Индия традиционно рассматривается Узбекистаном в качестве близкого, стратегического партнера, сотрудничество с которым в последнее время приобретает многоплановый и долгосрочный характер.
Два государства в этом году отмечают 29 лет успешного партнерства. Индия в числе первых стран признала независимость Узбекистана.
Сегодня отношения между Ташкентом и Нью-Дели, базирующиеся на принципах доверия и взаимного учета интересов, развиваются по восходящей траектории. Наибольшего развития они достигли с 2017 года. Начиная с этого периода узбекско-индийское стратегическое партнёрство поднялось на качественно новый уровень. Во многом этому способствует интенсивность политических контактов на высшем уровне.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев дважды посетил Индию в 2018 и в 2019 годах. Кроме того, между лидерами двух стран сложилась хорошая традиция проведения встреч «на полях» площадок международных организаций. Глава Узбекистана встречался с Премьер-министром Индии в ходе саммитов ШОС в Астане и Циндао. В этом плане узбекско-индийский виртуальный саммит, состоявшийся в декабре 2020 года, стал очередным знаменательным событием, задающим тон в современной парадигме двусторонних отношений.
Значимую роль в стратегическом сближении Узбекистана и Индии также играет схожесть позиций сторон по многим актуальным вопросам международной и региональной повестки, что позволяет находить точки соприкосновения интересов двух стран по широкому спектру направлений практического взаимодействия в политической, экономической, научно-технологической, культурно-гуманитарной, здравоохранительной сферах.
Взаимный интерес к дальнейшему развитию и углублению сотрудничества между Узбекистаном и Индией также обусловливает растущая активность стран в международных и региональных организациях.
В частности, узбекская сторона поддерживает стремление Индии получить статус постоянного члена Совета Безопасности ООН. В этом контексте следует отметить, что стороны занимают принципиальную позицию в противостоянии таким угрозам и вызовам, как терроризм и экстремизм, наркобизнес и другие преступления транснационального характера, непосредственно влияющих на безопасность, процветание и устойчивое развитие международного сообщества. Ташкент также принимал активное участие практически во всех мероприятиях, проводимых в рамках председательства Нью-Дели в Совете глав правительств Шанхайской организации сотрудничества.
Ещё одним важным направлением сотрудничества является Афганистан. Индия и Узбекистан заинтересованы в восстановлении мирной экономики и вносят значительный вклад в социально-экономическую стабилизацию этой страны.
Сегодня такие проекты в сфере транспорта и энергетики, как железная дорога «Хайратон – Мазари-Шариф», ЛЭП «Сурхан – Пули-Хумри», реализуются узбекской стороной, тогда как трассы «Зарандж – Диларам», «Спин-Булдак – Кандагар» и «Кандагар – Кабул», дамбы Салма и Шахтут, осуществляются Индией.
Особое внимание Ташкент и Нью-Дели также уделяют вопросу образования афганских граждан. Наглядным подтверждением этому служит открытие в городе Термез Образовательного центра для обучения афганской молодежи по 17 направлениям высшего и 16 - среднего специального, профессионального образования. Индия в свою очередь оказывает содействие в создании в Кандагаре Афганского национального университета сельскохозяйственных наук и технологий. Ежегодно эта страна выделяет 1000 стипендий для обучения афганских студентов в своих вузах.
Подобные усилия сторон, несомненно, станут важным вкладом в переводе афганской экономики на рельсы восстановления и установлении долгосрочного мира на афганской земле, в чём весьма заинтересованы Ташкент и Нью-Дели.
Ведь именно территория Афганистана может служить наземным мостом, соединяющим Узбекистан с Индией, предоставив возможность в налаживании совершенно нового транспортно-транзитного коридора между Южной и Центральной Азией.
Ташкент и Нью-Дели заинтересованы в выстраивании взаимосвязанности Центральной и Южной Азии, поддерживают реализацию трансафганских магистралей. В частности, Узбекистан и Индия участвуют в Ашхабадском соглашении, в проекте транспортного коридора «Север-Юг», где ключевую роль играет строительство ж/д Мазари-Шариф – Герат с выходом к порту Чобахар в Иране.
Введение в эксплуатацию этих транспортных узлов, а также осуществляемый Индией международный транспортно-коммуникационный проект «Север-Юг», несомненно создадут благоприятные предпосылки для полноценного задействования всего имеющегося потенциала сотрудничества, в том числе интенсификации торгово-экономических обменов между двумя регионами.
Кроме того, Узбекистан продвигает проект трансафганской желеной дороги Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар, который в перспективе может быть связан с транспортно-коммуникационными системами Индии, укрепить взаимосвязанность Южной и Центральной Азии, стать важным фактором обоюдовыгодного сотрудничества между странами, а также устойчивого развития двух регионов.
В этом контексте следует отметить, что несмотря на географическую удалённость Узбекистана и Индии, а также влияние пандемии коронавируса на экономики двух стран и нарушение бесперебойности глобальных цепочек поставок, по итогам 2020 года уровень товарооборота между ними достиг отметки в 442,6 миллионов долларов, превысив данный показатель 2019 года на 87 миллионов долларов (рост в 20%).
Ещё одним направлением, показывающим позитивную динамику развития узбекско-индийских отношений, становится налаживание практики прямого сотрудничества регионов двух стран. В этом плане обращает на себя внимание взаимодействие между Андижанской областью Узбекистана и штатом Гуджарат, где совместно с индийскими компаниями уже реализуются 9 проектов на 84 миллиона долларов.
С этой точки зрения, также весьма перспективными выглядят планы сторон по заключению двустороннего инвестиционного договора, который призван способствовать продвижению и защите инвестиций.
Особого внимания заслуживает и тот факт, что индийская сторона подтвердила одобрение кредитной линии в размере 448 миллионов долларов для четырех проектов развития в Узбекистане в области строительства дорог, очистки сточных вод и информационных технологий.
При этом начата работа по использованию потенциала свободных экономических зон двух стран, в том числе узбекско-индийской свободной фармацевтической зоны в Андижанской области.
Узбекистан заинтересован в дальнейшем углублении кооперации с Индией в наукоемких сферах, которая является одним из мировых лидеров в сфере инфокоммуникаций и технологий, занимает доминирующее положение на мировом рынке программирования и ИТ-аутсорсинга, что имеет большое прикладное значение для нашей страны.
За прошедшие годы индийская сторона внесла значительный вклад в рост сектора инфокоммуникаций и технологий. В 2019 году сформирован Совместный комитет по сотрудничеству в области науки и технологий. С июля того же года развивается Ташкентский Технопарк в сотрудничестве с Обществом парков программных технологий Индии. При этом только за последние 3 года количество совместных предприятий в сфере ИКТ утроилось.
В то же время, развитие событий в глобальной экономике показывает, что Узбекистану нужны новые, современные схемы и модели партнерства как на двусторонней основе, так и в многостороннем формате. Это позволит реагировать на изменения ситуации в мировой экономике, формировать новые экономические центры, повсеместно внедрять инновации и цифровые технологии. Все это требует определенного переосмысления характера нашего сотрудничества, обновления его стратегической парадигмы, выхода на новые перспективные направления.
В этом контексте, проекты по расширению взаимосвязанности Центральной и Южной Азии, в т.ч. через развитие цифровой экономики и ускорение устойчивого экономического сотрудничества между странами двух регионов становятся одним из актуальных направлений сотрудничества. Узбекистан надеется на активное партнерство с Индией по проекту создания платформы ШОС для взаимодействия агентств информационных технологий двух стран. Реализация данной инициативы актуальна для обеспечения присутствия Индии и Узбекистана в цифровом пространстве ШОС.
Принимая во внимание, что Индия имеет третью по величине «экосистему» стартапов в мире и создала прочную и динамичную среду для развития стартапов, интересен опыт страны в этой сфере. С учетом этого, создание совместной рабочей группы по стартапам и инновациям могло бы способствовать изучению индийского опыта в этой сфере.
Пандемия COVID-19 также показала, что в борьбе с распространением инфекционных болезней необходимо международное сотрудничество. Это актуализирует предложение Индии сформировать группу экспертов по медицине в рамках ежегодного совещания министров здравоохранения стран ШОС для изучения эффективных и недорогих способов лечения людей.
Большое внимание обеими странами уделяется развитию сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере. Так, Индия намерена принять участие в реализации проекта по сохранению буддистского наследия в Сурхандарьинской области (комплексы Фаязтепа и Каратепа в Термезе). Имплементация данной инициативы важна с точки зрения общности исторической взаимосвязанности двух стран.
Складывается высокая динамика развития сотрудничества обеими странами в области образования и технологий. В Ташкенте и Андижане функционируют филиалы университетов Амити и Шарда, а также обсуждаются вопросы открытия филиалов других индийских ВУЗов. Узбекская сторона высоко оценивает оказываемое правительством Индии содействие в сфере подготовки специалистов по линии программы Индийского технико-экономического сотрудничества (ITEC). Сегодня количество прошедших обучение по основным направлениям в рамках данной программы составляет более 2400 человек.
С учётом этих факторов, можно с уверенностью отметить, что за прошедшие 29 лет узбекско-индийские связи приобрели во многом новую динамику, вышли на следующий уровень стратегического партнёрства. Ташкент и Нью-Дели взаимодействуют в конкретных делах по обеспечению интересов – как обоюдных, так и каждого из партнеров. Это создает необходимые условия и предпосылки для углубления не только двустороннего сотрудничества Индии и Узбекистана, но и расширения взаимодействия Центральноазиатского региона со странами Южной Азии.
Алишер Кадыров,
Руководитель отдела Института
Стратегических и межрегиональных
исследований при Президенте Республики Узбекистан