30 сентября 2020 года Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиеев в своем выступлении с поздравлениями к учителям и наставникам, отметил о необходимости преобразованиях в системе образования республики.

….Я неустанно стремился показать роль науки в развитии человеческого общества, боролся за осмысленное усвоение учебных дисциплин, применение теоретических знаний в жизни, за развитие самостоятельной мысли человека.

Абу Али Ибн Сино

30 сентября 2020 года Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиеев в своем выступлении с поздравлениями к учителям и наставникам, отметил о необходимости преобразованиях в системе образования республики. В частности, было подчеркнуто, что важные новые горизонты в развитии сферы, несомненно, открывает недавно принятый Закон «Об образовании». Он подчеркнул, что «все наши практические дела и устремления направлены на то, чтобы профессия учителя стала в Узбекистане самой престижной и почитаемой».

Согласно вышеназванному закону в настоящее время проходит процесс внедрения форм дистанционного, инклюзивного образования, учебные заведения страны смогут совместно с зарубежными образовательными учреждениями открывать факультеты и учебные центры. Учителям предоставлены право на внедрение авторских программ и методов обучения, свободный выбор современных педагогических форм и методов образования и воспитания.

Ценность поколений и ее влияние на образование – основной вектор в развитии молодежи страны и главная задача педагогов для достижения образовательного прогресса прививать молодым узбекистанцам чувство гордости, патриотизма, профессиональные навыки, запрашиваемые на современном рынке труда как внутри страны, так и за рубежом. Большой вклад в развитие мировой культуры и образования внес народ Узбекистана. Среди выдающихся деятелей многовековой узбекской культуры достойное место занимают такие ученые-просветители, аль Хорезми, аль Фараби, ибн Сино, Беруни, Накшбанд, Мирзо Улугбек и др. Великие мыслители и прогрессивные педагоги выдвинули немало идей, критическое изучение которых способствует развитию педагогической науки и обогащению истории педагогики. Большое внимание великий Мухаммад аль Хоразмий (780-850) уделял педагогике и образованию молодых людей. Главная его задача в этой области - составление структуры и содержания школьного и высшего образования, необходимого для решения задач теоретической и практической подготовки ученых и специалистов. Впервые в литературе на арабском языке была дана таблица градаций ученого роста и введен тезис: «Учись, чтобы обладать миром».

В принятом законе Республики Узбекистан «Об образовании» впервые введено инклюзивное образование и образование в порядке экстерна. Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Учитывая равноправность всех детей в стране, государство тем самым создает равные условия для доступа к образованию детей-инвалидов. Важность данного направления в том, что «образование для всех» придает поддержку и уверенность в своих силах, обеспечивая мотивацию обучения вместе с остальными друзьями, а также принимать участие в жизни своего коллектива, в целом, жить полной жизнью.

Данный вид образования успешно зарекомендовал себя во многих странах. К примеру, инклюзивное образование в Германии развивается уже более 20 лет. Многие немецкие школы успешно реализуют программы совместного обучения и ежегодно доказывают, что инклюзия не является утопической идеей. Сравнительные исследования школьной успеваемости говорят о том, что дети с ограниченными возможностями могут лучше развивать свои умения в окружении физически здоровых сверстников, а здоровые ученики, в свою очередь, получают пользу от возможности оказывать поддержку тем, кто в ней нуждается.

Конечно, это относится не ко всем детям и не ко всем видам ограниченности по здоровью, решение необходимо принимать в каждом конкретном случае. Но при правильном воплощении в жизнь совместное обучение идет на пользу всем. Великобритания же является одной из ведущих стран в области инклюзивного образования для детей с особыми образовательными потребностями (ООП) и основана на следующих принципах:

ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение с окружающими людьми и на то, чтобы быть понятым; все люди нуждаются друг в друге; подлинное образование может протекать только в контексте реальных взаимоотношений; все люди нуждаются в дружбе и поддержке ровесников; во время обучения акцент делается на то, что учащиеся могут делать, а не на том, что не могут; разнообразие преображает все стороны жизни человека

В отношении инклюзивного образования Узбекистан имеет уже определенный опыт, те условия представленные в новом законе несомненно принесут соответствующие положительные результаты. Следует отметить, вместе с реформами образования социальная поддержка педагогов также одна из основных приоритетных направлений образовательной политики в стране. На сегодняшний день на обсуждение представлен проект закона «О статусе Учителя», согласно которому право:

на свободу выбора учебных программ, форм и методов преподавания, учебников и учебных пособий, согласно государственным образовательным стандартам, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан; на участие в разработке новых авторских программ, учебников и учебных пособий; на создание и использование новаторских методов и приемов, проведение научно–педагогического эксперимента, внедрение передового педагогического опыта в практику; на поощрение за создание, использование и внедрение новаторских методов и приемов в педагогической деятельности; на индивидуальную педагогическую деятельность в порядке, установленном законодательством и другие права.

Сегодняшние реформирования в системе образования направлены не только на новые учебные программы, модули предметов, но и в рамках поставленных задач в году развития цифровой экономики и совершенствования образования, создают новую модель цифрового образования. Несомненно, эти реформы изменят жизнь, как и педагогов так и учеников и будут способствовать вхождению в мировое сообщество современного мира.

Гузалхон Ахмедова,

д.ю.н., и.о.доцента ТГЮУ.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
«Закон об образовании» открывает новые горизонты в развитии образования

30 сентября 2020 года Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиеев в своем выступлении с поздравлениями к учителям и наставникам, отметил о необходимости преобразованиях в системе образования республики.

….Я неустанно стремился показать роль науки в развитии человеческого общества, боролся за осмысленное усвоение учебных дисциплин, применение теоретических знаний в жизни, за развитие самостоятельной мысли человека.

Абу Али Ибн Сино

30 сентября 2020 года Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиеев в своем выступлении с поздравлениями к учителям и наставникам, отметил о необходимости преобразованиях в системе образования республики. В частности, было подчеркнуто, что важные новые горизонты в развитии сферы, несомненно, открывает недавно принятый Закон «Об образовании». Он подчеркнул, что «все наши практические дела и устремления направлены на то, чтобы профессия учителя стала в Узбекистане самой престижной и почитаемой».

Согласно вышеназванному закону в настоящее время проходит процесс внедрения форм дистанционного, инклюзивного образования, учебные заведения страны смогут совместно с зарубежными образовательными учреждениями открывать факультеты и учебные центры. Учителям предоставлены право на внедрение авторских программ и методов обучения, свободный выбор современных педагогических форм и методов образования и воспитания.

Ценность поколений и ее влияние на образование – основной вектор в развитии молодежи страны и главная задача педагогов для достижения образовательного прогресса прививать молодым узбекистанцам чувство гордости, патриотизма, профессиональные навыки, запрашиваемые на современном рынке труда как внутри страны, так и за рубежом. Большой вклад в развитие мировой культуры и образования внес народ Узбекистана. Среди выдающихся деятелей многовековой узбекской культуры достойное место занимают такие ученые-просветители, аль Хорезми, аль Фараби, ибн Сино, Беруни, Накшбанд, Мирзо Улугбек и др. Великие мыслители и прогрессивные педагоги выдвинули немало идей, критическое изучение которых способствует развитию педагогической науки и обогащению истории педагогики. Большое внимание великий Мухаммад аль Хоразмий (780-850) уделял педагогике и образованию молодых людей. Главная его задача в этой области - составление структуры и содержания школьного и высшего образования, необходимого для решения задач теоретической и практической подготовки ученых и специалистов. Впервые в литературе на арабском языке была дана таблица градаций ученого роста и введен тезис: «Учись, чтобы обладать миром».

В принятом законе Республики Узбекистан «Об образовании» впервые введено инклюзивное образование и образование в порядке экстерна. Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Учитывая равноправность всех детей в стране, государство тем самым создает равные условия для доступа к образованию детей-инвалидов. Важность данного направления в том, что «образование для всех» придает поддержку и уверенность в своих силах, обеспечивая мотивацию обучения вместе с остальными друзьями, а также принимать участие в жизни своего коллектива, в целом, жить полной жизнью.

Данный вид образования успешно зарекомендовал себя во многих странах. К примеру, инклюзивное образование в Германии развивается уже более 20 лет. Многие немецкие школы успешно реализуют программы совместного обучения и ежегодно доказывают, что инклюзия не является утопической идеей. Сравнительные исследования школьной успеваемости говорят о том, что дети с ограниченными возможностями могут лучше развивать свои умения в окружении физически здоровых сверстников, а здоровые ученики, в свою очередь, получают пользу от возможности оказывать поддержку тем, кто в ней нуждается.

Конечно, это относится не ко всем детям и не ко всем видам ограниченности по здоровью, решение необходимо принимать в каждом конкретном случае. Но при правильном воплощении в жизнь совместное обучение идет на пользу всем. Великобритания же является одной из ведущих стран в области инклюзивного образования для детей с особыми образовательными потребностями (ООП) и основана на следующих принципах:

ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение с окружающими людьми и на то, чтобы быть понятым; все люди нуждаются друг в друге; подлинное образование может протекать только в контексте реальных взаимоотношений; все люди нуждаются в дружбе и поддержке ровесников; во время обучения акцент делается на то, что учащиеся могут делать, а не на том, что не могут; разнообразие преображает все стороны жизни человека

В отношении инклюзивного образования Узбекистан имеет уже определенный опыт, те условия представленные в новом законе несомненно принесут соответствующие положительные результаты. Следует отметить, вместе с реформами образования социальная поддержка педагогов также одна из основных приоритетных направлений образовательной политики в стране. На сегодняшний день на обсуждение представлен проект закона «О статусе Учителя», согласно которому право:

на свободу выбора учебных программ, форм и методов преподавания, учебников и учебных пособий, согласно государственным образовательным стандартам, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан; на участие в разработке новых авторских программ, учебников и учебных пособий; на создание и использование новаторских методов и приемов, проведение научно–педагогического эксперимента, внедрение передового педагогического опыта в практику; на поощрение за создание, использование и внедрение новаторских методов и приемов в педагогической деятельности; на индивидуальную педагогическую деятельность в порядке, установленном законодательством и другие права.

Сегодняшние реформирования в системе образования направлены не только на новые учебные программы, модули предметов, но и в рамках поставленных задач в году развития цифровой экономики и совершенствования образования, создают новую модель цифрового образования. Несомненно, эти реформы изменят жизнь, как и педагогов так и учеников и будут способствовать вхождению в мировое сообщество современного мира.

Гузалхон Ахмедова,

д.ю.н., и.о.доцента ТГЮУ.