Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в ходе своего выступления на заседании Совета глав государств СНГ выдвинул ряд ключевых инициатив по решению актуальных проблем. В частности, Глава Узбекистана в качестве приоритетных задач в области транспорта обозначил повышение конкурентоспособности транспортных коридоров, гармонизацию технических регламентов и стандартов, проведение согласованной тарифной политики и взаимное предоставление преференций, а также скорейшее возобновление авиасообщения на взаимной основе.

Важно отметить, что Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев, участвуя и выступая на международных форумах высокого и высшего уровня, выдвигает глобальные идеи и инициативы, направленные, с одной стороны на совместное развитие, с другой – на нахождение путей решения ключевых вопросов глобальной и региональной повестки дня. Одним из таких направлений являются вопросы развития транспортно-коммуникационные связей.

В данном контексте следует подчеркнуть, что востребованность и своевременность инициативы Президента Узбекистана заключается в том, что она направлена, во-первых, на комплексное обсуждение наиболее актуальных вопросов в сфере транспорта и логистики на пространстве СНГ, во-вторых, на развитие совместными усилиями международных транспортных коридоров в рамках «Север-Юг» и «Восток-Запад», являющимися важными направлениями для перевозок товаров и продукции по более короткому и экономичному маршруту между странами Азии и Европы, в-третьих, на выработку новых мер и предложений для укрепления транспортно-транзитного потенциала стран СНГ.

Следует подчеркнуть, что страны СНГ, находясь в обширном евразийском пространстве, владеют уникальными возможностями для участия в мировых процессах транспортно-коммуникационного взаимодействия, учитывая, что пространство СНГ выступает в качестве глобального транспортно-коммуникационного соединения между Западом и Востоком.

На сегодняшний день на пространстве СНГ укрепление сотрудничества в транспортной сфере выступает в качестве важного инструмента развития социальных и экономических отношений, а также способствует свободному перемещению товаров и услуг и улучшению условий и качества жизни населения. 

В данном направлении между государствами Содружества за годы сотрудничества проделана огромная работа, в частности, сформирована правовая база функционирования транспорта, обеспечивающая межгосударственное регулирование транспортной деятельностисозданы органы отраслевого сотрудничества СНГ, а также проводится скоординированная транспортная политика, направленная на решение отдельных задач общетранспортного характера и развитие отдельных видов транспорта.

Несмотря на это, в настоящее время уровень транспортного взаимодействия в СНГ используется не в полной мере, по-прежнему сохраняются некоторые проблемные вопросы. Например, доля транспортных затрат в себестоимости продукции при перевозках грузов между государствами-участниками СНГ составляет 20-25%.

Кроме того, обеспечение растущего спроса на качественные услуги, прежде всего на международные перевозки пассажиров и грузов, происходит на фоне «старения» подвижного состава, недостаточных темпов его обновления, а также накопленного отставания в области внедрения транспортно-логистических технологий. 

Проблемы в развитии транспорта в СНГ также обостряются из-за существующих инфраструктурных ограничений, недостаточного объема финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов развития транспортной системы, дефицита высококвалифицированных специалистов, а также наличия различного рода фискально-административных и технических барьеров, что не позволяет эффективно реализовывать внешнеторговый и транзитный потенциал региона СНГ.

Важно отметить и то, что из-за пандемии коронавируса, авиакомпании практически всех стран мира потерпели убытки, негативно отразившиеся на состоянии национальных экономик. По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта, авиакомпании мира в этом году потеряют 118 миллиардов долларов, в 2021 году – около 
38 миллиардов долларов. Данные тенденции свидетельствует об актуализации скорейшего возобновления авиасообщения во всех регионах мира, в том числе на пространстве СНГ. 

В таких условиях, реализация инфраструктурных проектов и инициирование новых предложений для расширения и углубления транспортного сотрудничества приобретают особую актуальность для придания нового импульса развития экономических отношений на пространстве СНГ. 

В период председательства Узбекистана в 2020 года в СНГ в данном направлении проведена системная работа. Так, Узбекистан в качестве председателя СНГ инициировал принятие ряда стратегических документов в транспортной сфере, среди которых решение Совета глав правительств СНГ «О Приоритетных направлениях сотрудничества государств-участников СНГ в сфере транспорта на период до 2030 года», План мероприятий по реализации Стратегии обеспечения транспортной безопасности на территориях государств-участников СНГ при осуществлении перевозок в международном сообщении на период 2020-2025 годы, Концепция дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации и др.

Реализация намеченных приоритетных задач в указанных стратегических документах в перспективе окажет существенное содействие в совершенствовании нормативно-правового обеспечения сотрудничества в области транспорта, повышения эффективности реализации транзитного потенциала государств-участников СНГ, развития на пространстве СНГ международных транспортных коридоров, повышения эффективности согласованной тарифной политики в области международных железнодорожных перевозок и реализации скоординированной политики в области транспортной безопасности, а также решению проблемных вопросов в данной сфере. 

В настоящее время интенсификация транспортного сотрудничества на пространстве СНГ возможна за счет формирования новых транспортных коридоров. Например, железная дорога «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» может стать одним из важных звеньев перспективных транспортных коридоров, что позволит открыть новые рынки сбыта продукции, осуществлять перевозку грузов из Китая через Кыргызстан и Узбекистан в страны Восточной Европы и Ближнего Востока, а также обеспечить выход к международным морским портам для географически замкнутых государств Центральной Азии. По оценкам экспертов, на сегодняшний день более 90% грузовых перевозок в межконтинентальной торговле между Азией и Европой осуществляется морским путём. 

Данный проект также предоставит возможность странам СНГ интенсифицировать контейнерные перевозки по маршруту Китай-Европа. В условиях пандемии коронавируса через данный маршрут объёмы контейнерных перевозок увеличились. Так, за девять месяцев т.г. перевозки контейнеров по маршруту Китай-Европа составили 388 тысяч единиц (рост на 61% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года).

Все это вызывает необходимость консолидации усилий в данном направлении с участием стран СНГ. Несомненно, эффективное использование транспортно-коммуникационных систем стран СНГ обеспечит кратчайшие маршруты между Европой и Азией, выход к рынкам и морским путям Ближнего и Среднего Востока, Китая, России и стран Европы.

Таким образом, инициатива Главы нашего государства позволит, во-первых внести большой вклад в создание благоприятных условий для долгосрочного и многостороннего сотрудничества по формированию региональной транспортно-коммуникационной системы стран Содружества и активизации усилий по выработке новых проектов в сфере транспорта и логистики, во-вторых, формированию общего транспортного пространства СНГ, в-третьих, повышению конкурентоспособности международных транспортных коридоров, проходящих через территории государства Содружества.

Фаррух Жураев, 

Эксперт ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
В Год председательства Узбекистана в СНГ особое внимание уделяется развитию транспортного сотрудничества

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в ходе своего выступления на заседании Совета глав государств СНГ выдвинул ряд ключевых инициатив по решению актуальных проблем. В частности, Глава Узбекистана в качестве приоритетных задач в области транспорта обозначил повышение конкурентоспособности транспортных коридоров, гармонизацию технических регламентов и стандартов, проведение согласованной тарифной политики и взаимное предоставление преференций, а также скорейшее возобновление авиасообщения на взаимной основе.

Важно отметить, что Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев, участвуя и выступая на международных форумах высокого и высшего уровня, выдвигает глобальные идеи и инициативы, направленные, с одной стороны на совместное развитие, с другой – на нахождение путей решения ключевых вопросов глобальной и региональной повестки дня. Одним из таких направлений являются вопросы развития транспортно-коммуникационные связей.

В данном контексте следует подчеркнуть, что востребованность и своевременность инициативы Президента Узбекистана заключается в том, что она направлена, во-первых, на комплексное обсуждение наиболее актуальных вопросов в сфере транспорта и логистики на пространстве СНГ, во-вторых, на развитие совместными усилиями международных транспортных коридоров в рамках «Север-Юг» и «Восток-Запад», являющимися важными направлениями для перевозок товаров и продукции по более короткому и экономичному маршруту между странами Азии и Европы, в-третьих, на выработку новых мер и предложений для укрепления транспортно-транзитного потенциала стран СНГ.

Следует подчеркнуть, что страны СНГ, находясь в обширном евразийском пространстве, владеют уникальными возможностями для участия в мировых процессах транспортно-коммуникационного взаимодействия, учитывая, что пространство СНГ выступает в качестве глобального транспортно-коммуникационного соединения между Западом и Востоком.

На сегодняшний день на пространстве СНГ укрепление сотрудничества в транспортной сфере выступает в качестве важного инструмента развития социальных и экономических отношений, а также способствует свободному перемещению товаров и услуг и улучшению условий и качества жизни населения. 

В данном направлении между государствами Содружества за годы сотрудничества проделана огромная работа, в частности, сформирована правовая база функционирования транспорта, обеспечивающая межгосударственное регулирование транспортной деятельностисозданы органы отраслевого сотрудничества СНГ, а также проводится скоординированная транспортная политика, направленная на решение отдельных задач общетранспортного характера и развитие отдельных видов транспорта.

Несмотря на это, в настоящее время уровень транспортного взаимодействия в СНГ используется не в полной мере, по-прежнему сохраняются некоторые проблемные вопросы. Например, доля транспортных затрат в себестоимости продукции при перевозках грузов между государствами-участниками СНГ составляет 20-25%.

Кроме того, обеспечение растущего спроса на качественные услуги, прежде всего на международные перевозки пассажиров и грузов, происходит на фоне «старения» подвижного состава, недостаточных темпов его обновления, а также накопленного отставания в области внедрения транспортно-логистических технологий. 

Проблемы в развитии транспорта в СНГ также обостряются из-за существующих инфраструктурных ограничений, недостаточного объема финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов развития транспортной системы, дефицита высококвалифицированных специалистов, а также наличия различного рода фискально-административных и технических барьеров, что не позволяет эффективно реализовывать внешнеторговый и транзитный потенциал региона СНГ.

Важно отметить и то, что из-за пандемии коронавируса, авиакомпании практически всех стран мира потерпели убытки, негативно отразившиеся на состоянии национальных экономик. По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта, авиакомпании мира в этом году потеряют 118 миллиардов долларов, в 2021 году – около 
38 миллиардов долларов. Данные тенденции свидетельствует об актуализации скорейшего возобновления авиасообщения во всех регионах мира, в том числе на пространстве СНГ. 

В таких условиях, реализация инфраструктурных проектов и инициирование новых предложений для расширения и углубления транспортного сотрудничества приобретают особую актуальность для придания нового импульса развития экономических отношений на пространстве СНГ. 

В период председательства Узбекистана в 2020 года в СНГ в данном направлении проведена системная работа. Так, Узбекистан в качестве председателя СНГ инициировал принятие ряда стратегических документов в транспортной сфере, среди которых решение Совета глав правительств СНГ «О Приоритетных направлениях сотрудничества государств-участников СНГ в сфере транспорта на период до 2030 года», План мероприятий по реализации Стратегии обеспечения транспортной безопасности на территориях государств-участников СНГ при осуществлении перевозок в международном сообщении на период 2020-2025 годы, Концепция дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации и др.

Реализация намеченных приоритетных задач в указанных стратегических документах в перспективе окажет существенное содействие в совершенствовании нормативно-правового обеспечения сотрудничества в области транспорта, повышения эффективности реализации транзитного потенциала государств-участников СНГ, развития на пространстве СНГ международных транспортных коридоров, повышения эффективности согласованной тарифной политики в области международных железнодорожных перевозок и реализации скоординированной политики в области транспортной безопасности, а также решению проблемных вопросов в данной сфере. 

В настоящее время интенсификация транспортного сотрудничества на пространстве СНГ возможна за счет формирования новых транспортных коридоров. Например, железная дорога «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» может стать одним из важных звеньев перспективных транспортных коридоров, что позволит открыть новые рынки сбыта продукции, осуществлять перевозку грузов из Китая через Кыргызстан и Узбекистан в страны Восточной Европы и Ближнего Востока, а также обеспечить выход к международным морским портам для географически замкнутых государств Центральной Азии. По оценкам экспертов, на сегодняшний день более 90% грузовых перевозок в межконтинентальной торговле между Азией и Европой осуществляется морским путём. 

Данный проект также предоставит возможность странам СНГ интенсифицировать контейнерные перевозки по маршруту Китай-Европа. В условиях пандемии коронавируса через данный маршрут объёмы контейнерных перевозок увеличились. Так, за девять месяцев т.г. перевозки контейнеров по маршруту Китай-Европа составили 388 тысяч единиц (рост на 61% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года).

Все это вызывает необходимость консолидации усилий в данном направлении с участием стран СНГ. Несомненно, эффективное использование транспортно-коммуникационных систем стран СНГ обеспечит кратчайшие маршруты между Европой и Азией, выход к рынкам и морским путям Ближнего и Среднего Востока, Китая, России и стран Европы.

Таким образом, инициатива Главы нашего государства позволит, во-первых внести большой вклад в создание благоприятных условий для долгосрочного и многостороннего сотрудничества по формированию региональной транспортно-коммуникационной системы стран Содружества и активизации усилий по выработке новых проектов в сфере транспорта и логистики, во-вторых, формированию общего транспортного пространства СНГ, в-третьих, повышению конкурентоспособности международных транспортных коридоров, проходящих через территории государства Содружества.

Фаррух Жураев, 

Эксперт ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан