В июле 2022 года Генеральная Ассамблея ООН поддержала очередную инициативу Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева об укреплении взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией. Специальнаярезолюция, принятая в коспонсорстве с 40 странами, была единогласно одобрена всеми государствами-членами ООН.

Документ создает прочные концептуальные основы для более тесного взаимодействия двух регионов и наполнения межрегиональной повестки конкретными проектами стратегического характера, которые могли бы раскрыть колоссальный нереализованный потенциал сотрудничества. Резолюция также призывает все государства-члены объединить усилия в борьбе с общими вызовами и угрозами стабильности и безопасности в Центральной и Южной Азии.

В частности, громадные возможности экономического взаимодействия Центральной Азии с Южной обусловлены макроэкономическими показателями и динамикой их роста. 

С совокупным населением 1,9 млрд. человек (¼ часть мирового) и ВВП 3,5 трлн. долл. Южная Азия – самый быстрорастущий регион мира (до 7,5% в год).

Сегодня его вклад в мировой рост экономики составляет 15%, к 2040 г. он может возрасти до более 30%. При сохранении опережающей динамики экономического развития Южная Азия должна стать новым локомотивом глобальной экономики. Согласно данным Всемирного банка, прогнозируется подъем экономики этого региона на 6,3 % в 2023 г. 

В этом контексте необходимо отметить, что динамично растет товарооборот между странами Центральной и Южной Азии. 

В 2021 г. торговля между двумя регионами достигла 4,7 млрд. долл. Основными торговыми партнерами центральноазиатских стран в этом направлении являются Афганистан, Индия и Пакистан.

По данным Центра экономических исследований и реформ, товарооборот Узбекистана со странами Южной Азии вырос с 821 млн. долл. в 2017 г. до 1,4 млрд. долл. в 2021 г. (или 3,3% от общего объёма внешней торговли). Рост экспорта нашей страны за 5 лет составил 26%, а импорта - 49%. 

В товарообороте Узбекистана со странами региона наибольший объем приходится на Афганистан – 48,9%, Индию – 35,6%, Пакистан – 13,2% и Бангладеш – 2,1%.

С учётом состояния взаимоотношений государств Центральной и Южной Азии перспективными направлениями межрегионального сотрудничества являются:

во-первых, взаимодействие в торгово-экономической сфере. В этом контексте, ключевым направлением может стать сотрудничество в сельскохозяйственной сфере. Следует отметить, что агро-продукция стран ЦА может занять свою нишу на растущем южно-азиатском рынке. 

Так, ежегодно страны Южной Азии в совокупности импортируют продовольственную продукцию на сумму около 30 млрд. долл. (Индия – 23 млрд. долл., Пакистан – 5 млрд. долл., Афганистан – 900 млн. долл., Непал – 250 млн. долл.).

во-вторых, реализация крупных многосторонних проектов в энергетической сфере. Прогресс в разработке межрегионального энергетического проекта CASA-1000 не только увеличивает возможности для торговли электроэнергией между регионами, но и является первым шагом на пути создания регионального рынка электроэнергии Центральной и Южной Азии. Реализация проекта ТАПИ, призванного стать символом мира и добрососедства, будет способствовать экономическому росту ввиду увеличения инвестиций, развития торговли и поддержанию стабильности, безопасности в регионе.

в-третьих,развитие сотрудничества в сфере туризма. По данным МОТ, в структуре выездного туризма стран Центральной и Южной Азии доминируют межрегиональные поездки, что обуславливается уровнем доходов населения, которым в основном удобны и более доступны посещения в близлежащие страны. 

в-четвертых, расширение взаимодействия в сфере науки и образования. ВУЗы стран Центральной Азии, в особенности медицинские, становятся привлекательными для молодёжи из южно-азиатских государств, что объясняется высоким качеством подготовки специалистов и сравнительно низкой стоимостью обучения.  В настоящее время в странах ЦА обучается около 20 тыс. студентов из Южной Азии. 

Укрепление и развитие межрегионального сотрудничества в сфере образования позволит, с одной стороны, расширить доступ к образовательно-научному потенциалу для студентов и молодых ученых обоих регионов, с другой – наладить обмен опытом, теоретическими и прикладными знаниями. 

В то же время развитие взаимосвязанности открывает новые стратегические возможности по дальнейшей интеграции Афганистана в региональные инфраструктурные проекты и развитие международных транспортных коридоров, которые призваны объединить страны Центральной и Южной Азии.

Одним из таких проектов является строительство железной дороги Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар, которая соединит южноазиатскую железнодорожную систему с центральноазиатской и евразийской. Данный маршрут сформирует новую парадигму торгово-экономического сотрудничества в континентальном масштабе. Более того, железнодорожная магистраль будет прочной платформой для устойчивого развития и повышения уровня жизни населения многих стран.  Планируется, что примерно 15 миллионов жителей региона станут благополучателями от реализации проекта.

Предполагается, что Трансафганская железная дорога соединится с соответствующими маршрутами Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК), что станет дополнительным преимуществом для скорейшего завершения его строительства. Кроме того, более тесная связь КПЭК с Афганистаном и другими государствами Центральной Азии через ОПОП еще больше укрепит шансы на более тесное региональное взаимодействие.

Строительство Трансафганского коридора также диверсифицирует транспортные потоки Центральной Азии. Поскольку в арсенале стран региона будут иметься уже два маршрута по выходу к южным морям. 

С одной стороны, уже имеющиеся коридоры к портам Чабахар и Бандар-Аббас, с другой — «Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар» с последующим выходом на порты Карачи и Гвадар.

С позиции стран Южной Азии введение в строй железнодорожного маршрута «Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар» позволит существенно сократить сроки доставки грузов до Центральной Азии, СНГ и Европы.

Например, при реализации проекта на транспортировку товаров из Пакистана в Узбекистан придется тратить не 35 дней, а всего 3−5 дня. Вместо пути протяженностью почти месяц на дорогу будет уходить меньше недели. 

В свою очередь, сокращение пути позволит снизить стоимость перевозки одного 20-фунтового контейнера почти в 3 раза. Расчетные объемы перевозок уже в первые годы эксплуатации могут вырасти до 3 млн. тонн в год, а к 2030 г. – превысить 15 млн. тонн в год.

Более того, строительство железной дороги даст мультипликативный социально-экономический эффект, который будет выражаться в создании новых рабочих мест, строительстве придорожной инфраструктуры, формировании условий для освоения богатых запасов полезных ископаемых вдоль трассы пролегания железной дороги. 

Данный проект включает в себя строительство более 1200 искусственных сооружений, в том числе 3 тоннеля, более 100 переездов и 336 мостов, 33 железнодорожные станции, 785 км линий электроснабжения и 790 км линий связи.

Железная дорога «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» также будет способствовать расширению транспортно-коммуникационной сети внутри Афганистана, а также станет частью более обширной инфраструктурной взаимосвязанности Центральной и Южной Азии. По данному маршруту уже проходит автодорога.

В ноябре 2021 г. по этому пути в Пешавар прибыл первый транзитный груз из Узбекистана. Пакистан запустил поставки мяса узбекским потребителям. Индия впервые отправила в нашу страну транзитный груз (140 тонн) сахара и других товаров через пакистанскую и афганскую территорию. 

В целом, отмечается рост автоперевозок грузов через Афганистан. Так, их объем по маршруту Пакистан - Афганистан - Узбекистан за первое полугодие 2022 г. вырос в 2,6 раза, до 330 тыс. тонн.  

Транзитные перевозки грузов по этому маршруту из стран СНГ, Ближнего Востока, Кавказа и ЕС за этот период увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. в 3,5 раза и составили 52 тыс. тонн.

Вместе с тем, оценка перспектив проекта только с экономической точки зрения не совсем верна. Строительство Трансафганской магистрали должно рассматриваться как часть усилий по достижению мира и экономического прогресса в Афганистане.

В свою очередь устойчивое экономическое развитие устраняет причины и условия, способствующие росту терроризма и экстремизма. Поэтому поддерживая становление Афганистана в качестве моста, соединяющего Центральную и Южную Азию, мы решаем не только социально-экономические и транспортно-коммуникационные проблемы, но и вносим существенный вклад в обеспечение региональной безопасности и стабильности этих регионов.

В целом единогласное одобрение специальной резолюции об укреплении взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией Генеральной Ассамблеи ООН свидетельствует о высоком признании международным сообществом государственной политики руководства Узбекистана по укреплению мира и дружбы, доверия и добрососедства, расширению взаимовыгодного сотрудничества между двумя регионами, формированию благоприятных условий для развития торгово-экономических связей и роста взаимных инвестиций, консолидации усилий в борьбе с общими вызовами и угрозами стабильности и безопасности.

Восстановление и укрепление межрегиональной коннективности призвано существенно улучшить условия развития государств двух регионов. Реализация инфраструктурных проектов и инициирование новых предложений для расширения и углубления торгового сотрудничества приобретают особую актуальность в придании нового импульса развитию взаимосвязанности на пространстве Центральной и Южной Азии. 

Шахноза Кодирова, 

Главный научный сотрудник ИСМИ

при Президенте Республики Узбекистан

Фаррух Эрманов

Ведущий научный сотрудник ИСМИ

при Президенте Республики Узбекистан

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Восстановление и укрепление межрегиональной коннективности призвано улучшить условия развития государств регионов Центральной и Южной Азии

В июле 2022 года Генеральная Ассамблея ООН поддержала очередную инициативу Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева об укреплении взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией. Специальнаярезолюция, принятая в коспонсорстве с 40 странами, была единогласно одобрена всеми государствами-членами ООН.

Документ создает прочные концептуальные основы для более тесного взаимодействия двух регионов и наполнения межрегиональной повестки конкретными проектами стратегического характера, которые могли бы раскрыть колоссальный нереализованный потенциал сотрудничества. Резолюция также призывает все государства-члены объединить усилия в борьбе с общими вызовами и угрозами стабильности и безопасности в Центральной и Южной Азии.

В частности, громадные возможности экономического взаимодействия Центральной Азии с Южной обусловлены макроэкономическими показателями и динамикой их роста. 

С совокупным населением 1,9 млрд. человек (¼ часть мирового) и ВВП 3,5 трлн. долл. Южная Азия – самый быстрорастущий регион мира (до 7,5% в год).

Сегодня его вклад в мировой рост экономики составляет 15%, к 2040 г. он может возрасти до более 30%. При сохранении опережающей динамики экономического развития Южная Азия должна стать новым локомотивом глобальной экономики. Согласно данным Всемирного банка, прогнозируется подъем экономики этого региона на 6,3 % в 2023 г. 

В этом контексте необходимо отметить, что динамично растет товарооборот между странами Центральной и Южной Азии. 

В 2021 г. торговля между двумя регионами достигла 4,7 млрд. долл. Основными торговыми партнерами центральноазиатских стран в этом направлении являются Афганистан, Индия и Пакистан.

По данным Центра экономических исследований и реформ, товарооборот Узбекистана со странами Южной Азии вырос с 821 млн. долл. в 2017 г. до 1,4 млрд. долл. в 2021 г. (или 3,3% от общего объёма внешней торговли). Рост экспорта нашей страны за 5 лет составил 26%, а импорта - 49%. 

В товарообороте Узбекистана со странами региона наибольший объем приходится на Афганистан – 48,9%, Индию – 35,6%, Пакистан – 13,2% и Бангладеш – 2,1%.

С учётом состояния взаимоотношений государств Центральной и Южной Азии перспективными направлениями межрегионального сотрудничества являются:

во-первых, взаимодействие в торгово-экономической сфере. В этом контексте, ключевым направлением может стать сотрудничество в сельскохозяйственной сфере. Следует отметить, что агро-продукция стран ЦА может занять свою нишу на растущем южно-азиатском рынке. 

Так, ежегодно страны Южной Азии в совокупности импортируют продовольственную продукцию на сумму около 30 млрд. долл. (Индия – 23 млрд. долл., Пакистан – 5 млрд. долл., Афганистан – 900 млн. долл., Непал – 250 млн. долл.).

во-вторых, реализация крупных многосторонних проектов в энергетической сфере. Прогресс в разработке межрегионального энергетического проекта CASA-1000 не только увеличивает возможности для торговли электроэнергией между регионами, но и является первым шагом на пути создания регионального рынка электроэнергии Центральной и Южной Азии. Реализация проекта ТАПИ, призванного стать символом мира и добрососедства, будет способствовать экономическому росту ввиду увеличения инвестиций, развития торговли и поддержанию стабильности, безопасности в регионе.

в-третьих,развитие сотрудничества в сфере туризма. По данным МОТ, в структуре выездного туризма стран Центральной и Южной Азии доминируют межрегиональные поездки, что обуславливается уровнем доходов населения, которым в основном удобны и более доступны посещения в близлежащие страны. 

в-четвертых, расширение взаимодействия в сфере науки и образования. ВУЗы стран Центральной Азии, в особенности медицинские, становятся привлекательными для молодёжи из южно-азиатских государств, что объясняется высоким качеством подготовки специалистов и сравнительно низкой стоимостью обучения.  В настоящее время в странах ЦА обучается около 20 тыс. студентов из Южной Азии. 

Укрепление и развитие межрегионального сотрудничества в сфере образования позволит, с одной стороны, расширить доступ к образовательно-научному потенциалу для студентов и молодых ученых обоих регионов, с другой – наладить обмен опытом, теоретическими и прикладными знаниями. 

В то же время развитие взаимосвязанности открывает новые стратегические возможности по дальнейшей интеграции Афганистана в региональные инфраструктурные проекты и развитие международных транспортных коридоров, которые призваны объединить страны Центральной и Южной Азии.

Одним из таких проектов является строительство железной дороги Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар, которая соединит южноазиатскую железнодорожную систему с центральноазиатской и евразийской. Данный маршрут сформирует новую парадигму торгово-экономического сотрудничества в континентальном масштабе. Более того, железнодорожная магистраль будет прочной платформой для устойчивого развития и повышения уровня жизни населения многих стран.  Планируется, что примерно 15 миллионов жителей региона станут благополучателями от реализации проекта.

Предполагается, что Трансафганская железная дорога соединится с соответствующими маршрутами Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК), что станет дополнительным преимуществом для скорейшего завершения его строительства. Кроме того, более тесная связь КПЭК с Афганистаном и другими государствами Центральной Азии через ОПОП еще больше укрепит шансы на более тесное региональное взаимодействие.

Строительство Трансафганского коридора также диверсифицирует транспортные потоки Центральной Азии. Поскольку в арсенале стран региона будут иметься уже два маршрута по выходу к южным морям. 

С одной стороны, уже имеющиеся коридоры к портам Чабахар и Бандар-Аббас, с другой — «Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар» с последующим выходом на порты Карачи и Гвадар.

С позиции стран Южной Азии введение в строй железнодорожного маршрута «Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар» позволит существенно сократить сроки доставки грузов до Центральной Азии, СНГ и Европы.

Например, при реализации проекта на транспортировку товаров из Пакистана в Узбекистан придется тратить не 35 дней, а всего 3−5 дня. Вместо пути протяженностью почти месяц на дорогу будет уходить меньше недели. 

В свою очередь, сокращение пути позволит снизить стоимость перевозки одного 20-фунтового контейнера почти в 3 раза. Расчетные объемы перевозок уже в первые годы эксплуатации могут вырасти до 3 млн. тонн в год, а к 2030 г. – превысить 15 млн. тонн в год.

Более того, строительство железной дороги даст мультипликативный социально-экономический эффект, который будет выражаться в создании новых рабочих мест, строительстве придорожной инфраструктуры, формировании условий для освоения богатых запасов полезных ископаемых вдоль трассы пролегания железной дороги. 

Данный проект включает в себя строительство более 1200 искусственных сооружений, в том числе 3 тоннеля, более 100 переездов и 336 мостов, 33 железнодорожные станции, 785 км линий электроснабжения и 790 км линий связи.

Железная дорога «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» также будет способствовать расширению транспортно-коммуникационной сети внутри Афганистана, а также станет частью более обширной инфраструктурной взаимосвязанности Центральной и Южной Азии. По данному маршруту уже проходит автодорога.

В ноябре 2021 г. по этому пути в Пешавар прибыл первый транзитный груз из Узбекистана. Пакистан запустил поставки мяса узбекским потребителям. Индия впервые отправила в нашу страну транзитный груз (140 тонн) сахара и других товаров через пакистанскую и афганскую территорию. 

В целом, отмечается рост автоперевозок грузов через Афганистан. Так, их объем по маршруту Пакистан - Афганистан - Узбекистан за первое полугодие 2022 г. вырос в 2,6 раза, до 330 тыс. тонн.  

Транзитные перевозки грузов по этому маршруту из стран СНГ, Ближнего Востока, Кавказа и ЕС за этот период увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. в 3,5 раза и составили 52 тыс. тонн.

Вместе с тем, оценка перспектив проекта только с экономической точки зрения не совсем верна. Строительство Трансафганской магистрали должно рассматриваться как часть усилий по достижению мира и экономического прогресса в Афганистане.

В свою очередь устойчивое экономическое развитие устраняет причины и условия, способствующие росту терроризма и экстремизма. Поэтому поддерживая становление Афганистана в качестве моста, соединяющего Центральную и Южную Азию, мы решаем не только социально-экономические и транспортно-коммуникационные проблемы, но и вносим существенный вклад в обеспечение региональной безопасности и стабильности этих регионов.

В целом единогласное одобрение специальной резолюции об укреплении взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией Генеральной Ассамблеи ООН свидетельствует о высоком признании международным сообществом государственной политики руководства Узбекистана по укреплению мира и дружбы, доверия и добрососедства, расширению взаимовыгодного сотрудничества между двумя регионами, формированию благоприятных условий для развития торгово-экономических связей и роста взаимных инвестиций, консолидации усилий в борьбе с общими вызовами и угрозами стабильности и безопасности.

Восстановление и укрепление межрегиональной коннективности призвано существенно улучшить условия развития государств двух регионов. Реализация инфраструктурных проектов и инициирование новых предложений для расширения и углубления торгового сотрудничества приобретают особую актуальность в придании нового импульса развитию взаимосвязанности на пространстве Центральной и Южной Азии. 

Шахноза Кодирова, 

Главный научный сотрудник ИСМИ

при Президенте Республики Узбекистан

Фаррух Эрманов

Ведущий научный сотрудник ИСМИ

при Президенте Республики Узбекистан