Туризм стал одной из ведущих отраслей мировой экономики. В нашей стране в этой сфере также происходят большие перемены. Этому способствуют новые нормативно-правовые документы, международные и местные мероприятия, создание профильных учебных заведений.

О проводимой работе по увеличению потока туристов, привлечению иностранных инвесторов и подготовке кадров мы побеседовали с 

заведующим кафедрой туризма и гостиничного бизнеса Ташкентского государственного экономического университета, профессором Алишером ЭШТАЕВЫМ.

– По данным Всемирной туристской организации (UNWTO), в сфере туризма в мире трудятся около 200 миллионов человек. Доход от туризма составляет 1 триллион долларов США, – говорит А. Эштаев. 

– Число туристов ежегодно увеличивается на 4-5 процентов, а число путешествующих в другие страны превышает 1 миллиард. В настоящее время одно из каждых 10 рабочих мест в мире создается в сфере туризма. 30 процентов доходов этой сферы люди получают в качестве зарплаты, тогда как в других отраслях этот показатель не превышает 10 процентов.

Развитие туристического сектора определено как приоритетное направление в строительстве Нового Узбекистана. В частности, на прошедшем под председательством Президента Республики Узбекистан 7 февраля 2025 года 

видеоселекторном совещании, посвященном проделанной в 2024 году работе по развитию сферы услуг и основным задачам на перспективу, отмечалось, что в прошлом году экспорт туристических услуг составил 3,5 миллиарда долларов, однако этот показатель не соответствует имеющемуся потенциалу.

Например, в Малайзии и Индонезии насчитывается около 7 миллионов последователей суфийского учения Накшбанди. Они хотят посетить наши святыни, прежде чем отправиться на умру. У нас есть все условия, чтобы привезти этих туристов из Куала-Лумпура или Джакарты в Самарканд и Бухару минимум на 2 дня, а затем на самолете нашей авиакомпании отправить их на умру. Уполномоченным лицам было дано поручение о запуске турпакета «Умра плюс» для паломников из Малайзии и Индонезии.

Было отмечено, что хотя в Шахрисабзе есть Аксарай, в Хиве – Ичан-Кала, в Бухаре – Ляби-хауз, в Ташкенте – парк «Новый Узбекистан», в них не планируется проведение концертов, выставок и форумов. В случае организации концертов зарубежных артистов в 6 туристических центрах нашей страны гостиницы, рестораны, кафе, объекты торговли и обслуживания будут переполнены туристами. В связи с этим перед уполномоченными лицами была поставлена ​​задача разработать программу проведения концертов, бизнес-форумов и выставок, которые привлекут как минимум 1 миллион туристов. Также с учетом того, что подавляющее большинство исторических объектов не изучено до конца, было дано поручение по разработке совместно с учеными трехлетней программы по выявлению и реставрации привлекательных исторических мест.          

Если в 2017 году число иностранных туристов составляло 2,7 миллиона, то в 2024 году – 10,2 миллиона. Средний срок пребывания туристов теперь составляет 7-8 дней, что в 3 раза больше по сравнению с 2-3 днями в предыдущие годы. 

В 2017 году средняя сумма, потраченная каждым иностранным туристом на территории республики, помимо прямых затрат, составляла 197 долларов, в 2024 году она увеличилась до 430 долларов, а объем туристического экспорта составил 3,5 млрд долларов США.

– Известно, что одним из важнейших факторов, влияющих на развитие туристической отрасли, является подготовка кадров. Как сегодня организован этот процесс на местах, какие есть проблемы и какие меры предпринимаются для их решения?

– В нашей стране высококвалифицированные кадры для сферы туризма готовят 35 государственных и негосударственных высших учебных заведений. В них обучаются более 10 тысяч студентов, которым по соответствующим специальностям преподают около 400 педагогов. Кроме того, кадры среднего звена готовят свыше 50 государственных и негосударственных образовательных учреждений.

В процессе подготовки кадров для сферы туризма есть ряд проблем, одна из них в том, что теория отделена от практики. При этом в ряде случаев теоретическими знаниями ограничиваются не только студенты и учащиеся, но и профессора и преподаватели. В некоторых образовательных учреждениях отсутствуют учебно-практические лаборатории, наблюдаются перебои в выполнении проводимых научно-исследовательских работ, а некоторые инновации научно-исследовательских работ не соответствуют требованиям практики.

Кроме того, уровень занятости подготовленных кадров, их обеспеченность работой также является вопросом, на который следует обратить внимание.

В целом для устранения подобных проблем проводится ряд работ, разрабатываются различные нормативно-правовые акты. 

18 июля 2024 года было принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию системы подготовки кадров в сфере туризма». В соответствии с ним с 2024/2025 учебного года в государственных высших образовательных учреждениях Республики Узбекистан налажена система подготовки кадров для сферы туризма и гостиничного хозяйства на основе трехлетних программ высшего образования, образовательный процесс организуется на основе дуального обучения по системе «блок-модуль».  

При этом предусматривается, что на первом курсе доля теоретических и практических занятий составит соответственно 80 процентов и 20 процентов, на втором курсе 50 процентов отводится теории и 50 процентов практике, на третьем курсе 30 процентов займет теория и 70 процентов практика. 

Система обучения на основе дуальной системы образования широко распространена в Германии, Швейцарии, Франции, Испании, Малайзии, ОАЭ и ряде развитых стран.

В постановлении отмечается, что в целях осуществления образовательного процесса одновременно с практикой, налог на прибыль за оказанные услуги в базах прохождения практики вузов уплачивается по ставке, сниженной на 50 процентов от установленной налоговой ставки.        

Документом определено также принять меры по внедрению международно признанных образовательных программ на основе франшизы, пересмотру программы высшего образования в сфере туризма и гостиничного хозяйства на основе образовательных программ престижных высших образовательных учреждений, входящих в топ-100 мирового рейтинга, внесению изменений в «Классификатор направлений и специальностей высшего образования», а также включению в него нового направления образования в области кулинарии. 

Кулинария играет важную роль в развитии гастрономического туризма, но в нашей стране нет системы подготовки высокообразованных кадров в данной сфере. Например, Дублинский технологический университет Ирландии готовит кадры в этой области, имеет базу для прохождения практики. Продукция, изготовленная студентами, реализуется напрямую потребителям, а вырученные средства получают студенты.

Некоторые наши вузы не имеют базы для прохождения практики, студенты обучаются только на основе теории. Данная проблема взята на контроль.       

В постановлении также указано, что будет начата подготовка гидов-переводчиков, оказывающих услуги туристам на арабском, японском, китайском, хинди, испанском, итальянском, корейском, урду, индонезийском и малайском языках.

Так как была не создана система повышения квалификации профессоров-преподавателей и педагогов, что препятствовало повышению их профессионального уровня, осведомленности о новшествах в сфере и законодательных нормах, стало целесообразным создание Центра переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма, сервиса, гостиничного хозяйства и подготовки гидов (гидов-переводчиков). Здесь организуются среднесрочные и краткосрочные курсы.

– Какая работа проводится в Ташкентском государственном экономическом университете по подготовке высококвалифицированных кадров, повышению качества обучения, налаживанию интеграции с практикой?

– В Ташкентском государственном экономическом университете разработана образовательная политика, в соответствии с которой в Комитете по туризму создан филиал кафедры туризма и гостиничного бизнеса. Лекции ведутся специалистами сферы, налажена система согласования учебных планов и программ с работодателями. Для преподавания на кафедре привлечены 7 профессоров-педагогов, занятия в основном проводятся на базах прохождения практики. В целях ознакомления с новшествами в сфере, изменениями в нормативно-правовых актах налажена система проведения раз в месяц мастер-классов от высококвалифицированных специалистов-практиков.

Беседовал Абдулазиз РУСТАМОВ, корр. УзА.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Значимость увеличения потока туристов, совершенствования инфраструктуры и повышения потенциала кадров всегда актуальна

Туризм стал одной из ведущих отраслей мировой экономики. В нашей стране в этой сфере также происходят большие перемены. Этому способствуют новые нормативно-правовые документы, международные и местные мероприятия, создание профильных учебных заведений.

О проводимой работе по увеличению потока туристов, привлечению иностранных инвесторов и подготовке кадров мы побеседовали с 

заведующим кафедрой туризма и гостиничного бизнеса Ташкентского государственного экономического университета, профессором Алишером ЭШТАЕВЫМ.

– По данным Всемирной туристской организации (UNWTO), в сфере туризма в мире трудятся около 200 миллионов человек. Доход от туризма составляет 1 триллион долларов США, – говорит А. Эштаев. 

– Число туристов ежегодно увеличивается на 4-5 процентов, а число путешествующих в другие страны превышает 1 миллиард. В настоящее время одно из каждых 10 рабочих мест в мире создается в сфере туризма. 30 процентов доходов этой сферы люди получают в качестве зарплаты, тогда как в других отраслях этот показатель не превышает 10 процентов.

Развитие туристического сектора определено как приоритетное направление в строительстве Нового Узбекистана. В частности, на прошедшем под председательством Президента Республики Узбекистан 7 февраля 2025 года 

видеоселекторном совещании, посвященном проделанной в 2024 году работе по развитию сферы услуг и основным задачам на перспективу, отмечалось, что в прошлом году экспорт туристических услуг составил 3,5 миллиарда долларов, однако этот показатель не соответствует имеющемуся потенциалу.

Например, в Малайзии и Индонезии насчитывается около 7 миллионов последователей суфийского учения Накшбанди. Они хотят посетить наши святыни, прежде чем отправиться на умру. У нас есть все условия, чтобы привезти этих туристов из Куала-Лумпура или Джакарты в Самарканд и Бухару минимум на 2 дня, а затем на самолете нашей авиакомпании отправить их на умру. Уполномоченным лицам было дано поручение о запуске турпакета «Умра плюс» для паломников из Малайзии и Индонезии.

Было отмечено, что хотя в Шахрисабзе есть Аксарай, в Хиве – Ичан-Кала, в Бухаре – Ляби-хауз, в Ташкенте – парк «Новый Узбекистан», в них не планируется проведение концертов, выставок и форумов. В случае организации концертов зарубежных артистов в 6 туристических центрах нашей страны гостиницы, рестораны, кафе, объекты торговли и обслуживания будут переполнены туристами. В связи с этим перед уполномоченными лицами была поставлена ​​задача разработать программу проведения концертов, бизнес-форумов и выставок, которые привлекут как минимум 1 миллион туристов. Также с учетом того, что подавляющее большинство исторических объектов не изучено до конца, было дано поручение по разработке совместно с учеными трехлетней программы по выявлению и реставрации привлекательных исторических мест.          

Если в 2017 году число иностранных туристов составляло 2,7 миллиона, то в 2024 году – 10,2 миллиона. Средний срок пребывания туристов теперь составляет 7-8 дней, что в 3 раза больше по сравнению с 2-3 днями в предыдущие годы. 

В 2017 году средняя сумма, потраченная каждым иностранным туристом на территории республики, помимо прямых затрат, составляла 197 долларов, в 2024 году она увеличилась до 430 долларов, а объем туристического экспорта составил 3,5 млрд долларов США.

– Известно, что одним из важнейших факторов, влияющих на развитие туристической отрасли, является подготовка кадров. Как сегодня организован этот процесс на местах, какие есть проблемы и какие меры предпринимаются для их решения?

– В нашей стране высококвалифицированные кадры для сферы туризма готовят 35 государственных и негосударственных высших учебных заведений. В них обучаются более 10 тысяч студентов, которым по соответствующим специальностям преподают около 400 педагогов. Кроме того, кадры среднего звена готовят свыше 50 государственных и негосударственных образовательных учреждений.

В процессе подготовки кадров для сферы туризма есть ряд проблем, одна из них в том, что теория отделена от практики. При этом в ряде случаев теоретическими знаниями ограничиваются не только студенты и учащиеся, но и профессора и преподаватели. В некоторых образовательных учреждениях отсутствуют учебно-практические лаборатории, наблюдаются перебои в выполнении проводимых научно-исследовательских работ, а некоторые инновации научно-исследовательских работ не соответствуют требованиям практики.

Кроме того, уровень занятости подготовленных кадров, их обеспеченность работой также является вопросом, на который следует обратить внимание.

В целом для устранения подобных проблем проводится ряд работ, разрабатываются различные нормативно-правовые акты. 

18 июля 2024 года было принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию системы подготовки кадров в сфере туризма». В соответствии с ним с 2024/2025 учебного года в государственных высших образовательных учреждениях Республики Узбекистан налажена система подготовки кадров для сферы туризма и гостиничного хозяйства на основе трехлетних программ высшего образования, образовательный процесс организуется на основе дуального обучения по системе «блок-модуль».  

При этом предусматривается, что на первом курсе доля теоретических и практических занятий составит соответственно 80 процентов и 20 процентов, на втором курсе 50 процентов отводится теории и 50 процентов практике, на третьем курсе 30 процентов займет теория и 70 процентов практика. 

Система обучения на основе дуальной системы образования широко распространена в Германии, Швейцарии, Франции, Испании, Малайзии, ОАЭ и ряде развитых стран.

В постановлении отмечается, что в целях осуществления образовательного процесса одновременно с практикой, налог на прибыль за оказанные услуги в базах прохождения практики вузов уплачивается по ставке, сниженной на 50 процентов от установленной налоговой ставки.        

Документом определено также принять меры по внедрению международно признанных образовательных программ на основе франшизы, пересмотру программы высшего образования в сфере туризма и гостиничного хозяйства на основе образовательных программ престижных высших образовательных учреждений, входящих в топ-100 мирового рейтинга, внесению изменений в «Классификатор направлений и специальностей высшего образования», а также включению в него нового направления образования в области кулинарии. 

Кулинария играет важную роль в развитии гастрономического туризма, но в нашей стране нет системы подготовки высокообразованных кадров в данной сфере. Например, Дублинский технологический университет Ирландии готовит кадры в этой области, имеет базу для прохождения практики. Продукция, изготовленная студентами, реализуется напрямую потребителям, а вырученные средства получают студенты.

Некоторые наши вузы не имеют базы для прохождения практики, студенты обучаются только на основе теории. Данная проблема взята на контроль.       

В постановлении также указано, что будет начата подготовка гидов-переводчиков, оказывающих услуги туристам на арабском, японском, китайском, хинди, испанском, итальянском, корейском, урду, индонезийском и малайском языках.

Так как была не создана система повышения квалификации профессоров-преподавателей и педагогов, что препятствовало повышению их профессионального уровня, осведомленности о новшествах в сфере и законодательных нормах, стало целесообразным создание Центра переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма, сервиса, гостиничного хозяйства и подготовки гидов (гидов-переводчиков). Здесь организуются среднесрочные и краткосрочные курсы.

– Какая работа проводится в Ташкентском государственном экономическом университете по подготовке высококвалифицированных кадров, повышению качества обучения, налаживанию интеграции с практикой?

– В Ташкентском государственном экономическом университете разработана образовательная политика, в соответствии с которой в Комитете по туризму создан филиал кафедры туризма и гостиничного бизнеса. Лекции ведутся специалистами сферы, налажена система согласования учебных планов и программ с работодателями. Для преподавания на кафедре привлечены 7 профессоров-педагогов, занятия в основном проводятся на базах прохождения практики. В целях ознакомления с новшествами в сфере, изменениями в нормативно-правовых актах налажена система проведения раз в месяц мастер-классов от высококвалифицированных специалистов-практиков.

Беседовал Абдулазиз РУСТАМОВ, корр. УзА.