую устойчивость совместным усилиям по развитию этого направления, включая модернизацию портов, улучшение мультимодальной логистики и синхронизацию таможенных процедур.

Не менее важным направлением является совместное использование логистических узлов, железнодорожных терминалов и перевалочных пунктов, как на территории Азербайджана, так и Узбекистана. В долгосрочной перспективе это создаёт предпосылки для интеграции железнодорожных операторов, унификации тарифной политики и повышения эффективности цепочек поставок.

Таким образом, развитие транспортной инфраструктуры становится неотъемлемой частью союзнической повестки, обеспечивая не только экономическую выгоду, но и укрепляя взаимную зависимость, устойчивость и стратегическую связанность между двумя государствами.

Подписание и ратификация Договора о союзнических отношениях между Узбекистаном и Азербайджаном отражают общий курс двух государств на углубление двустороннего взаимодействия и укрепление стратегического партнёрства. Этот документ стал логичным продолжением последовательной политики доверия и взаимной поддержки, проводимой обеими странами на протяжении последних десятилетий.

Союзнический формат создаёт дополнительные условия для расширения сотрудничества в ключевых сферах — от политического диалога до логистики, энергетики, образования и культуры. Одновременно он способствует повышению устойчивости региона в условиях внешних вызовов и усиливающейся глобальной конкуренции.

Формируя основы долгосрочного и всестороннего взаимодействия, Узбекистан и Азербайджан не только укрепляют собственные позиции, но и подают пример конструктивного партнёрства, основанного на уважении суверенитета, прагматизме и ориентире на устойчивое развитие. Всё это придаёт двусторонним отношениям новое качество, открывая пространство для реализации совместных инициатив в рамках как региональной, так и глобальной повестки.

Роза Байрамлы,

ведущий советник

Центра анализа международных отношений

(Азербайджан)