Сфера защиты прав потребителей занимает ведущие позиции в социально-экономическом развитии Узбекистана.

Сфера защиты прав потребителей занимает ведущие позиции в социально-экономическом развитии Узбекистана. Ее совершенствование осуществляется в тесной взаимосвязи с общим курсом экономических и правовых реформ, институциональными преобразованиями, развитием конкуренции.

Защита прав и законных интересов наших граждан в сфере потребления гарантируется Конституцией Республики Узбекистан, Гражданским кодексом, Законом «О защите прав потребителей», другими законодательными и нормативно-правовыми актами. Они охватывают широкий спектр взаимоотношений потребителей с производителями, продавцами продукции, исполнителями, оказывающими различные услуги. Более того, открывают широкие возможности общественным объединениям для их активного участия в формировании потребительской политики.

Сегодня одной из самых массовых организаций в этом направлении является Федерация обществ защиты прав потребителей Узбекистана. О целях и задачах, основных направлениях деятельности и участии в совершенствовании сферы защиты прав потребителей корреспонденту УзА рассказал ее председатель Олимжон Жумаев.

– Права потребителей являются одними из неотделимых гражданских прав человека, – отметил О.Жумаев. – Поэтому в нашей стране под руководством Президента Ислама Каримова создана эффективная система защиты прав потребителей, в которой государство гарантирует нашим гражданам защиту их прав и интересов при приобретении и использовании товара, работы, услуги. – Согласно Закону Республики Узбекистан «О защите прав потребителей» обязанности контроля над соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей возложены на органы государственной власти и управления, которые наделены правами по пресечению правонарушений и применению к правонарушителям мер ответственности. Такими органами, к примеру, являются Государственный комитет по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции, агентство «Узстандарт», Министерство здравоохранения и другие. Кроме того, защита прав потребителей может осуществляться общественными объединениями в соответствии с законодательством Республики Узбекистан в данной сфере.

Одним из таких объединений является Федерация обществ защиты прав потребителей, созданная постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по расширению участия общественности в защите прав потребителей» от 28 ноября 2002 года. Принятие данного постановления еще раз подчеркнуло значимость для государства соблюдения приоритетов интереса личности, утверждения в сознании людей демократических ценностей, а также важность общественных инструментов регулирования потребительского рынка как неотъемлемой части обеспечения свободных рыночных отношений.

– Какое место в обеспечении прав наших граждан в сфере потребления занимает Федерация обществ защиты прав потребителей Узбекистана?

– В условиях современной рыночной экономики каждый из нас ежедневно становится субъектом товарно-денежных отношений. В частности, каждый день мы что-нибудь покупаем – продукты питания, предметы домашнего обихода, мебель, бытовую технику, автомобили. Однако не всегда наши ожидания от покупки оправдываются. Бывают случаи, когда тот или иной товар не соответствует стандартам качества, его невозможно использовать по тем или иным причинам. Но не все потребители знают, что в таких случаях купленную вещь можно обменять или вернуть. Поэтому грамотность в вопросе защиты прав потребителя – необходимость, продиктованная временем.

Исходя из этого, одно из основных направлений нашей работы – рассказать гражданам о действующем в Узбекистане законодательстве и научить им пользоваться, защищая свои права и интересы. При этом мы стараемся перенести центр тяжести работы с потребителями на места. В системе Федерации обществ защиты прав потребителей сегодня действуют 14 территориальных объединений. Они объединяют 195 районных (городских) объединений. При махаллях, в вузах, товариществах частных собственников жилья, различных организациях нашей страны действует более 6,4 тысячи опорных пунктов, что значительно расширяет наши возможности. Более того, при федерации эффективно функционирует дочернее предприятие «Проектирование, экспертиза и оценка», действующее в сфере коммунальных услуг.

Всего в системе федерации работают 560 специалистов, всегда готовых прийти на помощь нашим гражданам. Они постоянно повышают свою квалификацию, принимая участие в различных просветительских мероприятиях как в стране, так и за рубежом. За последнее время группа наших специалистов посетила Китай, Республику Корея, Германию, Францию, Малайзию, Индию, Вьетнам. Они ознакомились с международным опытом в области защиты прав и интересов потребителей и рассказали о достижениях Узбекистана в этой сфере.

– Какова роль Федерации обществ защиты прав потребителей в осуществлении действенного общественного контроля за соблюдением законодательства в этой сфере?

– Являясь негосударственной некоммерческой организацией, федерация способствует активному продвижению политики государства в области построения сильного гражданского общества. Ведь общественное движение потребителей – это активная часть населения, которая может влиять на развитие рыночных отношений, способствовать повышению ответственности производителей и организаций, работающих в сфере услуг и сервиса.

Исходя из этого и строится повседневная деятельность нашей организации. Например, федерация выступает в качестве эксперта по обеспечению прав потребителей на заседаниях ряда комитетов нижней палаты парламента, участвует совместно с другими уполномоченными органами в создании действенных механизмов защиты прав человека, осуществлении мониторинга за исполнением законодательных актов в данном направлении. Ведь как показывает практика, защита прав потребителей может быть эффективной тогда, когда различные структуры, ответственные за качество и безопасность товаров и услуг, действуют в одной связке.

Это подтверждают и систематическое изучение обеспечения прав людей в сферах общественного транспорта, медицины, коммунального хозяйства, просвещения и других, тематические опросы. Такая работа проводится в тесном сотрудничестве с Госкомконкуренции, министерствами здравоохранения, народного, высшего и среднего специального образования и других ведомств.

В соответствии с полученными результатами федерацией и ее территориальными органами при участии соответствующих министерств, ведомств и организаций проведены семинары и «круглые столы», разработаны рекомендации по устранению имеющихся недостатков. Обобщенная информация по результатам изучения с соответствующими рекомендациями вносится в Кабинет Министров Республики Узбекистан либо в уполномоченные министерства или ведомства.

– Расскажите о проводимых федерацией мероприятиях по повышению потребительской культуры населения.

– Сегодня наши граждане начинают знакомиться со своими правами со школьной скамьи. Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по расширению участия общественности в защите прав потребителей» от 28 ноября 2002 года во всех образовательных учреждениях Узбекистана был введен специальный курс по изучению законодательства в сфере защиты прав потребителей. На протяжении последних лет для учащихся школ, колледжей и лицеев проводится конкурс «Самый грамотный молодой потребитель». Примечательно, что в Узбекистане ежегодно 15 марта широко отмечается Всемирный день прав потребителей. С учетом этого Федерация обществ защиты прав потребителей проводит тематические «круглые столы», реализует образовательные проекты и консультирование, помогает людям в конкретных случаях.

Одним из наших приоритетов является информационно-просветительская работа. В частности, издание брошюр серии «Библиотечка потребителя», среди которых – «Товарная этикетка и штриховое кодирование», «100 вопросов и 100 ответов для учащихся общеобразовательных школ», «Медицинские услуги и права потребителей», «Защита прав потребителей при оказании услуг почтовой связи», «Потребитель: права и обязанности» и многие другие.

Федерация является одним из учредителей еженедельной социально-экономической газеты «Истеъмолчи – Потребитель», которая публикует материалы, направленные на повышение уровня правовой культуры населения. В процессе осуществления основных уставных целей федерацией созданы сайты www.istemol.uz и www.potreb.uz. На портале отражена вся наша деятельность, размещена информация правового характера. Словом, имеются все подсказки для самостоятельного решения проблем, возникающих в сфере потребления.

Эффективными являются прямые телефонные линии, семинары, «круглые столы», помогающие решить актуальные вопросы в сфере защиты прав и интересов потребителей. Одновременно работаем и с производителями товаров, исполнителями услуг, работниками торговли.

Только за первое полугодие 2014 года в Федерацию обществ защиты прав потребителей Узбекистана поступило свыше 2,6 тысячи письменных и более 1 тысячи устных обращений, 92,6 процента из которых были решены в пользу потребителей. По большинству обращений по «телефону доверия» были приняты соответствующие меры, по остальным – даны разъяснения в пределах компетенции федерации.

Хочу отметить, что при решении наболевших вопросов граждан мы стараемся достигать баланса. В Год здорового ребенка разработали ряд проектов, которые реализуем по месту жительства. И в этом нас поддерживают наши постоянные партнеры – фонд «Махалла», сходы граждан и сами жители.

Безусловно, сегодня в Узбекистане потребитель может отстоять свои законные интересы. Помогают ему в этом как уполномоченные государственные структуры, стоящие на страже прав потребителей, так и общественные организации. Поэтому правовая защищенность потребителей стала еще одним важным элементом построения сильного гражданского общества.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Защищая права и интересы потребителей

Сфера защиты прав потребителей занимает ведущие позиции в социально-экономическом развитии Узбекистана.

Сфера защиты прав потребителей занимает ведущие позиции в социально-экономическом развитии Узбекистана. Ее совершенствование осуществляется в тесной взаимосвязи с общим курсом экономических и правовых реформ, институциональными преобразованиями, развитием конкуренции.

Защита прав и законных интересов наших граждан в сфере потребления гарантируется Конституцией Республики Узбекистан, Гражданским кодексом, Законом «О защите прав потребителей», другими законодательными и нормативно-правовыми актами. Они охватывают широкий спектр взаимоотношений потребителей с производителями, продавцами продукции, исполнителями, оказывающими различные услуги. Более того, открывают широкие возможности общественным объединениям для их активного участия в формировании потребительской политики.

Сегодня одной из самых массовых организаций в этом направлении является Федерация обществ защиты прав потребителей Узбекистана. О целях и задачах, основных направлениях деятельности и участии в совершенствовании сферы защиты прав потребителей корреспонденту УзА рассказал ее председатель Олимжон Жумаев.

– Права потребителей являются одними из неотделимых гражданских прав человека, – отметил О.Жумаев. – Поэтому в нашей стране под руководством Президента Ислама Каримова создана эффективная система защиты прав потребителей, в которой государство гарантирует нашим гражданам защиту их прав и интересов при приобретении и использовании товара, работы, услуги. – Согласно Закону Республики Узбекистан «О защите прав потребителей» обязанности контроля над соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей возложены на органы государственной власти и управления, которые наделены правами по пресечению правонарушений и применению к правонарушителям мер ответственности. Такими органами, к примеру, являются Государственный комитет по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции, агентство «Узстандарт», Министерство здравоохранения и другие. Кроме того, защита прав потребителей может осуществляться общественными объединениями в соответствии с законодательством Республики Узбекистан в данной сфере.

Одним из таких объединений является Федерация обществ защиты прав потребителей, созданная постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по расширению участия общественности в защите прав потребителей» от 28 ноября 2002 года. Принятие данного постановления еще раз подчеркнуло значимость для государства соблюдения приоритетов интереса личности, утверждения в сознании людей демократических ценностей, а также важность общественных инструментов регулирования потребительского рынка как неотъемлемой части обеспечения свободных рыночных отношений.

– Какое место в обеспечении прав наших граждан в сфере потребления занимает Федерация обществ защиты прав потребителей Узбекистана?

– В условиях современной рыночной экономики каждый из нас ежедневно становится субъектом товарно-денежных отношений. В частности, каждый день мы что-нибудь покупаем – продукты питания, предметы домашнего обихода, мебель, бытовую технику, автомобили. Однако не всегда наши ожидания от покупки оправдываются. Бывают случаи, когда тот или иной товар не соответствует стандартам качества, его невозможно использовать по тем или иным причинам. Но не все потребители знают, что в таких случаях купленную вещь можно обменять или вернуть. Поэтому грамотность в вопросе защиты прав потребителя – необходимость, продиктованная временем.

Исходя из этого, одно из основных направлений нашей работы – рассказать гражданам о действующем в Узбекистане законодательстве и научить им пользоваться, защищая свои права и интересы. При этом мы стараемся перенести центр тяжести работы с потребителями на места. В системе Федерации обществ защиты прав потребителей сегодня действуют 14 территориальных объединений. Они объединяют 195 районных (городских) объединений. При махаллях, в вузах, товариществах частных собственников жилья, различных организациях нашей страны действует более 6,4 тысячи опорных пунктов, что значительно расширяет наши возможности. Более того, при федерации эффективно функционирует дочернее предприятие «Проектирование, экспертиза и оценка», действующее в сфере коммунальных услуг.

Всего в системе федерации работают 560 специалистов, всегда готовых прийти на помощь нашим гражданам. Они постоянно повышают свою квалификацию, принимая участие в различных просветительских мероприятиях как в стране, так и за рубежом. За последнее время группа наших специалистов посетила Китай, Республику Корея, Германию, Францию, Малайзию, Индию, Вьетнам. Они ознакомились с международным опытом в области защиты прав и интересов потребителей и рассказали о достижениях Узбекистана в этой сфере.

– Какова роль Федерации обществ защиты прав потребителей в осуществлении действенного общественного контроля за соблюдением законодательства в этой сфере?

– Являясь негосударственной некоммерческой организацией, федерация способствует активному продвижению политики государства в области построения сильного гражданского общества. Ведь общественное движение потребителей – это активная часть населения, которая может влиять на развитие рыночных отношений, способствовать повышению ответственности производителей и организаций, работающих в сфере услуг и сервиса.

Исходя из этого и строится повседневная деятельность нашей организации. Например, федерация выступает в качестве эксперта по обеспечению прав потребителей на заседаниях ряда комитетов нижней палаты парламента, участвует совместно с другими уполномоченными органами в создании действенных механизмов защиты прав человека, осуществлении мониторинга за исполнением законодательных актов в данном направлении. Ведь как показывает практика, защита прав потребителей может быть эффективной тогда, когда различные структуры, ответственные за качество и безопасность товаров и услуг, действуют в одной связке.

Это подтверждают и систематическое изучение обеспечения прав людей в сферах общественного транспорта, медицины, коммунального хозяйства, просвещения и других, тематические опросы. Такая работа проводится в тесном сотрудничестве с Госкомконкуренции, министерствами здравоохранения, народного, высшего и среднего специального образования и других ведомств.

В соответствии с полученными результатами федерацией и ее территориальными органами при участии соответствующих министерств, ведомств и организаций проведены семинары и «круглые столы», разработаны рекомендации по устранению имеющихся недостатков. Обобщенная информация по результатам изучения с соответствующими рекомендациями вносится в Кабинет Министров Республики Узбекистан либо в уполномоченные министерства или ведомства.

– Расскажите о проводимых федерацией мероприятиях по повышению потребительской культуры населения.

– Сегодня наши граждане начинают знакомиться со своими правами со школьной скамьи. Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по расширению участия общественности в защите прав потребителей» от 28 ноября 2002 года во всех образовательных учреждениях Узбекистана был введен специальный курс по изучению законодательства в сфере защиты прав потребителей. На протяжении последних лет для учащихся школ, колледжей и лицеев проводится конкурс «Самый грамотный молодой потребитель». Примечательно, что в Узбекистане ежегодно 15 марта широко отмечается Всемирный день прав потребителей. С учетом этого Федерация обществ защиты прав потребителей проводит тематические «круглые столы», реализует образовательные проекты и консультирование, помогает людям в конкретных случаях.

Одним из наших приоритетов является информационно-просветительская работа. В частности, издание брошюр серии «Библиотечка потребителя», среди которых – «Товарная этикетка и штриховое кодирование», «100 вопросов и 100 ответов для учащихся общеобразовательных школ», «Медицинские услуги и права потребителей», «Защита прав потребителей при оказании услуг почтовой связи», «Потребитель: права и обязанности» и многие другие.

Федерация является одним из учредителей еженедельной социально-экономической газеты «Истеъмолчи – Потребитель», которая публикует материалы, направленные на повышение уровня правовой культуры населения. В процессе осуществления основных уставных целей федерацией созданы сайты www.istemol.uz и www.potreb.uz. На портале отражена вся наша деятельность, размещена информация правового характера. Словом, имеются все подсказки для самостоятельного решения проблем, возникающих в сфере потребления.

Эффективными являются прямые телефонные линии, семинары, «круглые столы», помогающие решить актуальные вопросы в сфере защиты прав и интересов потребителей. Одновременно работаем и с производителями товаров, исполнителями услуг, работниками торговли.

Только за первое полугодие 2014 года в Федерацию обществ защиты прав потребителей Узбекистана поступило свыше 2,6 тысячи письменных и более 1 тысячи устных обращений, 92,6 процента из которых были решены в пользу потребителей. По большинству обращений по «телефону доверия» были приняты соответствующие меры, по остальным – даны разъяснения в пределах компетенции федерации.

Хочу отметить, что при решении наболевших вопросов граждан мы стараемся достигать баланса. В Год здорового ребенка разработали ряд проектов, которые реализуем по месту жительства. И в этом нас поддерживают наши постоянные партнеры – фонд «Махалла», сходы граждан и сами жители.

Безусловно, сегодня в Узбекистане потребитель может отстоять свои законные интересы. Помогают ему в этом как уполномоченные государственные структуры, стоящие на страже прав потребителей, так и общественные организации. Поэтому правовая защищенность потребителей стала еще одним важным элементом построения сильного гражданского общества.