Состоялся «круглый стол», посвященный 128-летию известного представителя узбекского национального музыкального искусства, академика, народного артиста Узбекистана Юнуса Раджаби.
В мероприятии, состоявшемся в доме-музее Юнуса Раджаби в Ташкенте, участвовали генеральный директор Узбекского национального центра искусства маком Авазбек Шомуродов, народный хафиз Узбекистана Исроилжон Вахобов, заслуженный артист Узбекистана Гулбахор Эркулова и другие деятели культуры и искусства.
Состоялись искренние беседы с представителями династии Ю. Раджаби. Отмечалось, что композитор, певец и музыкант, академик Юнус Раджаби плодотворно работал в жанре узбекской музыкальной драматургии, создал много мелодий, песен, хоровых произведений.
Юнус Раджаби родился 5 января 1897 года в Ташкенте. Он обучался сначала в медресе, затем в 1919-1922 годах в Туркестанской народной консерватории, в 1934 году - на подготовительных курсах Ташкентского высшего музыкального училища и в 1940-1941 годах - на курсах композиторов в Москве. Трудовую деятельность начал педагогом в музыкальном кружке Самаркандского педагогического университета, работал музыкальным руководителем Самаркандского театра, организатором и художественным руководителем ансамбля народных музыкальных инструментов при Государственном комитете радио Узбекистана, музыкальным руководителем Ташкентского областного Янгиюльского театра музыкальной драмы и комедии.

Юнус Раджаби завоевал широкую популярность в народе своим неповторимым голосом. Песни в его исполнении, восстановленные им старинные узбекские мелодии и песни “Субхидам”, “Ёлгиз”, “Сайкал”, “Сегох”, “Дугох” до сих пор дарят людям удовольствие. Он сочетал пение с композиторской деятельностью, работал в жанре узбекской музыкальной драматургии. На примере народных песен Ю. Раджаби сочинил мелодии к спектаклям “Фарход и Ширин” (1922-1925), “Лейли и Меджнун” (1926), “Рустам” (1933), “Аваз” (1935), “Холисхон”. Создал музыкальные драмы совместно с С. Абдуллой и Чусти “Кучкор Турдиев” (1942), Б. Надеждиным, А. Умари и Уйгуном “Месть” (1941), на произведение К. Яшена “Фархад и Ширин” (1944), совместно с Г. Мушелем на произведение Х. Алимджана “Муканна” (1943), с Б. Зейдманом на произведение Х. Гуляма “Женитьба сына”(1964), с Сайфи Жалилом на произведение Ю. Махсумова “Навои в Астрабаде” (1968). Совместно с Т. Садыковым, Д. Зокировым, Б. Зейдманом была создана опера «Зейнаб и Аман».
Вклад Юнуса Раджаби в узбекское музыкальное наследие чрезвычайно велик. С 1935 года он начал собирать мелодии и песни, макомы. В результате в сборник «Узбекские народные песни», составленного Е. Романовской и А. Акбаровым в 1939 году, включены 29 песен и мелодий, переложенных на мелодии Ю. Раджаби.
В 1955-1959 годах Юнус Раджаби издал пятитомник «Узбекская народная музыка». В него вошла почти тысяча узбекских (некоторые таджикские, уйгурские) мелодий и песен разных жанров, «Бухара Шашмакоми», ташкентские, ферганские макомы, произведения десятков композиторов. В результате многолетней работы с ансамблем «Маком» в 1966-1974 годах Ю. Раджаби подготовил новое шеститомное издание «Шашмаком».
Важным руководством в изучении исполнительской стилистики макомистов стала вышедшая в 1978 году его работа «Взгляд на наше музыкальное наследие».
За большие заслуги в развитии узбекской музыки и песенного искусства Юнус Раджаби был удостоен звания «Народный артист Узбекистана» в 1958 году и Государственной премии республики в 1973 году, а в 1966 году стал действительным членом Академии наук Узбекистана.
Именем Юнуса Раджаби назван ансамбль «Маком» при Госкомтелевидении и радиовещании Узбекистана, Джизакский музыкально-драматический театр, Ташкентское музыкально-педагогическое училище, одна из центральных улиц Ташкента.В 2000 году за большой вклад в развитие узбекской национальной культуры он был награжден орденом “Буюк хизматлари учун”.
На мероприятии участники поделились воспоминаниями, мнениями о наследии, творческом пути, значении произведений Юнуса Раджаби.
Н. Усманова, корр. УзА.