Всего несколько дней остается до всенародного референдума, который будет проведен согласно принятым в марте этого года постановлениям Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса.

Проект закона прошел всенародное обсуждение, в ходе его подготовки было тщательно проанализировано более 400 международных документов, принятых ООН, ОБСЕ, ШОС, ЕС, Организацией тюркских государств и другими международными организациями, конституции почти 190 стран.

В беседе с директором Дипломатической академии при УМЭД доктор политических наук, профессором Абдусаматом Хайдаровым речь шла об изменениях в проекте Конституции в сфере внешнеполитической деятельности нашей страны.

За последние годы в международных отношениях произошли существенные события, которые в той или иной степени затронули интересы практически всех членов мирового сообщества. Хотел узнать Ваше мнение о том, насколько это повлияло на развитие Республики Узбекистан и как это связано с предстоящим обновлением Конституции республики?

— Действительно, за последние два с лишним десятилетия произошли существенные и значимые изменения в международных отношениях и мировой экономике, которые характеризуются возросшей турбулентностью и мало предсказуемостью их развития. Усложнение международных отношений, вызванное усиливающейся напряженностью между ведущими игроками мировой политики на глобальном уровне, конечно же, негативно сказывается на развитии политических процессов и мирохозяйственных связей, воздействует также и на эволюцию внешней политики других членов мирового сообщества. 

Нерешенные региональные проблемы внесли свой негативный вклад в общую картину мировой политики. Одним из таких регионов до недавнего времени оставалась и Центральная Азия. 

По сути усложнение международных отношений оказалось своеобразным вызовом для многих членов мирового сообщества, что требовало новых подходов и поиска оптимальных путей борьбы с этими вызовами на национальном, региональном и глобальном уровнях во имя сохранения благоприятных условий для устойчивого развития.

Понимание этих сложных мировых процессов, выражение интересов укрепления независимости и создания благоприятных условий для устойчивого развития легли в основу курса преобразований всех сторон жизнедеятельности Узбекистана, инициированной Президентом Узбекистана Ш. М. Мирзиёевым в конце 2016 года. За короткий срок была разработана и в феврале 2017 года принята Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг., которая удержала страну от сползания на периферию мировой политики и экономики и послужила основой для реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 гг. 

Эта Стратегия стала логическим продолжением курса создания благоприятных условий для устойчивого развития, что в свою очередь обусловило объективную необходимость проведения нынешней конституционной реформы.

- В республике продолжается курс реформирования всех сфер жизнедеятельности государства, в чем на ваш, Абдусамат Ахатович, взгляд заключается задача внешней политики Узбекистана в данном процессе? 

- Общеизвестно, что целью масштабной программы реформирования и модернизации всех сфер жизнедеятельности общества и государства является обеспечение последовательного повышения уровня благополучия и благосостояния населения страны, что невозможно достичь без устойчивого развития. Отсюда вытекает и основная задача внешней политики нашей республики, которая заключается в создании внешних благоприятных условиях для устойчивого развития страны в столь сложных современных и порой трудно предсказуемых международных отношениях. 

В этой связи Президентом Шавкатом Мирзиёевым поставлена задача по совершенствованию внешнеполитичес­кой стратегии республики, принятия обновленной концепции деятельности в этой сфере и проведения эффективной внешней политики, способной обеспечить необходимые условия для устойчивого развития.

- Расскажите, пожалуйста, об основах современной внешней политики республики, нашли ли они отражение в обновленном проекте Конституции?

- Основные принципы современной внешней политики Узбекистана нашли свое отражение в статьях 17 и 18 проекта обновленной Конституции. В частности, статья 17 гласит, что внешняя политика республики основывается на принципах суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности государств, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств. 

Как отмечается в статье 18, республика осуществляет миролюбивую внешнюю политику, направленную на всемерное развитие двусторонних и многосторонних отношений с государствами и международными организациями.

Исходя из этих основополагающих принципов, Узбекистан стал последовательно прилагать усилия для разрешения многолетних пограничных, территориальных и водно-энергетических проблем с государствами Центральной Азии. Уже с конца 2016 года был запущен новый переговорный процесс по вопросам делимитации и демаркации границ со всеми соседями Узбекистана. К настоящему времени большинство этих вопросов разрешены или находятся в заключительной стадии разрешения.

Примером позитивного решения сложных проблем могут служить результаты визитов Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Кыргызстан и Таджикистан, в ходе которых были решены многолетние разногласия по пограничным вопросам, а также достигнуты договоренности в вопросе строительства Камбаратинской и Рогунской ГЭС с учетом международных норм, применяемых при строительстве такого рода гидротехнических сооружений. 

Значимые успехи достигнуты во взаимоотношениях с Казахстаном и Туркменистаном. Решение отмеченных многолетних проблем в регионе позволило существенно нарастить объемы торговли со странами региона. Так, торговый оборот с Казахстаном за последние годы увеличился в два раза, достигнув 4 миллиардов долларов, а с Кыргызстаном – в восемь раз и составил 1,3 миллиарда долларов. Безусловно, таких подходов Узбекистан придерживается не только со странами Центральной Азии, но и с другими государствами – традиционными партнерами из других регионов мира.

- Из публикаций агентства «Дунё» стало известно, что Дипломатическая академия недавно принимала участие в мероприятиях в Дели, посвященных предстоящему референдуму. Интересно было узнать о том, как оценивают в Индии, а также представители других стран события в Узбекистане, связанные с предстоящим референдумом по проекту обновленной Конституции республики. 

- Дипломатическая академия совместно с Посольством Узбекистана в Дели в середине апреля приняла участие в организации круглого стола, на котором были обсуждены суть и значение конституционной реформы в нашей стране. Индийская пресса в позитивном ключе отмечала предстоящий референдум, подчеркивалась объективная необходимость и своевременность обновления Конституции. 

Наряду с этим Дипломатическая академия приняла участие в международном семинаре на тему: «Центральная Азия: взгляд на Евразию», организованном индийским фондом «Индия-Центральная Азия». В семинаре приняли участие ученые и эксперты стран Центральной и Южной Азии, а также России. На семинаре был сделан доклад, посвященный успешному взаимодействию государств Центральной Азии, где создана новая атмосфера сотрудничества, а также освящены вопросы укрепляющейся межрегиональной взаимосвязанности Центральной и Южной Азии на современном этапе. 

Особое внимание при этом было уделено внешнеполитическим приоритетам нашей страны в увязке с предстоящим обновлением Конституции. Подчеркнуто, что внешняя политика Узбекистана основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права. Хочу также отметить, что в выступлениях представителей Центральной Азии, в частности Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана прозвучали позитивные оценки обновленной внешней политики Президента Ш.М.Мирзиёева, которая позволила снять большинство многолетних проблем в двусторонних отношениях и наладить плодотворное сотрудничество в регионе.

Наряду с этим Дипломатической академией была подготовлена статья «Current Foreign Policy of Uzbekistan and Constitutional Reform», размещенная на сайтах фонда «Индия – Центральная Азия» и индийского информационного агентства "India Blooms". 

Кроме того, пользуясь случаем, хочу отметить, что Дипломатической академией совместно с российским Центром европейско-азиатских исследований и Генеральным консульством нашей страны в Екатеринбурге 20 апреля т.г. был проведен круглый стол, также посвященный референдуму по вопросу обновления Конституции. 

По словам Директора российского Центра европейско-азиатских исследований А.Русакова, референдум по изменению Конституции в Узбекистане закладывает основы формирования страны как настоящего лидера Центральной Азии. Как считает Руководитель Кыргызского Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игорь Шестаков, именно при руководстве Шавкатом Мирзиёевым Узбекистан стал примером для многих стран на постсоветском пространстве. Республика стала определять повестку в СНГ и активно развивать двустороннее сотрудничество.

Вот вкратце перечень недавно прошедших мероприятий, в которых приняла участие Дипломатическая академия при УМЭД МИД Республики Узбекистан, вносящая свою лепту в приложение «мягкой силы» республики, которая носит позитивный характер и направлена на укрепление связей с сопредельными странами и странами, далеко отстоящих от ее границ.

И в заключении хочу сказать, что в целом, курс реформ и внешняя политика Узбекистана, архитектором которой является Президент Шавкат Мирзиёев, нацелены на создание и обеспечение благоприятных условий для устойчивого развития страны в столь сложном и турбулентном мире.

- Благодарю, Абдусамат Ахатович за ваши интересные комментарии, связанные с предстоящим референдумом в нашей стране.

Беседу провел обозреватель УзА Аброр Гулямов.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Веление времени – курс реформ и обновления

Всего несколько дней остается до всенародного референдума, который будет проведен согласно принятым в марте этого года постановлениям Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса.

Проект закона прошел всенародное обсуждение, в ходе его подготовки было тщательно проанализировано более 400 международных документов, принятых ООН, ОБСЕ, ШОС, ЕС, Организацией тюркских государств и другими международными организациями, конституции почти 190 стран.

В беседе с директором Дипломатической академии при УМЭД доктор политических наук, профессором Абдусаматом Хайдаровым речь шла об изменениях в проекте Конституции в сфере внешнеполитической деятельности нашей страны.

За последние годы в международных отношениях произошли существенные события, которые в той или иной степени затронули интересы практически всех членов мирового сообщества. Хотел узнать Ваше мнение о том, насколько это повлияло на развитие Республики Узбекистан и как это связано с предстоящим обновлением Конституции республики?

— Действительно, за последние два с лишним десятилетия произошли существенные и значимые изменения в международных отношениях и мировой экономике, которые характеризуются возросшей турбулентностью и мало предсказуемостью их развития. Усложнение международных отношений, вызванное усиливающейся напряженностью между ведущими игроками мировой политики на глобальном уровне, конечно же, негативно сказывается на развитии политических процессов и мирохозяйственных связей, воздействует также и на эволюцию внешней политики других членов мирового сообщества. 

Нерешенные региональные проблемы внесли свой негативный вклад в общую картину мировой политики. Одним из таких регионов до недавнего времени оставалась и Центральная Азия. 

По сути усложнение международных отношений оказалось своеобразным вызовом для многих членов мирового сообщества, что требовало новых подходов и поиска оптимальных путей борьбы с этими вызовами на национальном, региональном и глобальном уровнях во имя сохранения благоприятных условий для устойчивого развития.

Понимание этих сложных мировых процессов, выражение интересов укрепления независимости и создания благоприятных условий для устойчивого развития легли в основу курса преобразований всех сторон жизнедеятельности Узбекистана, инициированной Президентом Узбекистана Ш. М. Мирзиёевым в конце 2016 года. За короткий срок была разработана и в феврале 2017 года принята Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг., которая удержала страну от сползания на периферию мировой политики и экономики и послужила основой для реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 гг. 

Эта Стратегия стала логическим продолжением курса создания благоприятных условий для устойчивого развития, что в свою очередь обусловило объективную необходимость проведения нынешней конституционной реформы.

- В республике продолжается курс реформирования всех сфер жизнедеятельности государства, в чем на ваш, Абдусамат Ахатович, взгляд заключается задача внешней политики Узбекистана в данном процессе? 

- Общеизвестно, что целью масштабной программы реформирования и модернизации всех сфер жизнедеятельности общества и государства является обеспечение последовательного повышения уровня благополучия и благосостояния населения страны, что невозможно достичь без устойчивого развития. Отсюда вытекает и основная задача внешней политики нашей республики, которая заключается в создании внешних благоприятных условиях для устойчивого развития страны в столь сложных современных и порой трудно предсказуемых международных отношениях. 

В этой связи Президентом Шавкатом Мирзиёевым поставлена задача по совершенствованию внешнеполитичес­кой стратегии республики, принятия обновленной концепции деятельности в этой сфере и проведения эффективной внешней политики, способной обеспечить необходимые условия для устойчивого развития.

- Расскажите, пожалуйста, об основах современной внешней политики республики, нашли ли они отражение в обновленном проекте Конституции?

- Основные принципы современной внешней политики Узбекистана нашли свое отражение в статьях 17 и 18 проекта обновленной Конституции. В частности, статья 17 гласит, что внешняя политика республики основывается на принципах суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности государств, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств. 

Как отмечается в статье 18, республика осуществляет миролюбивую внешнюю политику, направленную на всемерное развитие двусторонних и многосторонних отношений с государствами и международными организациями.

Исходя из этих основополагающих принципов, Узбекистан стал последовательно прилагать усилия для разрешения многолетних пограничных, территориальных и водно-энергетических проблем с государствами Центральной Азии. Уже с конца 2016 года был запущен новый переговорный процесс по вопросам делимитации и демаркации границ со всеми соседями Узбекистана. К настоящему времени большинство этих вопросов разрешены или находятся в заключительной стадии разрешения.

Примером позитивного решения сложных проблем могут служить результаты визитов Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Кыргызстан и Таджикистан, в ходе которых были решены многолетние разногласия по пограничным вопросам, а также достигнуты договоренности в вопросе строительства Камбаратинской и Рогунской ГЭС с учетом международных норм, применяемых при строительстве такого рода гидротехнических сооружений. 

Значимые успехи достигнуты во взаимоотношениях с Казахстаном и Туркменистаном. Решение отмеченных многолетних проблем в регионе позволило существенно нарастить объемы торговли со странами региона. Так, торговый оборот с Казахстаном за последние годы увеличился в два раза, достигнув 4 миллиардов долларов, а с Кыргызстаном – в восемь раз и составил 1,3 миллиарда долларов. Безусловно, таких подходов Узбекистан придерживается не только со странами Центральной Азии, но и с другими государствами – традиционными партнерами из других регионов мира.

- Из публикаций агентства «Дунё» стало известно, что Дипломатическая академия недавно принимала участие в мероприятиях в Дели, посвященных предстоящему референдуму. Интересно было узнать о том, как оценивают в Индии, а также представители других стран события в Узбекистане, связанные с предстоящим референдумом по проекту обновленной Конституции республики. 

- Дипломатическая академия совместно с Посольством Узбекистана в Дели в середине апреля приняла участие в организации круглого стола, на котором были обсуждены суть и значение конституционной реформы в нашей стране. Индийская пресса в позитивном ключе отмечала предстоящий референдум, подчеркивалась объективная необходимость и своевременность обновления Конституции. 

Наряду с этим Дипломатическая академия приняла участие в международном семинаре на тему: «Центральная Азия: взгляд на Евразию», организованном индийским фондом «Индия-Центральная Азия». В семинаре приняли участие ученые и эксперты стран Центральной и Южной Азии, а также России. На семинаре был сделан доклад, посвященный успешному взаимодействию государств Центральной Азии, где создана новая атмосфера сотрудничества, а также освящены вопросы укрепляющейся межрегиональной взаимосвязанности Центральной и Южной Азии на современном этапе. 

Особое внимание при этом было уделено внешнеполитическим приоритетам нашей страны в увязке с предстоящим обновлением Конституции. Подчеркнуто, что внешняя политика Узбекистана основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права. Хочу также отметить, что в выступлениях представителей Центральной Азии, в частности Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана прозвучали позитивные оценки обновленной внешней политики Президента Ш.М.Мирзиёева, которая позволила снять большинство многолетних проблем в двусторонних отношениях и наладить плодотворное сотрудничество в регионе.

Наряду с этим Дипломатической академией была подготовлена статья «Current Foreign Policy of Uzbekistan and Constitutional Reform», размещенная на сайтах фонда «Индия – Центральная Азия» и индийского информационного агентства "India Blooms". 

Кроме того, пользуясь случаем, хочу отметить, что Дипломатической академией совместно с российским Центром европейско-азиатских исследований и Генеральным консульством нашей страны в Екатеринбурге 20 апреля т.г. был проведен круглый стол, также посвященный референдуму по вопросу обновления Конституции. 

По словам Директора российского Центра европейско-азиатских исследований А.Русакова, референдум по изменению Конституции в Узбекистане закладывает основы формирования страны как настоящего лидера Центральной Азии. Как считает Руководитель Кыргызского Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игорь Шестаков, именно при руководстве Шавкатом Мирзиёевым Узбекистан стал примером для многих стран на постсоветском пространстве. Республика стала определять повестку в СНГ и активно развивать двустороннее сотрудничество.

Вот вкратце перечень недавно прошедших мероприятий, в которых приняла участие Дипломатическая академия при УМЭД МИД Республики Узбекистан, вносящая свою лепту в приложение «мягкой силы» республики, которая носит позитивный характер и направлена на укрепление связей с сопредельными странами и странами, далеко отстоящих от ее границ.

И в заключении хочу сказать, что в целом, курс реформ и внешняя политика Узбекистана, архитектором которой является Президент Шавкат Мирзиёев, нацелены на создание и обеспечение благоприятных условий для устойчивого развития страны в столь сложном и турбулентном мире.

- Благодарю, Абдусамат Ахатович за ваши интересные комментарии, связанные с предстоящим референдумом в нашей стране.

Беседу провел обозреватель УзА Аброр Гулямов.