На сегодняшний день образование служит важным фактором формирования культуры, развития личности и укрепления демократических ценностей.
Эффективность вложения инвестиций в образование также приведена в отчете Всемирного банка. Согласно исследованиям, проведенным международными экспертами, один доллар инвестиций, вложенный в образование, принесет стране выгоду в размере до шести долларов.
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в своем Послании Олий Мажлису и народу Узбекистана 20 декабря 2022 года отметил, что «Повышение качества образования – единственно правильный путь развития Нового Узбекистана» и предложил объявить 2023 год «Годом заботы о человеке и качественного образования».
Конституция Республики Узбекистан играет ключевую роль в развитии сферы образования, ведь именно правовые нормы определяют не только границы, но и принципы, лежащие в основе всего образовательного процесса.
Следует отметить, что в новой редакции Конституции Республики Узбекистан вопросам образования посвящена отдельная статья. Так, в статье 50 главы IX определено: «Каждый имеет право на образование. Государство обеспечивает развитие непрерывной системы образования, его различных видов и форм, государственных и негосударственных образовательных организаций. Государство создает условия для развития дошкольного образования и воспитания. Государство гарантирует получение бесплатно общего среднего и начального профессионального образования. Общее среднее образование является обязательным».
Включение в Конституцию отдельной статьи о праве на образование создает множество преимуществ для граждан. Во-первых, это укрепляет признание образования как основного права человека. Во-вторых, укрепление данного права обеспечивает его еще более надежную и стабильную защиту. В-третьих, это помогает создать благоприятную образовательную среду, основанную на четких стандартах и принципах, которая служит развитию образования в стране. В-четвертых, это способствует созданию равных возможностей в образовании для всех граждан и уменьшению социального неравенства.
Постоянное внимание, уделяемое в Узбекистане развитию образования, усиливается с каждым годом. Не будет преувеличением сказать, что большие успехи, достигнутые в сфере образования за последние семь лет, являются результатом усилий, принимаемых нашим государством на пути улучшений в данном ключевом секторе.
Среди наиболее важных достижений в сфере можно отметить увеличение охвата дошкольным образованием с 27,7 процента до 71,8 процента, охват высшим образованием – с 9 процентов до 42 процентов, количество школ – с 9 719 до 10 522, а количество высших учебных заведений – с 77 до 211.
Кроме того, в Стратегии «Узбекистан – 2030» особое внимание уделено вопросам дальнейшего расширения возможностей использования населением всех этапов образования, поднятия системы на еще более качественный уровень. Это связано с необходимостью подготовки высококвалифицированных кадров для успешного перехода к инновационной экономике.
Если остановиться на основных целях, поставленных в Стратегии в этой области, то следует отметить следующие:
– обеспечение полного охвата детей дошкольным образованием и подготовительными группами;
– ежегодное привлечение в образовательные организации 500 иностранных специалистов;
– доведение количества негосударственных средних общеобразовательных организаций до 1 000;
– направление 1 000 воспитателей и учителей в зарубежные страны на повышение квалификации и стажировку;
– доведение уровня охвата молодежи высшим образованием не менее, чем до 50 процентов;
– достижение включения 10 высших образовательных учреждений в рейтинг Топ-1000 самых престижных высших образовательных организаций мира.
Если исходить из идеи «Инвестиции в образование – это инвестиции в будущее страны», то развитие высшего образования не только формирует высококвалифицированные кадры, но и стимулирует творческое мышление, исследования и разработку новых технологий. Эти факторы помогают сформировать стабильное общество, способное адаптироваться к ситуациям.
В заключение стоит отметить, что для подготовки молодежи к ответственным должностям в процессе построения инновационного общества нам необходимо стремиться к повышению стандартов в сфере образования.
Рамзидин Нуридинов,
эксперт Центра «Стратегия развития».
УзА