В Ташкентском музее – филиале Государственного музея истории Узбекистана состоялось мероприятие, посвященное истории династии известного бастакора Юнуса Раджаби.
На мероприятии было отмечено, что Юнус Раджаби – известный узбекский композитор, академик, народный артист Узбекистана, певец, инструменталист-исполнитель, ученый-фольклорист, организатор и руководитель музыкальных коллективов, педагог, общественный деятель – собрал, систематизировал, записал более полутора тысяч народных песен и инструментальных произведений, бытующих в народной памяти в течение многих веков, и сохранил их для будущих поколений. Фактически Юнус Раджаби совершил подвиг в области сохранения народной музыки, поскольку до XX века в Узбекистане не существовало нотной записи, в связи с чем мелодии передавались из уст в уста, от одного поколения к другому.
Юнус Раджаби родился в Ташкенте 5 января 1897 года в махалле Чакар. Он был последним, 16-м ребенком (10 из которых умерли) в семье Раджаб-ака и Ойша-биби. Старший брат подарил Юнусу дутар. Отец также поощрял увлечение сына музыкой. У мальчика был абсолютный слух и феноменальная музыкальная память. Одновременно он учился в школе и медресе. Когда не стало его отца, подросток стал работать на бойне для материальной поддержки семьи. Работая, он мечтал лишь вернуться домой и заняться музыкой.
Вскоре произошла встреча, окончательно убедившая юношу в том, что его призвание — музыка. В 1916 году он познакомился с народным певцом Шорахимом Шоумаровым. Дружба переросла в плодовитый творческий союз. В юношеский период Юнус Раджаби приобрел низкий баритон с бархатным тембром. Тогда он начал обучаться пению у хафиза Мулла Туйчи Ташмухаммедова и вскоре стал его лучшим учеником, овладев техникой пения настолько, что даже часто подменял на концертах своего учителя.
Обнаружились и способности Юнуса к организаторской и педагогической деятельности. Он находил молодых, талантливых юношей и девушек и организовывал кружки, обучая их музыке. Таким образом, ко времени открытия в Ташкенте в 1919 году народной консерватории он был уже сложившимся исполнителем и опытным педагогом. Поэтому, когда Юнус решил поступать в консерваторию, окружающие отговаривали его: «Ты уже известный музыкант, зачем тебе это надо?». Но Юнус понимал, что ему необходимо профессиональное музыкальное образование.

Став студентом, в течение 4-х лет Юнус совершенствовал игру на дутаре и нае, изучал бухарский шашмаком, осваивал теоретические дисциплины. Как пишется в источниках, в 1923 году он был направлен в Самарканд, где занялся активной концертной деятельностью, став руководителем театра музыкальной драмы. В Самарканде Юнус встретился с крупнейшим хафизом, знатоком макомов Ходжи Абдулазизом Расулевым. Эта встреча во многом определила его творческое кредо. Именно в Самарканде берет начало историческая миссия Юнуса Раджаби — собирание и запись макомов.
Он упорно разыскивал мелодии и песни, записывал их (пригодилось музыкальное образование), занимался тщательной обработкой, в поисках новых произведений обошел всю республику. В это же время Раджаби начинает сочинять свои мелодии и песни, которые тут же становятся популярными, например, «Бахор», «Хаммамиз».
В 1927 году Раджаби возвращается в Ташкент и возглавляет ансамбль народных инструментов в только что организованном радиокомитете. С этого времени вся жизнь Юнуса Раджаби связана с работой на радио. Ансамбль становится популярным не только в республике, но и за ее пределами. В 1937 году на Московском радиофестивале исполнительское искусство ансамбля получило высокую оценку. Ансамбль с большим успехом выступает и по сей день, сделав много для популяризации народных песен и произведений узбекских композиторов.
Наступил зрелый период его жизни – время бурного расцвета дарований. Нет ни одного жанра, в который бы Юнус Раджаби не внес свой творческий вклад. С его именем неразрывно связаны становление и расцвет узбекской музыкальной драмы. В содружестве с русскими композиторами Б. Надеждиным, В. Успенским, Г. Мушелем он пишет музыку к драмам «Муканна», «Касос», которые с успехом шли на сцене театра имени Хамзы (Узбекский Национальный академический драматический театр) и других театров. Также он подготовил радиомонтажи «Навои», «Мукими», «Фуркат», создал такие крупномасштабные произведения для симфонического оркестра, как «Сегох», «Ферганская сюита».
Огромен его вклад и в развитие оперного искусства Узбекистана. Такие известные оперы, как «Зейнаб и Оман», «Назира», были написаны при непосредственном участии Юнуса Раджаби, а его симфонические сюиты «Уйин баёты», «Семь сюит», «Пахта сюитаси» вошли в число лучших программ ансамбля «Бахор», обогатив его репертуар.

Начиная с 1939 года стал выходить в свет многотомник Раджаби «Узбекская народная музыка». По мнению специалистов, в каждом из томов более 200 сочинений, а после войны появляется шеститомник «Шашмаком». Большим событием в культурной жизни республики явился выпуск грампластинок с записями «Шашмакома». Записи эти делались в трудных условиях: окна радиокомитета выходили на улицу с трамвайными путями. И для того, чтобы звучание не было испорчено грохотом, записывались с 12 ночи до 5 утра. Эти записи ансамбля до сих пор составляют золотой фонд узбекского радио.
Помимо многогранной творческой деятельности Юнус Раджаби проводил большую общественную работу, принимал активное участие в музыкальной жизни страны. Несмотря на то, что Юнус Раджаби рано стал признанным педагогом, он никогда не переставал совершенствоваться сам. В 1940 году в составе талантливых музыкантов он был послан в Москву на курсы композиторов-мелодистов. Руководитель курсов – известный музыковед В. Виноградов впоследствии вспоминал, как сразу же обратил внимание на исключительно аккуратного, собранного и целеустремленного Юнуса. Многолетняя дружба связывала его с выдающимися композиторами Д. Кабалевским, Д. Шостаковичем. Ему везло с наставниками и учителями, да и учениками тоже — они почтительно обращались к нему «устоз».
Как и многие талантливые люди, Юнус Раджаби был талантлив во всем. Он прекрасно рисовал, мог искусно приготовить национальные блюда, был замечательным рассказчиком, обладая искрометным чувством юмора.
Воистину природа щедро одарила его многогранным талантом, и он сполна реализовал этот дар. Во многом это стало возможным благодаря крепкому тылу — его семье, верной спутнице жизни. Супруга Кумри ая была хранительницей домашнего очага. Она интуитивно, по-женски поняла, что жизнь рядом с таким человеком — это служение. Служение его таланту, его интересам. Кумри ая родила 12 детей, среди которых есть народные, заслуженные артисты, врачи, кандидаты наук, педагоги, музыканты. И это неудивительно, ведь перед глазами у них был пример отца — неустанного труженика.
На мероприятии говорилось об образцовых качествах известного композитора Юнуса Раджаби.
Подготовила Н. Усманова, УзА