В июле 2022 года Генеральная Ассамблея ООН поддержала очередную инициативу Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева об укреплении взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией. Специальнаярезолюция, принятая в коспонсорстве с 40 странами, была единогласно одобрена всеми государствами-членами ООН.
Документ создает прочные концептуальные основы для более тесного взаимодействия двух регионов и наполнения межрегиональной повестки конкретными проектами стратегического характера, которые могли бы раскрыть колоссальный нереализованный потенциал сотрудничества. Резолюция также призывает все государства-члены объединить усилия в борьбе с общими вызовами и угрозами стабильности и безопасности в Центральной и Южной Азии.
В частности, громадные возможности экономического взаимодействия Центральной Азии с Южной обусловлены макроэкономическими показателями и динамикой их роста.
С совокупным населением 1,9 млрд. человек (¼ часть мирового) и ВВП 3,5 трлн. долл. Южная Азия – самый быстрорастущий регион мира (до 7,5% в год).
Сегодня его вклад в мировой рост экономики составляет 15%, к 2040 г. он может возрасти до более 30%. При сохранении опережающей динамики экономического развития Южная Азия должна стать новым локомотивом глобальной экономики. Согласно данным Всемирного банка, прогнозируется подъем экономики этого региона на 6,3 % в 2023 г.
В этом контексте необходимо отметить, что динамично растет товарооборот между странами Центральной и Южной Азии.
В 2021 г. торговля между двумя регионами достигла 4,7 млрд. долл. Основными торговыми партнерами центральноазиатских стран в этом направлении являются Афганистан, Индия и Пакистан.
По данным Центра экономических исследований и реформ, товарооборот Узбекистана со странами Южной Азии вырос с 821 млн. долл. в 2017 г. до 1,4 млрд. долл. в 2021 г. (или 3,3% от общего объёма внешней торговли). Рост экспорта нашей страны за 5 лет составил 26%, а импорта - 49%.
В товарообороте Узбекистана со странами региона наибольший объем приходится на Афганистан – 48,9%, Индию – 35,6%, Пакистан – 13,2% и Бангладеш – 2,1%.
С учётом состояния взаимоотношений государств Центральной и Южной Азии перспективными направлениями межрегионального сотрудничества являются:
во-первых, взаимодействие в торгово-экономической сфере. В этом контексте, ключевым направлением может стать сотрудничество в сельскохозяйственной сфере. Следует отметить, что агро-продукция стран ЦА может занять свою нишу на растущем южно-азиатском рынке.
Так, ежегодно страны Южной Азии в совокупности импортируют продовольственную продукцию на сумму около 30 млрд. долл. (Индия – 23 млрд. долл., Пакистан – 5 млрд. долл., Афганистан – 900 млн. долл., Непал – 250 млн. долл.).
во-вторых, реализация крупных многосторонних проектов в энергетической сфере. Прогресс в разработке межрегионального энергетического проекта CASA-1000 не только увеличивает возможности для торговли электроэнергией между регионами, но и является первым шагом на пути создания регионального рынка электроэнергии Центральной и Южной Азии. Реализация проекта ТАПИ, призванного стать символом мира и добрососедства, будет способствовать экономическому росту ввиду увеличения инвестиций, развития торговли и поддержанию стабильности, безопасности в регионе.
в-третьих,развитие сотрудничества в сфере туризма. По данным МОТ, в структуре выездного туризма стран Центральной и Южной Азии доминируют межрегиональные поездки, что обуславливается уровнем доходов населения, которым в основном удобны и более доступны посещения в близлежащие страны.
в-четвертых, расширение взаимодействия в сфере науки и образования. ВУЗы стран Центральной Азии, в особенности медицинские, становятся привлекательными для молодёжи из южно-азиатских государств, что объясняется высоким качеством подготовки специалистов и сравнительно низкой стоимостью обучения. В настоящее время в странах ЦА обучается около 20 тыс. студентов из Южной Азии.
Укрепление и развитие межрегионального сотрудничества в сфере образования позволит, с одной стороны, расширить доступ к образовательно-научному потенциалу для студентов и молодых ученых обоих регионов, с другой – наладить обмен опытом, теоретическими и прикладными знаниями.
В то же время развитие взаимосвязанности открывает новые стратегические возможности по дальнейшей интеграции Афганистана в региональные инфраструктурные проекты и развитие международных транспортных коридоров, которые призваны объединить страны Центральной и Южной Азии.
Одним из таких проектов является строительство железной дороги Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар, которая соединит южноазиатскую железнодорожную систему с центральноазиатской и евразийской. Данный маршрут сформирует новую парадигму торгово-экономического сотрудничества в континентальном масштабе. Более того, железнодорожная магистраль будет прочной платформой для устойчивого развития и повышения уровня жизни населения многих стран. Планируется, что примерно 15 миллионов жителей региона станут благополучателями от реализации проекта.
Предполагается, что Трансафганская железная дорога соединится с соответствующими маршрутами Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК), что станет дополнительным преимуществом для скорейшего завершения его строительства. Кроме того, более тесная связь КПЭК с Афганистаном и другими государствами Центральной Азии через ОПОП еще больше укрепит шансы на более тесное региональное взаимодействие.
Строительство Трансафганского коридора также диверсифицирует транспортные потоки Центральной Азии. Поскольку в арсенале стран региона будут иметься уже два маршрута по выходу к южным морям.
С одной стороны, уже имеющиеся коридоры к портам Чабахар и Бандар-Аббас, с другой — «Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар» с последующим выходом на порты Карачи и Гвадар.
С позиции стран Южной Азии введение в строй железнодорожного маршрута «Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар» позволит существенно сократить сроки доставки грузов до Центральной Азии, СНГ и Европы.
Например, при реализации проекта на транспортировку товаров из Пакистана в Узбекистан придется тратить не 35 дней, а всего 3−5 дня. Вместо пути протяженностью почти месяц на дорогу будет уходить меньше недели.
В свою очередь, сокращение пути позволит снизить стоимость перевозки одного 20-фунтового контейнера почти в 3 раза. Расчетные объемы перевозок уже в первые годы эксплуатации могут вырасти до 3 млн. тонн в год, а к 2030 г. – превысить 15 млн. тонн в год.
Более того, строительство железной дороги даст мультипликативный социально-экономический эффект, который будет выражаться в создании новых рабочих мест, строительстве придорожной инфраструктуры, формировании условий для освоения богатых запасов полезных ископаемых вдоль трассы пролегания железной дороги.
Данный проект включает в себя строительство более 1200 искусственных сооружений, в том числе 3 тоннеля, более 100 переездов и 336 мостов, 33 железнодорожные станции, 785 км линий электроснабжения и 790 км линий связи.
Железная дорога «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» также будет способствовать расширению транспортно-коммуникационной сети внутри Афганистана, а также станет частью более обширной инфраструктурной взаимосвязанности Центральной и Южной Азии. По данному маршруту уже проходит автодорога.
В ноябре 2021 г. по этому пути в Пешавар прибыл первый транзитный груз из Узбекистана. Пакистан запустил поставки мяса узбекским потребителям. Индия впервые отправила в нашу страну транзитный груз (140 тонн) сахара и других товаров через пакистанскую и афганскую территорию.
В целом, отмечается рост автоперевозок грузов через Афганистан. Так, их объем по маршруту Пакистан - Афганистан - Узбекистан за первое полугодие 2022 г. вырос в 2,6 раза, до 330 тыс. тонн.
Транзитные перевозки грузов по этому маршруту из стран СНГ, Ближнего Востока, Кавказа и ЕС за этот период увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. в 3,5 раза и составили 52 тыс. тонн.
Вместе с тем, оценка перспектив проекта только с экономической точки зрения не совсем верна. Строительство Трансафганской магистрали должно рассматриваться как часть усилий по достижению мира и экономического прогресса в Афганистане.
В свою очередь устойчивое экономическое развитие устраняет причины и условия, способствующие росту терроризма и экстремизма. Поэтому поддерживая становление Афганистана в качестве моста, соединяющего Центральную и Южную Азию, мы решаем не только социально-экономические и транспортно-коммуникационные проблемы, но и вносим существенный вклад в обеспечение региональной безопасности и стабильности этих регионов.
В целом единогласное одобрение специальной резолюции об укреплении взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией Генеральной Ассамблеи ООН свидетельствует о высоком признании международным сообществом государственной политики руководства Узбекистана по укреплению мира и дружбы, доверия и добрососедства, расширению взаимовыгодного сотрудничества между двумя регионами, формированию благоприятных условий для развития торгово-экономических связей и роста взаимных инвестиций, консолидации усилий в борьбе с общими вызовами и угрозами стабильности и безопасности.
Восстановление и укрепление межрегиональной коннективности призвано существенно улучшить условия развития государств двух регионов. Реализация инфраструктурных проектов и инициирование новых предложений для расширения и углубления торгового сотрудничества приобретают особую актуальность в придании нового импульса развитию взаимосвязанности на пространстве Центральной и Южной Азии.
Шахноза Кодирова,
Главный научный сотрудник ИСМИ
при Президенте Республики Узбекистан
Фаррух Эрманов
Ведущий научный сотрудник ИСМИ
при Президенте Республики Узбекистан