В последние годы вопросы адаптации и смягчения негативных последствий изменения климата занимают ключевое место в повестке дня устойчивого развития нашей страны.

На протяжении многих лет Узбекистан, являясь страной наиболее уязвимой к изменению климата, практически на всех международных и региональных площадках на высшем уровне акцентирует внимание на проблемах, связанных с высыханием Аральского моря, опустыниванием и деградацией земель, изменением температур, учащением случаев природных катаклизмов. 

Этим объясняется активное участие узбекской делегации в мероприятиях Конференции Сторон РКИК ООН (СОР-28), состоявшихся с 28 ноября - 12 декабря в Дубае, и которую впервые возглавил Президент Узбекистана. Это в очередной раз подтвердило огромную значимость и важность климатической повестки для республики.

При этом, выступая в эти дни на СОР-28, глава нашего государства Шавкат Мирзиеев, с высокой трибуны не просто указал на негативные климатические тенденции в регионе Центральной Азии, но предложил ряд практических инициатив, направленных на снижение последствий глобального изменения климата. 

Влияние изменения климата на Центральную Азию

Несмотря на то, что вклад Центральной Азии в глобальные выбросы парниковых газов едва достигает 2% от общемировой доли, наш регион является одним из самых уязвимых к климатическим изменениям. 

По данным Международного валютного фонда, скорость «нагрева» Центральной Азии превышает общемировые показатели в 2 раза. За последние 30 лет температура повысилась на 1,5 градуса по Цельсию в сравнении с остальной частью планеты (0,7 градуса). 

Данная тенденция ощутимо проявляется в зоне ледников центральноазиатского региона. С 1980-х годов их размеры сократились почти на 30%. На этом фоне с учетом роста рождаемости обеспеченность водой на душу населения стремительно падает. 

В международной классификации страны ЦА находятся на пороге категории «недостаточно обеспеченных» водными ресурсами. 

К 2050 году их сокращение в бассейнах рек Амударья и Сырдарья может привести к падению регионального ВВП на 11%.

В этом контексте, изменение климатических условий может серьёзно сказаться на вероятности и частоте возникновения чрезвычайных ситуаций, став новым экономическим вызовом. 

По оценкам Всемирного банка, такие стихийные бедствия, как землетрясения, оползни, наводнения, сели, засухи, лавины и экстремальные температуры уже ежегодно затрагивают около 3 млн. жителей и обходятся Центральной Азии в 10 млрд. долл. 

К 2050 году около 2,4 млн человек из региона могут быть вынуждены переселиться в зоны менее подверженные последствиям изменения климата. 

Наряду с этим, напряжённость между странами Центральной Азии могут вызвать вопросы дефицита воды, энергетической и продовольственной безопасности.

В этих условиях, одним из приоритетных направлений государственной политики Узбекистана стала борьба с суровыми реалиями климатических изменений.  Наша страна прилагает активные усилия для минимизации последствий глобального потепления, используя многоуровневые комплексные подходы.

Усилия Ташкента на национальном уровне.

В 2017 году Узбекистан стал участником Парижского соглашения. Для его исполнения в 2019 году была разработана Стратегия по переходу на «зеленую» экономику на период 2019-2030 годов, одной из основных задач которой является повышение энергоэффективности экономики и рациональное потребление природных ресурсов.

В 2021 году был подписан Обновленный Национальный план по сокращению выбросов парниковых газов, предусматривающий снижение СО2 на единицу ВВП на 35% к 2030 году от уровня 2010 года. 

Узбекистан активно использует потенциал по развитиювозобновляемых источников энергии. Если в 2021 году в Навои была запущена первая солнечная фотоэлектрическая станция (СЭС), одна из крупнейших в Центральной Азии, то уже в декабре 2023 года были подключены к сети пять СЭС в Самаркандской, Джизакской, Сурхандарьинской, Бухарской и Кашкадарьинской областях, а также ветряная электростанция (ВЭС) в Навоийской области.

В настоящее время ведется работа над 12 проектами по строительству «зеленых» станций и систем хранения энергии совместно с зарубежными компаниями из Саудовской Аравии, ОАЭ, Китя, Франции и Швейцарии. В 2024 году запланировано довести общую мощность ФЭС до 2,6 гигаватта, ВЭС – до 900 мегаватт, запустить устройства для хранения энергии мощностью 400 мегаватт.

Делаются первые практические шаги по реализации проекта производства «зеленого» водорода. В ноябре дан старт его производству в Ташкентской области. 

К 2030 году выработку возобновляемой электроэнергии намечено довести до 40%.

Ведётся работа по адаптации республики к изменению климата. В том числе выполнено 15 проектов Механизма чистого развития в рамках Киотского протокола. На 27% площадей сельскохозяйственных угодий внедрены водосберегающие технологии. До 2030 года запланирована высадка 26,2 тыс. га защитных лесных насаждений, намечен посев высокоурожайных сортов сельхозкультур, стойких к маловодью и засухе.

Большое внимание уделяется минимизации последствий высыхания Аральского моря. В частности, благодаря успешным лесопосадкам площадью 2 млн га на осушённом дне снижается загрязнение воздуха в Приаралье. 

До 2030 года намечено освоение еще 600 тысяч га зеленых площадей и доведение их общего объёма до 80% территории Аральского моря.

Региональное и международное сотрудничество в борьбе с изменением климата

Наряду с национальными усилиями, Узбекистан активно продвигает важные климатические инициативы, нацеленные на консолидацию региона для принятия мер в борьбе с изменением климата. Эти идеи Ташкента из раза в раз находят поддержку среди стран региона.

Так, особое внимание заслуживает Региональная программа «Зелёная повестка» для Центральной Азии, инициированная на 3-й Консультативной встрече глав государств (КВГГ) и положительно встреченная всеми её участниками. На 4-й КВГГ значительным событием стало принятие лидерами пяти стран данной программы. 

Логическим продолжением формирования единой климатической повестки для ЦА стала озвученная в ходе 5-й встречи глав государств инициатива Узбекистана, по разработке Региональной стратегии по вопросам адаптации к изменению климата. 

Кроме того, глава Узбекистана предложил учредить многостороннюю платформу «Центральноазиатский климатический диалог» на уровне министров экологии, призванная стать интегрирующим звеном в ЦА на пути к «зелёному» развитию центральноазиатских стран. 

Наша страна также использует многосторонние международные площадки, актуализируя и привлекая внимание партнёров к климатической проблематике.

Так, в целях трансформации и цифровизации отраслей экономики на октябрьском форуме ОПОП Шавкатом Мирзиеевым предложено разработать Программу «зеленого» развития и создать Фонд «зелёного» финансирования для формирования низкоуглеродной экономики и «чистых» технологий. 

На саммите стран Центральной Азии и Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) глава государства указал на важность реализации совместных проектов в сегменте «зелёной» энергетики. 

В этом ключе конференция ООН по изменению климата стала еще одной платформой, где президент Шавкат Мирзиеев с высокой трибуны вновь обратился к мировому сообществу с призывом к действию и коллективной ответственности человечества в борьбе с изменением климата. Так, было предложено рассматривать проблемы глобального потепления на постоянной основе, в том числе в рамках саммитов «Большой семёрки» и «Большой двадцатки». 

Также лидер страны выступил за скорейшее согласование Глобального рамочного механизма в области адаптации к изменению климата в рамках Парижского соглашения. 

Очевидно, что адаптационные меры будут иметь решающее значение для преодоления существующих и будущих последствий изменения климата. 

При этом, как отметил в ходе своего выступления глава Узбекистана, этот процесс «должен быть справедливым, прозрачным и инклюзивным», «обязательно учитывать интересы развивающихся стран», которые сталкиваются с проблемами недостаточного финансирования, ограниченного доступа к технологиям и знаниям. 

Вместе с тем, привлечение передовых технологий и поддержка в наращивании потенциала являются важнейшим условием построения устойчивого и процветающего будущего. С этой целью Шавкат Мирзиеев предложил создать в регионе Международный экспо-хаб климатических технологий, а также наладить тесный научный обмен для проведения совместных исследований на платформе Климатического научного форума на базе Центральноазиатского университета изучения окружающей среды и изменения климата в Ташкенте, с привлечением ведущих ученых и экспертов зарубежных стран.

Наряду с этим президент озвучил предложение о проведении в Узбекистане в 2024 году двух крупных международных мероприятий.

Первое. Провести совместно с ООН конференцию на тему «Климатическая миграция». Это особенно важно в контексте того, что неблагоприятные климатические условия заставляют людей по всей планете перемещаться, что может привести к нехватке ресурсов, усилению конкуренции за рабочие места и социальной напряжённости. Подсчёты Всемирного банка указывают что, к 2050 году 216 млн человек в 6 регионах Земли могут стать «климатическими беженцами». 

Учитывая данный факт, мероприятие может послужить многосторонней площадкой для комплексного обсуждения рабочих стратегий и выработки долгосрочных эффективных решений по предотвращению будущих последствий климатической миграции. 

Второе. Организовать Молодежную конференцию COP, посвящённую вопросам повышения экологической культуры молодежи, активизации ее участия в природоохранной и экологической деятельности. 

Данный шаг соответствует стратегии ООН «Молодежь-2030», среди приоритетных задач которой определено обеспечение значимого участия молодых людей в процессах формирования политики и принятия решений по вопросам экологической безопасности. 

Также, на мой взгляд, именно молодёжь, подрастающее поколение, следует рассматривать как социальную группу, наиболее заинтересованную в замедлении климатических изменений, что, с одной стороны, привлечёт самых неравнодушных к решению проблемы, с другой стороны, позволит избежать несправедливого и однобокого подхода в принятии решений.

В целом, усилия Узбекистана по вопросам климатической повестки свидетельствуют о том, что наша страна, как субъект международных отношений, готова разделять ответственность за решение общемировых проблем. 

В то же время, выдвинутые Шавкатом Мирзиёевым инициативы показали очевидность того, что для замедления необратимых климатических процессов на Земле потребуется политическая воля, синергия и готовность к компромиссам.  Именно поэтому, в предложениях лидера Узбекистана вновь озвучены призывы к консолидации не только усилий государств региона Центральной Азии, но и всего международного сообщества в борьбе с изменением климата. 

Камила Сабирова 
ведущий научный сотрудник ИСМИ 
при Президенте Республики Узбекистан.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Вклад Узбекистана в глобальную борьбу с изменением климата

В последние годы вопросы адаптации и смягчения негативных последствий изменения климата занимают ключевое место в повестке дня устойчивого развития нашей страны.

На протяжении многих лет Узбекистан, являясь страной наиболее уязвимой к изменению климата, практически на всех международных и региональных площадках на высшем уровне акцентирует внимание на проблемах, связанных с высыханием Аральского моря, опустыниванием и деградацией земель, изменением температур, учащением случаев природных катаклизмов. 

Этим объясняется активное участие узбекской делегации в мероприятиях Конференции Сторон РКИК ООН (СОР-28), состоявшихся с 28 ноября - 12 декабря в Дубае, и которую впервые возглавил Президент Узбекистана. Это в очередной раз подтвердило огромную значимость и важность климатической повестки для республики.

При этом, выступая в эти дни на СОР-28, глава нашего государства Шавкат Мирзиеев, с высокой трибуны не просто указал на негативные климатические тенденции в регионе Центральной Азии, но предложил ряд практических инициатив, направленных на снижение последствий глобального изменения климата. 

Влияние изменения климата на Центральную Азию

Несмотря на то, что вклад Центральной Азии в глобальные выбросы парниковых газов едва достигает 2% от общемировой доли, наш регион является одним из самых уязвимых к климатическим изменениям. 

По данным Международного валютного фонда, скорость «нагрева» Центральной Азии превышает общемировые показатели в 2 раза. За последние 30 лет температура повысилась на 1,5 градуса по Цельсию в сравнении с остальной частью планеты (0,7 градуса). 

Данная тенденция ощутимо проявляется в зоне ледников центральноазиатского региона. С 1980-х годов их размеры сократились почти на 30%. На этом фоне с учетом роста рождаемости обеспеченность водой на душу населения стремительно падает. 

В международной классификации страны ЦА находятся на пороге категории «недостаточно обеспеченных» водными ресурсами. 

К 2050 году их сокращение в бассейнах рек Амударья и Сырдарья может привести к падению регионального ВВП на 11%.

В этом контексте, изменение климатических условий может серьёзно сказаться на вероятности и частоте возникновения чрезвычайных ситуаций, став новым экономическим вызовом. 

По оценкам Всемирного банка, такие стихийные бедствия, как землетрясения, оползни, наводнения, сели, засухи, лавины и экстремальные температуры уже ежегодно затрагивают около 3 млн. жителей и обходятся Центральной Азии в 10 млрд. долл. 

К 2050 году около 2,4 млн человек из региона могут быть вынуждены переселиться в зоны менее подверженные последствиям изменения климата. 

Наряду с этим, напряжённость между странами Центральной Азии могут вызвать вопросы дефицита воды, энергетической и продовольственной безопасности.

В этих условиях, одним из приоритетных направлений государственной политики Узбекистана стала борьба с суровыми реалиями климатических изменений.  Наша страна прилагает активные усилия для минимизации последствий глобального потепления, используя многоуровневые комплексные подходы.

Усилия Ташкента на национальном уровне.

В 2017 году Узбекистан стал участником Парижского соглашения. Для его исполнения в 2019 году была разработана Стратегия по переходу на «зеленую» экономику на период 2019-2030 годов, одной из основных задач которой является повышение энергоэффективности экономики и рациональное потребление природных ресурсов.

В 2021 году был подписан Обновленный Национальный план по сокращению выбросов парниковых газов, предусматривающий снижение СО2 на единицу ВВП на 35% к 2030 году от уровня 2010 года. 

Узбекистан активно использует потенциал по развитиювозобновляемых источников энергии. Если в 2021 году в Навои была запущена первая солнечная фотоэлектрическая станция (СЭС), одна из крупнейших в Центральной Азии, то уже в декабре 2023 года были подключены к сети пять СЭС в Самаркандской, Джизакской, Сурхандарьинской, Бухарской и Кашкадарьинской областях, а также ветряная электростанция (ВЭС) в Навоийской области.

В настоящее время ведется работа над 12 проектами по строительству «зеленых» станций и систем хранения энергии совместно с зарубежными компаниями из Саудовской Аравии, ОАЭ, Китя, Франции и Швейцарии. В 2024 году запланировано довести общую мощность ФЭС до 2,6 гигаватта, ВЭС – до 900 мегаватт, запустить устройства для хранения энергии мощностью 400 мегаватт.

Делаются первые практические шаги по реализации проекта производства «зеленого» водорода. В ноябре дан старт его производству в Ташкентской области. 

К 2030 году выработку возобновляемой электроэнергии намечено довести до 40%.

Ведётся работа по адаптации республики к изменению климата. В том числе выполнено 15 проектов Механизма чистого развития в рамках Киотского протокола. На 27% площадей сельскохозяйственных угодий внедрены водосберегающие технологии. До 2030 года запланирована высадка 26,2 тыс. га защитных лесных насаждений, намечен посев высокоурожайных сортов сельхозкультур, стойких к маловодью и засухе.

Большое внимание уделяется минимизации последствий высыхания Аральского моря. В частности, благодаря успешным лесопосадкам площадью 2 млн га на осушённом дне снижается загрязнение воздуха в Приаралье. 

До 2030 года намечено освоение еще 600 тысяч га зеленых площадей и доведение их общего объёма до 80% территории Аральского моря.

Региональное и международное сотрудничество в борьбе с изменением климата

Наряду с национальными усилиями, Узбекистан активно продвигает важные климатические инициативы, нацеленные на консолидацию региона для принятия мер в борьбе с изменением климата. Эти идеи Ташкента из раза в раз находят поддержку среди стран региона.

Так, особое внимание заслуживает Региональная программа «Зелёная повестка» для Центральной Азии, инициированная на 3-й Консультативной встрече глав государств (КВГГ) и положительно встреченная всеми её участниками. На 4-й КВГГ значительным событием стало принятие лидерами пяти стран данной программы. 

Логическим продолжением формирования единой климатической повестки для ЦА стала озвученная в ходе 5-й встречи глав государств инициатива Узбекистана, по разработке Региональной стратегии по вопросам адаптации к изменению климата. 

Кроме того, глава Узбекистана предложил учредить многостороннюю платформу «Центральноазиатский климатический диалог» на уровне министров экологии, призванная стать интегрирующим звеном в ЦА на пути к «зелёному» развитию центральноазиатских стран. 

Наша страна также использует многосторонние международные площадки, актуализируя и привлекая внимание партнёров к климатической проблематике.

Так, в целях трансформации и цифровизации отраслей экономики на октябрьском форуме ОПОП Шавкатом Мирзиеевым предложено разработать Программу «зеленого» развития и создать Фонд «зелёного» финансирования для формирования низкоуглеродной экономики и «чистых» технологий. 

На саммите стран Центральной Азии и Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) глава государства указал на важность реализации совместных проектов в сегменте «зелёной» энергетики. 

В этом ключе конференция ООН по изменению климата стала еще одной платформой, где президент Шавкат Мирзиеев с высокой трибуны вновь обратился к мировому сообществу с призывом к действию и коллективной ответственности человечества в борьбе с изменением климата. Так, было предложено рассматривать проблемы глобального потепления на постоянной основе, в том числе в рамках саммитов «Большой семёрки» и «Большой двадцатки». 

Также лидер страны выступил за скорейшее согласование Глобального рамочного механизма в области адаптации к изменению климата в рамках Парижского соглашения. 

Очевидно, что адаптационные меры будут иметь решающее значение для преодоления существующих и будущих последствий изменения климата. 

При этом, как отметил в ходе своего выступления глава Узбекистана, этот процесс «должен быть справедливым, прозрачным и инклюзивным», «обязательно учитывать интересы развивающихся стран», которые сталкиваются с проблемами недостаточного финансирования, ограниченного доступа к технологиям и знаниям. 

Вместе с тем, привлечение передовых технологий и поддержка в наращивании потенциала являются важнейшим условием построения устойчивого и процветающего будущего. С этой целью Шавкат Мирзиеев предложил создать в регионе Международный экспо-хаб климатических технологий, а также наладить тесный научный обмен для проведения совместных исследований на платформе Климатического научного форума на базе Центральноазиатского университета изучения окружающей среды и изменения климата в Ташкенте, с привлечением ведущих ученых и экспертов зарубежных стран.

Наряду с этим президент озвучил предложение о проведении в Узбекистане в 2024 году двух крупных международных мероприятий.

Первое. Провести совместно с ООН конференцию на тему «Климатическая миграция». Это особенно важно в контексте того, что неблагоприятные климатические условия заставляют людей по всей планете перемещаться, что может привести к нехватке ресурсов, усилению конкуренции за рабочие места и социальной напряжённости. Подсчёты Всемирного банка указывают что, к 2050 году 216 млн человек в 6 регионах Земли могут стать «климатическими беженцами». 

Учитывая данный факт, мероприятие может послужить многосторонней площадкой для комплексного обсуждения рабочих стратегий и выработки долгосрочных эффективных решений по предотвращению будущих последствий климатической миграции. 

Второе. Организовать Молодежную конференцию COP, посвящённую вопросам повышения экологической культуры молодежи, активизации ее участия в природоохранной и экологической деятельности. 

Данный шаг соответствует стратегии ООН «Молодежь-2030», среди приоритетных задач которой определено обеспечение значимого участия молодых людей в процессах формирования политики и принятия решений по вопросам экологической безопасности. 

Также, на мой взгляд, именно молодёжь, подрастающее поколение, следует рассматривать как социальную группу, наиболее заинтересованную в замедлении климатических изменений, что, с одной стороны, привлечёт самых неравнодушных к решению проблемы, с другой стороны, позволит избежать несправедливого и однобокого подхода в принятии решений.

В целом, усилия Узбекистана по вопросам климатической повестки свидетельствуют о том, что наша страна, как субъект международных отношений, готова разделять ответственность за решение общемировых проблем. 

В то же время, выдвинутые Шавкатом Мирзиёевым инициативы показали очевидность того, что для замедления необратимых климатических процессов на Земле потребуется политическая воля, синергия и готовность к компромиссам.  Именно поэтому, в предложениях лидера Узбекистана вновь озвучены призывы к консолидации не только усилий государств региона Центральной Азии, но и всего международного сообщества в борьбе с изменением климата. 

Камила Сабирова 
ведущий научный сотрудник ИСМИ 
при Президенте Республики Узбекистан.