Постановление Президента Республики Узбекистан
В целях проведения медико-социальной экспертизы граждан без излишней волокиты и бюрократических барьеров, расширения возможностей ведения полноценного образа жизни и реализации своих прав и потенциала лицами с инвалидностью, правильной ориентации на прохождение реабилитации и дальнейшего расширения охвата соответствующими мерами лиц с инвалидностью, а также обеспечения исполнения Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения»:
1. Принять к сведению, что в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 25 марта 2021 года № УП–6195 «О социальной поддержке престарелых и лиц с инвалидностью, а также дальнейшем развитии системы домов-интернатов «Саховат» и «Мурувват» Республиканская инспекция медико-социальной экспертизы и ее территориальные подразделения переданы в систему Агентства по развитию медико-социальных услуг, а также на нее возложена задача дальнейшего совершенствования системы проведения медико-социальной экспертизы граждан и установления инвалидности.
2. Определить основными направлениями совершенствования системы проведения медико-социальной экспертизы граждан и установления инвалидности:
устранение причин и условий, порождающих коррупцию, а также недопущение конфликта интересов при установлении инвалидности гражданам;
устранение излишних хлопот граждан, а также отмену бюрократических барьеров и препятствий в данной сфере;
создание эффективной системы оказания услуг гражданам, отвечающей современным требованиям, посредством формирования электронной базы данных.
3. Установить порядок, в соответствии с которым:
а) с 1 декабря 2021 года:
в случае невозможности личной явки лица в медико-социальную экспертную комиссию Республиканской инспекции медико-социальной экспертизы (далее – медико-социальная экспертная комиссия) по состоянию здоровья установление инвалидности проводится на выездном заседании с посещением закрепленной территории, на дому или в стационаре по месту лечения лица, а также путем проведения заочного освидетельствования;
лицам с явными признаками инвалидности и анатомическими дефектами, без проведения дополнительного обследования для получения клинико-функциональных данных на основании утвержденного перечня заболеваний, при признании их лицами с инвалидностью инвалидность устанавливается бессрочно без их участия;
в справках об инвалидности медико-социальные экспертные комиссии вносят рекомендации по профессиям, согласно которым лица с инвалидностью могут осуществлять трудовую деятельность;
б) с 1 августа 2022 года первоначально в городе Ташкенте внедряется новая электронная информационная система «Медико-социальная экспертиза» (далее – информационная система) по принятию на учет и проведению освидетельствования лиц с инвалидностью в медико-социальных экспертных комиссиях.
При этом обеспечивается внесение в информационную систему в электронной форме документов (медицинских направлений, выписок из истории болезни, амбулаторных карт и других), являющихся основанием для установления инвалидности гражданам;
в) с 1 января 2023 года информационная система полностью внедряется во всех остальных регионах республики.
При этом:
при установлении инвалидности направления лечебно-профилактических учреждений, выписки из истории болезни, амбулаторные карты, листки временной нетрудоспособности, а также документы о несчастных случаях либо иных повреждениях здоровья, связанных с исполнением трудовых функций, принимаются полностью посредством информационной системы;
листки временной нетрудоспособности и документы о несчастных случаях либо иных повреждениях здоровья, связанных с исполнением трудовых функций, принимаются посредством Межведомственного программно-аппаратного комплекса «Единая национальная система труда» и информационной системы путем обмена данными;
на основе соответствующей информации о гражданине в информационной системе внедряется порядок установления инвалидности без участия граждан с учетом нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности;
данные о лицах с инвалидностью, лечащих врачах и врачах, предоставивших медицинские заключения, фиксируются в информационной системе;
электронные данные, необходимые для назначения пенсий и социальных пособий лицам с инвалидностью, направляются в информационные системы «Пенсия» и «Единый реестр социальной защиты» в автоматическом режиме.
4. Создать педиатрические медико-социальные экспертные комиссии Республиканской инспекции медико-социальной экспертизы (далее – педиатрические медико-социальные экспертные комиссии) и в связи с этим отменить дополнительные функции, возложенные на врачей системы Министерства здравоохранения по установлению инвалидности детям до 18 лет.
5. Установить, что:
признание детей до 18 лет в качестве детей с инвалидностью осуществляется педиатрическими медико-социальными экспертными комиссиями;
признание граждан старше 18 лет в качестве лиц с инвалидностью осуществляется медико-социальными экспертными комиссиями;
педиатрические медико-социальные экспертные комиссии являются структурами, осуществляющими деятельность на постоянной основе, финансируемыми за счет средств Государственного бюджета.
6. Создать:
по две педиатрические медико-социальные экспертные комиссии в Республике Каракалпакстан, Андижанской, Кашкадарьинской, Самаркандской и Ферганской областях;
по одной педиатрической медико-социальной экспертной комиссии в Бухарской, Джизакской, Навоийской, Наманганской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской, Ташкентской, Хорезмской областях и городе Ташкенте;
дополнительно по одной межрайонной медико-социальной экспертной комиссии в Кашкадарьинской, Сырдарьинской, Хорезмской и Наманганской областях;
Отдел по внедрению информационных технологий, состоящий из трех штатных единиц, в Республиканской инспекции медико-социальной экспертизы.
При этом штатные единицы Республиканской инспекции медико-социальной экспертизы и медико-социальных экспертных комиссий формируются за счет штатных единиц, выделенных в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2021 года № УП–6221 «О последовательном продолжении осуществляемых в системе здравоохранения реформ и создании необходимых условий для повышения потенциала медицинских работников».
7. Определить основными задачами педиатрических медико-социальных экспертных комиссий:
проведение медико-социальной экспертизы детей до 18 лет и участие в разработке государственных программ в области установления инвалидности совместно с обществами лиц с инвалидностью;
изучение причин инвалидности и разработку мер предупреждения ухудшения здоровья детей до 18 лет;
осуществление контроля и координации в области разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации детей с инвалидностью;
участие во внедрении на системной основе передовых методов обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом текущих и перспективных потребностей сферы.
8. Утвердить «Дорожную карту» по созданию электронной информационной системы принятия на учет и проведения освидетельствования лиц с инвалидностью в медико-социальных экспертных комиссиях и повышению потенциала кадров согласно приложению.
9. Министерству здравоохранения (Мусаев Б.) совместно с Агентством по развитию медико-социальных услуг (Инаков А.):
в месячный срок обеспечить в установленном порядке проведение инвентаризации и передачу соответствующим педиатрическим медико-социальным экспертным комиссиям всех документов, связанных с выдачей медицинских заключений об инвалидности, медицинских учреждений Министерства здравоохранения, ответственных за установление инвалидности детям до 18 лет;
в двухмесячный срок разработать и утвердить Положение о врачебно-консультативной комиссии, предусматривающее порядок направления граждан в медико-социальные экспертные комиссии государственными медицинскими учреждениями;
с 2022/2023 учебного года принять меры по совершенствованию учебных программ магистратуры, клинической ординатуры, переподготовки и повышения квалификации специалистов медико-социальной экспертизы, реабилитологии, здравоохранения, социальной и профессиональной реабилитации на основе международных образовательных стандартов;
не менее одного раза в пять лет обеспечить повышение квалификации по специальности и медико-социальной экспертизе, а также бесплатное прохождение первичных специализированных курсов медицинскими работниками системы службы медико-социальной экспертизы в образовательных учреждениях и республиканских специализированных научно-практических медицинских центрах системы Министерства здравоохранения.
10. Определить, что выданные справки об инвалидности и индивидуальные программы реабилитации лиц с инвалидностью старого образца, оформленные до принятия настоящего постановления, признаются действительными до даты проведения очередного освидетельствования или завершения реабилитационных мероприятий (если инвалидность установлена на неопределенный срок).
11. Агентству по развитию медико-социальных услуг (Инаков А.) совместно с Министерством здравоохранения (Мусаев Б.), Министерством занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.) и Министерством финансов (Ишметов Т.), а также другими заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 июня 2022 года разработать проект постановления Президента Республики Узбекистан о поэтапном переходе на социальную модель установления инвалидности с привлечением технического содействия Программы развития ООН, Всемирного банка, Всемирной организации здравоохранения и ЮНИСЕФ.
При этом предусмотреть разработку Концепции перехода на социальную модель установления инвалидности гражданам на основе Международной классификации здоровья и жизнедеятельности (функций) с изучением международного опыта.
12. Министерству финансов (Ишметов Т.) в соответствии с обоснованными предложениями Агентства по развитию медико-социальных услуг обеспечить выделение необходимых средств на реализацию мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, укрепление материально-технической базы службы медико-социальной экспертизы, включая обеспечение автотранспортными средствами образуемых новых педиатрических и межрайонных медико-социальных экспертных комиссий, создание информационной системы и подготовку кадров, в рамках предельного размера средств, предусмотренных для сферы здравоохранения в параметрах Государственного бюджета на 2021 год, с 2022 года – предусматривать в параметрах Государственного бюджета.
13. Агентству по развитию медико-социальных услуг (Инаков А.):
а) совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций (Шерматов Ш.):
в трехмесячный срок усовершенствовать электронную базу данных, содержащую данные об инвалидности детей до 18 лет и лиц с инвалидностью старше данного возраста, за счет средств, выделенных на совершенствование деятельности службы медико-социальной экспертизы в рамках параметров Государственного бюджета;
в срок до 1 августа 2022 года разработать новую электронную информационную систему по принятию на учет и проведению освидетельствования граждан в медико-социальных экспертных комиссиях с изучением передового зарубежного опыта;
наладить механизм заблаговременной бесплатной рассылки на мобильные средства связи лиц с инвалидностью коротких уведомлений об истечении срока инвалидности и необходимости явки на повторное освидетельствование за месяц до переосвидетельствования.
При этом сведения о лицах с инвалидностью направляются министерствам и ведомствам посредством Межведомственной интеграционной платформы системы «Электронное правительство» в электронной форме;
б) совместно с Министерством здравоохранения (Иноятов А.) в месячный срок разработать и обеспечить доведение до Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента минимальных требований к зданиям, помещениям и оборудованию территориальных медико-социальных экспертных комиссий.
14. Министерству здравоохранения (Мусаев Б.) обеспечить внесение лечебно-профилактическими учреждениями в информационную систему в электронной форме с 1 августа 2022 года – в городе Ташкенте, с 2023 года – во всех регионах республики медицинских направлений, выписок из истории болезни, амбулаторных карт, листков временной нетрудоспособности, а также являющихся основанием для определения профессионального заболевания выписок из заключений учреждений здравоохранения, наделенных специальным полномочием.
Установить, что все документы, связанные с установлением инвалидности, вносятся в информационную систему IT-операторами – медицинскими сестрами лечебно-профилактических учреждений на основе персональных идентификационных логинов и паролей.
15. Кабинету Министров в месячный срок утвердить Правительственное решение, регулирующее деятельность службы медико-социальной экспертизы.
16. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в двухмесячный срок принять меры по размещению всех территориальных медико-социальных экспертных комиссий в зданиях и помещениях, отвечающих установленным требованиям, удобных для посещения гражданами, нуждающимися в социальной защите, на безвозмездной основе.
17. Агентству по развитию медико-социальных услуг совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
18. Агентству по развитию медико-социальных услуг совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана и Агентством информации и массовых коммуникаций организовать работу по широкому освещению целей и задач настоящего постановления в средствах массовой информации и иных информационных ресурсах.
19. Возложить на директора Агентства по развитию медико-социальных услуг Инакова А.К. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ответственных организаций-исполнителей возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан в срок до 1 июля 2022 года.
Президент
Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
27 ноября 2021 года.