30 сентября 2020 года Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиеев в своем выступлении с поздравлениями к учителям и наставникам, отметил о необходимости преобразованиях в системе образования республики.
….Я неустанно стремился показать роль науки в развитии человеческого общества, боролся за осмысленное усвоение учебных дисциплин, применение теоретических знаний в жизни, за развитие самостоятельной мысли человека.
Абу Али Ибн Сино
30 сентября 2020 года Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиеев в своем выступлении с поздравлениями к учителям и наставникам, отметил о необходимости преобразованиях в системе образования республики. В частности, было подчеркнуто, что важные новые горизонты в развитии сферы, несомненно, открывает недавно принятый Закон «Об образовании». Он подчеркнул, что «все наши практические дела и устремления направлены на то, чтобы профессия учителя стала в Узбекистане самой престижной и почитаемой».
Согласно вышеназванному закону в настоящее время проходит процесс внедрения форм дистанционного, инклюзивного образования, учебные заведения страны смогут совместно с зарубежными образовательными учреждениями открывать факультеты и учебные центры. Учителям предоставлены право на внедрение авторских программ и методов обучения, свободный выбор современных педагогических форм и методов образования и воспитания.
Ценность поколений и ее влияние на образование – основной вектор в развитии молодежи страны и главная задача педагогов для достижения образовательного прогресса прививать молодым узбекистанцам чувство гордости, патриотизма, профессиональные навыки, запрашиваемые на современном рынке труда как внутри страны, так и за рубежом. Большой вклад в развитие мировой культуры и образования внес народ Узбекистана. Среди выдающихся деятелей многовековой узбекской культуры достойное место занимают такие ученые-просветители, аль Хорезми, аль Фараби, ибн Сино, Беруни, Накшбанд, Мирзо Улугбек и др. Великие мыслители и прогрессивные педагоги выдвинули немало идей, критическое изучение которых способствует развитию педагогической науки и обогащению истории педагогики. Большое внимание великий Мухаммад аль Хоразмий (780-850) уделял педагогике и образованию молодых людей. Главная его задача в этой области - составление структуры и содержания школьного и высшего образования, необходимого для решения задач теоретической и практической подготовки ученых и специалистов. Впервые в литературе на арабском языке была дана таблица градаций ученого роста и введен тезис: «Учись, чтобы обладать миром».
В принятом законе Республики Узбекистан «Об образовании» впервые введено инклюзивное образование и образование в порядке экстерна. Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Учитывая равноправность всех детей в стране, государство тем самым создает равные условия для доступа к образованию детей-инвалидов. Важность данного направления в том, что «образование для всех» придает поддержку и уверенность в своих силах, обеспечивая мотивацию обучения вместе с остальными друзьями, а также принимать участие в жизни своего коллектива, в целом, жить полной жизнью.
Данный вид образования успешно зарекомендовал себя во многих странах. К примеру, инклюзивное образование в Германии развивается уже более 20 лет. Многие немецкие школы успешно реализуют программы совместного обучения и ежегодно доказывают, что инклюзия не является утопической идеей. Сравнительные исследования школьной успеваемости говорят о том, что дети с ограниченными возможностями могут лучше развивать свои умения в окружении физически здоровых сверстников, а здоровые ученики, в свою очередь, получают пользу от возможности оказывать поддержку тем, кто в ней нуждается.
Конечно, это относится не ко всем детям и не ко всем видам ограниченности по здоровью, решение необходимо принимать в каждом конкретном случае. Но при правильном воплощении в жизнь совместное обучение идет на пользу всем. Великобритания же является одной из ведущих стран в области инклюзивного образования для детей с особыми образовательными потребностями (ООП) и основана на следующих принципах:
ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение с окружающими людьми и на то, чтобы быть понятым; все люди нуждаются друг в друге; подлинное образование может протекать только в контексте реальных взаимоотношений; все люди нуждаются в дружбе и поддержке ровесников; во время обучения акцент делается на то, что учащиеся могут делать, а не на том, что не могут; разнообразие преображает все стороны жизни человека
В отношении инклюзивного образования Узбекистан имеет уже определенный опыт, те условия представленные в новом законе несомненно принесут соответствующие положительные результаты. Следует отметить, вместе с реформами образования социальная поддержка педагогов также одна из основных приоритетных направлений образовательной политики в стране. На сегодняшний день на обсуждение представлен проект закона «О статусе Учителя», согласно которому право:
на свободу выбора учебных программ, форм и методов преподавания, учебников и учебных пособий, согласно государственным образовательным стандартам, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан; на участие в разработке новых авторских программ, учебников и учебных пособий; на создание и использование новаторских методов и приемов, проведение научно–педагогического эксперимента, внедрение передового педагогического опыта в практику; на поощрение за создание, использование и внедрение новаторских методов и приемов в педагогической деятельности; на индивидуальную педагогическую деятельность в порядке, установленном законодательством и другие права.
Сегодняшние реформирования в системе образования направлены не только на новые учебные программы, модули предметов, но и в рамках поставленных задач в году развития цифровой экономики и совершенствования образования, создают новую модель цифрового образования. Несомненно, эти реформы изменят жизнь, как и педагогов так и учеников и будут способствовать вхождению в мировое сообщество современного мира.
Гузалхон Ахмедова,
д.ю.н., и.о.доцента ТГЮУ.