Уважаемые главы делегаций!

Прежде всего выражаю искреннюю признательность Президенту Туркменистана, уважаемому Сердару Гурбангулыевичу Бердымухамедову и Национальному лидеру туркменского народа, Председателю Халк Маслахаты, уважаемому Гурбангулы Мяликгулыевичу Бердымухамедову за теплый прием
и организацию сегодняшней конференции на высоком уровне.

Символично, что форум проходит в прекрасной Авазе – жемчужине Каспия в Международный год мира и доверия, провозглашённый Организацией Объединенных Наций по инициативе туркменской стороны.

Узбекистан высоко оценивает и решительно поддерживает усилия Туркменистана, направленные на достижение Целей устойчивого развития, обеспечение глобальной и региональной стабильности и процветания.

Выражаю особую признательность Генеральному секретарю ООН господину Антониу Гутерришу за личное внимание к продвижению проблем стран, не имеющих выхода к морю, как приоритетных международных вопросов.

Мы полностью поддерживаем Авазинскую политическую декларацию и примем активное участие в реализации десятилетней Программы действий.

Уважаемые участники форума!

Вопросы, обсуждаемые на нынешней конференции, имеют для всех нас жизненно важное значение.

Отмечу, что доступ нашей страны к морским коммуникациям возможен только через территорию нескольких государств. Географическая удаленность от портов – в нашем случае это почти три тысячи километров – создает ряд объективных проблем. Они проявляются в высоких тарифах, ограниченной пропускной способности транспортных коридоров и инфраструктур, а также зависимости от таможенно-транзитной политики других государств.

По данным Всемирного банка, из-за больших транспортных издержек и нестабильности транзитной системы регион Центральной Азии ежегодно теряет до двух процентов ВВП. Затраты на логистику составляют до 60 процентов от общей стоимости товаров, что в несколько раз превышает среднемировой показатель.

В этой связи развитие новых надежных транзитных коридоров и логистической инфраструктуры становится важным условием устойчивого прогресса в Центральной Азии.

Повестка, которая объединяет нас сегодня, затрагивает фундаментальный вопрос – вопрос справедливости. Это – предоставление государствам, не имеющим выхода к морю, возможности участвовать в мировой экономике
на равных условиях.

Для решения этой весьма актуальной задачи необходимо выполнение трех принципиальных условий. Это – модернизация инфраструктуры как основы устойчивого развития, усиление взаимосвязанности в целях предотвращения транзитных проблем и реализация права на развитие как ключевого элемента глобального равноправия.

Подчеркну, что для этого в Узбекистане в последние годы были сделаны системные шаги по формированию современной транспортно-логистической сети с активным вовлечением частного сектора.

Наша страна показывает высокую динамику в вопросах открытости и прозрачности логистики. Реализуется комплекс мер для цифровизации торгово-транспортных процессов.

Проводимые структурные экономические реформы, либерализация системы торговли и кардинальное улучшение инвестиционного климата дают ощутимые результаты. Повысилась конкурентоспособность, ускорилось инновационное развитие.

Мощный импульс динамичным преобразованиям придало достижение нового уровня доверия и партнерства в Центральной Азии. Сегодня в нашем регионе формируется единое транспортно-логистическое пространство. Реализуются программы и проекты, направленные на превращение Центральной Азии в полноценный транзитный хаб между Востоком и Западом, Севером и Югом. За последние годы объемы взаимной торговли выросли в 4,5 раза, удвоились инвестиции. В пять раз увеличилось количество совместных предприятий.

В этом году мы совместно с нашими партнерами приступили к строительству железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан. Значительно возрос грузопоток по транспортному коридору Узбекистан – Туркменистан – Иран – Турция.

Уважаемые участники конференции!

Сегодня крайне важны конкретные, практические и институционально обеспеченные решения по преодолению общих вызовов и проблем.

В этой связи Узбекистан предлагает следующее.

Во-первых, необходимы скоординированные действия для опережающего развития международных транспортных коридоров и инфраструктуры.

Мы выступаем за ускорение подготовки и реализации проекта строительства железной дороги Узбекистан – Афганистан – Пакистан. Сопряжение этого перспективного коридора со строящейся железнодорожной магистралью Китай – Кыргызстан – Узбекистан откроет большие возможности для формирования нового торгово-экономического пространства и устойчивой транспортной инфраструктуры в нашем обширном регионе.

Мы также придаем приоритетное значение развитию Срединного коридора. Для его полного задействования важно в первую очередь проведение согласованной транзитной политики, унификация правил и внедрение оптимальных тарифов для контейнерных грузоперевозок.

Во-вторых, предлагаем разработать под эгидой Организации Объединенных Наций глобальное соглашение о транзитных гарантиях для стран, не имеющих выхода к морю.

Такой механизм обеспечит условия справедливого доступа к портам и коммуникациям, снизит риски грузоперевозок, послужит уменьшению неравенства в глобальной логистике.

В-третьих, растет востребованность гибких инвестиционных инструментов для финансирования крупных инфраструктурных проектов.

Потребность стран Центральной Азии в инвестициях в развитие транспортной инфраструктуры оценивается почти в 40 миллиардов долларов в год.

В связи с этим предлагаем учредить под эгидой Организации Объединенных Наций Фонд содействия логистической интеграции стран, не имеющих выхода к морю. Целесообразно широко привлечь в фонд ресурсы стран-доноров, международных институтов развития и глобальных программ.

В-четвертых, выступаем с инициативой о разработке глобального Индекса уязвимости стран, не имеющих выхода к морю.

Он станет действенным инструментом для объективного определения ограничения возможностей наших стран в сфере транзита, расширения международных финансово-технических программ и эффективного распределения ресурсов с учетом реальных условий.

Самое главное – этот индекс должен учитываться при справедливой оценке конкурентоспособности и делового климата наших стран.

В-пятых, считаем принципиально важным реализовать предложение о создании в Узбекистане инновационного хаба для развития агросектора.

Хаб послужит внедрению адаптивных агротехнологий, продвижению инновационных проектов водосбережения и обеспечению продовольственной безопасности, обмену знаниями и опытом.

В-шестых, важно активное подключение ведущих экспертов и «мозговых центров» наших стран к выработке конкретных предложений по совместному преодолению общих вызовов.

Предлагаем провести ряд международных форумов и «круглых столов» на эту тему. В повестку дня таких мероприятий могли бы войти вопросы обеспечения глубокой интеграции наших стран в глобальные производственные цепочки, ускоренного развития искусственного интеллекта и цифровых технологий, расширения трансграничного инвестирования, поддержки стартапов.

Узбекистан также намерен присоединиться к деятельности Международного аналитического центра для стран, не имеющих выхода к морю.

Уважаемые главы делегаций!

Доступ к глобальным рынкам должен быть равным для всех. Это не только экономическая необходимость. Это прежде всего важное условие устойчивого развития, доверия и сотрудничества в международных отношениях.

Хочу еще раз подчеркнуть, что Узбекистан всегда открыт и готов к конструктивному и долгосрочному партнерству по формированию более справедливой архитектуры глобального развития.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на третьей Конференции Организации Объединенных Наций по развивающимся странам, не имеющим выхода к морю

Уважаемые главы делегаций!

Прежде всего выражаю искреннюю признательность Президенту Туркменистана, уважаемому Сердару Гурбангулыевичу Бердымухамедову и Национальному лидеру туркменского народа, Председателю Халк Маслахаты, уважаемому Гурбангулы Мяликгулыевичу Бердымухамедову за теплый прием
и организацию сегодняшней конференции на высоком уровне.

Символично, что форум проходит в прекрасной Авазе – жемчужине Каспия в Международный год мира и доверия, провозглашённый Организацией Объединенных Наций по инициативе туркменской стороны.

Узбекистан высоко оценивает и решительно поддерживает усилия Туркменистана, направленные на достижение Целей устойчивого развития, обеспечение глобальной и региональной стабильности и процветания.

Выражаю особую признательность Генеральному секретарю ООН господину Антониу Гутерришу за личное внимание к продвижению проблем стран, не имеющих выхода к морю, как приоритетных международных вопросов.

Мы полностью поддерживаем Авазинскую политическую декларацию и примем активное участие в реализации десятилетней Программы действий.

Уважаемые участники форума!

Вопросы, обсуждаемые на нынешней конференции, имеют для всех нас жизненно важное значение.

Отмечу, что доступ нашей страны к морским коммуникациям возможен только через территорию нескольких государств. Географическая удаленность от портов – в нашем случае это почти три тысячи километров – создает ряд объективных проблем. Они проявляются в высоких тарифах, ограниченной пропускной способности транспортных коридоров и инфраструктур, а также зависимости от таможенно-транзитной политики других государств.

По данным Всемирного банка, из-за больших транспортных издержек и нестабильности транзитной системы регион Центральной Азии ежегодно теряет до двух процентов ВВП. Затраты на логистику составляют до 60 процентов от общей стоимости товаров, что в несколько раз превышает среднемировой показатель.

В этой связи развитие новых надежных транзитных коридоров и логистической инфраструктуры становится важным условием устойчивого прогресса в Центральной Азии.

Повестка, которая объединяет нас сегодня, затрагивает фундаментальный вопрос – вопрос справедливости. Это – предоставление государствам, не имеющим выхода к морю, возможности участвовать в мировой экономике
на равных условиях.

Для решения этой весьма актуальной задачи необходимо выполнение трех принципиальных условий. Это – модернизация инфраструктуры как основы устойчивого развития, усиление взаимосвязанности в целях предотвращения транзитных проблем и реализация права на развитие как ключевого элемента глобального равноправия.

Подчеркну, что для этого в Узбекистане в последние годы были сделаны системные шаги по формированию современной транспортно-логистической сети с активным вовлечением частного сектора.

Наша страна показывает высокую динамику в вопросах открытости и прозрачности логистики. Реализуется комплекс мер для цифровизации торгово-транспортных процессов.

Проводимые структурные экономические реформы, либерализация системы торговли и кардинальное улучшение инвестиционного климата дают ощутимые результаты. Повысилась конкурентоспособность, ускорилось инновационное развитие.

Мощный импульс динамичным преобразованиям придало достижение нового уровня доверия и партнерства в Центральной Азии. Сегодня в нашем регионе формируется единое транспортно-логистическое пространство. Реализуются программы и проекты, направленные на превращение Центральной Азии в полноценный транзитный хаб между Востоком и Западом, Севером и Югом. За последние годы объемы взаимной торговли выросли в 4,5 раза, удвоились инвестиции. В пять раз увеличилось количество совместных предприятий.

В этом году мы совместно с нашими партнерами приступили к строительству железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан. Значительно возрос грузопоток по транспортному коридору Узбекистан – Туркменистан – Иран – Турция.

Уважаемые участники конференции!

Сегодня крайне важны конкретные, практические и институционально обеспеченные решения по преодолению общих вызовов и проблем.

В этой связи Узбекистан предлагает следующее.

Во-первых, необходимы скоординированные действия для опережающего развития международных транспортных коридоров и инфраструктуры.

Мы выступаем за ускорение подготовки и реализации проекта строительства железной дороги Узбекистан – Афганистан – Пакистан. Сопряжение этого перспективного коридора со строящейся железнодорожной магистралью Китай – Кыргызстан – Узбекистан откроет большие возможности для формирования нового торгово-экономического пространства и устойчивой транспортной инфраструктуры в нашем обширном регионе.

Мы также придаем приоритетное значение развитию Срединного коридора. Для его полного задействования важно в первую очередь проведение согласованной транзитной политики, унификация правил и внедрение оптимальных тарифов для контейнерных грузоперевозок.

Во-вторых, предлагаем разработать под эгидой Организации Объединенных Наций глобальное соглашение о транзитных гарантиях для стран, не имеющих выхода к морю.

Такой механизм обеспечит условия справедливого доступа к портам и коммуникациям, снизит риски грузоперевозок, послужит уменьшению неравенства в глобальной логистике.

В-третьих, растет востребованность гибких инвестиционных инструментов для финансирования крупных инфраструктурных проектов.

Потребность стран Центральной Азии в инвестициях в развитие транспортной инфраструктуры оценивается почти в 40 миллиардов долларов в год.

В связи с этим предлагаем учредить под эгидой Организации Объединенных Наций Фонд содействия логистической интеграции стран, не имеющих выхода к морю. Целесообразно широко привлечь в фонд ресурсы стран-доноров, международных институтов развития и глобальных программ.

В-четвертых, выступаем с инициативой о разработке глобального Индекса уязвимости стран, не имеющих выхода к морю.

Он станет действенным инструментом для объективного определения ограничения возможностей наших стран в сфере транзита, расширения международных финансово-технических программ и эффективного распределения ресурсов с учетом реальных условий.

Самое главное – этот индекс должен учитываться при справедливой оценке конкурентоспособности и делового климата наших стран.

В-пятых, считаем принципиально важным реализовать предложение о создании в Узбекистане инновационного хаба для развития агросектора.

Хаб послужит внедрению адаптивных агротехнологий, продвижению инновационных проектов водосбережения и обеспечению продовольственной безопасности, обмену знаниями и опытом.

В-шестых, важно активное подключение ведущих экспертов и «мозговых центров» наших стран к выработке конкретных предложений по совместному преодолению общих вызовов.

Предлагаем провести ряд международных форумов и «круглых столов» на эту тему. В повестку дня таких мероприятий могли бы войти вопросы обеспечения глубокой интеграции наших стран в глобальные производственные цепочки, ускоренного развития искусственного интеллекта и цифровых технологий, расширения трансграничного инвестирования, поддержки стартапов.

Узбекистан также намерен присоединиться к деятельности Международного аналитического центра для стран, не имеющих выхода к морю.

Уважаемые главы делегаций!

Доступ к глобальным рынкам должен быть равным для всех. Это не только экономическая необходимость. Это прежде всего важное условие устойчивого развития, доверия и сотрудничества в международных отношениях.

Хочу еще раз подчеркнуть, что Узбекистан всегда открыт и готов к конструктивному и долгосрочному партнерству по формированию более справедливой архитектуры глобального развития.