В Узбекистане начал работу единственный в Центральной Азии университет кибербезопасности Cyber University. Эта инициатива является не только практическим ответом на текущие вызовы в сфере кибербезопасности, но и важным шагом в инновационном развитии национальной системы образования.
Мы обратились к ректору Cyber University Шухрату Каюмову с просьбой рассказать о планах подготовки сильных кадров для борьбы с киберпреступлениями.
- По статистике в мире насчитывается более 10 миллионов вакансий в сфере кибербезопасности. В настоящее время в этой области работают 5,5 миллиона специалистов, но 4,8 миллиона вакансий все еще открыты. С каждым годом этот показатель увеличивается в среднем на 9%, но специалистов обучается недостаточно. Каков потенциал нового вуза?
- Cyber University был создан в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 20 января 2025 года. Это первый в нашей стране вуз по государственной кибербезопасности. Главные цели нашего образовательного учреждения – подготовка профессиональных кадров высокого уровня со знанием основ кибербезопасности, цифровых технологий и экономики, искусственного интеллекта на базе автоматизированных аналитических систем и робототехники.
Образование проводится в формате 1+3, т.е. в первый год студенты обучаются по программе foundation (на узбекском и русском языках), следующие 3 года учеба на английском языке. В наших планах пополнить профессиональными педагогами курсы повышения квалификации и лаборатории, составить учебники на основе международного опыта, привлечь к этой научно-исследовательской работе не только ученых, но и студентов. Как руководитель вуза я повышал квалификацию по IT и экономике в профильных университетах Германии и Японии.
- С узбекским дипломом выпускники вашего университета смогут работать в других странах по специальности?
- Мы работаем над этим. Подписан меморандум о сотрудничестве нашего университета с Stanford University (Global Online Education Center), University of Washington, (США) а также престижными вузами Китая. Мы стремимся к тому, чтобы диплом нашего университета котировался на международном уровне. Наши студенты в перспективе смогут стажироваться и участвовать в научных проектах за рубежом. А учеба на английском языке позволит им без проблем трудоустроиться в зарубежные и международные компании и организации.
- По статистике специалисты по кибербезопасности в Узбекистане согласно уровню их знаний и навыков получают 24 000 - 65 000 долларов в год. Будут ли трудоустроены выпускники вашего вуза сразу после окончания университета?
- Действительно, годовой доход специалистов по кибербезопасности в Узбекистане составляет 24 000 – 65 000 долларов. Наши выпускники не останутся без работы, потому что специалисты по кибербезопасности востребованы на рынке труда.
- Опыт каких ведущих стран в области кибербезопасности внедрен в программу обучения?
- Программы обучения в нашем вузе будут учитывать опыт наших парнеров - университетов (Stanford, UW) США и (Xidian, UESTC, Zhejiang, BIT) Китая.
- Нам известно о платформе Cyber Park. Что она собой представляет?
- Она включает в себя современные лаборатории, real-case -симуляцию и практические занятия. Кроме того, у нас есть Cyber poligon. Это площадка, где студенты могут почувствовать себя в условиях реальных киберугроз. Такие занятия позволят студентам применить теоретические знания на практике.
- Внедряете ли дистанционное обучение?
- Во всем мире уже введено в практику дистанционное обучение для тех, кто по каким-либо причинам не может приезжать на учебу. Например, Гарвард или Стенфорд внедрили бесплатное обучение онлайн. Каждый желающий может этим воспользоваться. В Узбекистане пока оно не сильно развито, потому что судентам требуются большие навыки самостоятельного обучения. При онлайн обучении больше работает студент, а преподаватель только помогает. У нас, возможно, педагоги даже сильнее, чем в Америке, но наши дети не привыкли учиться онлайн. Дело в том, что при очном обучении, если в аудитории 30 студентов, с большей вероятностью закончат вуз 29 из них, а один провалится. А при обучении онлайн, из 100 студентов группы, половина обязательно провалит экзамены. Причины, из-за которых студенты теряют интерес к обучению онлайн, - урок не понравился, время не подходит, интернет не работает. Такая тенденция наблюдается и в развитых странах, но тот кто мотивирован – целеустремлен.
Простой пример: почему дети стремятся получить IELTS? Потому что они знают, что этот сертификат даст им возможность учиться за рубежом. Они сами платят за учебу. Никто им не ставит оценку, это чисто их интерес. Поэтому здесь результат лучше, чем в школе. Здесь есть мотивация, которая зависит от семьи, воспитания, установок. Или еще один пример: если в 1-4 классах ученику не привить навыки математики и чтения, то в будущем они не смогут поступить в вуз. Школьные навыки очень важны.
- Для того, чтобы поступить в ваш вуз, у абитуриента должна быть база знаний? Есть ли лицеи при вузе?
- У нас есть программа обучения Foundation, которая практикуется во всем мире и подразумевает основательную подготовку к учебе менее подготовленных студентов, чтобы они со второго курса могли учиться на равных с более успешными студентами. Это программа базовой подготовки студентов по физике или математике. Сейчас мы прорабатываем этот вопрос. Если наши ожидания оправдаются, то мы сможем приглашать наших студентов прямо на второй курс.
- На подкурсах вы готовите только по физике и математике?
- Основной предмет у нас математика. Физика нужна для инженерных специальностей. Очень важны также язык и история. Для киберюристов нужна больше юриспруденция, история и английский язык. Кибербезопасности сейчас обучают во всем мире. В прошлом году по статистике 44% всех преступлений составили киберпреступления. Это почти каждое второе преступление. Поэтому усилено внимание к этой сфере, чтобы защитить сеть от хакеров-взломщиков, от ИИ, чтобы понимать что такое шифрование. Был такой случай в США, хакер взломал состав нового лекарственного препарата одной фармкомпании, поменяв цифры. Непонятно с какой целью он это сделал, но это привело к многочисленным летальным исходам среди пациентов. Это было обнаружено в ходе исследований причин смерти. Количество кибератак увеличивается с каждым годом, это неизбежный процесс. Хакеры с каждым годом становятся все изощреннее. Сейчас многие учреждения, организации, вузы и т.д. переходят на онлайн-сервис. В этом есть как плюсы, так и минусы. Этим будут пользоваться как обычное население, так и хакеры-взломщики. Поэтому с развитием общества растет и потенциальная угроза безопасности. Граждане все еще не готовы к кибератакам. И этим пользуются мошенники: звонят доверчивым людям, просят смс-код и оставляют их без денег на картах.
Наша задача не искать того, кто это сделал, а найти первопричины: где и что неправильно пошло. Профилактика преступлений - легче, чем борьба с преступлениями. Я думаю, что в будущем выпускники нашего вуза смогут снизить уровень угроз для населения.
- Какие условия ждут студентов вуза?
- Cyber University расположен в экологическом Green Campus. У нас есть стопроцентная возможность обеспечить студентов местами в современном общежитии. Для досуга оборудованы открытый и закрытый спортзалы, лаборатории, дебат-клубы. Организовываем путешествия и другие развлекательные мероприятия. Кроме того, будут проводиться локационные стажировки, обмен студентами по международной программе с предоставлением сертификатов таких компанияй, как Cisco, Google, Amazon и др. Словом, задача нашего вуза - это не только подготовка кадров, но и стратегическое укрепление потенциала цифровой безопасности нашей страны.
Беседу вела Лира Шафик, УзА