В нашей стране в последние годы проводятся широкомасштабные реформы. Эти реформы направлены на реализацию прав и интересов человека. Процесс постмодернизации и глобализации оказывает влияние на все сферы жизни, включая образование.
В нашей стране в последние годы проводятся широкомасштабные реформы. Эти реформы направлены на реализацию прав и интересов человека. Процесс постмодернизации и глобализации оказывает влияние на все сферы жизни, включая образование.
Чтобы страна развивалась и была настоящим правовым государством, требуется наличие юридических кадров, обладающих профессионализмом высоко уровня, что, прежде всего, зависит от уровня подготовки специалистов и качества юридического образования.
Современная система подготовки требует обновления содержания и повышения качества образования с учетом требований времени на базе новых педагогических и информационных технологий.
Для реализации данных требований в настоящее время на юридические вузы возлагаются определенные обязательства в плане совершенствования организационного и методического обеспечения процесса общеправовой подготовки студентов. Внедрения инновационных технологий в непрерывном правовом самообразовании и развитии творческого мышления, а именно технологии организации научно-исследовательской деятельности студентов.
Наиболее подходящей формой реализации данной технологии, применяемой в нашей практике, выступают конференции, олимпиады, форумы, семинары, практические занятия, на которых освещаются актуальные для студентов социально-правовые вопросы.
В формировании профессионального юриста в процессе юридического образования обратим внимание на его двоякую роль по отношению к правовой культуре общества.
Юридическое образование - процесс и результат познания государственно-правовых явлений и овладения основами юридической профессии. Это система фундаментальных и специальных знаний конкретного индивидуума, обусловленная общественными потребностями и одновременно это система юридических знаний, накопленных за время развития человеческой цивилизации, обладающая признаками саморазвития.
Юридическое образование, по нашему мнению, должно быть единым, цельным и в то же время многообразным, соответствовать потребностям и структуре общественной системы вообще и конкретному историческому пространственно-временному измерению в частности. Должно быть достигнуто соответствие между демографической структурой общества, его потребностями и структурой и конечными показателями юридического образования.
Неслучайно, юридическое образование возникло и до настоящего времени осуществляется по преимуществу в форме многолетней высшей профессиональной подготовки в университетах. В некоторых странах срок подготовки юристов до сих пор превышает средний срок получения высшего образования.
Уже первые университеты, появившиеся в средневековой Европе как корпорации студентов и преподавателей (в Болонье, Париже, Оксфорд и др. городах), состояли из нескольких факультетов, в том числе, почти обязательно, включали в себя факультет права.
Самый первый по времени возникновения университет (Болонский) вообще возник первоначально как юридический. Уже тогда обучение носило теоретический характер. Во многом это было изучение сохранившейся информации о римском праве, ее заучивание и аналитика. Этому способствовало открытие в XI в. огромного сборника юридических материалов, составленного в Константинополе при императоре Юстиниане около 534 г.
Данные материалы включали четыре части: Кодекс решений римских императоров, Новеллы, содержащих другие законы; Институции — краткий учебник для начинающих студентов-юристов и Дигесты — отрывки из сочинений римских юристов по широкому кругу вопросов. Типичными приемами преподавания являлись чтение Дигест, сверка текстов и их комментарий на лекциях. Если Вы сравните эту практику с современным высшим юридическим образованием, то найдете много общего.
Поскольку значительная часть выпускников юридических вузов становятся государственными служащими, юридическое образование во многих странах мира отражает государственную идеологию и в лучшем случае — публичные интересы, а в худшем — узкие интересы государственного аппарата.
Подготовка юристов в Японии имеет определенные особенности. Доступ к юридической профессии обусловлен демонстрацией знаний, умений и компетенций на специальном квалификационном экзамене, являющемся государственным испытанием, направленным на проверку наличия у соискателя знаний и способностей к выполнению будущих обязанностей. Сдача экзамена обязательна для получения профессии адвоката, прокурора или судьи.
Для Франции характерен более щадящий подход к студентам-юристам. Методика преподавания сочетает профессорскую лекцию и обычные семинарские занятия, акцент делается на теоретическую подготовку.
Юридические профессии относятся к разряду самых престижных и высокооплачиваемых в Великобритании. Однако, для того, чтобы практиковать право, как правило, не достаточно одного лишь диплома о высшем образовании.
Подготовка юристов в Великобритании Юридическое образование в Великобритании делится на систему общего права в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии и на систему Шотландии, имеющей смешанный вид общего права и гражданского права. Требования для становления юристом в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии зависят от того, кем хочет стать студент: солиситором (категория адвокатов в Великобритании, ведущих подготовку судебных материалов для ведения дел барристерами — адвокатами высшего ранга) или барристерами.
Соединенные Штаты Америки. Современное юридическое образование в США представляет собой консолидацию нескольких моделей. К особенностям американского юридического образования можно отнести узкую специализацию, практическую направленность подготовки юристов, а также специфическую форму организации учебного процесса.
В настоящее время в США насчитывается 232 аккредитованных учебных заведения, осуществляющих подготовку юристов. Американская ассоциация юристов, уполномоченная Министерством образования США, разрабатывает и утверждает требования, которым должен соответствовать юридический вуз для того, чтобы получить официальный статус.
В целом юридическое образование выполняет две основные функции: прямую — подготовку профессиональных юристов (их воспроизводство) и косвенную — обучение знаниям, умениям и навыкам, востребованным в различных «гуманитарных» видах деятельности.
Среди лиц, получающих юридическое образование, всегда оказывались, в том числе, и такие люди, которые не собирались работать по специальности, но получали хорошее гуманитарное образование. Сегодня лица с юридическим образованием работают во многих сферах профессиональной деятельности.
Д.Топилдиева,
Преподаватель кафедры
Криминалистики и судебной экспертизы ТГЮУ.