Древний курган Газган в Нуратинском районе Навоийской области сегодня является поселком.

К 29-летию независимости Республики Узбекистан

Древний курган Газган в Нуратинском районе Навоийской области сегодня является поселком. С незапамятных времен и по сей день Газган известен как местность, богатая мрамором. В настоящее время здесь действует государственное унитарное предприятие "Мармаробод".

Уроженец этих мест, мастер Тохир Рахимов – из рода каменотесов, представитель восьмого поколения династии резчиков по камню, успешно продолжающий традиции своих предков. В исторических источниках как талантливый мастер своего дела упоминается его дед Абдурахим Турдиев. Отмечено, что он, как и многие представители интеллигенции, в 1937 году был репрессирован и отправлен в тюрьму, откуда уже не вернулся. Предки Тохира Рахимова были признанными резчиками по камню, умели восстанавливать надгробные плиты, без ошибок переносить надписи и создавать великолепные памятники. Каждый представитель династии имел свой собственный "почерк" в работе и отличался умением создавать красивые узоры.

Как отметил Тохир Рахимов, после достижения нашей страной независимости у его династии начался новый творческий этап. Ее представителей стали приглашать не только для создания надгробных плит, но и для восстановления, реконструкции и оформления исторических памятников. В 2001 году Тохир Рахимов осуществил одну из своих первых масштабных работ – реконструкцию места захоронения Абдулахадхона – деда эмира Бухары Амира Алимхана. Его работа была высоко оценена широкой общественностью, в результате чего усилилось внимание к его творчеству. Мастер начал активно участвовать в восстановлении исторических памятников по всей республике.

Тохир Рахимов принимал участие в реконструкции исторических памятников и мест захоронений Хакима ат-Термизи, Имома Термизи, Суфи Аллаяра, Султана Саодата в Сурхандарьинской области, Хужаи Жарроха, Султона Мирсаида Хайдара, Абдулазиза Муборака, Абул-Муъийна ан-Насафи в Кашкадарье, Хужи Азизхона, Абдухолика Гиждувани, Бобои Самоси, Мохитобона в Бухаре. Вместе со своими учениками он установил мраморную решетку на историческом месте поклонения Бахоуддину Накшбанду, внес вклад в работу по созданию памятника Чашма в Нурате, реконструкцию мест поклонений в Кармане. В Ташкенте ремесленник обновил отдельные и создал новые надгробные плиты в местах захоронений святого Зангиота и его жены Анвар отин, Сузука-ота, Шайхонтохура, Илонли-бобо. В Андижане на месте поклонения Захириддину Мухаммаду Бабуру он установил 5-тонный символический памятник. Кроме того, Тохир Рахимов придал современный облик надгробным памятникам мыслителям Шоиру Хазини и Султону Увайсу, принимал участие в реконструкции крепостей Хорезма, внес вклад в изменение внешнего вида мест поклонений поэту Бердаху, его наставнику Аджиниязу и Хокиму-ота в Каракалпакстане.

– Независимость научила нас объективно пропагандировать историю, – говорит Тохир Рахимов. – Это мое личное мнение. Я уже 20 лет занимаюсь ремонтом и реставрацией исторических памятников Узбекистана. Говорят, праздники к лицу той стране, где царит мир. Мы оформили белым мрамором амфитеатр Регистана в Самарканде, где проводятся масштабные мероприятия, Государственный академический Большой театр Узбекистана имени Алишера Навои, Узбекский государственный музыкальный театр имени Мукими. Мир в стране предоставил возможность и для благоустройства могил наших предков в Афганистане. Мы обновили надгробные плиты на могилах Алишера Навои, Камолиддина Бехзода, Мавлоно Лутфия, Мусаввира Рустама. Когда в 2016 году Президент прибыл в Нурату для проведения предвыборных встреч, я беседовал с ним. Глава государства высоко оценил мою деятельность и назвал меня "Узбекским Фархадом", а также пожелал успехов в работе.

Мастер-наставник вносит вклад в развитие и пропаганду своего ремесла. В период карантина он начал обучать профессии еще 10 человек. Многие молодые люди мечтают изучать ремесло под его началом. Тохир Рахимов отмечает, что таких молодых людей становится все больше.

– Я внимательно слежу за работой учеников, – говорит Т.Рахимов. – Помогаю им. Обучаю молодежь на протяжении 25 лет. Многие из учеников благодаря профессии имеют дома и машины. Нынешние мои ученики получают заработную плату от двух до пяти миллионов сумов. Говорят, труд эффективен, если есть хорошие орудия труда. Я пользуюсь только качественными инструментами и требую этого от своих учеников. Инструменты изготавливаю сам. Ни один завод не производит специальные инструменты для работы с мрамором. И поэтому я часто посещаю рынки-барахолки, где покупаю продукцию из хорошего металла, из чего и изготавливаю инструменты. Работа с мрамором – дело трудное, требующее терпения и точности. Мастер, хорошо овладевший ручной работой, всегда будет иметь свой хлеб.

Тохир Рахимов родился в 1961 году в поселке Газган, окончил местную школу №6. После военной службы он 6 лет работал на заводе по обработке мрамора, где накопил определенный опыт. Затем ремесленник создал частное предприятие. Тохир-ака, внесший вклад в реставрацию сотен исторических памятников, и сегодня предан своему делу. Карандашом он создает узор на мраморе, затем придает ему форму при помощи молотка и теши.

"Золотые руки" – так по праву можно говорить о людях, которые создают красоту из камня. Таким человеком является и Тохир-ака, знающий секреты камня и умеющий сокровенно говорить с ним. Результатом такого "разговора" становится произведение искусства.

Помимо прочего наш герой любит коней. В свободное от работы время на коне он объезжает родной поселок, справляется о здоровье соседей, способствует благоустройству махалли, не оставляет без внимания пожилых людей. Жители Газгана отзываются о Тохире Рахимове как о хорошем человеке.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Восьмой представитель династии ремесленников

Древний курган Газган в Нуратинском районе Навоийской области сегодня является поселком.

К 29-летию независимости Республики Узбекистан

Древний курган Газган в Нуратинском районе Навоийской области сегодня является поселком. С незапамятных времен и по сей день Газган известен как местность, богатая мрамором. В настоящее время здесь действует государственное унитарное предприятие "Мармаробод".

Уроженец этих мест, мастер Тохир Рахимов – из рода каменотесов, представитель восьмого поколения династии резчиков по камню, успешно продолжающий традиции своих предков. В исторических источниках как талантливый мастер своего дела упоминается его дед Абдурахим Турдиев. Отмечено, что он, как и многие представители интеллигенции, в 1937 году был репрессирован и отправлен в тюрьму, откуда уже не вернулся. Предки Тохира Рахимова были признанными резчиками по камню, умели восстанавливать надгробные плиты, без ошибок переносить надписи и создавать великолепные памятники. Каждый представитель династии имел свой собственный "почерк" в работе и отличался умением создавать красивые узоры.

Как отметил Тохир Рахимов, после достижения нашей страной независимости у его династии начался новый творческий этап. Ее представителей стали приглашать не только для создания надгробных плит, но и для восстановления, реконструкции и оформления исторических памятников. В 2001 году Тохир Рахимов осуществил одну из своих первых масштабных работ – реконструкцию места захоронения Абдулахадхона – деда эмира Бухары Амира Алимхана. Его работа была высоко оценена широкой общественностью, в результате чего усилилось внимание к его творчеству. Мастер начал активно участвовать в восстановлении исторических памятников по всей республике.

Тохир Рахимов принимал участие в реконструкции исторических памятников и мест захоронений Хакима ат-Термизи, Имома Термизи, Суфи Аллаяра, Султана Саодата в Сурхандарьинской области, Хужаи Жарроха, Султона Мирсаида Хайдара, Абдулазиза Муборака, Абул-Муъийна ан-Насафи в Кашкадарье, Хужи Азизхона, Абдухолика Гиждувани, Бобои Самоси, Мохитобона в Бухаре. Вместе со своими учениками он установил мраморную решетку на историческом месте поклонения Бахоуддину Накшбанду, внес вклад в работу по созданию памятника Чашма в Нурате, реконструкцию мест поклонений в Кармане. В Ташкенте ремесленник обновил отдельные и создал новые надгробные плиты в местах захоронений святого Зангиота и его жены Анвар отин, Сузука-ота, Шайхонтохура, Илонли-бобо. В Андижане на месте поклонения Захириддину Мухаммаду Бабуру он установил 5-тонный символический памятник. Кроме того, Тохир Рахимов придал современный облик надгробным памятникам мыслителям Шоиру Хазини и Султону Увайсу, принимал участие в реконструкции крепостей Хорезма, внес вклад в изменение внешнего вида мест поклонений поэту Бердаху, его наставнику Аджиниязу и Хокиму-ота в Каракалпакстане.

– Независимость научила нас объективно пропагандировать историю, – говорит Тохир Рахимов. – Это мое личное мнение. Я уже 20 лет занимаюсь ремонтом и реставрацией исторических памятников Узбекистана. Говорят, праздники к лицу той стране, где царит мир. Мы оформили белым мрамором амфитеатр Регистана в Самарканде, где проводятся масштабные мероприятия, Государственный академический Большой театр Узбекистана имени Алишера Навои, Узбекский государственный музыкальный театр имени Мукими. Мир в стране предоставил возможность и для благоустройства могил наших предков в Афганистане. Мы обновили надгробные плиты на могилах Алишера Навои, Камолиддина Бехзода, Мавлоно Лутфия, Мусаввира Рустама. Когда в 2016 году Президент прибыл в Нурату для проведения предвыборных встреч, я беседовал с ним. Глава государства высоко оценил мою деятельность и назвал меня "Узбекским Фархадом", а также пожелал успехов в работе.

Мастер-наставник вносит вклад в развитие и пропаганду своего ремесла. В период карантина он начал обучать профессии еще 10 человек. Многие молодые люди мечтают изучать ремесло под его началом. Тохир Рахимов отмечает, что таких молодых людей становится все больше.

– Я внимательно слежу за работой учеников, – говорит Т.Рахимов. – Помогаю им. Обучаю молодежь на протяжении 25 лет. Многие из учеников благодаря профессии имеют дома и машины. Нынешние мои ученики получают заработную плату от двух до пяти миллионов сумов. Говорят, труд эффективен, если есть хорошие орудия труда. Я пользуюсь только качественными инструментами и требую этого от своих учеников. Инструменты изготавливаю сам. Ни один завод не производит специальные инструменты для работы с мрамором. И поэтому я часто посещаю рынки-барахолки, где покупаю продукцию из хорошего металла, из чего и изготавливаю инструменты. Работа с мрамором – дело трудное, требующее терпения и точности. Мастер, хорошо овладевший ручной работой, всегда будет иметь свой хлеб.

Тохир Рахимов родился в 1961 году в поселке Газган, окончил местную школу №6. После военной службы он 6 лет работал на заводе по обработке мрамора, где накопил определенный опыт. Затем ремесленник создал частное предприятие. Тохир-ака, внесший вклад в реставрацию сотен исторических памятников, и сегодня предан своему делу. Карандашом он создает узор на мраморе, затем придает ему форму при помощи молотка и теши.

"Золотые руки" – так по праву можно говорить о людях, которые создают красоту из камня. Таким человеком является и Тохир-ака, знающий секреты камня и умеющий сокровенно говорить с ним. Результатом такого "разговора" становится произведение искусства.

Помимо прочего наш герой любит коней. В свободное от работы время на коне он объезжает родной поселок, справляется о здоровье соседей, способствует благоустройству махалли, не оставляет без внимания пожилых людей. Жители Газгана отзываются о Тохире Рахимове как о хорошем человеке.