Глава VIII Конституции Республики Узбекистан в новой редакции посвящена политическим правам, и в части первой статьи 36 определено – «Граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, а также общественного контроля над деятельностью государственных органов».
Данная конституционная норма показывает, какое важное значение имеют выборы депутатов в Законодательную палату Олий Мажлиса и местные Кенгаши, которые состоятся 27 октября текущего года. Между тем каждый гражданин, принимая личное участие в парламентских выборах, не только использует свое конституционное право, но и выполняет свои конституционные обязанности. Далее подробнее остановимся на этом.
Для размышления…
Не секрет, что раньше, хоть и неофициально, было принято, что глава семьи мог проголосовать за всех ее членов. К сожалению, этот порядок воспринимался как «национальные особенности». Теперь на выборах различного уровня, проводимых в Узбекистане, строго пресечены такие случаи – за это предусмотрена административная ответственность. Если происходит нарушение порядка выдачи избирательных бюллетеней (голосования), это влечет наложение штрафа до одной базовой расчетной величины.
Нужно отдельно отметить, что многие граждане, участвующие в парламентских выборах, рассматривали их лишь как «предвыборное мероприятие» кандидата (лица) в депутаты Олий Мажлиса и думали, «что же он сделает для меня в случае избрания». По этим и другим причинам не всегда парламентские выборы воспринимались всерьез.
На самом деле, это не так. Каждый гражданин (избиратель) непосредственно участвует в управлении обществом и государственными делами, принимая участие в парламентских выборах и формируя законодательную власть – Олий Мажлис. Кроме того, граждане передают свои полномочия по косвенному управлению государственными делами, определенные Конституцией, избранным депутатам сроком на пять лет. Конечно, нельзя сказать, что раньше избиратели осознавали это в полной мере.
Если бы каждый гражданин лично участвовал в парламентских выборах и голосовал за того кандидата и политическую партию, которых он считает достойными, избирал в парламент наиболее достойных кандидатов, то в будущем у него была бы возможность контролировать всю исполнительную власть и деятельность всех ее органов. И это вовсе не преувеличение.
В качестве примера, считаю уместным привести следующее высказывание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева: «В настоящее время, согласно Конституции, парламент утверждает Премьер-министра. Однако не участвует в назначении министров на должность. Поэтому члены правительства не чувствуют в достаточной мере ответственности перед парламентом. В связи с этим предлагаю ввести практику утверждения членов Кабинета Министров Олий Мажлисом».
Не случайно мы упомянули предложение главы нашего государства по дальнейшему расширению полномочий Олий Мажлиса при формировании исполнительной власти. Парламент, как представительная власть, имеет полномочия действовать от имени народа Узбекистана. Это закреплено в Конституции, поэтому все остальные органы государственной власти должны быть подотчетны парламенту – народу. Одной из важнейших функций парламента является назначение должностных лиц государственной власти, то есть реализация кадровой политики, и определение их полномочий. Иными словами, парламент решает вопросы формирования государственных органов, избрания должностных лиц и их увольнения, предусмотренные Конституцией.
На практике большинство юристов не признают эту функцию парламента как самостоятельную, характеризуя ее как контрольную, считая, что кадровые полномочия парламента являются косвенным осуществлением его контрольной функции. На наш взгляд, парламентский контроль и участие парламента в формировании (выборах) государственных органов (должностных лиц) отражают широкий и многообразный характер парламентской деятельности – ее цели, формы и содержание.
Значит, реализацию полномочий палат Олий Мажлиса по формированию государственных органов и избранию отдельных должностных лиц можно квалифицировать как реализацию его кадровой функции. В то же время не следует забывать, что существует тесная связь между функциями парламента и процедурами парламента. Это проявляется в том, что каждая функция парламента должна быть обеспечена соответствующим порядком, что, в свою очередь, должно способствовать реализации процедур и полномочий парламента.
В юридической литературе полномочия парламента по избранию (утверждению) определенных органов или должностных лиц обозначаются термином «инвеститура» – это означает «вступление в должность», «предоставление власти». Таким образом, при формировании правительства в парламентских республиках оно получает инвеституру (полномочия) от парламента, а в президентских республиках – от главы государства.
В Конституции Республики Узбекистан закреплены следующие функции и полномочия парламента в отношении кадров: образование обеими палатами парламента Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан (пункт 15 части первой статьи 93), избрание обеими палатами парламента Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека и его заместителя (пункт 16 части первой статьи 93), по представлению Президента Республики Узбекистан рассмотрение и одобрение нижней палатой кандидатуры Премьер-министра Республики Узбекистан (пункт 3 части первой статьи 94), по представлению Президента Республики Узбекистан рассмотрение и одобрение нижней палатой кандидатур членов правительства (пункт 5 части первой статьи 94), по представлению Президента Республики Узбекистан избрание верхней палатой Конституционного суда, Верховного суда, Высшего судейского совета Республики Узбекистан, руководителя республиканского органа по противодействию коррупции и руководителя республиканского антимонопольного органа (пункт 1 части первой статьи 95), по представлению Президента Республики Узбекистан рассмотрение и одобрение верхней палатой кандидатур на должности Генерального прокурора Республики Узбекистан и председателя Счетной палаты Республики Узбекистан (пункт 2 части первой статьи 95), по представлению Президента Республики Узбекистан назначение и освобождение верхней палатой от должности руководителей дипломатических и иных представительств Республики Узбекистан в иностранных государствах и при международных организациях (пункт 4 части первой статьи 95), по представлению Президента Республики Узбекистан назначение и освобождение верхней палатой от должности председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан (пункт 5 части первой статьи 95).
Настоящая кадровая функция парламента осуществляется в форме избрания или утверждения кандидатур на определенные должности высших органов государственной власти. Здесь можно наблюдать, что парламент непосредственно решает вопросы избрания или назначения кандидатов на должности, определенные законом.
При этом обратим внимание на процедуру назначения главы исполнительной власти. Известно, что кандидатура Премьер-министра Республики Узбекистан для рассмотрения и одобрения Законодательной палатой представляется Президентом Республики Узбекистан после проведения консультаций со всеми фракциями политических партий в течение месяца после избрания должностных лиц и формирования органов палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан или в течение месяца после освобождения от должности либо отставки Премьер-министра, действующего состава Кабинета Министров.
Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан рассматривает представленную Президентом Республики Узбекистан кандидатуру Премьер-министра Республики Узбекистан в течение десяти дней со дня внесения представления.
Кандидат на должность Премьер-министра при рассмотрении его кандидатуры в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан представляет программу действий Кабинета Министров на ближайшую и долгосрочную перспективу.
На заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан заслушивается программа действий Кабинета Министров на ближайшую и долгосрочную перспективу.
После заслушивания программы действий Кабинета Министров Республики Узбекистан на ближайшую и долгосрочную перспективу, мнений и взглядов представителей фракции рассматривается вопрос об утверждении кандидатуры Премьер-министра Республики Узбекистан.
Утверждение кандидатуры Премьер-министра Республики Узбекистан осуществляется Законодательной палатой путем тайного голосования. Решение о способе голосования принимается большинством голосов депутатов.
Кандидатура Премьер-министра считается утвержденной, если за нее будет подано более половины голосов от общего числа депутатов.
Решение Законодательной палаты об утверждении кандидатуры Премьер-министра Республики Узбекистан направляется Президенту Республики Узбекистан в течение трех дней после его принятия.
Если при голосовании за кандидатуру Премьер-министра не удалось набрать большинство голосов от общего числа депутатов, Президент Республики Узбекистан имеет право после проведения дополнительных консультаций со всеми фракциями политических партий еще раз представить кандидатуру на должность Премьер-министра.
В статье 118 обновленной Конституции нашей страны предусмотрено, что кандидатура Премьер-министра Республики Узбекистан для рассмотрения и одобрения Законодательной палатой представляется Президентом Республики Узбекистан после проведения консультаций со всеми фракциями политических партий.
На наш взгляд, данная процедура в обновленную Конституцию введена на основе изучения опыта зарубежных стран. Важным моментом в этом конституционном положении является обеспечение института консультаций с фракциями политических партий по кандидатуре Премьер-министра.
Еще одно абсолютное полномочие Законодательной палаты тесно связано с предыдущими полномочиями и выражается в праве рассматривать и утверждать кандидатов в члены Кабинета Министров. В частности, кандидатуры в члены Кабинета Министров сначала вносятся Президентом на утверждение в нижнюю палату парламента. Затем они назначаются главой государства после одобрения Законодательной палатой.
Согласие Законодательной палаты в данном случае является неотъемлемым элементом механизма назначения членов правительства. Кандидат в члены правительства при рассмотрении его кандидатуры Законодательной палатой представляет план мероприятий, соответствующий программе действий Кабинета Министров.
На наш взгляд, новая модель назначения членов правительства имеет ряд сходств с моделями формирования правительства Германии и Франции. Например, во Франции Президент формирует правительство, если его партия имеет большинство в Национальном собрании. В противном случае он обязан предложить лидеру партии большинства в парламенте сформировать правительство для утверждения кандидата на пост Премьер-министра. Немецкая модель предусматривает назначение членов правительства Президентом по рекомендации канцлера и с одобрения Бундестага.
Палаты Олий Мажлиса формируют или непосредственно участвуют вместе с главой государства в процессе формирования ряда государственных органов. Кадровые полномочия палат парламента охватывают избрание или назначение главы и членов правительства, судей Конституционного суда и Верховного суда, Омбудсмана и его заместителя, Центральной избирательной комиссии, Счетной палаты, глав дипломатических ведомств и другие вопросы.
Функции и полномочия парламента по формированию государственных органов занимают особое место в его деятельности и имеют важное значение наряду с представительной, законодательной и контрольной функциями палат Олий Мажлиса. От эффективной реализации этих полномочий зависит деятельность всей системы государственных органов. Разнообразие методов парламентского участия в формировании государственных органов свидетельствует о сложности и ответственности этого процесса.
В заключение следует сказать, что на выборах, которые состоятся 27 октября текущего года, наши граждане примут участие в формировании национального парламента – Законодательной палаты Олий Мажлиса, способного принимать важные политические решения о том, каким будет наше будущее, обеспечить реализацию приоритетной цели – занять достойное место в мировом сообществе. Не следует забывать, что, как справедливо отметил глава нашего государства: «Только сплоченные – мы единый народ, только вместе – мы сильная страна!».
Абдуманноб РАХИМОВ,
судья Конституционного суда
Республики Узбекистан.