Отклик
В проекте государственной программы, вынесенном на общественное обсуждение, предусмотрены практические меры на 2025 год по 5 приоритетным направлениям Стратегии «Узбекистан – 2030», перечень нормативно-правовых актов и целевые показатели по каждому направлению.
В частности, в пункте 29 проекта практических мер четвертого направления программы предусмотрено обеспечение свободного и безопасного движения транспортных средств на автомобильных дорогах с целью ориентирования деятельности правоохранительных органов на защиту интересов, достоинства и прав человека. При этом установлено внедрение интеллектуальных транспортных систем на всех регулируемых перекрестках республики и создание единой цифровой системы управления.
В Стратегии «Узбекистан – 2030» поставлена задача добиться сокращения как минимум на 50 процентов ДТП с тяжкими последствиями.
Следует отметить, что в 2023 году в результате 9 839 ДТП 9 209 граждан получили травмы и 2 282 гражданина погибли. Самое печальное, что в 2023 году произошли 1 794 ДТП с участием детей, в которых 1 568 детей получили травмы и 263 ребенка погибли.
В связи с этим внедрение интеллектуальных транспортных систем и создание единой цифровой системы управления приобретают важное значение. Создание безопасной, эффективной и экологически чистой среды для водителей, пешеходов и транспортных систем стало актуальной проблемой. В таких условиях интеллектуальные транспортные системы считаются одним из современных решений управления дорожным движением.
Они направлены на управление дорожным движением, повышение безопасности и эффективное использование транспортной инфраструктуры с применением современных ИКТ. При этом ставится цель создания ряда удобств для пассажиров, водителей и организаций, оказывающих транспортные услуги.
В частности, интеллектуальные транспортные системы предоставляют водителям и пешеходам информацию в режиме реального времени. Например, посредством предупреждений об авариях на дорогах, ограничениях скорости, дорожных работах или погодных условиях будет достигнуто сокращение количества ДТП.
Интеллектуальные светофоры и системы управления трафиком помогают предотвратить образование заторов. В зависимости от уровня загруженности дороги светофоры автоматически регулируют время работы.
Кроме того, интеллектуальные транспортные системы способствуют сокращению расхода топлива и загрязнения воздуха. За счет оптимизации транспортных потоков уменьшается количество выбросов от транспортных средств.
Наряду с этим, внедрение электронных платежных систем будет способствовать экономии времени и повышению качества обслуживания.
Безусловно, такие меры не только повысят безопасность и эффективность дорожного движения, но и внесут свой вклад в экономическое и экологическое развитие страны.
Интеллектуальные транспортные системы являются одним из ключевых направлений развития транспортной инфраструктуры будущего. Они играют важную роль в эффективном управлении дорожным движением, повышении безопасности и обеспечении экологической устойчивости. Развитие и внедрение данных технологий в Узбекистане позволит создать современную, удобную и безопасную транспортную среду.
И. ХАКИМОВА,
главный специалист Центра «Стратегия развития».
УзА