Законы создаются на основе народного мнения
В целях обеспечения благополучия нашего народа во всех сферах осуществляются коренные реформы, модернизация и преобразования.
В целях обеспечения благополучия нашего народа во всех сферах осуществляются коренные реформы, модернизация и преобразования. Естественно, что эффективность реформ во многом зависит от совершенства их правовых основ. Поэтому Президент Шавкат Мирзиёев уделяет особое внимание коренному улучшению процесса принятия законов, указов, постановлений и других нормативно-правовых актов.
В течение прошедшего нового трехлетнего периода развития приоритетным направлением построения государства и общества было определено кардинальное совершенствование законотворческой деятельности.
Нужны законы прямого действия
За последние три года в деятельности палат парламента реализованы масштабные реформы, благодаря чему заметно усилились законотворческая деятельность депутатов Законодательной палаты, их роль и активность в парламентском контроле. Например, если в 2015 году депутатами в порядке законодательной инициативы было внесено всего лишь восемь законопроектов, в 2016 году - 11, то в 2017 году этот показатель достиг 27, а в 2018 году - 23. За истекший период текущего года депутатами на основе права законодательной инициативы уже внесены 14 законопроектов. В национальном парламенте таких показателей еще не наблюдалось.
Кроме того, количество законопроектов, рассмотренных Законодательной палатой, увеличилось в среднем почти в три раза. В частности, если в 2016 году нижняя палата рассмотрела 49 законопроектов, то в 2018 году их число составило 135. За прошедший период заново разработаны 68 законопроектов, внесенных в палату, изменено от 60 до 85 процентов их содержания. Это потребовало от депутатов колоссального труда и ответственности, стало для них испытанием и дополнительным опытом.
Очень кстати стало создание юридических управлений на базе юридических услуг палат Олий Мажлиса в целях оказания содействия в достижении совершенства законов, регулярного внедрения через них механизмов прямого действия.
Исторический документ, ознаменовавший начало нового периода
В минувшем году соответствующим указом Президента нашей страны была утверждена Концепция совершенствования нормотворческой деятельности. Этот исторический документ стал созвучным реформам, которые стремительно реализуются сегодня во всех сферах, дают ожидаемые результаты, а главное - обеспечивают удовлетворенность народа жизнью.
По правде говоря, этот документ не только оценивает нормотворческую деятельность, формировавшуюся на протяжении долгих лет, он также нашел разумное решение существующих проблем и вопросов, давно волнующих представителей парламента. В частности, раньше законы регулировали только общие аспекты социальных отношений. Несмотря на то, что правительственные и ведомственные акты имели меньшую силу, чем законы, именно они определяли механизмы работы законов, обеспечивали их функционирование. На практике основная часть пробелов заполнялась документами исполнительной власти.
В этой концепции определены конкретные задачи по коренному устранению накопившихся в сфере проблем, в частности, по систематизации законодательной базы, принятию законов с механизмами прямого действия, широкому внедрению принципов определения ценности каждого законодательного акта, информационно-коммуникационных технологий в законотворчество.
В рамках реализации Концепции совершенствования нормотворческой деятельности была намечена задача по разработке новой редакции Закона "О нормативно-правовых актах". Нельзя сказать, что нормы действующего закона отвечают современным требованиям, рассчитаны на принятие законов прямого действия.
На сегодняшний день не полностью оценивается действенность законодательных актов в экономике страны, жизни граждан, деятельности субъектов предпринимательства и упорядочении предпринимательской среды. Оценка нормативно-правовых актов осуществляется только с точки зрения их влияния на Государственный бюджет. А это приводит к отсутствию современных методов оценки и прогнозирования законодательных актов, неоправданным финансовым затратам граждан и предпринимателей, а также появлению необоснованных обязательств перед государством и его органами.
Под эгидой комиссии по реализации концепции Министерством юстиции и Институтом проблем законодательства и парламентских исследований разработан проект новой редакции Закона "О нормативно-правовых актах". Он предусматривает оценку действенности основных принципов нормотворческой деятельности, иерархию нормативно-правовых актов, действенность каждого из них, антикоррупционную экспертизу, общественное обсуждение и другие важные вопросы. В процессе разработки законопроекта изучен опыт развитых зарубежных стран, использованы передовые достижения международного опыта, современные тенденции.
Недавно новая редакция этого законопроекта была бурно обсуждена среди широкой общественности и представителей экспертных кругов.
В рамках реализации концепции 26 марта текущего года совместным постановлением палат Олий Мажлиса были утверждены два важных документа - "Единая методика юридическо-технического оформления проектов нормативно-правовых актов, а также информационно-аналитических материалов, прилагаемых к ним" и "дорожная карта" по повторному рассмотрению законодательных актов, которые необходимо систематизировать и унифицировать в законах прямого действия.
В последнем документе определены конкретные задачи по принятию около 60 законов, направленных на приведение большинства подзаконных актов к единому закону. В частности, предусмотрено принять кодексы о здравоохранении, об экологии и другие важные законы. В настоящее время ведется активная работа в этом направлении.
Зачем нужен научный подход?
По предложению главы нашего государства 29 декабря 2017 года совместным постановлением Законодательной палаты и Кенгаша Сената Олий Мажлиса был образован Институт проблем законодательства и парламентских исследований.
В качестве главных его задач определены изучение проблем законодательства, научное, информационно-аналитическое обеспечение деятельности палат Олий Мажлиса, депутатов и сенаторов, проведение научных исследований в правовой, политической, экономической и других сферах, разработка научных концепций развития законодательства с учетом передового международного опыта, изучение соответствия национального законодательства международным нормам и стандартам, подготовка предложений по их имплементации в законодательство.
За короткий период институт уже осуществил весомую работу в рамках намеченных задач. В частности, с минувшего года по настоящее время разработано 108 проектов, в том числе 12 законопроектов палат Олий Мажлиса и 58 проектов других нормативно-правовых актов, большинство из них внедряются в практику.
Кроме того, на основе письменных и устных запросов депутатов Законодательной палаты и членов Сената подготовлено свыше 330 информационно-аналитических материалов. Также подготовлены и внесены в Администрацию Президента и палаты Олий Мажлиса свыше 150 информационно-аналитических справок.
Более того, все законопроекты, вносимые в Законодательную палату, принимаются исключительно после проведения институтом научной экспертизы. Это способствует обеспечению обоснованности и эффективности законов, их соответствия международному опыту.
Эффективность законотворчества определяется общественным мнением
Законы принимаются для улучшения жизни людей. Исходя из этого обеспечение участия общественности в процессе их принятия является залогом качества и эффективности законов.
Поэтому в последнее время уделяется отдельное внимание привлечению населения к участию в законотворчестве. При этом важное значение приобретает созданный по инициативе Президента страны веб-портал "Meningfikrim.uz", где размещаются коллективные электронные обращения граждан. Данный портал превращается в популярную площадку инициатив общественности.
За прошедший период на веб-портал поступило более 2,5 тысячи коллективных обращений, около 300, касающихся различных сфер, размещены на портале. 9 обращений рассмотрены палатами Олий Мажлиса, по ним приняты соответствующие решения.
В нашей стране все ширится процесс проведения общественного обсуждения законопроектов. До момента их внесения в нижнюю палату парламента проводится народное
обсуждение на различных интернет-порталах. В результате между первым и вторым чтениями множество норм изменяются с учетом мнения народа. Это способствует обеспечению высокого качества, эффективности законов, активного участия общественности в законотворческой деятельности.
Одним словом, коренные реформы, осуществляемые во всех сферах для обеспечения благополучия народа, находят свое отражение и в деятельности парламента. Законотворчество также переживает период преобразований, совершенствования. Эта одна из новых возможностей, подаренных нам независимостью.
Рахимжон ХАКИМОВ,
депутат Законодательной палаты
Олий Мажлиса Республики Узбекистан