В целях обеспечения благополучия нашего народа во всех сферах осуществляются коренные реформы, модернизация и преобразования.


В целях обеспечения благополучия нашего народа во всех сферах осуществляются коренные реформы, модернизация и преобразования. Естественно, что эффективность реформ во многом зависит от совершенства их правовых основ. Поэтому Президент Шавкат Мирзиёев уделяет особое внимание коренному улучшению процесса принятия законов, указов, постановлений и других нормативно-правовых актов.

В течение прошедшего нового трехлетнего периода развития приоритетным направлением построения государства и общества было определено кардинальное совершенствование законотворческой деятельности. 

Нужны законы прямого действия

За последние три года в деятельности палат парламента реализованы масштабные реформы, благодаря чему заметно усилились законотворческая деятельность депутатов Законодательной палаты, их роль и активность в парламентском контроле. Например, если в 2015 году депутатами в порядке законодательной инициативы было внесено всего лишь восемь законопроектов, в 2016 году - 11, то в 2017 году этот показатель достиг 27, а в 2018 году - 23. За истекший период текущего года депутатами на основе права законодательной инициативы уже внесены 14 законопроектов. В национальном парламенте таких показателей еще не наблюдалось.

Кроме того, количество законопроектов, рассмотренных Законодательной палатой, увеличилось в среднем почти в три раза. В частности, если в 2016 году нижняя палата рассмотрела 49 законопроектов, то в 2018 году их число составило 135. За прошедший период заново разработаны 68 законопроектов, внесенных в палату, изменено от 60 до 85 процентов их содержания. Это потребовало от депутатов колоссального труда и ответственности, стало для них испытанием и дополнительным опытом.

Очень кстати стало создание юридических управлений на базе юридических услуг палат Олий Мажлиса в целях оказания содействия в достижении совершенства законов, регулярного внедрения через них механизмов прямого действия.

Исторический документ, ознаменовавший начало нового периода

В минувшем году соответствующим указом Президента нашей страны была утверждена Концепция совершенствования нормотворческой деятельности. Этот исторический документ стал созвучным реформам, которые стремительно реализуются сегодня во всех сферах, дают ожидаемые результаты, а главное - обеспечивают удовлетворенность народа жизнью.

По правде говоря, этот документ не только оценивает нормотворческую деятельность, формировавшуюся на протяжении долгих лет, он также нашел разумное решение существующих проблем и вопросов, давно волнующих представителей парламента. В частности, раньше законы регулировали только общие аспекты социальных отношений. Несмотря на то, что правительственные и ведомственные акты имели меньшую силу, чем законы, именно они определяли механизмы работы законов, обеспечивали их функционирование. На практике основная часть пробелов заполнялась документами исполнительной власти.

В этой концепции определены конкретные задачи по коренному устранению накопившихся в сфере проблем, в частности, по систематизации законодательной базы, принятию законов с механизмами прямого действия, широкому внедрению принципов определения ценности каждого законодательного акта, информационно-коммуникационных технологий в законотворчество. 

В рамках реализации Концепции совершенствования нормотворческой деятельности была намечена задача по разработке новой редакции Закона "О нормативно-правовых актах". Нельзя сказать, что нормы действующего закона отвечают современным требованиям, рассчитаны на принятие законов прямого действия.

На сегодняшний день не полностью оценивается действенность законодательных актов в экономике страны, жизни граждан, деятельности субъектов предпринимательства и упорядочении предпринимательской среды. Оценка нормативно-правовых актов осуществляется только с точки зрения их влияния на Государственный бюджет. А это приводит к отсутствию современных методов оценки и прогнозирования законодательных актов, неоправданным финансовым затратам граждан и предпринимателей, а также появлению необоснованных обязательств перед государством и его органами.

Под эгидой комиссии по реализации концепции Министерством юстиции и Институтом проблем законодательства и парламентских исследований разработан проект новой редакции Закона "О нормативно-правовых актах". Он предусматривает оценку действенности основных принципов нормотворческой деятельности, иерархию нормативно-правовых актов, действенность каждого из них, антикоррупционную экспертизу, общественное обсуждение и другие важные вопросы. В процессе разработки законопроекта изучен опыт развитых зарубежных стран, использованы передовые достижения международного опыта, современные тенденции.

Недавно новая редакция этого законопроекта была бурно обсуждена среди широкой общественности и представителей экспертных кругов.

В рамках реализации концепции 26 марта текущего года совместным постановлением палат Олий Мажлиса были утверждены два важных документа - "Единая методика юридическо-технического оформления проектов нормативно-правовых актов, а также информационно-аналитических материалов, прилагаемых к ним" и "дорожная карта" по повторному рассмотрению законодательных актов, которые необходимо систематизировать и унифицировать в законах прямого действия. 

В последнем документе определены конкретные задачи по принятию около 60 законов, направленных на приведение большинства подзаконных актов к единому закону. В частности, предусмотрено принять кодексы о здравоохранении, об экологии и другие важные законы. В настоящее время ведется активная работа в этом направлении.

Зачем нужен научный подход?

По предложению главы нашего государства 29 декабря 2017 года совместным постановлением Законодательной палаты и Кенгаша Сената Олий Мажлиса был образован Институт проблем законодательства и парламентских исследований.

В качестве главных его задач определены изучение проблем законодательства, научное, информационно-аналитическое обеспечение деятельности палат Олий Мажлиса, депутатов и сенаторов, проведение научных исследований в правовой, политической, экономической и других сферах, разработка научных концепций развития законодательства с учетом передового международного опыта, изучение соответствия национального законодательства международным нормам и стандартам, подготовка предложений по их имплементации в законодательство.

За короткий период институт уже осуществил весомую работу в рамках намеченных задач. В частности, с минувшего года по настоящее время разработано 108 проектов, в том числе 12 законопроектов палат Олий Мажлиса и 58 проектов других нормативно-правовых актов, большинство из них внедряются в практику.

Кроме того, на основе письменных и устных запросов депутатов Законодательной палаты и членов Сената подготовлено свыше 330 информационно-аналитических материалов. Также подготовлены и внесены в Администрацию Президента и палаты Олий Мажлиса свыше 150 информационно-аналитических справок.

Более того, все законопроекты, вносимые в Законодательную палату, принимаются исключительно после проведения институтом научной экспертизы. Это способствует обеспечению обоснованности и эффективности законов, их соответствия международному опыту.

Эффективность законотворчества определяется общественным мнением

Законы принимаются для улучшения жизни людей. Исходя из этого обеспечение участия общественности в процессе их принятия является залогом качества и эффективности законов.

Поэтому в последнее время уделяется отдельное внимание привлечению населения к участию в законотворчестве. При этом важное значение приобретает созданный по инициативе Президента страны веб-портал "Meningfikrim.uz", где размещаются коллективные электронные обращения граждан. Данный портал превращается в популярную площадку инициатив общественности.

За прошедший период на веб-портал поступило более 2,5 тысячи коллективных обращений, около 300, касающихся различных сфер, размещены на портале. 9 обращений рассмотрены палатами Олий Мажлиса, по ним приняты соответствующие решения.

В нашей стране все ширится процесс проведения общественного обсуждения законопроектов. До момента их внесения в нижнюю палату парламента проводится народное
обсуждение на различных интернет-порталах. В результате между первым и вторым чтениями множество норм изменяются с учетом мнения народа. Это способствует обеспечению высокого качества, эффективности законов, активного участия общественности в законотворческой деятельности.

Одним словом, коренные реформы, осуществляемые во всех сферах для обеспечения благополучия народа, находят свое отражение и в деятельности парламента. Законотворчество также переживает период преобразований, совершенствования. Эта одна из новых возможностей, подаренных нам независимостью.

Рахимжон ХАКИМОВ,
депутат Законодательной палаты
Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Законы создаются на основе народного мнения ​

В целях обеспечения благополучия нашего народа во всех сферах осуществляются коренные реформы, модернизация и преобразования.


В целях обеспечения благополучия нашего народа во всех сферах осуществляются коренные реформы, модернизация и преобразования. Естественно, что эффективность реформ во многом зависит от совершенства их правовых основ. Поэтому Президент Шавкат Мирзиёев уделяет особое внимание коренному улучшению процесса принятия законов, указов, постановлений и других нормативно-правовых актов.

В течение прошедшего нового трехлетнего периода развития приоритетным направлением построения государства и общества было определено кардинальное совершенствование законотворческой деятельности. 

Нужны законы прямого действия

За последние три года в деятельности палат парламента реализованы масштабные реформы, благодаря чему заметно усилились законотворческая деятельность депутатов Законодательной палаты, их роль и активность в парламентском контроле. Например, если в 2015 году депутатами в порядке законодательной инициативы было внесено всего лишь восемь законопроектов, в 2016 году - 11, то в 2017 году этот показатель достиг 27, а в 2018 году - 23. За истекший период текущего года депутатами на основе права законодательной инициативы уже внесены 14 законопроектов. В национальном парламенте таких показателей еще не наблюдалось.

Кроме того, количество законопроектов, рассмотренных Законодательной палатой, увеличилось в среднем почти в три раза. В частности, если в 2016 году нижняя палата рассмотрела 49 законопроектов, то в 2018 году их число составило 135. За прошедший период заново разработаны 68 законопроектов, внесенных в палату, изменено от 60 до 85 процентов их содержания. Это потребовало от депутатов колоссального труда и ответственности, стало для них испытанием и дополнительным опытом.

Очень кстати стало создание юридических управлений на базе юридических услуг палат Олий Мажлиса в целях оказания содействия в достижении совершенства законов, регулярного внедрения через них механизмов прямого действия.

Исторический документ, ознаменовавший начало нового периода

В минувшем году соответствующим указом Президента нашей страны была утверждена Концепция совершенствования нормотворческой деятельности. Этот исторический документ стал созвучным реформам, которые стремительно реализуются сегодня во всех сферах, дают ожидаемые результаты, а главное - обеспечивают удовлетворенность народа жизнью.

По правде говоря, этот документ не только оценивает нормотворческую деятельность, формировавшуюся на протяжении долгих лет, он также нашел разумное решение существующих проблем и вопросов, давно волнующих представителей парламента. В частности, раньше законы регулировали только общие аспекты социальных отношений. Несмотря на то, что правительственные и ведомственные акты имели меньшую силу, чем законы, именно они определяли механизмы работы законов, обеспечивали их функционирование. На практике основная часть пробелов заполнялась документами исполнительной власти.

В этой концепции определены конкретные задачи по коренному устранению накопившихся в сфере проблем, в частности, по систематизации законодательной базы, принятию законов с механизмами прямого действия, широкому внедрению принципов определения ценности каждого законодательного акта, информационно-коммуникационных технологий в законотворчество. 

В рамках реализации Концепции совершенствования нормотворческой деятельности была намечена задача по разработке новой редакции Закона "О нормативно-правовых актах". Нельзя сказать, что нормы действующего закона отвечают современным требованиям, рассчитаны на принятие законов прямого действия.

На сегодняшний день не полностью оценивается действенность законодательных актов в экономике страны, жизни граждан, деятельности субъектов предпринимательства и упорядочении предпринимательской среды. Оценка нормативно-правовых актов осуществляется только с точки зрения их влияния на Государственный бюджет. А это приводит к отсутствию современных методов оценки и прогнозирования законодательных актов, неоправданным финансовым затратам граждан и предпринимателей, а также появлению необоснованных обязательств перед государством и его органами.

Под эгидой комиссии по реализации концепции Министерством юстиции и Институтом проблем законодательства и парламентских исследований разработан проект новой редакции Закона "О нормативно-правовых актах". Он предусматривает оценку действенности основных принципов нормотворческой деятельности, иерархию нормативно-правовых актов, действенность каждого из них, антикоррупционную экспертизу, общественное обсуждение и другие важные вопросы. В процессе разработки законопроекта изучен опыт развитых зарубежных стран, использованы передовые достижения международного опыта, современные тенденции.

Недавно новая редакция этого законопроекта была бурно обсуждена среди широкой общественности и представителей экспертных кругов.

В рамках реализации концепции 26 марта текущего года совместным постановлением палат Олий Мажлиса были утверждены два важных документа - "Единая методика юридическо-технического оформления проектов нормативно-правовых актов, а также информационно-аналитических материалов, прилагаемых к ним" и "дорожная карта" по повторному рассмотрению законодательных актов, которые необходимо систематизировать и унифицировать в законах прямого действия. 

В последнем документе определены конкретные задачи по принятию около 60 законов, направленных на приведение большинства подзаконных актов к единому закону. В частности, предусмотрено принять кодексы о здравоохранении, об экологии и другие важные законы. В настоящее время ведется активная работа в этом направлении.

Зачем нужен научный подход?

По предложению главы нашего государства 29 декабря 2017 года совместным постановлением Законодательной палаты и Кенгаша Сената Олий Мажлиса был образован Институт проблем законодательства и парламентских исследований.

В качестве главных его задач определены изучение проблем законодательства, научное, информационно-аналитическое обеспечение деятельности палат Олий Мажлиса, депутатов и сенаторов, проведение научных исследований в правовой, политической, экономической и других сферах, разработка научных концепций развития законодательства с учетом передового международного опыта, изучение соответствия национального законодательства международным нормам и стандартам, подготовка предложений по их имплементации в законодательство.

За короткий период институт уже осуществил весомую работу в рамках намеченных задач. В частности, с минувшего года по настоящее время разработано 108 проектов, в том числе 12 законопроектов палат Олий Мажлиса и 58 проектов других нормативно-правовых актов, большинство из них внедряются в практику.

Кроме того, на основе письменных и устных запросов депутатов Законодательной палаты и членов Сената подготовлено свыше 330 информационно-аналитических материалов. Также подготовлены и внесены в Администрацию Президента и палаты Олий Мажлиса свыше 150 информационно-аналитических справок.

Более того, все законопроекты, вносимые в Законодательную палату, принимаются исключительно после проведения институтом научной экспертизы. Это способствует обеспечению обоснованности и эффективности законов, их соответствия международному опыту.

Эффективность законотворчества определяется общественным мнением

Законы принимаются для улучшения жизни людей. Исходя из этого обеспечение участия общественности в процессе их принятия является залогом качества и эффективности законов.

Поэтому в последнее время уделяется отдельное внимание привлечению населения к участию в законотворчестве. При этом важное значение приобретает созданный по инициативе Президента страны веб-портал "Meningfikrim.uz", где размещаются коллективные электронные обращения граждан. Данный портал превращается в популярную площадку инициатив общественности.

За прошедший период на веб-портал поступило более 2,5 тысячи коллективных обращений, около 300, касающихся различных сфер, размещены на портале. 9 обращений рассмотрены палатами Олий Мажлиса, по ним приняты соответствующие решения.

В нашей стране все ширится процесс проведения общественного обсуждения законопроектов. До момента их внесения в нижнюю палату парламента проводится народное
обсуждение на различных интернет-порталах. В результате между первым и вторым чтениями множество норм изменяются с учетом мнения народа. Это способствует обеспечению высокого качества, эффективности законов, активного участия общественности в законотворческой деятельности.

Одним словом, коренные реформы, осуществляемые во всех сферах для обеспечения благополучия народа, находят свое отражение и в деятельности парламента. Законотворчество также переживает период преобразований, совершенствования. Эта одна из новых возможностей, подаренных нам независимостью.

Рахимжон ХАКИМОВ,
депутат Законодательной палаты
Олий Мажлиса Республики Узбекистан