Нововведения Узбекистана в сфере международного арбитража продемонстрированы на первой в истории Узбекской неделе арбитража.

Данное событие позволило Узбекистану продемонстрировать результаты реформ в сфере международного арбитража, в том числе новый закон, основанный на Типовом законе ЮНСИТРАЛ, новый арбитражный регламент и панель арбитров Ташкентского международного арбитражного центра (TIAC) при Торгово-промышленной палате Узбекистана, а также продемонстрировать свои преимущества в качестве площадки для разрешения споров, возникающих в странах СНГ.

Новый Закон Республики Узбекистан «О международном коммерческом арбитраже» вступил в силу 16 августа текущего года после реформ коммерческого законодательства и законов о защите инвесторов, которые также были направлены на развитие арбитража в центральноазиатском государствах и его превращения в региональный центр разрешения споров.

Адхам Икрамов, председатель Торгово-промышленной палаты Узбекистана, сообщил Global Arbitration Review, что недавнее признание ЮНСИТРАЛ данного закона как соответствующего модельному стало «важным этапом» в развитии альтернативного разрешения споров в регионе.

Вскоре после этого с 6 по 10 сентября Министерство юстиции Республики Узбекистан, Торгово-промышленная палата Узбекистана и Ташкентский международный арбитражный центр (TIAC) при Торгово-промышленной палате организовали Узбекскую неделю арбитража, объявленную одним из первых очных событий с начала пандемии.

Данное мероприятие, которое предшествовало Парижской неделе арбитража на одну неделю, дало возможность продемонстрировать не только новый закон, но и новый арбитражный регламент TIAC. Новые правила предназначены специально для администрирования растущего числа споров, связанных с технологиями, для установления передовых процедур, позволяющих решать сложные и потенциально чувствительные задачи, связанные с технологическими данными и доказательствами, которые могут включать коммерческую тайну, а также для обеспечения кибербезопасности.

Правила были составлены редакционным комитетом международных специалистов во главе с Клэр Морел де Вестгавер, партнером Bryan Cave Leighton Paisner в Лондоне, которая охарактеризовала правила как отражение «самых передовых практик арбитража».

TIAC также продемонстрировал реестр в составе 60 ведущих арбитров из разных частей мира, из которого стороны в делах могут (при желании) выбирать членов трибунала, а также реестр молодых специалистов по арбитражу, готовых выполнять функции секретарей трибуналов при рассмотрении дел, находящихся в ведении центра.

Второй реестр предназначен не только для обеспечения эффективного ведения дел в TIAC, но и для открытия карьерных возможностей для молодых специалистов в области арбитража в регионе и к получению ценного опыта, который может помочь им самим стать арбитрами.

Между тем новый «Инструментарий для обеспечения равенства возможностей для обширного круга специалистов» (в том числе для устранения дискриминации по гендерному, социокультурному, этническому, географическому признаку и для предоставления возможностей в сфере арбитража для людей с ограниченными возможностями) включает в себя чек-листы для использования секретариатом TIAC и членами суда в процессе принятия решений. Инструментарий был разработан по инициативе председателя руководящего комитета группы TIAC до 45 лет - Кирстен Тео.

Согласно недавней статье, написанной для GAR's Asia Pacific Review директором TIAC Дианой Байзаковой и другими, альтернативное разрешение споров имеет долгую историю в Узбекистане, где издавна споры традиционно решались старейшинами общества – аксакалами.

В статье говорится, что экспоненциальный рост случаев разрешения споров с помощью механизмов арбитража, которые предоставляются местными учреждениями, побудил ТПП Узбекистана к созданию TIAC, который был учрежден в 2018 году по постановлению Президента страны и официально запущен во время Парижской недели арбитража год спустя.

Тем же постановлением Президента, согласно которому был создан центр, было разрешено привлечение иностранных арбитров, а также разрешение споров в соответствии с законами других юрисдикций, в то время как узбекским судам были предоставлены полномочия собирать доказательства, предоставлять помощь в поддержку арбитража и обеспечивать исполнение арбитражных решений.

С тех пор в TIAC поступило 24 запроса об арбитраже (23 коммерческих спора и один спор в сфере спортивного права), а также два заявления о чрезвычайном арбитре. Все коммерческие дела носили международный характер с участием сторон из Китая, Италии, Казахстана, Молдовы, Нидерландов, Филиппин, России, Сингапура, Турции, а также Узбекистана.

В одном из последних дел, которые рассматривал центр, ни одна из сторон не была из Узбекистана, истец был из России, а ответчик – из Сингапура.

Многие из этих случаев были администрированы TIAC в режиме онлайн из-за строгих ограничений на поездки и карантинных мер, введенных в Узбекистане во время пандемии.

К преимуществам центра относится тот факт, что правительство постановило, что стороны не должны платить НДС за услуги арбитража в TIAC, а иностранные арбитры, которые рассматривают дела, не обязаны уплачивать подоходный налог со своих гонораров. TIAC также не взимает плату за администрирование арбитража, вместо этого он привлекает средства за счет членств, программ обучения и мероприятий, организуемых TIAC (при этом TIAC не получает финансирования от правительства Узбекистана).

Иностранным юристам не требуется лицензии для участия в делах TIAC или перед судами Узбекистана в разбирательствах, связанных с оспариванием арбитражных решений.

Для обеспечения высокого качества своей деятельности в TIAC функционирует арбитражный суд, который осуществляет надзор за делами, утверждает и заменяет арбитров, определяет сумму гонорара арбитров и проверяет решения. Суд состоит из пяти членов:

Станимир Александров из Болгарии, Дирк Де Меулемейстер из Бельгии, Елена Перепелинская из Украины, Айбек Ахмедов из Узбекистана и Илья Путилин из России.

Строгие правила «отсутствия конфликта интересов», выходящие за рамки руководящих принципов Международной ассоциации юристов (IBA) в отношении конфликтов, гарантируют, что члены арбитражного суда и секретариата TIAC и другие сотрудники TIAC не могут выступать в качестве арбитров в делах, администрируемых TIAC в течение срока их службы.

Первая Узбекская неделя арбитража, которую посещали или смотрели онлайн делегаты со всего мира, включала программные выступления заместителя министра юстиции Узбекистана Алишера Каримова, который изложил планы по развитию реформ на сегодняшний день, а также швейцарского арбитра и почетного судьи, профессора Фрибургского университета Пьера Терсье, который рассказал о роли секретарей трибуналов.

Состоялись также заседания по строительным и инфраструктурным спорам, включая споры, возникающие в связи с инициативой Китая «Один пояс, один путь», а также растущее значение спортивного арбитража в преддверии Азиатских юношеских игр в Ташкенте в 2025 году.

Хавар Куреши из Serle Court в Лондоне, член Наблюдательного совета TIAC, который недавно защищал интересы правительства Узбекистана, провел заседание по защите инвестиций и арбитражу. Ян Калиш из «Рыбалкин, Горцунян и партнеры» провел интервью с Кэролин Ламм - партнером White & Case в Вашингтоне, округ Колумбия, еще одним членом Наблюдательного совета TIAC, которая рассказала о кризисе, с которым столкнулся инвестиционный арбитраж, и о важности процедуры аннулирования ICSID.

Также состоялась церемония подписания соглашения о сотрудничестве между Ташкентским государственным юридическим университетом в лице и.о. ректора Исламбека Рустамбекова, Королевским институтом арбитров и TIAC в целях развития образования и обучения кадров в области международного арбитража.

Ярким событием в рамках Узбекской недели арбитража стал концерт Национального симфонического оркестра Узбекистана под управлением дирижера Камолиддина Уринбаева.

Неделя привлекла большое количество специалистов-практиков и ученых высокого уровня. Директор TIAC Диана Байзакова в ходе своего выступления отметила следующее: «Мы благодарны, что наше первое мероприятие было поддержано международными юридическими фирмами GST, Foley Hoag, White & Case, Allen & Overy, Bryan Cave Leighton Paisner и Dentons, а также международными организациями и финансовыми учреждениями, такими как Агентство США по международному развитию (USAID), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Азиатский банк развития (AБР). У нас был отличный состав спикеров на одном из самых первых очных мероприятий по международному арбитражу после кризиса пандемии коронавируса».

 

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Ведущее лондонское издание Global Arbitration Review опубликовало статью о реформах в Узбекистане в сфере международного арбитража

Нововведения Узбекистана в сфере международного арбитража продемонстрированы на первой в истории Узбекской неделе арбитража.

Данное событие позволило Узбекистану продемонстрировать результаты реформ в сфере международного арбитража, в том числе новый закон, основанный на Типовом законе ЮНСИТРАЛ, новый арбитражный регламент и панель арбитров Ташкентского международного арбитражного центра (TIAC) при Торгово-промышленной палате Узбекистана, а также продемонстрировать свои преимущества в качестве площадки для разрешения споров, возникающих в странах СНГ.

Новый Закон Республики Узбекистан «О международном коммерческом арбитраже» вступил в силу 16 августа текущего года после реформ коммерческого законодательства и законов о защите инвесторов, которые также были направлены на развитие арбитража в центральноазиатском государствах и его превращения в региональный центр разрешения споров.

Адхам Икрамов, председатель Торгово-промышленной палаты Узбекистана, сообщил Global Arbitration Review, что недавнее признание ЮНСИТРАЛ данного закона как соответствующего модельному стало «важным этапом» в развитии альтернативного разрешения споров в регионе.

Вскоре после этого с 6 по 10 сентября Министерство юстиции Республики Узбекистан, Торгово-промышленная палата Узбекистана и Ташкентский международный арбитражный центр (TIAC) при Торгово-промышленной палате организовали Узбекскую неделю арбитража, объявленную одним из первых очных событий с начала пандемии.

Данное мероприятие, которое предшествовало Парижской неделе арбитража на одну неделю, дало возможность продемонстрировать не только новый закон, но и новый арбитражный регламент TIAC. Новые правила предназначены специально для администрирования растущего числа споров, связанных с технологиями, для установления передовых процедур, позволяющих решать сложные и потенциально чувствительные задачи, связанные с технологическими данными и доказательствами, которые могут включать коммерческую тайну, а также для обеспечения кибербезопасности.

Правила были составлены редакционным комитетом международных специалистов во главе с Клэр Морел де Вестгавер, партнером Bryan Cave Leighton Paisner в Лондоне, которая охарактеризовала правила как отражение «самых передовых практик арбитража».

TIAC также продемонстрировал реестр в составе 60 ведущих арбитров из разных частей мира, из которого стороны в делах могут (при желании) выбирать членов трибунала, а также реестр молодых специалистов по арбитражу, готовых выполнять функции секретарей трибуналов при рассмотрении дел, находящихся в ведении центра.

Второй реестр предназначен не только для обеспечения эффективного ведения дел в TIAC, но и для открытия карьерных возможностей для молодых специалистов в области арбитража в регионе и к получению ценного опыта, который может помочь им самим стать арбитрами.

Между тем новый «Инструментарий для обеспечения равенства возможностей для обширного круга специалистов» (в том числе для устранения дискриминации по гендерному, социокультурному, этническому, географическому признаку и для предоставления возможностей в сфере арбитража для людей с ограниченными возможностями) включает в себя чек-листы для использования секретариатом TIAC и членами суда в процессе принятия решений. Инструментарий был разработан по инициативе председателя руководящего комитета группы TIAC до 45 лет - Кирстен Тео.

Согласно недавней статье, написанной для GAR's Asia Pacific Review директором TIAC Дианой Байзаковой и другими, альтернативное разрешение споров имеет долгую историю в Узбекистане, где издавна споры традиционно решались старейшинами общества – аксакалами.

В статье говорится, что экспоненциальный рост случаев разрешения споров с помощью механизмов арбитража, которые предоставляются местными учреждениями, побудил ТПП Узбекистана к созданию TIAC, который был учрежден в 2018 году по постановлению Президента страны и официально запущен во время Парижской недели арбитража год спустя.

Тем же постановлением Президента, согласно которому был создан центр, было разрешено привлечение иностранных арбитров, а также разрешение споров в соответствии с законами других юрисдикций, в то время как узбекским судам были предоставлены полномочия собирать доказательства, предоставлять помощь в поддержку арбитража и обеспечивать исполнение арбитражных решений.

С тех пор в TIAC поступило 24 запроса об арбитраже (23 коммерческих спора и один спор в сфере спортивного права), а также два заявления о чрезвычайном арбитре. Все коммерческие дела носили международный характер с участием сторон из Китая, Италии, Казахстана, Молдовы, Нидерландов, Филиппин, России, Сингапура, Турции, а также Узбекистана.

В одном из последних дел, которые рассматривал центр, ни одна из сторон не была из Узбекистана, истец был из России, а ответчик – из Сингапура.

Многие из этих случаев были администрированы TIAC в режиме онлайн из-за строгих ограничений на поездки и карантинных мер, введенных в Узбекистане во время пандемии.

К преимуществам центра относится тот факт, что правительство постановило, что стороны не должны платить НДС за услуги арбитража в TIAC, а иностранные арбитры, которые рассматривают дела, не обязаны уплачивать подоходный налог со своих гонораров. TIAC также не взимает плату за администрирование арбитража, вместо этого он привлекает средства за счет членств, программ обучения и мероприятий, организуемых TIAC (при этом TIAC не получает финансирования от правительства Узбекистана).

Иностранным юристам не требуется лицензии для участия в делах TIAC или перед судами Узбекистана в разбирательствах, связанных с оспариванием арбитражных решений.

Для обеспечения высокого качества своей деятельности в TIAC функционирует арбитражный суд, который осуществляет надзор за делами, утверждает и заменяет арбитров, определяет сумму гонорара арбитров и проверяет решения. Суд состоит из пяти членов:

Станимир Александров из Болгарии, Дирк Де Меулемейстер из Бельгии, Елена Перепелинская из Украины, Айбек Ахмедов из Узбекистана и Илья Путилин из России.

Строгие правила «отсутствия конфликта интересов», выходящие за рамки руководящих принципов Международной ассоциации юристов (IBA) в отношении конфликтов, гарантируют, что члены арбитражного суда и секретариата TIAC и другие сотрудники TIAC не могут выступать в качестве арбитров в делах, администрируемых TIAC в течение срока их службы.

Первая Узбекская неделя арбитража, которую посещали или смотрели онлайн делегаты со всего мира, включала программные выступления заместителя министра юстиции Узбекистана Алишера Каримова, который изложил планы по развитию реформ на сегодняшний день, а также швейцарского арбитра и почетного судьи, профессора Фрибургского университета Пьера Терсье, который рассказал о роли секретарей трибуналов.

Состоялись также заседания по строительным и инфраструктурным спорам, включая споры, возникающие в связи с инициативой Китая «Один пояс, один путь», а также растущее значение спортивного арбитража в преддверии Азиатских юношеских игр в Ташкенте в 2025 году.

Хавар Куреши из Serle Court в Лондоне, член Наблюдательного совета TIAC, который недавно защищал интересы правительства Узбекистана, провел заседание по защите инвестиций и арбитражу. Ян Калиш из «Рыбалкин, Горцунян и партнеры» провел интервью с Кэролин Ламм - партнером White & Case в Вашингтоне, округ Колумбия, еще одним членом Наблюдательного совета TIAC, которая рассказала о кризисе, с которым столкнулся инвестиционный арбитраж, и о важности процедуры аннулирования ICSID.

Также состоялась церемония подписания соглашения о сотрудничестве между Ташкентским государственным юридическим университетом в лице и.о. ректора Исламбека Рустамбекова, Королевским институтом арбитров и TIAC в целях развития образования и обучения кадров в области международного арбитража.

Ярким событием в рамках Узбекской недели арбитража стал концерт Национального симфонического оркестра Узбекистана под управлением дирижера Камолиддина Уринбаева.

Неделя привлекла большое количество специалистов-практиков и ученых высокого уровня. Директор TIAC Диана Байзакова в ходе своего выступления отметила следующее: «Мы благодарны, что наше первое мероприятие было поддержано международными юридическими фирмами GST, Foley Hoag, White & Case, Allen & Overy, Bryan Cave Leighton Paisner и Dentons, а также международными организациями и финансовыми учреждениями, такими как Агентство США по международному развитию (USAID), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Азиатский банк развития (AБР). У нас был отличный состав спикеров на одном из самых первых очных мероприятий по международному арбитражу после кризиса пандемии коронавируса».