Сегодня положения более 70 основных международных документов по правам человека, участником которых является наша страна, нашли воплощение в нормах Конституции Республики Узбекистан и национального законодательства.
В рамках «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах» в стране проводится масштабная работа в сфере обеспечения личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод граждан, претворения в жизнь важнейшего конституционного принципа: «высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права».
Согласно международным документам «воля народа должна быть основой власти правительства. Эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».
В статье 117 Конституции Республики Узбекистан закреплено, что выборы Президента, депутатов Законодательной палаты парламента и местных представительных органов государственной власти проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать имеют граждане Республики Узбекистан, достигшие восемнадцати лет. Выборы проводятся с периодичностью пять лет.
Избирательный кодекс, принятый парламентом с учетом международных избирательных стандартов и требований проведения выборов, раскрывает практические механизмы претворения в жизнь этих конституционных норм, а также обеспечения политических прав и свобод граждан, свободы выбора, свободы мысли, слова и убеждений.
Согласно статьям 4 и 5 Избирательного кодекса «граждане, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, языка, отношения к религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения, образования, рода и характера занятий, обладают равным избирательным правом». При этом каждый гражданин, участвующий в выборах, имеет один голос.
Теперь согласно законодательству, не участвуют в выборах только граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда за совершенные тяжкие и особо тяжкие преступления. В любых других случаях прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан не допускается.
Эти нормы, имеющие неоценимое значение в обеспечении политических прав граждан, являются более демократичными, чем во многих странах ОБСЕ, где к выборам не допускаются лица, содержащиеся в местах лишения свободы.
В-третьих, в Кодексе закреплено прямое избирательное право граждан и обеспечение тайны голосования. То есть действует принцип, согласно которому все в выборах, за исключением тайны голосования, – открыто и гласно.
Так, депутаты Законодательной палаты Парламента, депутаты местных Кенгашей избираются гражданами непосредственно.
В-четвертых, избирательное законодательство страны обеспечивает реализацию Копенгагенского документа ОБСЕ от 1990 года, который гласит, что государства-участники ОБСЕ должны «уважать право граждан добиваться политической или общественной должности в индивидуальном порядке или в качестве представителей политических партий или организаций без дискриминации».
В статье 70 Кодекса закреплено, что: выдвижение кандидатов в депутаты осуществляется высшими органами политических партий; порядок подбора кандидатов в депутаты определяется самими политическими партиями.
В-пятых, обеспечено право граждан на доступ к информации, особенно касательно выборов и их результатов. Так:
– решения избирательных комиссий публикуются в средствах массовой информации или обнародуются в установленном порядке;
В-шестых, созданы необходимые условия для реализации избирательных прав граждан страны независимо от того, в каком уголке мира они находятся.
Так, избирательные участки могут быть образованы при дипломатических и иных представительствах Узбекистана в иностранных государствах. Эти участки входят в округа по месту их нахождения. Вопрос о приписке к округу участков, образуемых за пределами Республики Узбекистан, решается Центральной избирательной комиссией.
В-седьмых, в Кодексе предусмотрены нормы, позволяющие реализовать конституционное право граждан на судебную защиту его прав и свобод, обжалование в суд незаконных действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений.
Так, кандидату или наблюдателю предоставлено право подавать жалобу относительно любого аспекта избирательного процесса (в том числе запросить пересчет голосов или признать недействительными результаты выборов).
Этому вопросу посвящена статья 102 Избирательного кодекса. В ней закрепляется, что решения избирательных комиссий могут быть обжалованы органами политических партий, выдвинувшими кандидатов в депутаты, кандидатами в депутаты, доверенными лицами, наблюдателями и избирателями в вышестоящую избирательную комиссию, или в суд в течение десяти дней после принятия решения.
Акмаль Саидов, директор Национального центра
Республики Узбекистан по правам человека;
Марифджон Усманов, главный специалист
Национального центра Республики Узбекистан
по правам человека.